Профессиональный модуль ПМ.01. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства















РАБОЧая ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами























Тольятти

2015 г.

Рассмотрена предметной (цикловой)
комиссией Протокол №____
От________2015 г.
Председатель: _____________
Утверждено:
Зам. директора по УМР ТКСТП Жесткова Н.М.____________


Рабочая программа профессионального модуля Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 39.02.01 Социальная работа, №506 от 12.05.2014г.;
на основе Разъяснений по формированию примерных программ профессионального модуля начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденных Директором Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко «27» августа 2009 г.;
на основе примерной программы профессионального модуля Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами (Министерство образования и науки Самарской области, ЦПО Самарской области, 04.05.2011г..)


Организация-разработчик: ГАОУ СПО ТКСТП

Разработчики: Борминова Н.А., преподаватель
Савина Т.А., преподаватель



СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

9

4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

23

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

27


1. паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля– является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 39.02.01 Социальная работа
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.
Уровень образования: основное общее, среднее (полное) общее
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;
осуществления социального патроната;
создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации;
координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента;
уметь:
анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;
пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;
выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;
оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;
активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;
осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;
знать:
нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами и нормы их правовой защиты;
основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические основные проблемы пожилых и инвалидов;
особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам;
структуры, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 396 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 252 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 168 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 84 часа;
учебной и производственной практики – 144 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1.
Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2.
Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3.
Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4.
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ПК 1.5.
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 1.1.-1.5
Раздел 1. Государственная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.
66
40
10
20
20






10
6
-

ПК 1.1., ПК 1.5.
Раздел 2. Психологические особенности людей пожилого возраста и инвалидов
60
36
8

18

6
-

ПК 1.2., ПК 1.4.-1.5
Раздел 3. Содержание социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами.
108
60
18

30

18
-

ПК 1.3.
Раздел 4. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.
54
32
6

16

6
-


Производственная практика (по профилю специальности)
108


108


Всего:
396
168
42
20
84
10
36
108

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1 ПМ Государственная политика в отношении пожилых людей и инвалидов.
66


МДК 01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами.
60



Тема 1.1. Конституционно-правовые основы социальной работы

Содержание
8



1.
Российская Федерация - социальное государство. Социальная работа как средство реализации социальной политики государства.
2
1


2
Правовой статус личности в обществе. Субъективное право как вид и мера возможного поведения правомочного лица. Юридическая обязанность как вид и мера должного поведения обязанного лица.
2
2


3
Соотношение субъективных прав и обязанностей личности как юридическая мера ее свободы. Права, свободы и обязанности граждан - фундаментальная правовая основа организации и проведения социальной работы. Мировая практика моделей социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов.
2
2


Практические занятия

2



1.
Анализ моделей социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов в России и за рубежом.



Тема 1.2. Гарантии государства на социальную защиту,
социальное обеспечение и покровительство

Содержание
8



1.

Социальная защита, социальное обеспечение - основные направления развития демократического, правового государства.
Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Социальная поддержка как система мер, обеспечивающая социальные гарантии отдельным категориям граждан.
2
2


2
Льготы как средство достижения социального равенства в обществе. Льготы как способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом. Льготы как компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества. Льготы как средство стимулирования видов деятельности. Льготы как преимущества, устанавливаемые законом лицам пожилого возраста и инвалидам. Социальные функции правовых льгот.
2
2


3
Дополнительные права или льготы, предоставляемые законодательством отдельным категориям граждан: лицам пожилого возраста и инвалидам.
2
2


Практические занятия
2



2
Изучение основных положений нормативно-правовых документов, определяющие гарантии и льготы лицам пожилого возраста и инвалидам.



