Роль внеклассной спортивной работы в создании условий для формирования активной жизненной позиции, сохранения и развития физического, психического и социального здоровья учащихся.


Роль внеклассной спортивной работы в создании условий для формирования активной жизненной позиции, сохранения и развития физического, психического и социального здоровья учащихся.
Чтобы сделать ребенка
умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым.
Жан Жак Руссо
Главное богатство любого государства (как и смысл его существования) – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая схема и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея».
Человек - высшее творение природы. И для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать хотя бы одному требованию: быть здоровым.
Реалии сегодняшнего дня требуют от каждого гражданина владениянесколькими специальностями, неиссякаемой трудоспособности, коммуникабельности, целеустремленности, а самое главное - здоровья. Для учителей школы здоровье - есть ключевая базовая величина всего педагогического процесса.
Фундамент здоровья, физического и психологического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит и от педагогов. Забота о детях, их благополучии, физическом и психическом здоровье всегда была и будет одной из главных задач педагогики.
Проблема здоровья и обучения сама по себе многогранна. Одна грань – это обучение и его здоровьесберегающий потенциал. Другая грань - само здоровье как фактор успешности учебной деятельности. Они взаимосвязаны.
Главными задачами нашего лицея являются: воспитание конкурентно способной и здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенка; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Физическое воспитание является одним из аспектов всестороннего развития личности обучающихся, укрепления их здоровья и повышения социальной активности.Решению задач физического воспитания в лицее способствует организация целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:
урочные формы занятий по предмету «физическая культура»;
физкультурно-оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления обучающихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, динамические танцевальные перемены, подвижные игры на переменах);
внеклассные формы занятий, ориентированные на укрепление здоровья и физической подготовки обучающихся (спортивные секции, группы ДЮСШ, самостоятельные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий);
спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивные соревнования, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта, походы, туристические слеты).
Основные направления спортивно-массовой деятельности в ОУ
Организация учебно-воспитательной и спортивно-оздоровительной работы
Составление календарного плана спортивно-массовой работы на год, валеологическое содержание предметов физкультуры. ОБЖ, биологии; раздел «Спорт и здоровье» в воспитательных программах в работе классных руководителей; внеклассная работа в ОУ во внеурочное время: соревнования, конкурсы, организация оздоровительной работы в пришкольном оздоровительном лагере «Бригантина», турпоходы, профилактические мероприятия, занятость детей в каникулярное время и т.д.; подготовка учащихся к олимпиадам и спартакиадам различных уровней, городских и областных конкурсов, соревнований, фестивалей, , военно - спортивных соревнований; мониторинг, анкетирование, подведение итогов внеклассной работы по физической культуре.
Медико-психологическая работа
Организация медицинского осмотра, систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе, оформление листка здоровья в классных журналах, распределение учащихся по медицинским группам; комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и у учителей (уровень физического развития – медслужба, уровень физической подготовленности – учителя физкультуры, психического состояния – психологическая служба школы); систематический контроль за качеством питания в школе; пропаганда здорового образа жизни; психологическая помощь учащимся; консультации психолога для учащихся, родителей. отслеживание результатов физического развития, здоровья учащихся, создание паспорта «здоровья» учащегося
Работа с родителями
Родительские собрания, лектории, круглые столы по проблемам здоровья детей; Участие родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в школе; Организация бесед, семинаров о ЗОЖ, режиме школьника и т.д. (с приглашением медицинских работников закреплённого учреждения; Собрания Управляющего совета и общешкольного родительского комитета по итогам работы за год, решение проблем, составление планов.
Работа педагогического коллектива
Администрация ОУ: обеспечение санитарно-гигиенического режима школы, организация питания в школьной столовой, организация ОФП, работы секций, кружков; Организация спортивно-оздоровительной работы на всех 3 уровнях, а так же в пришкольном оздоровительном лагере; Проведение педагогических советов, заседаний методических объединений.
Работа учителей. Знакомство с новой методической, научной литературой по вопросам здоровья. Организация и проведение физ. минуток. Контроль за правильной осанкой. Проведение классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и ЗОЖ
Социальное партнёрство. Сотрудничество с ДЮСШ, ФОК, спортивными клубами, с учреждениями культуры и спорта, с другими ОУ, отделом по делам молодёжи, ГДМ.
Участие в социальных акциях и мероприятиях городского, областного масштаба.
Участие всех сотрудников школы в подведении итогов.
Нормативно-правовая база.
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МАОУ лицее №17 осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1108 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 03.03.2011 г.);
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. № 1101-р);
Целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» (с изменениями на 21.11. 2013 г.);
Устав МАОУ лицея №17 г. Калининграда;
Локальные акты.
