Рабочая программа коррекционного курса Альтернативная и дополнительная коммуникация


Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовая база
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная и дополнительная коммуникация» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599;
- Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
- Инструктивное письмо Министерства Народного образования РСФСР от 30.06.1989 г. №17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых занятий с учащимися специальных школ и классов выравнивания детей с задержкой психического развития».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Письмо Министерства образования РФ от 20.07.2002 №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида».
- СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы; 5-9 классы, 1, 2 сборники/под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
- Устав ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида";
- Образовательная программа ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида;
- Учебный план ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида;
- Положение о порядке разработки, утверждения и реализации и корректировке рабочих программ учебных предметов, курсов педагогов. (Принято на заседании педагогического совета от 01.09.2014 г.).
1.2.Общая характеристика учебного предмета
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. В основу предмета «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе средств как вербальной, так и невербальной коммуникации.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
    Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
1.3.Цели и задачи программы
Цель – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи предмета «Альтернативная и дополнительная коммуникация»:
овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами
(коммуникаторы, персональные компьютеры и другие);
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребёнка;
обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование
навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов;
развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;
овладение чтением и письмом на доступном уровне.
1.4.Сведения о программе
Содержание предмета представлено в рабочей программе следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» и рассчитано на 66 часов согласно учебному календарному графику. Раздел «Чтение и письмо» на данном этапе обучения по данным диагностик и наблюдений считаю включать в содержание нецелесообразным. В содержание раздела «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включены два этапа обучения: импрессивная речь и экспрессивная речь. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации пока для данного обучающегося недоступно.
Раздел «Коммуникация» содержит 2 этапа работы:
Коммуникация с использование вербальных средств, в котором можно выделить следующие подразделы:
установление контакта с собеседником;
реагирование на собственное имя;
приветствие собеседника звуком;
привлечение к себе внимание звуком;
выражение своих желаний;
выражение просьбы о помощи звуком;
выражение согласия (несогласия) звуком.
Коммуникация с использованием невербальных средств, которая в свою очередь можно разделить на следующие подразделы:
взгляд как средство коммуникации;
мимика как средство коммуникации;
жест как средство коммуникации;
звук как средство коммуникации;
предметный символ как средство коммуникации;
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Импрессивная речь
понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя, узнавание и различие имен членов семьи;
понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты)
понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Экспрессивная речь
употребление отдельных звуков, звукоподражания.
1.5.Описание места учебного предмета в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 25-30 минут. Так как обучающийся учится в 1 классе, то всего 66 занятий.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания.
1.6.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основу рабочей программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» положены следующие принципы:
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающегося; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающегося нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающегося на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимся всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей.
1.7.Формы организации образовательного процесса
Занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» проводятся с обучающимся индивидуально.
В календарно-тематическом плане определена последовательность прохождения разделов программы, количество часов на каждый из них. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам и соответственно подбираются методические приёмы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Данный предмет реализуется в тесной связи с предметами «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация», «Окружающий природный мир» и «Окружающий социальный мир», а также с коррекционно-развивающими занятиями с педагогом-психологом, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Несомненно, формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого обучающегося.
1.8.Предметные и личностные результаты коррекционной работы
Ожидаемые личностные результаты от реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося:
осознание своего «Я»;
адекватное принятие окружающего и социального мира;
овладение элементарными социально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;
сотрудничество со взрослыми;
доброжелательное отношение к окружающим;
умение сообщать различными способами о нездоровье, опасности и др.
Ожидаемые предметные результаты:
реагирование на собственное имя;
понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. и слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова;
начальные навыки чтения и письма (узнавание и различение образов графем (букв),
копирование с образца отдельных букв, слогов, слов);
умение использовать усвоенный лексико-грамматический материал или пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.) для решения соответствующих возрасту житейских задач:
приветствие собеседника;
привлечение к себе внимания;
обращение с просьбой о помощи;
выражение согласия (несогласия);
прощание с собеседником;
указание на объект при выражении своих желаний.
2.Содержание учебного предмета
2.1.Учебно – тематическое планирование
№ Название раздела Содержание раздела Количество
часов
1. Коммуникация. 25
1.1. Основы коммуникации. 1. Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека. 1
1.2.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
1. Установление контакта с собеседником. 12
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением).
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением).
Задавание вопросов предложением.
Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре, общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния.
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) 1.3. Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения.
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера). 12
2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. 41
2.1. Импрессивная речь.

Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
13
2.2. Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Называние собственного имени.
Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Называние (употребление) простых предложений.
Называние (употребление) сложных предложений.
Ответы на вопросы по содержанию текста.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке..Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших (планируемых) событиях.
Составление рассказа о себе.
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки).
20
2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства)
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по одной сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). 8
2.2.Контрольно – оценочная деятельность
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Фиксация результатов осуществляется в таблице в виде знаков «+», « - » «Альтернативная и дополнительная коммуникация» по следующим критериям:
Уровни самостоятельности при выполнении заданий
- не выполняет задание -
- выполняет задание со значительной помощью зп- выполняет задание с частичной помощью чп- выполняет задание по подражанию п
- выполняет задание по образцу о
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки сш
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) +
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. Мониторинг результатов обучения содержится в Приложении 2.

