Внеклассное мероприятие по химии на тему: «Турнир знатоков химии»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеошминская средняя общеобразовательная школа»
Мамадышского муниципального района РТ


Внеклассное мероприятие
по химии на тему:
«Турнир знатоков химии»
Класс: 9









Исполнитель: учитель химии
Камалова Миляуша Ильфатовна











2017 год
Цели:
Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях
Развивать умения рационально планировать свою деятельность:
Продолжить формирование умений применять приемы систематизации, обобщений
Воспитывать у школьников интерес к учению; стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду; создание положительной психологической атмосферы, чувства взаимного уважения между учащимися для максимального раскрытия их способностей в коллективной игре.
Девиз:
« Ум заключается не только в знании, но в умении прилагать знания на деле» ( Аристотель)
Оборудование: 2 настольные лампы с красным и желтым абажурами: 2 скатерти ( красная и желтая); протоколы жеребьевки; часы; материал для карточек; таблички для счета; трибуна; гонг; шары для жеребьевки с номерами; призы; грамоты.
Продолжительность: 2 часа
Звучит музыкальная композиция
1 ведущий. Дамы и господа!
2 ведущий: Юные повелители мысли!
1 ведущий: Знатоки всего и вся!
2 ведущий: Мы рады приветствовать вас!
1 ведущий: Сегодня здесь собрались те, кого мы по праву можем назвать интеллектуальной элитной нашей школы.
2 ведущий: Сейчас в этом зале состоится состязание интеллектуалов
« Турнир знатоков химии»
1 ведущий: Как вы знаете, у любой игры есть правила, и турнир не исключение. Сейчас мы познакомим вас с условиями нашей игры.
2 ведущий: Турнир состоит их 4 раундов. Ведущий читает вопрос, и команда дает на него ответ не позднее, чем через минуту после удара гонга. Право ответа принадлежит команде, которая первая подаст сигнал
( зажжет настольную лампу). В случае фальстарта ( лампочка загорелась до удара гонга) команда лишается права дать ответ на поставленный вопрос. Если ответ правильный, команда получает одно очко, если нет – вторая команда продолжает обсуждение и по истечении минуты отвечает
( во время ответа первой команды счет прерывается, а затем, если продолжается с той же секунды)
Если правильного ответа не дала ни одна из команд, в следующем раунде разыгрывается уже два очка. Игра ведется до трех очков. После этого команда- победительница играет с командой со следующем номером. Игра продолжается до тех пор, пока не определится абсолютный победитель.
1 ведущий Внимание! Информация для болельщиков и зрителей. В случае подсказки в любой форме наши наблюдатели имеют полное право удалить виновного из зала до конца игры, а текущий вопрос снимается.
2 ведущий. Итак, мы желаем всем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший! ( звучит музыкальная композиция)
1 ведущий. Капитаны команд приглашаются для жеребьевки.
( заполняется протокол жеребьевки)
2 ведущий. Разрешите ознакомить вас с результатами жеребьевки
( сообщаются результаты жеребьевки)
1 ведущий Объявляется начало первого раунда! ( удар гонга)
2 ведущий За красный игровой стол приглашается команда под №1, за желтый игровой стол – команда под №2 (звучит музыкальная композиция)

I раунд

1 ведущий: В первом раунде предлагаем 8 вопросов, оцениваемых в 1 балл. На обсуждение каждого вопроса даем 1 минуту. Если команды не могут ответить, то со следующим вопросом разыгрываем 2 балла.
Начинаем турнир! Конфуций в свое время сказал: « Учиться а время от времени повторять изученное – разве это не приятно?» Приступаем к проверке ваших знаний.
1 Почему озон химически активнее кислорода? ( Озон на свету разлагается с выделением атомарного кислорода, который является более активным окислителем)
2 При взаимодействии с какими веществами сера будет проявлять окислительные свойства? ( сера проявляет окислительные свойства в реакциях с металлами и водородом)
3 Чему равно максимальное число электронов, которое могут занимать d – подуровень ( 10)
4. Чему равно число нейтронов у элемента № 22? ( 26)
5. В чем можно растворить золото? (в царской водке)
6. Что такое купоросное масло? (серная кислота)
7. Как называется свойство вещества обращаться в пар? (испаряемость)
8. Во времена Петра I это вещество называлось « крепкая водка» (азотная кислота)
Тайм – аут. Рекламная пауза. Демонстрация занимательного опыта.