Организация образовательно-воспитательного процесса по физической культуре и спорту
Образовательные программы, соответствующие нормативным требованиям
Базовое физическое воспитание осуществляется в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по предмету «Физическая культура» учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы по следующим образовательным программам:
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, базовый и профильный уровень В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2012).
Программа по физической культуре ФГОС второго поколения В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2015)
Основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования.
Современные педагогические технологии, реализуемые в образовательно-воспитательном процессе
Для получения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения на уроках физической культуры и во внеклассной работе используются разнообразные формы, средства, методы, способы и приемы обучения, которые составляют инструментарий педагогического процесса. В своей педагогической деятельности преподаватели физической культуры используют следующие педагогические технологии:
ТехнологииЗдоровьесберегающая технологияУчет динамичности учащихся, их работоспособности;
Строгое дозирование физических нагрузок;
Наглядность, постепенность, доступность нагрузки;
Соблюдение гигиенических требований;
Учет физической подготовленности учащихся;
Чередование интенсивности и релаксации;
Увеличить охват детей различными формами физкультурно-оздоровительной работы.
Технология дифференцированного обученияУчет индивидуальных особенностей и  уровня физической подготовленности  детей; определение дозированной нагрузки; Возможность  наметить для каждого свою траекторию продвижения в освоении учебного материала
Информационно-коммуникативные технологии Использование информационно – коммуникационных технологий во внеурочное время позволяет усилить образовательные эффекты, поскольку дает дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. ИКТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Технология личностно-ориентированного подхода в обучении Технология дифференцированного обучения и воспитания;
Педагогика сотрудничества;
Игровые технологии;
Технология игрового моделированияПовышение эффективности и качества усвоения учебного материала;
Реализация потребности личности в самовыражении;
Усиление здоровьесберегающего аспекта;
Тестовая технологияОпределение уровня физической подготовленности школьников;
Повышение эффективности контроля знаний, умений и навыков.
Деятельностный подход повышение мотивации, интереса к изучению у обучаемых, повышение качества двигательных навыков.
На уроках физической культуры педагоги используют материалы мультимедийных дисков, интернет - материалы (коллекции видеофрагментов по видам спорта, справочная литература), а также фрагменты спортивных состязаний, учебных видеофильмов.
Для объяснения теоретического материала, тактики и техники защиты и нападений в спортивном зале применяются ноутбук или макбук, интерактивный оборудование для зала находится на стадии закупки. Для проведения динамических перемен в рекреациях школы также используются телевизоры.
С целью создания открытого информационного пространства, повышения информированности родителей обучающихся используется школьная образовательная сеть «Dnevnik.ru».
Методы диагностирования образовательных достижений обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
ТрадиционныеУстные: рассказ, схемы, технологическая карта, сообщение о проведённом опыте, сообщение по теме.
Письменные: тестирование, реферат, индивидуальные карточки, домашнее задание.
Практические: контрольные нормативы в начале и конце учебного года, тестирование в виде контрольных измерений учащихся в конце изученной темы.
Определение уровня здоровья (динамометрия, вес, рост)
ИнновационныеТестовые задания на ПК с использованием Excel,
OfficePublisher, PowerPoint. Выполнение проектных работ и презентаций, «Электронный дневник».
СобственныеДневник самоконтроля учащихся.
Динамика уровня обученности учащихся по физической культуре
Благодаря четко выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы, в школе наблюдаются стабильно высокие результаты обученности и качества знаний учащихся. Учащиеся лицея активно участвуют в конкурсах и олимпидах различного уровня и становятся победителями и призерами (олимпиада БФУ им. Канта «Будущее с нами», Всероссийская олимпиада по физической культуре)
Участие обучающихся в проекто-исследовательской деятельности
В  дидактической копилке содержится богатый  материал   заданий  по формированию здорового образа жизни,  истории развития физической культуры,  теоретические сведения обо всех видах спорта и истории их развития, об истории возникновения Олимпийских игр, о самоконтроле и правила самостоятельных тренировок, которые  систематизированы  по  темам  и  классам. Систематическая работа по формированию последовательных действий учащихся позволяет им справляться не только с новыми заданиями, но и с заданиями повышенной трудности, требующей особой внимательности и подготовленности. 
В 2014- 2015 году в 10-х классах, работающих по ФГОСам, введен такой вид деятельности как Проектная деятельность. Она позволяют ребятам приобретать массу новых знаний и умений, учиться рассматривать проблемы с различных точек зрения и решать их. В ходе реализации проектов приобретаются навыки самостоятельной и коллективной работы, большой опыт поиска информации в разных источниках, умение пользоваться различными компьютерными продуктами, сетью Интернет и многое другое. Через проектные работы у учащихся формируется культура здоровья и здорового образа жизни.
