Урок по биологии в 5 классе «Бактерии в организме человека»

Предмет: Биология

Дата проведения: 4.12. 12.

Учитель: Есикова Ольга Викторовна

Классы: 5

Тема: Бактерии в организме человека.

Тип занятия: Усвоение новых знаний.

Цель: Предметные результаты:
– сформировать умение характеризовать вред и пользу, которые разные бактерии приносят человеку;
– сформировать умение использовать знания о бактериях при соблюдении правил повседневной гигиены;
– сформировать умение понимать смысл биологических терминов: микроб ?

УУД:
Личностные УУД
1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему.).

Коммуникативные УУД
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Задачи для учащихся:

Дидактическое и техническое обеспечение: Интерактивная доска, компьютер, проектор, таблички с проблемными вопросами, таблички со словосочетаниями для заболевшего человека и для здорового человека.

Структура занятия:
Этап урок
Форма работы
Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)
Формируемые УУД

Проблемная ситуация и актуализация знаний
Фронтальная.
Диалог Антошки и биолога на с. 73.
(В роли биолога и Антошки выступают обучающиеся.)
– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?
Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.
Как лучше защищаться от бактерий? 1
2 «Вспоминаем то, что знаем». 1
– Названия каких инфекционных болезней ты знаешь? (4-й класс, жизненный опыт.)
– Какие меры безопасности принимают люди во время эпидемии гриппа?
Почему? (4-й класс, жизненный опыт.)
– Зачем люди моют руки? (4-й класс.)

Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД
1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Совместное открытие знаний
Смысловое чтение текста и работа в группах, обсуждение проблемы, индивидуальной для каждой группы.
ДЮ°ля ответа на основной вопрос, необходимо ответить на следующие вопросы: 1) Бактерии – друзья или враги нашего организма?
2) Как можно защититься от бактерий, которые опасны для здоровья? 1
Работа с учебником по группам:
1 – группа: Чтение текста (стр. 73-74) и ответ на вопрос: какие бактерии встречаются в организме человека и какова их роль?
2 –я группа: Чтение текста (стр. 74) и ответ на вопрос: какие бактерии встречаются в организме человека и какова их роль?
3 –я группа: Чтение текста (стр. 74) и ответ на вопрос: какими путями бактерии попадают в организм человека?
4 –я группа: Чтение текста (стр. 75) и ответ на вопрос: как защитить себя от бактерий?

Личностные УУД
1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Формирование умения владеть смысловым чтением.
3. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.



Основной этап
Игровая форма.
Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденных ответов на проблемные вопросы. Работа с интерактивной доской. Выражение решения в виде схемы и памятки для пятиклассника.
Первой группе предлагается продемонстрировать, как много полезных бактерий не дает проникнуть в клетку ненужным, вредным бактериям.
Второй группе предлагается показать, как вредные бактерии отнимают у клетки ее содержимое, оставляя вредные для клетки продукты жизнедеятельности.
Учащиеся составляют схему и значение полезных и вредных бактерий.
От третьей группы один человек на интерактивной доске показывает пути заражения человека бактериями.
- Какие еще пути заражения бактериями не показаны на слайде? ( вопрос учителя) Группа дополняет.
В это время, два человека из четвертой группы, работают у доски, выбирая необходимые для себя словосочетания: Способы защиты здорового человека и действия заболевшего человека. (Обратиться к врачу, Соблюдать покой, Влажная уборка, Заниматься спортом, Закаляться, Cоблюдать правила гигиены, Употреблять много овощей и фруктов).
Обучающиеся записывают памятку пятиклассника в тетрадь.
- Ребята, кто из вас уже ведет здоровый образ жизни, поднимите руку?
- С кем бы вы хотели поделиться информацией, полученной сегодня на уроке? (родителями, младшими братьями и сестрами, друзьями и т.д.)




Итог урока

- На какие вопросы мы с вами сегодня ответили на уроке? (обучающиеся проговаривают, учитель – снимает вопросы, прикрепленные на доске в начале урока).
На партах у детей розданы смайлики. Задание: поставьте себе оценку за работу на уроке, выбрав нужный смайлик и приклейте его в свою тетрадь.
Домашнее задание: & 12, задание №6 ( только одно заболевание) письменно.

Регулятивные УУД
4. Формирование умения совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.