Конспект урока русского языка с использованием дистанционных технологий в 9 классе


Конспект урока русского языка с использованием дистанционных технологий в 9 классе
Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
I.Познавательные:1) повторение опознавательных признаков СПП, сведения о безличных предложениях и косвенных вопросах; 2) проверка знаний о СПП с придаточными определительными, союзных словах; 3) знакомство со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными; 4) показ основных средств связи придаточного с главным в СПП с изъяснительными придаточными.
II. Практические: 1) совершенствование умения давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме; 2) нахождение СПП с придаточным изъяснительным среди других СПП; 3) формирование умения классифицировать СПП с придаточными изъяснительными по средствам связи главного с придаточным; 4) ) формирование умения строить СПП по данному началу.
III. Общепредметные: 1) совершенствование умения видеть различное во внешне похожем; 2) совершенствование слушания как вида речевой деятельности; 3) развитие умения самостоятельно анализировать учебный материал.
Оборудование: компьютер, интернет – ресурсы iclass.home - edu.ruХод урока:
I.Организационный момент
Учитель и ученик (-ца) созваниваются в программе «Скайп». Входят на курс i- школы «Русский язык. 9 класс».
- Здравствуй, У. Как ты себя чувствуешь? Замечательно. Тогда в путь по дороге Знаний.
-Запиши в тетради число, вид работы и тему нашего урока «Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными». Основные цели нашей работы сегодня – познакомиться с опознавательными признаками СПП с придаточными изъяснительными, установить отличия этой группы СПП от других, начать работу над нормами употребления СПП с придаточными – изъяснительными в речи.II. Проверка домашнего задания.
- Проверка факта знания и степени понимания изученного материала о СПП:
1. Выполнение задания из i– classa « Ошибка в характеристике предложения»
(http://iclass.home-edu.ru/mod/hotpot/view.php?id=61047)
2.
-Письменную часть д/з проверим так: предложение не читай, а только указывай в нём слово, при помощи которого главное связывается с придаточным, определи, каким членом предложения оно является, к какой части речи принадлежит.
3.
- Рассказать о СПП с придаточным определительным.
III. Объяснение нового материала
Организация восприятия темы:
Вопросы к ученику:
В чём заключается главная отличительная особенность СПП с придаточными определительными?
Какой общий опознавательный признак имеют СПП с придаточными определительными с некоторыми СПП других групп?Вывод: Определительные придаточные прикрепляются к главному только союзными словами и относятся в главном к отдельному слову или сочетанию слов. Сегодня нам предстоит с тобой выяснить особенности таких СППП, в которых придаточное предложение тоже относится к слову в главном и может прикрепляться, наряду с другими средствами, союзными словами.Осознание сути нового материала:
Ученику отправляется через скайп файл, на котором изображена схема СПП.
Рассмотри схему СПП, перенеси её в тетрадь. Что ты можешь рассказать о сложноподчинённых предложениях, которые объединены такой схемой?
СПП с () изъяснительными
[… Р. М. Ч. (ук. сл.)],(ПС СС __ --- _._._ли……)
О том, что ты не сумел (-а) расшифровать в схеме, прочитай в i– classе Урок 17. МОДУЛЬ1 «Придаточные изъяснительные». МОДУЛЬ 2 «Поясняемые слова»
Сопоставь теоретические сведения параграфа с информацией, зашифрованной в схеме, расскажи, пожалуйста, по опорной схеме о СПП с придаточными изъяснительными.
(После рассказа учащегося учитель вновь проговаривает новую информацию по опорной схеме с приведением примеров СПП.)
Примеры к схеме:
1.В старину считали, что Москва расположена на семи холмах.2. Весть о том, что в санатории живёт безногий, мечтающий летать на истребителе, мгновенно распространилась по палатам.3. Каким образом лосёнку удалось спастись в такую непогоду, никто из жителей посёлка сказать не мог.
(Отправляются через скайп ребёнку.)
Запоминание и воспроизведение новой информации:
Опираясь на схему и ключевые глаголы (учитель показывает ученику при помощи демонстрации своего экрана), расскажи об опознавательных признаках СПП с придаточными изъяснительными.
Ключевые глаголы:
Отвечают….
2.Относятся….
Могут занимать….
Прикрепляются….
Могут служить….
Могут иметь…
Обучение умению применять полученные сведения на практике:
(Экран ученика демонстрируется учителю)
- Откроем в i– classе Урок 17. МОДУЛЬ 2 «Подберите соответствующую схему»
Физкультминутка.
IV.Формирование знаний и умений:
Тестовое задание. В i– classе Урок 17. МОДУЛЬ 1 «Определите вид придаточного»
Упражнение №1 . В i– classе Урок 17. МОДУЛЬ 2 «Какая часть речи поясняется?»
Цель: Мы выяснили с вами опознавательные признаки СПП с придаточными изъяснительными, рассмотрели возможные их модели на примерах. Основная наша задача - учиться видеть среди других СПП предложения с придаточными изъяснительными.
Упражнение № 2
- Откроем в i– classе Урок 17. МОДУЛЬ 3 Прочитать «Три способа связи» и выполнить «Подберите союз или союзное слово»
Цель: Продолжим работу над способами связи изъяснительных придаточных с главным, будем учиться различать СПП с придаточными изъяснительными по способам связи.
Упражнение № 3
Цель: учиться строить СПП с придаточными изъяснительными по данной модели.
- Откроем в i– classе Урок 17. МОДУЛЬ 3 « Составьте предложения»
V. Постановка домашнего задания:
Цель: Основные цели работы дома – учиться доказывать принадлежность предложения к группе СПП с придаточными изъяснительными; видеть ошибки в построении предложений данной группы.
Задание:1) Изучить п. 7, с. 25 учебника по русскому языку(Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов);2) выполнить упр.54 или выписать из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» примеры СПП с придаточными изъяснительными на каждый способ связи главного с придаточным, начертить схемы выписанных предложений.
VI. Итоги урока: Выясним, как ты усвоил(а) новый материал.
Вопросы:
1.Что есть общего у СПП с придаточными изъяснительными и определительными?
2.Докажи, что предложение Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова является СПП с придаточным изъяснительным.
2. Рефлексия.