Тема 1.3. Государственно-правовые и законодательные основы
социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами

Содержание
8



1
Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы. Принципы построения законодательства о социальном обеспечении.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства, распоряжения министерств и ведомств, акты субъектов Российской Федерации, акты местных органов власти в сфере социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами.
2


1











3
Национальные и государственные стандарты, определяющие основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53058-2008 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53059-2008 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам. Государственный стандарт социального обслуживания населения в Самарской области «Социальное обслуживание населения в Самарской области.
2

1







1


4
Предоставление стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Государственный стандарт социального обслуживания населения в Самарской области «Социальное обслуживание населения в Самарской области. Предоставление социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам (за исключением детей-инвалидов)».
2


1



Практические занятия
2



3
Изучение порядка предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам в соответствии с национальными и государственными стандартами.



Тема 1.4. Социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов
Содержание
8

1









1
Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации.
2



2
Принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; конфиденциальность; профилактическая направленность.
2

1


3
Формы социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов. Материальная помощь. Социальное обслуживание на дому. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Консультативная помощь. Реабилитационные услуги.
Совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения
2
2








Практические занятия
2



4
Моделирование профессиональных ситуаций по оказанию консультативной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.



Тема 1.5. Государственные органы и социальные службы, осуществляющие социальную поддержку, оказание социальных услуг
лицам пожилого возраста и инвалидам

Содержание
8



1
Федеральные органы государственной власти и их полномочия в сфере социального обслуживания. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их полномочия в сфере социального обслуживания.
Социальные службы и учреждения социального обслуживания: комплексные центры, центры социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам, социально-реабилитационные центры для инвалидов, социальные приюты, дома ночного пребывания, стационарные учреждения социального обслуживания лиц пожилого
возраста и инвалидов. Ресурсное обеспечение социальных служб. Гарантии и льготы работникам социальных служб. Ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) социальных служб.
2






2








1



2
Принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдения прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов сфере социального обслуживания. Использование и развитие всех форм собственности. Государственный и негосударственный секторы социального обслуживания.
2



3
Правозащитные функции Уполномоченного по правам человека и органов прокуратуры. Формы правовой защиты граждан старшего поколения и инвалидов: предъявление иска (заявления); дача заключения.
Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.
2
1



Практические занятия
2



5
Наблюдение за деятельностью специалистов ЦСО по организации помощи лицам пожилого возраста и инвалидам (экскурсия).



Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ
20


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1.Составление таблицы: «Соотношение субъективных прав и обязанностей личности как юридическая мера ее свободы».
2.Создание логической схемы «Льготы, предоставляемые законодательством лицам пожилого возраста и инвалидам».
3.Ответить на вопросы:
А) Какое значение имеет государственно-правовое регулирование социальной работы?
Б) Какие правовые и нормативные акты по вопросам социальной работы действуют в настоящее время?
В) В чем особенности Закона Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения»?
Г) Охарактеризуйте основные положения Закона Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Д) Раскройте содержание Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Е) Каково основное содержание национального плана действий в интересах граждан пожилого возраста и инвалидов?
4. Реферирование
Тематика:
«Социально-бытовые услуги, предоставляемые лицам пожилого возраста и инвалидам»;
«Социально-медицинские услуги, оказываемые лицам пожилого возраста и инвалидам»;
«Социально-психологические услуги лицам пожилого возраста и инвалидам»;
«Социально-экономические услуги и материальная помощь лицам пожилого возраста и инвалидам»;
«Социально-правовые услуги, предоставляемые лицам пожилого возраста и инвалидам»;
«Проведение социальной адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации».
5. Создание презентации (рекламного ролика) на тему: «Принципы деятельности учреждений социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов».













Учебная практика Виды работ
1. Знакомство с нормативно-правовой базой Центра социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

6


Раздел 2 ПМ Психологические особенности людей пожилого возраста и инвалидов
60


МДК.01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.
54


Тема 2.1. Геронтология как наука и история ее развития.
Содержание
6
1


1.
Роль и место старости в онтогенезе человека. Традиционные точки зрения на причины развития старения. Проблема старения в психологии.
2



2
Общие закономерности в процессе старения. Теория старения: социальные, психологические, психосоциальные.
2
1


