Формирование картографической граммотности на уроках географии

Формирование картографической грамотности учащихся на уроках географии

Важным моментом изучения географии является формирование географической (картографической) культуры.
Старшее поколение помнит, когда в каждом доме была географическая карта. Люди внимательно следили за всеми событиями на планете и в нашей стране.
Карта страны являлась важнейшим атрибутом государственной символики.
К сожалению, в настоящее время, число граждан, хорошо знающих карту своей Родины, не так уж велико. Знание карты - это не только показать государство, город. Оно предполагает наличие знаний в области физической и экономической географии, культуры, истории, политического устройства. И сегодня картографическая грамотность нужна не только научному работнику, учителю, она становиться необходима каждому человеку. Её недостаток сказывается на нашем хозяйстве и планировании, на отношении к природе, на национальных отношениях, на международной политике и сотрудничестве. Поэтому освоение, изучение, знание географической карты, должно быть обязательным и прежде всего начиная со школьной скамьи
В ФГОС говорится о том, чтобы каждый учащийся был готов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. В этом отношении знание географической карты- пример реального использования и применения в жизни картографических знаний.
В заданиях ЕГЭ много вопросов на знание карты. А хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание и умение читать. Понимать - значит, усвоить главные свойства географических карт. Читать - значит уметь распознавать географическую действительность по ее изображению. Знать – значит помнить, ясно представлять по памяти расположения, относительные размеры и форму объектов. Таким образом, первоначально карта является объектом изучения, а затем источником знаний.
Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Карта позволяет школьнику ориентироваться в пространстве, извлекать из нее самую разнообразную информацию. Она упорядочивает знания, облегчает их усвоение и запоминание. Роль карты прекрасно определил Н. Н. Баранский: «Карта – второй язык географии гораздо более доступный восприятию учащихся, нежели текст».
В настоящее время возможности современного учителя расширились. На уроке возможно использовать как традиционные атласы с набором карт по курсу обучения, настенные карты, электронные карты. Как говорят, все средства хороши, главное, чтобы был результат.
Все привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. Сегодня у учителя в руках маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт и материалов.
Эволюция карты от схематичных рисунков до интерактивных изображений Земли, позволяет говорить о постоянном интересе человека к картографии. Изучение картографической информации в электронном или печатном виде является сегодня одной из главных задач школьной географии. Карта – это обязательный свидетель географического открытия. А современный учитель не должен быть равнодушен к новым открытиям на уроках географии.
В современном обществе прослеживается тенденция к увеличению роли картографической науки. Современный человек должен уметь пользоваться картами, столь привычно и свободно как книгами и компьютером. Данный интерес можно объяснить несколькими факторами: практической направленностью школьной географии, наличием во всех современных электронных устройствах спутниковых карт, возрастающей ролью рекреационной географии и способностью человека осуществлять путешествия.
Карты используются в качестве учебного пособия в образовательном процессе, в научных исследованиях, хозяйстве, военном деле. Следовательно, картографическая грамотность нужна современному человеку.
Картографические знания пронизывают всё содержание школьной географии и формирование картографической грамотности современного школьника – одна из целей географического образования.
Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Следовательно, важнейшая задача учителя географии – научить учащихся максимально использовать содержание географической карты в получении знаний.
Каждый предмет формирует определенный набор предметных компетенций. В свою очередь формирование географических компетенций связано с практическими навыками работы с различными источниками информации, в том числе и картографическими.
Часто для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации. И поэтому формирование картографической грамотности учащихся я осуществляю по следующим этапам:
-формирование картографических знаний
-овладение практическими приемами работы с картой
-осмысление содержания карты и пространственное представление.
Данный подход выражается в поэтапном овладении учащимися специальными умениями и навыками в работе с картографическим материалом. Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу «от простого к сложному».
В начальном курсе географии закладываются основы картографической грамотности школьников. Учащиеся должны:
-правильно произносить и писать географические названия объектов,
-знать условные обозначения объектов на карте, по памяти представлять взаимное расположение, форму и размеры изучаемых объектов,
-быстро находить и правильно показывать их на карте.
Общий путь обучения чтению карты заключается в постепенном переходе от практических действий к умственным. Вначале преобладает прием, обеспечивающий действия с отдельными объектами, изображенными на карте. Это элементарное чтение плана и физической карты, когда на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.
Затем постепенно к опыту подключаются географические знания. Школьник должен с помощью карты рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении объектов. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.
Самый высокий уровень включает знание самой карты и ее возможностей как источника знаний. В совокупности появляется возможность составить комплексную характеристику территорий, выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека, особенности природных комплексов.
Формирование умения читать карту требует сочетания различных приемов.
Приведу примеры заданий, используемых мною на уроках.