Огненная метель
Оборудование: бутыль вместимостью 10 л, 25% - ный водный раствор аммиака, оксид хрома(III), ложечка для сжигания вещества, горелка
В бутыль наливают водный раствор аммиака, смачивают стенки, а избыток жидкости сливают в склянку для слива растворов. Бутыль закрывают крышкой. В ложечку для cсжигания веществ помещают оксид хрома ( III) и накаливают над пламенем горелки, а затем вносят бутыль с газообразным аммиаком и сбрасывают его. Образуется целый сноп искр, которые кружатся внутри бутылки, как в метель, в темноте зрительный эффект повышается.
Вопрос. Напишите уравнение реакции, происходящей в бутылки
Cr2O3
4NH3 + 5 O2 = 4NO + 6H2O
2 NO + O2 = 2NO2

II раунд
2 ведущий . Вопросы 2 раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и.т.д
Известный философ говорил: « Все что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды». Но сегодня вам придется очень быстро обдумывать вопросы и давать свой вариант ответа. Тема раунда: « Металлы». Успехов командам ( Звучит гонг)

Вопрос 1.
1. Этот металл впервые получил Р. Бунзен в 1863 году.
2. Соединение этого металла используют в качестве снотворного, болеутоляющего.
3. Этот металл разрушает стекло
4. В спектре этого металла две темные линии
5. Атом этого металла легко расстается с электроном ( рубидий)

Вопрос 2.
Серебристо- белый металл, легче алюминия
Радиолярии накапливают этот металл в своем скелете.
« Металл красных огней»
Металл используют в радиотехнике
Минерал этого металла целестин ( стронциат) ( Стронций)

Вопрос 3
Этот химический элемент обнаружен на Солнце с гелием в 1868 г.
Сплавы этого металла используют в зубоврачебной технике.
1 см2 этого металла поглощает 800 см2 водорода
На внешнем заполненном энергетическом уровне его атома располагается 18 электронов
Химический элемент назван в честь древнегреческой богини мудрости Паллады ( Палладий)

Вопрос 4.
Этот металл тяжелый
Добавление 1% этого металла повышает прочность медных проводов для троллейбусов.
В сплаве Вуда этого металла содержится 12,5 %
У пиротехников сульфид металла пользуется популярностью, т.к. окрашивает пламя в синий цвет
Сульфид этого металла желтого цвета( Кадмий)

Вопрос 5.
Этот металл легче свинца в 5 раз, а золота – 20 раз. Стержень этого металла пишет по бумаге.
« Зеленое золото» содержит 75% золота, 20% серебра и 5% этого метала
Сплав серебра и этого металла используется для изготовления зубных пломб. Металл придает прочность и долговечность « серебряным» зубным пломбам.
Одно из применений металла – изготовление зеркал в телескопах.
Тезка страны чудес( Индий)

Вопрос 6
При сплавлении этот металл растворяет почти все металлы
Триоксид этого металла используют для огнестойкой добавки к брезентам, занавесам
Темно- коричневый цвет спичечному коробку придает сульфид этого металла.
Название его минерала « антимонит». Название металла
« антимониум» переводится как средство против монахов.
Подводную часть корабля окрашивают краской « сурьмин» ( Сурьма)

Вопрос 7
Кристаллики тиосульфата этого металла, смешанные с лаком, превращают его в жемчужный краситель.
Этот металл впервые получил в 1808 году Г. Дэви, а позднее – Н.Н. Бекетов методом алюмотермии.
Нитрат металла принимает участие во всех салютах, внося ярко- зеленый цвет
Сульфат металла задерживает рентгеновские лучи.
Название металла приносит от греческого слова barus – тяжелый
( барий)


Вопрос 8.
Упадок и распад Римской империи ( по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением этим веществом
Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса.
В Древнем Риме его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь.
В настоящее время он применяется для предохранения от коррозии телеграфных и электрических подземных проводов, изготовления аккумуляторов. Его соли используют в производстве красок.
Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом
( Свинец)

Таим –аут. Рекламная пауза. Демонстрация занимательного опыта.

Опыт « Искры внутри жидкости»
В мерный цилиндр наливают 5-6 мл концентрированной серной кислоты. Затем очень осторожно и медленно приливают такое же количество этилового спирта так, чтобы жидкости не перемешивались. Осторожно насыпают в цилиндр небольшие порции перманганата калия. На границе между серной кислотой, находящейся снизу, и слоем спирта, находящемся сверху, появляются искорки горящего спирта.

