Воспитание патриотизма, активной жизненной позиции школьников (из опыта работы).


Воспитание патриотизма, активной жизненной позиции школьников (из опыта работы).
«Наше призвание- сеять семена, сеять всегда,
сеять даже в знойную почву и даже тогда,
когда наверняка знаешь, что не взойдет»
К.Д.Ушинский.
Доклад подготовил
учитель истории и обществознания
1 квалификационной категории
Дергаевской СОШ № 23
Иванова О.В.
  Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера. Воочию мы с вами знает, к чему привела новая Российская образовательная система. В попытке уничтожить устаревшие пережитки прошлого режима, после распада СССР, были вычеркнуты многие полезные аспекты и наработки советских педагогов, что вызвало в первую очередь отказ от системы воспитания в школе. В это время понятие «патриотизм» практически исчезло. Все это привело к плачевным результатам. И пока разбирались, что делать, и кто виноват, нам нужно было отвечать на все вопросы детей «здесь и сейчас».
Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность.
Нам не нужно говорить о том, в чем польза патриотизма, тем более, что за меня это уже сказали мудрецы, писатели, педагоги. Я хочу представить вашему вниманию основные направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей, показать, как отработана система патриотического образования в нашей школе, в моей работе, и работе моих коллег. Благо, накопленный опыт патриотического воспитания в наших школах и намеченные на сегодняшний день государственной программой ориентиры дают возможность педагогам образовательных учреждений выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.
Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в нашей школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.
Структура школьной системы патриотического воспитания в Дергаевской СОШ № 23включает в себя следующие направления:
Направление- Формирование на базе уголка истории Дергаевской школы центра гражданско-патриотического воспитания. Учениками совместно с учителями школы был собран большой материал о ветеранах ВОВ, вдовах, жизни тружеников района в годы войны, воспоминания о послевоенных годах. Это дает большие возможности для использования его материала на уроках и во внеклассной работе. Материал постоянно пополняется и обобщается в «Электронной книге памяти». На базе начальной школы действует музей «Русская изба», где дети изучают традиции, историю русского народа, проходят уроки, фестивали.
Следующий этап- сбор материала по истории школы. Собираются материалы и для уголка истории, подготовлены экскурсоводы, организованы экскурсии. Ведется летопись школьных дел в фотографиях. Задача на будущее-организация сменных экспозиций, создание школьного историко-краеведческого музея. Благодаря краеведческому материалу и закладывается любовь к родному краю, уважение к землякам. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге - понять современность.
С большим интересом учащиеся воспринимают музейную информацию о Великой Отечественной войне. Сначала мы предлагаем найти на фотографиях своих бабушек, дедушек, родственников, знакомых. И они радостно восклицают, узнав своих близких и родных. Но слышатся и печальные возгласы: «А мой прадедушка погиб, вот он!». В память о них и других погибших, учителями и учениками школы установлена «Доска памяти» «Никто не забыт, ничто не забыто». Традиционно, каждый год здесь проходят Уроки мужества, митинги посвященные 9 Мая,
23 февраля.

2 Направление- приобщение к духовным ценностям, создание условий для творческого развития учащихся. Традиционными стали в школе конференции, посвященные героям землякам, выдающимся деятелям истории, конкурсы чтецов и военно - патриотических песен.
С большим удовольствием и трепетом не только ученики, но и родители принимают участие в ежегодной конференции под названием «Я помню, я горжусь!». Собирают материал о своих родственниках, чем они занимались в годы ВОВ. Могут вести исследовательскую деятельность и о бойцах на фронте, и о тружениках тыла. Ставят перед собой задачи, цели, создают семейную книгу памяти, проекты. Главное - понять, каков был вклад каждого человека в общую победу над врагом.
На базе нашей школы действует клуб «Робинзон», создан поисковый отряд «Облака». Ежегодно ребята выезжают со своим десантом в Долину Смерти (Мясной Бор, Новгородская область). Там была окружена 2-я ударная армия Власова. Было дано задание привезти экспонаты для музея. Они привезли патроны, гильзы, немецкую мину, но самый ценный экспонат- это солдатский медальон. К сожалению, не удалось выяснить, кому он принадлежал. А за ним- человеческая жизнь, отданная во имя Родины.