Практические занятия
2



1.
Анализ теорий социально-психологических проблем пожилых людей



Тема 2.2. Социальная геронтология и здоровье человека.
Содержание
10
1


1.
Старость как социально-демографическая проблема. Динамика возрастного состава населения России. Перспективы и прогнозы социального развития. Принципы ООН в отношении пожилых людей.
2



2
Объект и предмет исследования социальной геронтологии. Направления социальной геронтологии. Здоровье как социальная ценность. Группы факторов здоровья: внешние и внутренние, их взаимосвязь. Факторы риска: образ жизни, внешняя среда, генетические, здравоохранение
2
1


3
Адаптация к пенсионному периоду. Подготовка к выходу на пенсию. Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте.
2
1


4
Роль специалиста, работающего с пожилыми людьми. Условия и направления поддержания состояния здоровья пожилых людей и сохранение их трудоспособности.
2
2


Практические занятия
2



2
Выявление факторов риска, влияющих на здоровье.



Тема 2.3 Социально-медицинские и психологические проблемы пожилого возраста.
Содержание
8
2


1
Физиологические изменения, связанные со старением. Сходство и различия в старении мужчин и женщин. Проявления нормального физиологического старения организма. Психологическое реагирование на болезнь у лиц старших возрастных групп. Состояние психики и здоровье.
2



2
Психологические изменения в старости и проблемы пожилого возраста. Социальный интерес и его проявление у пожилого человека.
Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте. Особенности эмоционально-личностной сферы в поздней зрелости.
2
2


3
Психологическая типология старости.
2
2



Практические занятия
2



3
Определение типов приспособления к старости и проблем людей пожилого возраста



Тема 2.4. Профилактика старения
Содержание
8
2,3


1
Профилактика старения. Здоровье и биологические ритмы.
Проблемы питания пожилого человека: сущность рационального питания.
2



2
Психологическая работа с пожилыми людьми. Повышение активности как психологическая задача личностного развития пожилых. Проблема адаптации лиц пожилого возраста в домах для престарелых.
2
3


3
Проблема долголетия. Факторы долгожительства. Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого возраста и инвалидов.
2
2



Практические занятия
2



4
Основные направления деятельности пожилого человека в его микросоциальном окружении



Тема 2.5. Основы андрагогики лиц пожилого возраста
Содержание
4
3


1
Теория и практика обучения взрослых людей: история развития. Обучения лиц пожилого возраста как фактор социальной защиты.
2



2
Основные формы и технологии в современной практике обучения взрослых.
2
3

Самостоятельная работа при изучении раздела 2ПМ
18


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1.Дайте сравнительный анализ различных теорий старости и старения, укажите достоинства и недостатки каждой из них.
Реферирование.
Тематика:
Как стать сильнее: механизмы психологической защиты.
Создание презентации (рекламного ролика) на тему:
Как сохранить молодость и здоровье.



Учебная практика Виды работ
Изучение банка данных клиентов, находящихся на надомном обслуживании
6


Раздел 3 ПМ Содержание социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами.
108


МДК 01.03. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами.
90



Тема 3.1.
Социальная диагностика лиц пожилого возраста и инвалидов
Содержание
4



1.
Понятие социальной диагностики, ее особенности и функции. Общие проблемы и принципы социальной диагностики. Задачи диагностики: распознавания и идентификация, структурирование, измерения, оценки и квалификации. Выявление лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах.
2
1


Практические занятия

2



1. Использование социально-диагностических инструментариев в ходе тематической экскурсии в ЦСО.



Тема 3.2
Социальная профилактика и социальный надзор
Содержание
4
1


1.
Понятие социальной профилактики, особенности, механизмы, уровни, возможности и границы профилактического воздействия. Понятие социального надзора, профилактическая функция социального надзора, корректирующая функция
2



Практические занятия
2



2
Комплексное социальное диагностирование.



