Конспект урока по обществознанию на тему Правоохранительные органы


Обществознание  9 класс . Тема «Правоохранительные органы»
Цель урока:
Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.
Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.
Оборудование:  мультимедийная  установка,  ИКТ – ресурсы.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:  Ребята  несколько уроков назад мы начали изучать с вами главу 2 «Право , включающую в себя достаточное количество правовой информации, а на предыдущих уроках нами были изучены темы «Правоотношения и юридическая ответственность». Исходя из этого, группе  учеников  нашего  класса было дано задание,  провести исследование  в виде социологического опроса, предметом изучения  которого  являлось решение проблемных ситуаций в сфере правовых отношений. Участниками исследования  были предложены жизненные ситуации, в  которых нужно было принять собственное решение. Респондентам задавались следующие  вопросы.
Представьте себе такую ситуацию. Вам предстоит разрешить  имущественный  спор с соседями  о возмещении расходов на ремонт затопленной  квартиры. Куда вы обратитесь в данной ситуации?
Куда вы обратитесь  для  передачи в наследство  сыну  квартиры, оставленной бабушкой?
 Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая  вечером деньги с банкомата,  вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы поступите?
Куда предпочитают обращаться большинство граждан, если возникают проблемы? Как же отвечали участники  исследования?
Учитель:   Давайте прокомментируем полученный результат и попрошу я  в этом поучаствовать тех,  кто не принимал участия в исследовании и видит его впервые.
Слайд 2. 1 проблема
Слайд 3. 2 проблема
Слайд 4. 3 проблема
Учитель:  Куда большинство  граждан  предпочли обратиться в сложившихся ситуациях?
Ученик:  Большинство респондентов предпочли обратиться в суд и милицию, адвокатуру, а также нотариат.
Учитель:   Что объединяет все эти учреждения?
Ученик: Все эти учреждения помогают людям в решении проблемных ситуаций в сфере правоотношений.
Учитель:  Как называются все эти учреждения?
Ученик:  Правоохранительные  органы.
Учитель:   Итак,  ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Ученик:  Правоохранительные  органы.
Учитель:   Конечно, же,  вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Правоохранительные органы»
Слайд 5.
2. Актуализация знаний.
Учитель:  Первое знакомство с правоохранительными органами  вы осуществляли в  7 классе. Давайте вспомним, какие правоохранительные органы вами были изучены?  (учащиеся называют)
Слайд 6.  (Виды правоохранительных органов)
Учитель:  А что бы вы ещё хотели узнать сегодня на уроке? Каких знаний вам недостаточно  по теме «Правоохранительные органы»?
(Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым формулируя учебную задачу урока.)
3.Постановка учебной задачи.
Учитель:  Молодцы ребята! Вы самостоятельно сформулировали задачи сегодняшнего урока. Нам с вами  действительно предстоит
Слайд 7.
1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.
2. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.
4.Этап открытия новых знаний.
Учитель:   Для того, чтобы нам ответить на поставленные вопросы сегодня мы будем работать с таблицей «Функции правоохранительных органов»
Слайд  8.
«Функции правоохранительных органов»
Правоохранительный
орган Функции Требования
Полиция Суд Прокуратура Адвокатура Нотариат Учитель: Из  исследования мы увидели, что из всех правоохранительных органов  наибольшей популярностью среди населения,  пользуется   «Полиция». Поэтому первым  начнём изучать именно этот правоохранительный орган. Определим функции и полномочия полиции.  А поможет в этом вам работа с нормативно-правовым актом. Закон «О полиции», принятый    7 февраля 2011 года и вступивший в действие с 1 марта 2011 года.   В ходе изучения документа. Вы должны будете ответить на предложенные вопросы
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ
1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "О полиции". Этот документ внес существенные изменения в ряд аспектов правоохранительной деятельности. Чтобы сделать процесс знакомства с новым законом как можно более простым для населения, была подготовлена специальная памятка, разъясняющая основные положения закона в части взаимодействия полиции и граждан. 
Статья 2. Задачи полиции?
Задачами  полиции  являются:
обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
Задание: Какие задачи стоят перед полицией?
Статья 19. Прием и увольнение сотрудников полиции
На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.
Задание Кто может стать сотрудником полиции?
(после изучения документа дети отвечают на вопросы)
Учитель:  А теперь сделайте вывод на основании вышесказанного, в чём же заключаются основные функции современной полиции? ( дети называют функции)
Слайд  9.  Заполняют 1 графу таблицы.
Учитель: Чтобы изучить полномочия оставшихся правоохранительных  органов, нашу работу мы организуем следующим образом. По группам.
1 группа (1ряд) – Будут работать с учебником стр 96  с правоохранительным органом «Суд», выявляя функции и требования.
Слайд 10.
2 группа (2ряд) – будут  работать в печатной тетради  стр 57 с извлечениями из федерального закона «О прокуратуре РФ» и ответят на вопросы к документу..
Слайд 11.
3 группа (3 ряд) – будут работать с учебником на стр 99 – 100 и изучат деятельность  адвокатуры.
Слайд 12.
( от каждой группы один отвечающий, в это время все записывают в схему, сопровождается показом слайдов)
Учитель:  Все граждане нуждаются в защите со стороны правоохранительных органов. Но больше всего в этом нуждаются дети.  Как вы думаете почему?
Ученик.  Потому что взрослые могут сами себя защитить.  Они  знаю законы, знают свои права.  Детям приходится сложнее ещё и потому, что они несовершеннолетние.  Их действительно нужно защищать.
Учитель:  О  ваших правах, о том,  как правильно себя вести с сотрудниками правоохранительных органов в определенных ситуациях,  вас познакомит работник отдела полиции по делам с несовершеннолетними капитан полиции Петрачков Максим Сергеевич.
Слайд 13.
Учитель:  А узелком на память для вас будут об этой встречи вот эти памятки.
Памятка  для несовершеннолетнего.
Полиция задерживает  на улице подростка.  Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё больших неприятностей.
1.Ни в коем случае нельзя  сопротивляться  (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику полиции.
2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.
3.  Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.
4.  После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.
5.  Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие  педагога или родителей.
Учитель:  Исходя из тех знаний, которые вы  открыли сегодня на уроке, давайте сделаем вывод. Что такое правоохранительные органы?(дети отвечают)
Слайд 14.
( запись понятия в тетрадь )Учитель:  А теперь давайте вернёмся к нашей поставленной учебной цели. Каковы же функции правоохранительных органов?
6. Введение новых знаний в систему знаний.
7. Рефлексия
Учитель:  Мы ответили на все  поставленные  задачи, а теперь я предлагаю оценить собственную деятельность на уроке. Продолжите предложения:
Мне больше всего удалось…….
Своей работой на уроке я………
 Материал урока заставлял задуматься над чем……….
Я научился………
Сегодня на уроке я смог……….
Урок для жизни мне дал………..
8. Итог урока. Оценки.
9.Домашнее задание.
 Вы, дети, сегодня хорошо поработали. Но ещё раз  поработайте с параграфом  11.  И привлекая дополнительный материал, используя алгоритм работы с  таблицей, заполните таблицу «Нотариат»
Учитель:   Я рада, что у нас на уроке поприсутствовал  и внёс свой вклад в развитие  вашего правового образования сотрудник полиции, но не всё порой зависит  от полиции. Многое зависит от вас и ваших родителей. Поэтому в преддверье больших новогодних праздников  и новогодних каникул пусть вот этот слайд будет   напоминать вам  и вашим родителям  об ответственности за вас и ваше воспитание.
Слайд 15.
Слайд 16.