Организация внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового направлений.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая внеурочная работа в школе направлена на укрепление здоровья, правильное физическое развитие учащихся, на приобщение их к ЗОЖ.
3.1. Образовательные программы, соответствующие нормативным требованиям
В школе реализуются следующие программы:
Программа развития МАОУ лицея №17 на 2014-2018 уч. год
Программа «Школа – центр спортивной жизни»
Программа «Здоровье» (2012-2015)
Программа «Быть добру», (суть – создание социокультурного центра, деятельность которого направлена на формирование детско-взрослого сообщества
Программы дополнительного образования по следующим видам спорта: баскетбол, волейбол, футболу, легкая атлетика, русской лапте.
Программма «Лицей №17- Центр Спартианской культуры»
Школьный клуб СпартФормы внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового направлений
Высокий познавательный интерес учащихся к физической культуре немыслим без организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика по достижению совместно выбранной цели. Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Создана система внеурочной деятельности по физическому воспитанию, которая включает в себя различные формы работы. Основными формами являются занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, Спарианские игры, Дни здоровья, занятия в спортивных секциях.
Условия школы (спортивный стадион, спортивный зал большой и малый), традиции и социальное партнерство (СДЮСШОР по баскетболу, комплексная областная спортивная школа по игровым видам спорта, СДЮСШОР по легкой атлетике, плаванию) позволяют охватить большое количество обучающихся физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой.
 В школе организованы секции: баскетбол, легкая атлетика, футбол, русская лапта, регби.
Большое развитие получило направление Спартианские игры.
В 2009 году МОУ лицей №17 принял участие и стал победителем конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Калининградской области, в рамках фонда поддержки местных инициатив (ФПМИ) с проектом «Создание центра Спартианской культуры «Содружество». Проект направлен на решение проблемы сохранения здоровья учащихся и положительного влияния на местное сообщество. Мы выступили с инициативой стать ресурсным центром по организации оздоровления и досуга учащихся и их родителей на основе реализации «Спартианской программы оздоровления и организации досуга детей и молодежи», которая рассматривается автором д.ф.н. В.И. Столяровым, Президентом Координационного комитета спартианского движения, как новая модель спорта для всех.
Исходным пунктом и основой спартианской педагогической технологии интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной работы со школьниками («спартианская технология») является гуманистический проект под названием «СпАрт», который разработан в 1990 г.
Основной замысел проекта заключается в том, чтобы содействовать полной реализации культурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности, преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, приобщению любителей спорта к миру искусства, а тех, кто увлекается искусством, к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства, т. е. органическому синтезу спорта и искусства.
Название проекта выбрано автором как производное от английских слов:«Spirituality»- духовность, «Sport» - спорт, «Art» - искусство.
Основные особенности и элементы спартианскойпедагогической технологии
Уникальная соревновательная программа Спартианских игр включает в себя комплекс состязаний и конкурсов, подобранных таким образом, чтобы на их основе можно было сравнить и оценить не только физическую подготовленность и спортивное мастерство участников, но и их интеллект, художественные и творческие способности, юмор, знания, поведение и т. д.
В соответствии с этим в программе Спартианских игр представлены в игровой форме разнообразные виды деятельности, связанные со спортом, туризмом, художественным, научным и техническим творчеством и т. д. Поэтому участие в этих соревнованиях требует от участников не узкой специализации в одном виде игровой деятельности, а многосторонних способностей: физической подготовленности, спортивного и художественного мастерства, юмора, знаний и т. д. и их проявления в разных видах игровой творческой деятельности.
Инновационный подход к формированию состава команд-участников игрового соперничества предусматривает «смешанный» состав. При таком подходе, конечно, в некоторой степени снижается острота соперничества, зрелищность соревнования. Однако задачи организации и проведения Спартианских игр, как показано выше, совсем иные и, в частности, предусматривают увеличение числа прежде всего активных участников, а не зрителей Игр. А самое главное - инновационный подход позволяет избежать негативных явлений, связанных с традиционным подходом.

Соревнования и конкурсы в программе спартианских игр
Специфика Спартианских игр в этом отношении состоит в том, что включаемые в их программу соревнования и конкурсы должны позволять сравнить и оценить разносторонность развития участников, а в идеале - такие их качества и способности, которые характеризуют целостное (гармоничное и всестороннее, универсальное) развитие личности.