Такие задания могут иметь различный характер. От творческих работ, чисто текстовых до графических. Использование в качестве вопросов фрагментов или целых карт способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, формированию образа территории, развитию умения ориентироваться по карте.
«Составить фрагмент карты». После знакомства учащихся с понятием «материк», «остров», «архипелаг», «пролив» и т.д., задание на схематичное изображение географических объектов «Составить фрагмент карты».
2. Задания с текстовыми вопросами.
Популярными по-прежнему являются кроссворды и различные задания с вопросами в словесной формулировке. Здесь вопрос задается в классической форме: “Река, левый приток Енисея» или “Столица государства в Юго-Западной Азии”. Такие задания представляют интерес для ученика, могут использоваться для закрепления разделов или для проведения предметных недель.
Более эффективно на уроке могут быть использованы кроссворды с ключевыми словами, составленные непосредственно по изучаемым темам.
Сами вопросы могут быть:
Полными. Например, столица государства Восточной Европы, металлургический центр на севере Сибири и др.
Краткими, т.е. задание может звучать так: “Укажите столицы республик России, указанных в вопросах”, а в самих вопросах стоит только название республики. Или: города – реки, народы – города, моря – порты, вершины – горы и т.д.
Здесь ученик обязательно обратится к атласу и результат будет всегда положительный: осуществляя работу с картой атласа, он найдёт искомый объект, уяснит его ГП, запомнит правильное название.
В отдельную группу можно выделить задания, в которых вместо слов используются цифры, на пример географические координаты, длины рек, указание абсолютной высоты вершин. Во всех классах умение работать с координатами, знание высоты вершин и т.д. является обязательным требованием. Таким образом, преследуется двойная цель: проверка номенклатуры и закрепление умения определять координаты, опять таки работая с географической картой.
3. Задания с иллюстрированными вопросами.
В этих заданиях используются вопросы с фрагментами или целыми картами. География дает уникальную возможность для составления иллюстрированных вопросов с использованием карт. Подобные задания создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развивают умение ориентироваться по карте. Среди таких заданий можно выделить несколько уровней сложности задания.
А. Задания типа “найти – написать”. Когда учащемуся предлагается найти фрагмент карты на большой карте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте. В качестве вопросов могут использоваться легко опознаваемые по форме объекты – как-то страны, острова, озера, моря, материки и т.п. Самым простым заданием такого уровня является использование для формулирования вопроса целой карты. Например, в курсе географии России в качестве вопросов к кроссворду “Моря России” используется карта страны с отмеченными цифрами морями.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1
Задания этого уровня могут быть предложены на начальном этапе изучения, когда только формируются навыки работы с картой, закладываются основные понятия.
Б. Задания “найти – найти – написать”. Здесь ученику предлагается уже вписать в сетку кроссворда название не самого объекта, указанного на фрагменте, а связанного с ним другого. Например, по фрагменту с рисунком моря, вспомнить город на его берегу или реку, впадающую в это море, по контуру страны найти столицу. Конечный объект также находится на карте, но для его определения требуется найти другой, связанный с ним.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис.2
В. Задания “найти – вспомнить – написать”. В этом случае фрагмент карты используется как часть вопроса. Ученику необходимо последовательно найти фрагмент на большой карте и вспомнить ответ на вопрос географического характера, заданный к фрагменту “рис. 3”. Для выполнения такого задания ученику потребуется не только знание карты, умение ориентироваться, но и географические знания, приобретённые в прежние годы обучения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Рис. 3
4. Географические диктанты.
Такие задания часто использую для работы с картой в ходе изучения нового материала, а также для проверки усвоения материала. Диктанты могут быть как цифровые, так и словесные.
Дан ряд географических названий, каждое под цифрой в соответствие с нумерацией. Озвучиваю вопрос под номером. Необходимо найти ответ и указать его номер. Возможно работа как с использование карт, так и без них.