Тема 3.3
Социальная коррекция, терапия, адаптация, реабилитация
Содержание
6

1,2


1

Понятие, сущность и содержание коррекции, адаптации и реабилитации. Характер, особенности и стадии социальной адаптации. Понятие дезадаптации, социализации. Барьеры в адаптации: индивидуальные, информационно- адаптивные, ситуативные. Пути минимизации барьеров.
Направленность социальной коррекции.
2



2
Реабилитация инвалидов, особенность социальной реабилитации. Программы социальной реабилитации. Принципы и структура социальной реабилитации. Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов. Организация работы в области реабилитации инвалидов: медицинская, профессионально- трудовая, социально-средовая и бытовая реабилитация инвалидов.
2



Практические занятия
2



3
Составление планов коррекции, адаптации и реабилитации клиентов.



Тема 3.4.
Социальное обеспечение, обслуживание, страхование лиц пожилого возраста и инвалидов
Содержание
4
1


1
Понятие социального страхования, обеспечения, пенсионного обслуживания, помощи. Социальное страхование в системе социальной защиты населения. Государственное регулирование страховой деятельности. Медицинское страхование и его виды. Пенсионное обеспечение пожилых людей и инвалидов.
2




Практические занятия
2



4
Решение ситуаций с использованием нормативно-правовой документации. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и др.



Тема 3.5.
Социальное консультирование и экспертиза
Содержание
4
2


1
Социальное консультирование и экспертиза. Медико-социальная экспертиза, ее функции. Индивидуальные программы реабилитации.
2



Практические занятия
2



5
Наблюдение и анализ работы специалиста ЦСО по консультированию клиента.



Тема 3.6.
Охрана здоровья пожилых людей и инвалидов
Содержание
4

2


1

Понятие охраны здоровья пожилых людей и инвалидов. Основные принципы охраны здоровья. Проблемы пожилых людей и инвалидов. Психологические особенности данной категории людей. Реализация принципов ООН. Задачи государства в области охраны здоровья граждан. Нормативно-правовые акты об охране здоровья граждан.
2



Практические занятия
2



6
Разработка программ по улучшению здоровья пожилых людей и инвалидов.



Тема 3.7.
Гериатрическая помощь
Содержание
6




1
Понятия: геронтология и гериатрия. Организация и содержание гериатрической помощи. Гериатрические учреждения здравоохранения и социальной защиты: принципы и направления их работы. Поликлинические гериатрические учреждения. Стационарная гериатрическая помощь. Дневная гериатрическая больница.
2




2
Восстановительное лечение. Гериатрическая помощь в доме-интернате. Бытовое обслуживание населения пожилого и старческого возраста. Социальные аспекты организации гериатрической помощи: особенности медицинского ухода и реабилитации.
2
2


Практические занятия
2



7
Разработка памяток по оказанию гериатрической помощи



Тема 3.8.
Медико-социальная помощь
Содержание
2

2


1
Медико-социальная помощь пожилым людям и инвалидам.. Организация лекарственного обеспечения. Организация санаторно-курортного лечения.
2


Тема 3.9.
Формы и методы работы с пожилыми людьми и инвалидами
Содержание
6

2


1
Формы социального обслуживания. Сущность форм и методов работы с пожилыми людьми и инвалидами. Основные направления повышения уровня благосостояния пожилых людей и инвалидов. Оказание помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам
2



Практические занятия
4



8
Разработка досуговых мероприятий для пожилых людей и инвалидов.




9

Разработка и защита социальных проектов по улучшению
благосостояния пожилых людей и инвалидов.



Самостоятельная работа при изучении раздела 3 ПМ

20


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1.Определение экономичных льгот и санкций для незащищенных слоев населения.
2. Изучение и анализ материалов периодической печати на тему «Охрана здоровья пожилых людей и инвалидов».
Создание презентации (рекламного ролика) на тему:
«Нормативно-правовая база по охране здоровья пожилых людей и инвалидов»



Учебная практика
Виды работ
1.Ознакомление с учреждениями социальной защиты населения, их структурой, функциями и направлениями, технологиями деятельности
2.Ознакомление с нормативно-правовой базой учреждения социальной защиты.
3. Делопроизводство специалиста по социальной работе, социального работника в учреждениях социальной защиты.
4. Приобретение навыков профессионального общения с клиентом социальной службы.
5. Создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации
18