Подготовлены доклады и творческие работы:
Оружие Победы;
Маленькие солдаты большой войны;
«Герои не умиряют – они всегда остаются в памяти народа!»;
«Из одного металла льют: медаль за бой, медаль за труд»;
«Наши земляки в годы войны»;
Направление- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, воспитание готовности к защите своей Родины. Это направление реализуется в изучении истории д. Дергаево, Раменского района, в личных беседах с воинами-ветеранамии. Проводятся недели истории, Уроки мужества, тематические библиотечные и музыкальные часы, митинги 9 мая, Вахта Памяти. Ежегодно проводятся смотры строя и песни с 1 по11 классы. На районных смотрах, наши ребята занимают почетные призовые места. Каждый понедельник и на всех торжественных построениях звучит Гимн России, выносится флаг, что формирует уважительное отношение к символике России. Привлечение при подготовке к занятиям и обсуждение во время них материалов, посвященных подвигам нынешнего поколения молодежи, выполнявшей свой интернациональный долг в «горячих точках», вызывает большой интерес у учащихся и является одним из методов решения воспитательных задач.
Направление- приобщение детей к насущным проблемам школы и села. Работа идет через знакомство с историей школы, района; работа по благоустройству пришкольной территории и территории города. Школа тесно сотрудничает с Раменской городской организацией «Вооруженные силы», за круглым столом проходят встречи с интересными людьми под рубрикой «Сто вопросов ко взрослому». Незабываемые встречи проходят с ветеранами ВОВ, ведется тимуровская работа под эгидой «Ветеран живет рядом». Родным становится то, во что человек вложил частичку самого себя. Что уже сегодня ребенок сделает для школы, для родной улицы, для дома, в котором живет. Проводимая работа с малых лет приучает детей делом доказывать свою любовь к школе, родному краю, к отчему дому, ко всей нашей большой стране.
направление - создание условий для сохранения физического, психологического и нравственного здоровья учащихся, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда здорового образа жизни. Основное содержание работы по этому направлению- это тематические беседы врачей, работа школьного Театра здоровья ( постановка спектаклей на экологические темы, по профилактике вредных привычек). В школе работают 7 спортивных секций и??????
Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.
Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами – развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, – формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, – развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности. В то же время, хочется отметить, что никакие новые технологии не заменят «волшебного» слова влюбленного в свой предмет учителя.
Таким образом, неоценима роль урока истории в формировании и воспитании патриотизма у подрастающего поколения.
Для реализации своих идей о формировании патриотизма, в нашей школе работает кружок для пятых классов «Юный историк». Мы с моей коллегой, Макаровой Людмилой Васильевной, как классные руководители разработали программу «Программа работы классного руководителя по формированию патриотизма у учащихся 6-го класса», которая включает в себя: поэтапное формирование патриотизма, планирование мероприятий гражданско-патриотического характера, формирование патриотизма согласно возрастным особенностям 6-ти классников, интеллектуальное развитие детей в контексте формирования патриотизма и отличается многообразностью мероприятий и формальными особенностями. Эта программа позволяет последовательно формировать чувство патриотизма у учащихся 6-го класса во внеучебной деятельшости. Идея нашей программы: Классный руководитель играет роль проводника патриотизма в современной школе. Срока реализации программы: 1 год.
Для выявления уровня патриотизма у учеников в современной школе мы составили анкету для учащихся 6-х классов. К каждому вопросу дается пояснение. Кроме того, нами, учителями истории, разработана музейно-педагогическая программа «Патриот» для седьмого класса. Рассчитана она на 4 года, т.е. до 10 класса. Данная работа имеет пояснительную записку, учебно – тематический план, содержание музейно – педагогической программы клуба, методическое обеспечение, список литературы. Музейно – педагогическая программа разнообразна по склонностям, форме и содержанию, оснащена всем необходимым для ведения позитивного учебно – воспитательного процесса. В методическом обеспечение музейно – педагогической программы отображены следующие разделы: Тема, Формы занятий, Методы, Техническое оснащение, Форма подведения итогов. Разносторонний набор методов и средств обучения обеспечивают вариативность воспитательно – образовательного процесса, позволяют применять современные инновационные педагогические технологии, решать педагогические задачи с различными по уровню развития, способностям, интересам и состоянию здоровья категориями обучающихся.
В заключении хочется сказать о том, что мы советуем родителям задуматься над проблемой уровня патриотизма детей, как гарантии развития в них полноценной личности. Необходимо различными методами проверять данный уровень, в том числе и способом анкетирования. Анкеты для данных целей необходимо добывать у профессиональных педагогов и психологов занимающихся проблемой патриотизма напрямую или через их издания в книжном или интернет форматах.
 Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.