Географические объекты
Америка
Антарктида
Атлантический
Тихий
Вопросы

Самый южный материк
Самый большой по площади океан
Часть света, состоящая из двух материков
Океан, омывающий четыре материка, три части света
Ответы

2
4
1
3


Такие задания хорошо формируют образ карты, помогают по представленным характеристикам объектов быстро ориентироваться, для выдачи ответа и конечно ускоряют процесс проверки.
Задания- карточки.
Задания в форме карточек, содержащих рисунок и краткий текст с вопросами. Каждая карточка посвящена одному географическому объекту. Получив карточку, учащийся вначале по изображённому контуру или иллюстрации, демонстрирующей характерный ландшафт, уникальные природные объекты, главные достопримечательности, должен определить страну, озеро и т.д., прочитав краткое повествование, ответив на ряд поставленных вопросов. В вопросах отражены аспекты, рассматриваемые при страноведческом подходе: природа, население, характеристика хозяйства, внутренние различия, культура. Работа с карточкой требует определённых усилий. В ходе поиска ответа, учащийся приобретает знания, так как необходима информация географических карт, справочных материалов, интернета. (Исп. Пособие по географии авт. В.Климанов «Земли и страны» М.: Московский лицей, 1996.)
Интерактивные карты.
В современных условиях невозможно обойтись без современных средств обучения- интерактивных пособий и карт.
В теме «Географическая карта» предлагается задание: обозначить на карте, где отключен слой с градусной сетью, экватор, нулевой и 180 меридиан, полюсы Земли, северный и южный полярный круг, тропики. Затем, включив этот слой, можно сравнить точность выполнения задания. Смысл-собрать целое из частей, соотнесение объектов, определение объектов.
Тема «Литосфера»: отключив все слои и превратив карту в контур, предлагаю с помощью функции рисования и нанесения надписей обозначить крупнейшие горы и равнины мира. Затем можно включить дополнительный материал, чтобы ученики представили себе, как выглядит объект в действительности.
Большие возможности дают интерактивные наглядные пособия при изучении природных зон. На интерактивной карте «Природные зоны мира» изучается расположение той или иной природной зоны. Затем открывается окно с панорамой, например, африканской саванны. Затем в интерактивном режиме идет знакомство с другими компонентами природных комплексов саванны: почвами, растительностью, животным миром и так далее.
При изучении гидросферы снимаются все слои, кроме гидрографической сети. Учащиеся вначале знакомятся с внутренними водами, направлениями течений рек, озерами и т.д. Затем добавляется слой «Рельеф», после чего учащимся легко выявить взаимосвязи рельефа и направления течения рек, размещения ледников.
При проверке изученного материала «снимаются» все названия рек и озер, учащиеся самостоятельно подписывают названия на интерактивной доске. На карте с отключенным слоем рельефа учащиеся обозначают водоразделы и границы бассейнов рек, местоположение водопадов.
При изучении политической карты можно выключить все слои и предложить учащимся нанести с помощью функции «Рисование» границы той или иной страны и соседние государства на контурной карте, а затем провести самопроверку. Перемещая контуры стран, учащиеся любят составлять политические карты материков, соотносят страны и столицы. Выключив слой надписей и увеличив масштаб, можно дать задание узнать страны мира по очертаниям.
Интерактивные физические карты представляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию (нарисуйте систему течений разных частей океана, господствующих ветров и т.д.), проектированию (транспортных путей, освоения новых территорий и т.д.), выявлению причинно-следственных связей (показать зависимость между рельефом и тектоническим строением материков).
Работа с контурными картами выполнение (традиционного набора заданий).
Работая с картой, учащиеся тренируют зрительную, развивают сенсорно-моторную память во время нанесения географических объектов на карту, логически (а на механически) запоминают номенклатуру во время поисковой работы. У учащихся формируются навыки выполнения картографических работ, воспитываются такие качества, как точность, внимательность, аккуратность, развивается эстетический вкус.
Переход к новому поколению интерактивных карт дает учителю возможность сделать его урок более насыщенным, красочным и запоминающимся.
Современный учитель находится в постоянном поиске: учит и сам одновременно учится. Интересен тот учитель, чей урок не только обучает, но и удивляет. С уважением относятся к учителю современному, знающему, умеющему донести информацию. Хочется, чтобы спустя годы, наши учащиеся вспомнили: это я узнал на уроке географии
Всё в наших руках.





Список использованных источников
Баранский, Н.Н. Развитие познавательной самостоятельной деятельности при изучении физической географии / Н.Н. Баранский. – М.: Просвещение, 1983. – 134 с.
Новенко Д.В. Новые информационные технологии в о бучении / Д.В. Новенко// «География в школе». – 2004. – № 5
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/03/10/kartograficheskaya-gramotnost
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
рис. 1рис. 2