Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Способы активации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков


Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Арсеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Автор : Зайцева Анна Владимировна –
Учитель технологии,
I квалификационной категории
г. Арсеньев
В современном образовательном процессе основной организационной формой передачи знаний, умений, навыков является урок. Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя, это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития. Прежде всего, учитель должен помнить, что урок для особенных детей и обычные педагогические технологии могут оказаться бездейственными. Подготовка урока в школе VIII вида – ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога.
Любой урок, даже самый простой по своей структуре, представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое звено урока в школе VIII вида предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.
Важное коррекционное значение этого процесса состоит в выявлении и учете нереализованных познавательных возможностей учащихся. Из-за неравномерной деятельности учащихся на уроке огромное значение для учителя имеет знание фаз работоспособности ученика. У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
Урок может проводиться в традиционной и нетрадиционной форме. При традиционной форме учащийся, как правило, является пассивным объектом обучения. В этом есть свои плюсы и минусы.  Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. 
По своему назначению он может быть:
урок изучения нового учебного материала
урок совершенствования знаний, умений и навыков
урок обобщения и систематизации
комбинированный урок
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Перечисленные типы урока в «чистом» виде в школьной практике встречаются редко. Как правило, в ходе отдельных уроков осуществляются сразу все функции, причем доминирует только одна, например ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Остальные функции носят вспомогательный характер, например проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы урока.
Нетрадиционный урок –
предполагает импровизированное учебное занятие со свободной структурой. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности учащихся на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
Такие уроки появились как своего рода “ответ” учителей на ситуацию снижения интереса учащихся к занятиям. На этих уроках учащиеся развиваются в личностно – ориентированном образовании. Оно помогает ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии и т. д.
Нетрадиционные уроки в моей работе занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При разработке уроков я преследую определённые цели, реализую их в конкретных формах.
Например:
– развитие осмысленного отношения к знаниям: урок-защита знаний, урок - защита идей, урок-встреча.
– становление творческих способностей учащихся: урок-сказка, урок-бенефис, урок-творчество.
– расширение кругозора: урок -экскурсия, урок -путешествие.
– развитие нестандартных умений учебной работы: парный опрос, работа в группах, экспресс- опрос.
– стимулирование познавательного интереса: урок-КВН, урок “Что? Где? Когда?”, урок-викторина.
Для педагога нетрадиционная форма урока - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
При проведении отрытых уроков нетрадиционная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала. Занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками.
Актуальность такой работы, по моему мнению, выражается в создании условий для самореализации личности учащегося, повышение статуса ученика, значимости его личных вкладов в решении общих задач. Использование на уроках нетрадиционных форм работы приносит свои результаты:
- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.
- меняется характер взаимоотношения между учащимися.
- растёт самокритичность.
- формируются навыки учебного делового общения.
Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают мне создать урок более увлекательным.
Использование рассматриваемой мною новации определяет главное в нетрадиционном уроке.
- отказ от шаблона, от рутины в проведении.
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность. Различные формы групповой работы.
- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
- развитие функции общения.
- скрытая дифференциация учащегося по учебным возможностям, способностям и склонностям.
В период работы с 2011 по 2014 годы
мною были проведены открытые уроки:
2011 г. Урок в 7 классе по теме « Пижама. Ориентировка по образцу, крою. Швы, применяемые при пошиве, отделка»
2012 г. Урок в 8 классе по теме « Цельнокроеное платье. Обобщение знаний»
2013 г. Урок в 9 классе по теме « Этапы производства одежды на швейной фабрике»
2014 г. Урок - викторина в 9 классе «Путешествие по морям профессий»
2014 г. Урок - сказка в 4 классе по теме « Выполнение работы в технике оригами « Рыбки в аквариуме»»
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм урока.
Нетрадиционные формы урока:
ролевые игры;
урок-спектакль;
исполнение сказочного сюжета;
смотр знаний;
урок фантазирования;
урок-игра;
деловая игра;
3495675195580урок-зачет;
урок взаимообучения;
урок-путешествие;
круглый стол или конференция;
урок-состязание;
урок взаимообучения;
урок открытых мыслей;
урок-восхождение;
урок-соревнование;
урок-диалог;
урок-КВН;
мозговая атака;
урок-викторина;
игра "Следствие ведут знатоки";
актуальное интервью;
аукцион знаний;
имитационно-ролевое моделирование;
урок-диспут;
моделирование мышления учащихся;
урок-турнир;
ролевая деловая игра;
урок-эврика;
урок-лекция;
игра "Волшебный конверт";
межпредметный интегрированный урок;
урок-конкурс;
урок творчества;
лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.
Изученные мною материалы:
Е. Е. Гугучкина. «Нестандартные уроки в начальной школе.» – Издательство “Учитель” 2000 г.
С.В. Кульневич. «Нетрадиционные уроки в начальной школе.» – Издательство “Учитель” - 2часть, 2002 г.
Журнал «Справочник классного руководителя».- Издательство: ЗАО “МЦФЗР” 2012 г.
Кепп Т.А, статья « Нетрадиционные формы проведения уроков». Журнал «Начальная школа». – Издательский дом “Первое сентября”, 2009 г.
Публикация на тему « Нетрадиционные формы урока».
Автор статьи Андрей Нестеров :: 1.05.2011 
-163830766445
Приложение № 2
Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2010 – 2011 уч.г.
№ Ф.И. учащегося
6 – а кл 1ч. 2ч. 3ч. 4ч. год
1 Гудкова Олеся 3 4 4 4 4
2 Гуськова Олеся 3 3 3 4 3
3 Митрофанова 5 5 5 5 5
4 Пинчук Света 4 4 4 4 4
5 Рогова Оля 4 4 4 4 4
Средний бал 3,8 4 4 4.2 4
Качество знаний 60 80 80 100 80
Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2011 – 2012 уч.г.
№ Ф.И. учащегося
7 – а кл 1ч. 2ч. 3ч. 4ч. год
1 Гудкова Олеся 4 4 4 4 4
2 Гуськова Олеся 3 3 4 4 4
3 Митрофанова 5 5 5 5 5
4 Пинчук Света 4 4 5 4 4
5 Рогова Оля 4 4 4 4 4
Средний бал 4 4 4,4 4.2 4.2
Качество знаний 80 80 100 100 100
Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2012 – 2013 уч.г.
№ Ф.И. учащегося
8 – а кл 1ч. 2ч. 3ч. 4ч. год
1 Гудкова Олеся 4 н/а 4 4 4
2 Гуськова Олеся 4 3 3 4 4
3 Митрофанова 5 5 5 5 5
4 Пинчук Света 5 4 4 4 4
5 Рогова Оля 4 4 4 5 4
Средний бал 4,4 4 4 4.4 4
Качество знаний 100 75 80 100 100
Итоги успеваемости учащихся за период обучения 2013 – 2014 уч.г.
№ Ф.И. учащегося
9 – а кл (2013 – 14) 1ч. к/ртест 2ч. к\рТест1/2 1/2
1 Гудкова Олеся 4 4 - 4 - 3 4
2 Гуськова Олеся 4 - - 4 - - 4
3 Митрофанова 5 5 5 5 5 5 5
4 Пинчук Света 4 4 5 5 4 5 4.5
5 Рогова Оля 5 5 4 5 5 4 5
Средний бал 4,4 4,5 4.6 4,6 4,6 4.3 4,5
Качество знаний 100 100 100 100 100 75 100
1127125309245
1020634-380905