3.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы (игрушки: шарик, мячик, кукла, звонок, колокольчик, резиновые звуковые игрушки, игрушки большого размера; игрушечные и натуральные предметы: посуда, мебель, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты);
графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы,  таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
электронные средства (электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.  
     Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на обучающихся, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей чем в «норме» необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся.
Приложение.1 Календарно – тематическое планирование
№ Название раздела Ожидаемые результаты Дата
1. Коммуникация. 1.1. Основы коммуникации. 1. Установление контакта
с собеседником;
- реагирование на собственное имя.
2. Умение использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции, предметные символы, графические изображения, карточки с напечатанными словами, компьютер (планшетный компьютер) для выражения благодарности, приветствия/прощания, согласия/несогласия, ответов/задавания вопросов, привлечения к себе внимания.
3. Знать пройденные тематические дидактические игры.
1.1.1. Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека 1.2. Коммуникация с использованием вербальных средств. 1.2.1. Установление контакта с собеседником 1.2.2. Реагирование на собственное имя 1.2.3. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) 1.2.4. Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением) 1.2.5. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением) 1.2.6. Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением 1.2.7. Выражение благодарности звуком (словом, предложением) 1.2.8. Ответы на вопросы словом (предложением) 1.2.9. Задавание вопросов предложением 1.2.10. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре, общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния 1.2.11. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) 1.3. Коммуникация с использованием невербальных средств. 1.3.1. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики 1.3.2. Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста 1.3.3. Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета 1.3.4. Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа 1.3.5. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения 1.3.6. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами 1.3.7. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв 1.3.8. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера) 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. 2.1. Импрессивная речь. 1. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
2. Знать пройденные тематические дидактические игры.
2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. 2.1.2. Реагирование на собственное имя 2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов 2.1.4. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 2.1.5. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 2.1.6. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 2.1.7. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 2.1.8. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) 2.1.9. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) 2.1.10. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) 2.1.11. Понимание простых предложений 2.1.12. Понимание сложных предложений 2.1.13. Понимание содержания текста 2.2. Экспрессивная речь. 1.Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2.Знать пройденные тематические дидактические игры.
2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов 2.2.2. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) 2.2.3. Называние собственного имени 2.2.4. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) 2.2.5. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 2.2.6. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 2.2.7. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 2.2.8. Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 2.2.9. Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) 2.2.10. Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) 2.2.11. Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) 2.2.12. Называние (употребление) простых предложений 2.2.13. Называние (употребление) сложных предложений 2.2.14. Ответы на вопросы по содержанию текста 2.2.15. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям 2.2.16. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. 2.2.17. Составление рассказа по серии сюжетных картинок 2.2.18. Составление рассказа о прошедших (планируемых) событиях 2.2.19. Составление рассказа о себе 2.2.20. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки) 2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. 2.3.1.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства) 1 Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
2 Понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
3 Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
4 Знать пройденные тематические дидактические игры.
2.3.2. Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства) 2.3.3. Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 2.3.4. Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) 2.3.5.
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.) 2.3.6.
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) 2.3.7.
Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства) 2.3.8. Составление рассказа по одной сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства) Приложение 2. Мониторинг
№ Название раздела, темы Ожидаемый результат 1
полугодие 2
полугодие
1. Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека Адекватная ответная  реакция на речь и интонацию человека 2 Установление контакта с собеседником Установление контакта с собеседником. 3. Реагирование на собственное имя Реагирование на собственное имя 4. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) 5. Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением) Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением) 6. Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением) Выражение своих желаний 
словом (предложением) Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением) 7. Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) 8. Выражение благодарности звуком (словом, предложением) Выражение благодарности звуком (словом, предложением) 9. Ответы на вопросы словом (предложением) Ответы на вопросы словом (предложением) 1.2.9. Задавание вопросов предложением Задавание вопросов предложением 1.2.10. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре, общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре, общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния 1.2.11. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) 1.3. Коммуникация с использованием невербальных средств. 1.3.1. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос выражение мимикой согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос 1.3.2. Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний;
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с  использованием жеста
1.3.3. Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы,  предполагающие согласие (несогласие)  с использованием звучащего предмета
1.3.4. Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа Выражение своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа 1.3.5. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения 1.3.6. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием карточек с напечатанными словами 1.3.7. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с  использованием таблицы букв 1.3.8. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера) Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера) 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. 2.1. Импрессивная речь. 2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др. 2.1.2. Реагирование на собственное имя Реагирование на собственное имя 2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов 2.1.4. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 2.1.5. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 2.1.6. Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)