Комплекс используемых для этой цели соревнований и конкурсов называется «спартианский агон» (агон по-гречески - борьба, состязание, турнир) или «СПАРТ» (это название расшифровывается как «Соревнования Поклонника Активного Разностороннего Творчества»).
Оптимальный вариант спартианского агона включающий соревнования и конкурсы, учитывающие все многообразие видов творческой деятельности. Поэтому на практике имеют место «промежуточные» варианты, когда программа спартианского агона формируется на основе учета нескольких, но не всех видов творческой деятельности, качеств, способностей, элементов культуры личности.
«СПАРТ-двоеборье»: Спорт + Искусство (спортивные соревнования + художественные конкурсы)
«СПАРТ-троеборье»: Спорт + Искусство + Туризм (спортивные соревнования + художественные конкурсы + соревнования и конкурсы по туризму)
«СПАРТ-четырехборье»: Спорт + Искусство + Туризм + Наука (спортивные соревнования + художественные конкурсы + соревнования и конкурсы по туризму + соревнования и конкурсы в научном творчестве)
«СПАРТ-пятиборье»: Спорт + Искусство + Туризм + Наука + Техническое творчество (спортивные соревнования + художественные конкурсы + соревнования и конкурсы: по туризму, в научном и техническом творчестве и т.д.)
При реализация проекта «Спартианские игры» в МОУ лицее № 17 были разработаны и проведены следующие мероприятия: Международные игры «СпАрт объединяет нас»; «Мы все– одна Спартианская семья»и т.д В 2015 году проведены IV региональные Спартианские игры.
Подобные мероприятия создают у участников стимулы к совершенствованию тех знаний, умений, способностей, которые они демонстрируют на этих играх, способствуют воспитанию устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности, формируют новые социальные компетенции.
Инновационным направлением работы школы во внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, ориентированной на всестороннее развитие личности школьника, является создание спортивного клуба «Спарт» в сентябре 2013 года, который объединяет учащихся 1-11 классов, воспитанников д/д «Надежды», учителей и родителей.
1.Общиеположения Лицейский спортивный клуб «Спарт» — общественная добровольная организация учителей, учащихся и родителей, способствующая целостному гармоничному развитию личности (физического здоровья, психических способностей и духовных качеств), самосовершенствованию, формированию культуры здоровья, развитию физической культуры, спорта и туризма в школе, организацию общения. Спортивный клуб создается с целью проведения спортивно-массовой работы и организации досуга в образовательном учреждении во внеурочное время, индивидуализации образовательного процесса. Общее руководство клубом осуществляется Советом клуба. Состав Совета клуба утверждается приказом директора образовательного учреждения. Спортивный клуб должен иметь название, свой флаг. 2. Задачи спортивного клуба «Спарт»
Задачами спортивного клуба являются:
- формирование ценностного отношения к психическому, духовному и телесному здоровью;
- активизация физкультурно-спортивной работы и участие всех учащихся в спортивной жизни школы;
- укрепление здоровья, и физического совершенствования всех субъектов образовательного процесса лицея на основе систематически организованных, обязательных и по выбору внеклассных спортивно-оздоровительных занятий всех детей;
- закрепление и совершенствование УУД у учащихся, полученных на уроках, формирование жизненно необходимых физических качеств;
- воспитание у школьников инициативности и трудолюбия, творчества и организаторских способностей, коммуникативных компетенций, осознания своих возможностей;
- привлечение к спортивно-массовой работе в клубе известных спортсменов, ветеранов спорта, родителей учащихся школы;
- профилактика таких асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, как наркомания, курение, алкоголизм, выработка потребности в здоровом образе жизни.
3. Функции клуба «Спарт»
Основными функциями лицейского спортивного клуба являются:
- содействие целостному гармоническому развитию личности, выявление разносторонних способностей и проявлению их в различных сферах творческой деятельности;
- обеспечение систематического проведения внеклассных физкультурно-спортивных мероприятий с учащимися;
- организация постоянно действующих спортивных секций и групп общей физической подготовки для учащихся; проведение заседаний дискуссионного клуба по интересам для родителей и педагогов;
- проведение внутришкольных соревнований, товарищеских спортивных встреч между классами и другими школами согласно календарю спортивно-массовых мероприятий на учебный год;
- организация участия в соревнованиях, проводимых органами управления образования;
- проведение спортивных праздников, показательных выступлений ведущих спортсменов лицея, района, города;
- проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта в лицея;
- расширение и укрепление материально-технической базы лицея (оборудование школьных спортивных сооружений и уход за ними, ремонт спортивного инвентаря);
- формирование сборных команд образовательного учреждения для участия в соревнованиях более высокого ранга (городские, районные и краевые соревнования).
В дни летних каникул на базе школы работает детский оздоровительный лагерь «Бригантина».