Вопросы
Почему жидкости в цилиндре не смешивались? ( Плотность серной кислоты значительно больше, чем у спирта. Более легкая жидкость образует верхний слой)
Почему спирт воспламеняется при добавлении перманганата калия?
( При взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия выделяется кислород. Реакция идет с выделением теплоты. Спирт взаимодействует с кислородом)

III раунд

1 ведущий. Третий раунд включает короткие вопросы стоимостью в 2 балла. На их обдумывание даем командам по 1 мин. Однажды
Аристотеля спросили : « Как преуспеть ученикам?» - Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», быстро ответил тот. И был прав. Смелее отвечайте на вопросы, догоняйте первых, чтобы не проиграть. Итак, третий раунд! ( Звучит гонг)
В XVII в один из газов, довольно легкий, называли « горючим воздухом». О каком веществе идет речь? ( « горючим воздухом» в 1766 году английский ученый Г. Ковендиш назвал водород)
Какой поэт написал поэму « О природе вещей», в которой воспел атомистические идеи? ( Поэму « О природе вещей», написал римский поэт и философ Тит Лукрецкий Кар в I в до н.э.)
Какие известные вам два газа неядовитые, однако в них гибнут любые животные? ( К числу неядовитых газов можно отнести азот и углекислый газ, однако в их атмосфере любое животное погибает)
Чем можно зажечь свечу без огня? ( Зажечь свечу можно без огня раствором фосфора в сероуглероде)
Из какого элемента состоит алмаз? ( углерод)
Какой порошок не смачивается водой ( Сера)
Какая разница в применении термина « соль» в быту и химической лаборатории? ( В быту солью называют кристаллы хлорида натрия, а в лаборатории – сложное вещество, состоящее из атомов металла, заместившего водород в молекулах кислот, и кислотного остатка)
Каким простым способом можно отличить соли угольной кислоты от нитратов, сульфатов и хлоридов? ( Добавить любую кислоту – образуется угольная кислота, которая разлагается на воду и углекислый газ)

Таим - аут. Рекламная пауза. Демонстрация занимательного опыта.

Опыт « Превращение « молока в воду»
К белому осадку, полученному сливанием растворов хлорида кальция и карбоната натрия, добавляют избыток соляной кислоты. Жидкость вскипает и становится бесцветной и прозрачной.

Вопросы
Из каких реактивов можно получить бесцветную непрозрачную жидкость? ( Для получения такой взвеси сливают разные растворы, например хлорида кальция и карбоната натрия или сульфата натрия и хлорида бария и.т.п.)
Почему белая непрозрачная жидкость превратилась в бесцветную прозрачную.? ( Карбонат кальция при взаимодействия с соляной кислотой образует растворимую соль хлорида кальция, воду и оксид углерода ( IV), последний и дает вскипание)


IV раунд
2 ведущий. В четвертом раунде команды разгадывают загадки, каждая оценивается в 2 балла. На обдумывание ответа даем 1 минуту. Вернемся снова к Аристотелю и процитируем его высказывание: « Свободно применять свой талант – вот подлинное счастье». Дерзайте, друзья!
1. Можно алкоголь не пить,
Но веселым все же быть.
Если вхож я в кислоту,
Окислителем я служу.
И селитра без меня
Не годится никуда. ( Азот)

2.Я почти что осьминог.
Только в море не живу.
В периодической системе
В группу с платиной вхожу. ( Осьмий)

3. От греческого слова « камень» этот элемент.
С водой он реагирует, но только не в момент,
Среди металлов легкий, известен теплоемкостью,
Бомбу водородную сделал он возможностью.
Стекло с его добавкой в технику идет,
Оптическим прибором прозрачность придает. ( Литий)

4.Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю кости,
В составе извести еще меня не найдёшь.
Теперь меня ты верно назовешь. (Кальций)
5.Серебристо- белый и активный очень,
Горит под водой, он между прочим,
Сверканье бенгальским огням придает
И в Новый год детям радость несет ( Магний)

6. На букву « и» моё название,
Я с платиной дружу
И в корне для красавиц
Месте с золотом вхожу.( Иридий)

7.Этому металлу – хвала и честь,
С ним получается
« Белая жесть».
Покрывают им сталь слегка,
Тогда для консервов посуда годна ( Олова)

8. Хлорид его- зеленый
И синий купорос
Какой металл те соли
Дает- вот в чем вопрос. ( Медь)











15