Тематика курсовых работ
1. Учет особенностей пожилых людей в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
2.Типология старости в профессиональной деятельности социального работника.
3. Проблемы отношений и психическое здоровье лиц пожилого возраста.
4.Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого возраста и инвалидов.
5. Психологическая работа с пожилыми людьми.
6. Условия и направления поддержания состояния здоровья пожилых людей и сохранение их трудоспособности.
7. Профилактика старения
8. Индивидуальная программа реабилитации, как средство социализации инвалидов.
9. Комплексный подход в реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
10. Национальные стандарты РФ –важнейший фактор повышения качества социального обслуживания населения
11. Роль неправительственных организаций в системе социальной помощи пожилым людям.
12. Выявление эффективных форм социального обслуживания пожилых людей.
13. Одиночество пожилых людей как социальная проблема.
14. Поэтапная подготовка к пожилому возрасту.
15. Технологии социальной работы с людьми пожилого возраста.
16. Социальная среда жизнедеятельности инвалидов.
17. Современные технологии социальной поддержки пожилых людей.
18. Организация социального обслуживания людей с ограниченными возможностями.
19. Организационно-правовые формы социальной защиты населения.
20. Организация работы учреждений социальной защиты по трудоустройству и профессиональному обучению инвалидов.
21. Организация работы учреждений социальной защиты.
22. Реабилитация инвалидов как средство социализации личности.
23. Формы социальной работы по адаптации человека к пенсионному возрасту.
24. Решение задач социальной защиты пожилых и инвалидов через политику занятости, перераспределения
доходов и предоставление услуг.
25. Влияние социально-психологических условий на приспособление к старости пожилых людей.
26. Социально-психологическая поддержка пожилых людей с учетом типологии их старения.



Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе
20


Самостоятельная работа по выполнению курсовой работы
10


Раздел 4 ПМ Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.
54


МДК.01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов.
48


Тема 4.1.
Опека и попечительство над пожилыми людьми
Содержание
6



1
Сущность социальной опеки и попечительства.
2
1


2
Правовой аспект социальной опеки. Виды и формы социальной опеки над пожилыми людьми и инвалидами.
2
1,2


3
Подопечные лица, органы опеки и попечительства.
2
1

Тема 4.2.
Организация и содержание работы учреждений для пожилых людей и инвалидов.
Содержание
16
2,3


1.



Организация работы районных (городских) органов СЗН по направлению граждан в дома- интернаты для пожилых людей и инвалидов. Взаимодействие органов СЗН с государственными. профсоюзными и др. общественными организациями.
2



2
Организация
и содержание социальной защиты пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях, в центрах социального обслуживания.
Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания.
2



3
Среда в стационарных учреждениях социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями. Дом сестринского ухода. Дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа: организация и содержание работы.
2



4
Система центров социального обслуживания. Основные задачи и функции ЦСО. Структурные подразделения ЦСО. Организация работы органов СЗН, ЦСО с письмами, жалобами, заявлениями предложениями граждан. Организация справочно-кодификационной работы в органах СЗН, ЦСО.
2
2,3


5
Практика взаимопомощи общественных объединений пожилых людей. Социальный контекст деятельности общественных организаций пожилых людей: социальный обмен в системе взаимопомощи, социальная технология взаимопомощи пожилых людей.
2



6
Типы реабилитационных учреждений по организационно- правовым формам: государственные, муниципальные, негосударственные; реабилитационные центры. Задачи реабилитационных учреждений. Противопоказания к приему в реабилитационные учреждения.
2



7
Типы реабилитационных учреждений: реабилитационно- производственные, реабилитационно- медицинские, реабилитационно- социальные. Дома-интернаты как учреждения реабилитационного типа. Образовательные учреждения для инвалидов как тип реабилитационных учреждений.
2




Практические занятия
2



1
Ознакомление с целью и задачами, направлениями работы дома-интерната для престарелых и инвалидов (экскурсия)