В целях совершенствования системы олимпийского образования обучающихся, стимулирования изучения ими основных олимпийских знаний, популяризации достижений выдающихся олимпийцев проводятся:
-фотоконкурс «О, спорт! Ты-мир!»;
-конкурсы рисунков;
-конкурсы плакатов на тему «За здоровый образ жизни!»;
-интеллектуальные викторины из серии «В мире спорта»;
-тематические классные часы и общешкольные линейки.
В рамках подготовки к зимним олимпийским и паралимпийским играм 2014 года учащиеся 1-11 классов, родители, учителя приняли участие в эстафете олимпийского огня, все учащиеся принимали участие в общешкольном классном часе «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой!», в конкурсе рисунков «Символы зимних олимпийских игр в Сочи».
Для достижения личностных результатов, укрепления самооценки, развития метапредметных достижений и закрепления теоретических знаний учащиеся помогают в организации и проведении соревнований как школьного, так и муниципального уровня. Учащиеся старших классов помогают в судействе соревнований для младших школьников и товарищеских встреч со школьниками из других школ.
В рамках ученического самоуправления проводят тематические классные часы о здоровом образе жизни, динамические перемены, подвижные игры.
Родители учащихся 1-11 классов не только помогают организовывать и проводить соревнования и спортивные праздники, но и сами являются активными участниками данных мероприятий. При поддержке родителей проходят Дни Здоровья, Праздник каши, Спартианские игры. В образовательном учреждении организованы занятия с логопедом, можно получить консультации квалифицированного психолога, работают социальный педагог. Работает кабинет БОС (биологической обратной связи).
Лицей постоянно участвует в конкурсах различного уровня: в 2013 году стал победителем регионального этапа всероссийского конкурса на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт «Олимпиада начинается а школе»; в 2014 г. - победителем регионального конкурса проектов по реализации индивидуальных программ здоровья; 2014 г. - награжден дипломом II степени Всероссийского конкурса Национальной премии «Элита национального образования» в номинации «Безопасность в образовательной среде» МАОУ лицей №17, Создание Центра Спартианской культуры «Содружество» как модели спорта для всех; Дипломом I степени Всероссийского конкурса Национальной премии «Элита национального образования» в номинации «Здоровьесберегающие технологии в образовании» «Из опыта внедрения новых технологий психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения в образовательном процессе «БОС- кабинет здоровья» на основе БОС (биологической обратной связи).
Учащиеся лицея активно принимают участие и успешно выступают в зональных соревнованиях городской спартакиады учащихся общеобразовательных учреждений г. Калининграда и областной Спартакиаде учащихся общеобразовательных учреждений Калининградской области по программе «Президентские спортивные игры», в областном конкурсе «Президенсткие состязания». Лицей в течении трех лет является победителем областной Спартакиады учащихся общеобразовательных учреждений Калининградской области по программе «Президентские спортивные игры». Команда, как победительница, принимала участие во Всероссийском финале «Президентские спортивные игры» в 2012, 2013,2014 гг., где становилась как призером в общекомандном первенстве, так и победителем и призером соревнований в отдельных видах
На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы;
ВЫВОДЫ:
В школе создана система физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, включающая в себя урочную и внеурочную деятельность.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе направлена на укрепление здоровья, правильное физическое развитие учащихся, на приобщение их к ЗОЖ.
С целью повышения качества организации образовательно-воспитательного процесса в ОУ широко используются информационные технологии. Наблюдается тенденция  к увеличению   количества  учащихся,  принимающих  участие  в  олимпиадах по физической культуре, в спортивных праздниках, Днях здоровья и соревнования различного уровня. С каждым годом повышается количество победителей и призеров.
Создана система внеурочной деятельности по физическому воспитанию, которая включает в себя различные формы работы. Основными формами являются занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях, факультативные занятия по физкультуре и ОБЖ.
В ОУ выстроена система социального партнерства, которая позволяет расширить образовательное и воспитательное пространство школы.
Приоритетным инновационным направлением развития школы является формирование системы сопровождения процессов развития различных видов одаренности обучающихся, в том числе и спортивной.
В рамках данного направления работы с целью всестороннего развития личности школьника был создан спортивный клуб «Спарт». На базе школы организован летний отдых обучающихся (работает детский оздоровительный лагерь «Бригантина»).
Система дополнительного образования обучающихся в школе включает в себя 5 спортивных секций.
Активную поддержку педагогическому коллективу в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы оказывает родительская общественность школы.
Опыт работы школы по развитию школьного спорта широко представлен как на муниципальном уровне, так региональном и всероссийском.
учитель физической культуры
Веланская Е.А.