ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.


Артемова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Калуги
Научная работа школьников как фактор формирования личности.
проектно – исследовательская деятельность как фактор формирования научного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания.
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования научного мировоззрения учащихся путем проектно – исследовательской деятельности. Приведены варианты использования данной технологии в рамках изучения предметов социально – гуманитарного цикла – истории и обществознания. В результате анализа автор подчеркивает влияние личностно – ориентированного подхода в организации проектно – исследовательской деятельности учащихся, что способствует расширению кругозора учащихся, вооружает их универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, самоанализу и самоконтролю, формирует социальный опыт.
Ключевые слова: научное мировоззрение, личностно – ориентированный подход в образовании, конкретно-исторический анализ, проектно - исследовательская деятельность учащихся, интегрированная проектная деятельность, универсальные способы учебной деятельности.

Одной из важных задач развития современного общества является формирование личности человека, главным жизненным ориентиром которого должно быть подлинно научное мировоззрение.
Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека [1, с. 265].
Особо важное значение для формирования мировоззрения как совокупности взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы гуманитарного цикла – история и обществознание. Они имеют единую философскую и историческую основы. Изучая эти предметы, ученики усваивают основные законы и перспективы развития общества.
Учащиеся учатся конкретно-историческому анализу для понимания общественных явлений и событий. Рассматривая общественное явление исторически, ребята узнают, почему и как оно возникло, проявилось, с какими другими явлениями связано, какое место занимает в общем процессе и в каком направлении развивается. Учащиеся учатся видеть противоречивость общественных событий, понимать противоречия как движущую силу развития человека [1, с. 269].
Формированию научного мировоззрения школьников способствует проектно - исследовательская деятельность учащихся. С точки зрения педагогики, современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учащихся строится на принципах личностно-ориентированного образования - именно в этом случае  в процессе ее организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников[2, с. 54].
В процессе исследовательской деятельности реализуются те этапы, которые характерны для исследований в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Важной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигается наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления.
С целью создания условий для проектно – исследовательской деятельности учащихся:
1) Осуществляю интегрированную проектную деятельность по обществознанию и географии в рамках межпредметных связей по программам «Глобальные проблемы человечества и пути их решения», «Экономика в географическом пространстве» для учащихся 10 - 11 – х классов.
2) Провожу совместно с учителем литературы интегрированные роки, предполагающие защиту результатов исследовательских проектов. Практика показывает, что принцип единства требований к формированию общеучебных навыков очень удобен и для ученика, который видит преемственность историко-культурных и литературных процессов, и для учителя, который может проводить метапредметный контроль и организовывать творческие проекты, предполагающие исследование художественных текстов, созданных на исторической основе.
Один из таких уроков «Правда и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (8 класс) - предполагал проверку сформированности у учеников навыков исследовательской и аналитической работы при сопоставлении художественного произведения с историко-литературными материалами и историческими документами для воссоздания картины Отечественной войны 1812 года.
Ученики без особого труда смогли сопоставить конкретные исторические события 1812 года с тем, как отразил их в своем стихотворении М.Ю. Лермонтов, обратив внимание на удивительную точность и правдивость нарисованных поэтом картин и героев. Чтобы усложнить задачу, ученикам было предложено сопоставить разные точки зрения на исход Бородинского сражения, например, писателя Л. Н. Толстого, историков А. А. Васильева и С.Б.Окуня, командующего французской армией Наполеона и др.
На таких интегрированных уроках ученики, во-первых, получают новую роль – роль «исследователей», они открывают для себя новые знания, во-вторых, процесс обучения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. Использованная модель личностно-ориентированного обучения позволила в полной мере реализовать индивидуально-личностный подход, что во многом способствовало развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.
3) Провожу занятия в рамках элективных курсов по обществознанию «Человек в современном обществе», «Проблемы современного общества» для учащихся 10 – 11 – х классов, по программам профильного обучения «Человек в системе социально – экономических связей», «От традиционного общества к индустриальному» для учащихся социально – гуманитарных 10-11 классов. Занятия предполагают выполнение и защиту исследовательских проектов.
4) Организую в рамках межпредметных связей научно – практические конференции, творческие конкурсы, предполагающие представление и защиту проекта. Так для учеников 5- х классов в 2015/2016 учебном году совместно с учителем литературы проведена научная конференция «Герои Отечественной войны 1812 года».
5) Как научный руководитель осуществляю подготовку учащихся к научно – практическим конференциям, конкурсам (городским научно – практическим конференциям учащихся памяти А.Л.Чижевского, «Старт в науку», городским конкурсам по избирательному праву «Выборы глазами детей», областным конкурсам «Молодежь и выборы», всероссийским конференциям «Шаги в науку», «Первые шаги в науку», всероссийскому конкурсу «Грани науки»).
Проектно-исследовательская работа со школьниками способствует усвоению алгоритма научного исследования, способствует формированию научного мировоззрения учащихся, значительно расширяется их кругозор, вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке, формирует социальный опыт в труде и общении.
Литература
Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт-М,2001.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
Попов С. И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект // Сов. педагогика. – 1991. – № 6.
Щурпюков К. П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
Вернадский В. И. Научное мировоззрение // Философия и мировоззрение / Сост. П. B. Алексеев. – М., 1990.