Тема 4.3.
Социальный патронат как основная форма работы с пожилыми людьми и инвалидами
Содержание
10
2.3


1
Организация социального патроната. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. Особенности соблюдения правил личной гигиены.
2



2
Обучение родственников уходу за больными пожилыми людьми, инвалидами.
2



3
Навыки общего ухода. Элементарные медицинские манипуляции
2




Практические занятия




2
Разработка комплекса гимнастических упражнений для пожилых людей. Отработка навыков общего ухода.
2



3
Выполнение элементарных медицинский манипуляций: измерение АД, определение и подсчет пульса, температуру тела, уход за глазами, ушами, полостью рта, применение горчичников, профилактика пролежней.
2


Самостоятельная работа при изучении раздела 4 ПМ
16


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Реферирование. Тематика:
Особенности личной гигиены престарелых и инвалидов.
Создание презентации (рекламного ролика) на тему:
Основные правила ухода за тяжелобольными, престарелыми и инвалидами.
Первая медицинская помощь



Учебная практика
Виды работ
Ознакомление с номенклатурой дел в ЦСО и отделениях. Устав ЦСО, должностные инструкции специалистов.
Схема взаимодействия ЦСО с социальными структурами области, района.
Осуществления социального патроната;
Координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента;
6


Производственная практика по профилю специальности
Виды работ
Изучение системы мер, реализуемых ЦСО и обеспечивающих социальные гарантии пожилым людям и инвалидам.
Оформление пакета документов на получение социальных гарантий.
Изучение программы психологической поддержки пожилых людей и инвалидов ЦСО
Организация и проведение психолого-консультационной помощи пожилым и инвалидам.
Ознакомление с работой отделений ЦСО: планы, отчетная документация, новые технологии в работе с пожилыми людьми и инвалидами.
Анализ социально- демографической ситуации по пожилым людям и инвалидам. Составление социального паспорта инвалида. Составление карт реабилитации.
Работа на рабочем месте специалиста по социальной работе отделения срочной социальной помощи:
составление актов обследования бытовых условий, организация благотворительного питания. Ввод
информации в банк данных о получателях благотворительного питания, оформление пожилых людей и инвалидов в пансионат для ветеранов труда, на медико-социальные койки, регистрация документов членов кассы взаимопомощи и др.
Составление планов работы с пожилыми людьми и инвалидами на полугодие, год.
Составление программы работы и сценариев мероприятий для пожилых людей и инвалидов ( к Дню пожилого человека, к Дню Инвалида)
Составление памяток: Льготы различным категориям населения; Пенсионное обеспечение работников различных сфер деятельности; Социальные пособия и документы необходимые для его назначения и получения
Анализ работы ЦСО с пожилыми людьми и инвалидами, находящимися под опекой и попечительством: выявление, патронаж.
Составление планов работы на год с пожилыми людьми, с инвалидами, с приемными семьями, с опекаемыми, с семьей., имеющей пожилого человека- инвалида и др.
Составление рекламного проспекта УСЗН, ЦСО, реабилитационного учреждения, дома- интерната, общественной организации пожилых людей и т.д.
Осуществление патроната.
108


Всего
396


4.условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов психологии и андрагогики лиц пожилого возраста и инвалидов, социального патроната лиц пожилого возраста и инвалидов;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета - аудиторная доска, письменный стол преподавателя, ученические столы, стулья,
-информационный стенд,
- дидактические материалы,
-учебно-методическая документация;
-наглядные пособия (образцы проектов социальной поддержки семьи, комплекты социальной рекламы).

Технические средства обучения: модем, медиа-проектор, компьютер, интерактивная доска.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Богданова О.А. Возрастная психология, педагогика и семьеведение, Междуреченск,2014
Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учебное пособие. Гриф МО РФ. – ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-511с.
Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: Учеб.пособие для студ.начального проф.образования/ М.Н. Гуслова. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учебное пособие: Допущено УМО/ Под ред. И.А. Колесниковой. Академия.- 2010.- 240с.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учебное пособие. Рекомендовано УМО./ О.В. Краснова, А.Г. Лидерс.- М.: Академия.- 2010, 288с.
Психология старости и старения: Хрестоматия: учебное пособие. Допущено Минобразованием России/ Сост.О.В. Краснова, А.Г. Лидерс.- М.:Академия, 2010.- 416 с.
Дополнительные источники:
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- 6-е изд.-М.: Академический проект: Альма Матер, 2006.- 702с.
Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. – М.: Дашков и К0, 2007. – 132 с.
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. – 2-е изд. – М: Дашков и К0, 2008. – 240 с.
Холостова Е.И. Социальная реабилитация: Учеб. пособие.-3-е изд. – М.: Дашков и К, 2005.-340с.
Филатова С.А.. Безденежная Л.П., Андреева Л.С.Геронтология: учебник /С.А.Филатова, Л.П.Безденежная, Л.С.Андреева.-2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-512с.
Интернет-ресурсы:
docs.cntd.rudocument/
gosuslugi.ru
base.consultant.ruКонсультантПлюс
cheb-centr.soc.cap.rupage/10933

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Преподаватель профессионального модуля в целях реализации компетентностного подхода использует в образовательном процессе активные формы проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Занятия проводятся в аудитории.
Учебная производственная практика осуществляется на базе практики в центрах социального обслуживания населения
Организация консультационной помощи обучающимся осуществляется:
непосредственно в учебном заведении (групповая и индивидуальная беседа);
опосредованно (электронная почта, использование возможностей Интернет ресурсов.
Учебные дисциплины и профессиональные модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного профессионального модуля:
основы педагогики и психологии,
основы социальной медицины,
теория и методика социальной работы,
организация социальной работы в РФ.

4.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Обучение по междисциплинарному курсу обеспечивают:
Преподаватели с высшим профессиональным образованием, соответствующим содержанию МДК
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля и специальности 39.02.01. Социальная работа
Руководство производственной практики осуществляют:
преподаватели МДК, специалист по социальной работе ЦСО УСЗН.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
- использование методов проведения диагностики, сбора и анализа информации;

- выявление лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;
создание банка данных лиц нуждающихся в социальной помощи и услугах,

Квалификационный экзамен. Производственная практика.
Формализованное наблюдение за процессом деятельности, сравнение с эталоном

Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
- решение основные социально-бытовые проблемы пожилых людей и инвалидов в соответствии с нормативно-правовой базы, обеспечивающей их социальную защиту.
- планирование работы по социально – бытовому обслуживанию клиента.


Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
- решение основные медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических проблем пожилых людей и инвалидов.
-осуществление социального патроната, оказание социальной помощи отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам.


Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
- использование социальных технологий по адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов;
-взаимодействие со структурами, способными оказать помощь лицам пожилого возраста и инвалидам;
- использование технологий активизации потенциала собственных сил и возможностей пожилого человека и инвалида.


Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
- использование технологии социальной профилактики; - взаимодействие с социальными учреждениями, осуществляющими социальную профилактику;
-осуществление профессиональной деятельности с позиции «рядом с клиентом»;
- создание необходимых условий для профилактики возникновения новых ТЖС.




Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы





Защита рефератов, проектов












Составление презентаций






Разработка и защита программ по самовоспитанию

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;
оценка эффективности и качества выполнения.


Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
решение профессиональных задач по социальным проблемам;
нахождение путей решения в нестандартных ситуациях.


Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные.


Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
работа с ИКТ


Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения


Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
самоанализ и коррекция результатов собственной работы.


Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля.


Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
анализ инноваций в области разработки технологий по социальной работе.


Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
знание культурных традиций;
самостоятельная организация деятельности по изучению традиций, обычаев и исторических наследий.


Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
выполнение духовно-нравственных норм


Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
соблюдение техники безопасности


Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
-самостоятельная организация ЗОЖ;
-осознание роли физической культуры в профессиональной деятельности.



Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-осознание необходимости выполнения воинской обязанности.














13PAGE 15


13PAGE 142015




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615