Методическое пособие Реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России


Курочкина Н.Н.,
социальный педагог
ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии
наземного транспорта имени М.С.Солнцева»
Реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов в ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С.Солнцева».
(Методические рекомендации для классных руководителей и мастеров производственного обучения)
Из всех наук, которые должен знать человек,
главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Проблема духовно – нравственного воспитания всегда была одной из приоритетных в сознании русского человека. Глубокие социально- экономические преобразования сегодняшнего дня заставляют задуматься о будущем России, а значит о новом поколении Россиян. Часто обвиняют молодежь в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому так актуальна проблема воспитания обучающихся ПОО СПО. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в молодых людях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.
Причины, которые заставили общество обратиться к воспитанию нравственности на этапе профессионального образования следующие:
сегодня, как никогда, наше общество нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только знаниями, но и выдающимися чертами личности;
в современном мире на подростка, на его еще формирующуюся сферу нравственности воздействуют различные источники как позитивного, так и негативного характера;
еще вчера образование не гарантировало высокого уровня духовно-нравственной воспитанности;
овладение знаниями о нравственных принципах важно потому, что они не только информируют обучающихся и студентов о нормах поведения, но дают представление о последствиях нарушения этих норм для самого подростка и для окружающих людей.
Перед профессиональными образовательными организациями стоит задача подготовки ответственного гражданина способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности выпускника профессионального колледжа.
Процесс обучения и воспитания должен обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная девальвация общественных ценностей, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средствами массовой информации извращенные ценности ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью подростков.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Наверное, именно поэтому в настоящее время педагогической общественностью России активно обсуждается вопрос о месте и роли религии в образовании.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования в колледже разработана основные профессиональные образовательные программы по профессиям и специальностям транспортного и железнодорожного профилей, которые определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего профессионального образования и направлены на формирование общей культуры обучающихся и студентов, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации образовательной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и студентов.
В основу разработанных программ социально-воспитательной работы с молодежью положены базовые национальные ценности через века сохраненные в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов многонациональной и многоконфессиональной России. Опора на эти общечеловеческие ценности позволяет человеку противостоять разрушительному влиянию негативных проявлений агрессии, интолерантности, безнравственности и т.д.
Именно поэтому образовательное пространство современного колледжа должно содержать развернутую программу по социальной поддержке и воспитанию подростка, формированию у него идентичности гражданина России, осознания им этнической, конфессиональной и социокультурной принадлежности.
В реализации этих задач следует исходить из того, что профессиональные образовательные программы колледжа должна отражать совокупную деятельность, которая реализуется:
в процессе обучения (учебная деятельность);
во внеклассной работе (внеклассная деятельность);
во внеучебных мероприятиях (внеаудиторная деятельность);
в социальной поддержке (социально-психологическое сопровождение образовательного процесса).
Для того, чтобы система работала необходимо тесное, продуманное согласованное функционирование всех четырех компонентов.
Одним из разделов основной образовательных программ должен стать план работы педагогических работников колледжа по социальной поддержке, духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени среднего профессионального образования. Этот план логично строить по разделам, предлагаемым в программе социально-психологического развития и воспитания обучающихся колледжа:
1. Цель и задачи.
2. Ценностные установки. Основные направления и ценностные основы социально-психологического, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
3 .Содержание социально-психологического, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
5. Совместная деятельность социального педагога, классного руководителя, мастера производственного обучения, семьи и колледжа по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
При формировании плана следует помнить, что необходимо сохранить ключевые моменты, которые определены однозначно в Концепции: национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития.
Семья, колледж, общество, религия в процессе воспитания на протяжении многовековой истории создали тот национальный идеал, который соответствует представлениям той или иной этноконфессиональной группы, нации, общины. Из века в век он менялся, но оставались незыблемыми основные характеристики: нравственность, творческий потенциал, гражданская позиция, приверженность национальным духовным традициям, соответствие культурным особенностям.
В Концепции четко сформирован национальный идеал современной России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Не следует забывать о том, что семья, социум могут по-своему трактовать национальный идеал, часто искажая тот, который формирует образовательное учреждение. Формирование устойчивого идеала может происходить только на примерах, которые прошли проверку временем и историей с адекватной поддержкой семейным воспитанием.
Духовно-нравственное развитие относится не только к внеклассной и внеаудиторной деятельности образовательного учреждения. Большинство вопросов нравственности, морали, гражданственности можно поднимать на учебных предметах.
Учебная деятельность дает возможность развивать у обучающихся и студентов нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета, ведь методы нравственного воспитания всегда выступают в сложном и противоречивом единстве.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся должно стать обязательным компонентом образовательного процесса. Колледж призван стать адаптивной средой, нравственная атмосфера которой сформирует его ценностные ориентации. Важно, чтобы нравственная воспитательная система колледжа взаимодействовала со всеми компонентами образовательного процесса: учебной, внеучебной, производственной деятельностью.
Данные рекомендации даны не только для традиционных среднего профессионального образования, но и для новых образовательных программ (Приложение 1).
Приложение 1
Введение элементов программы
духовно-нравственного воспитания в учебные дисциплины
№ Учебный предмет Методические рекомендации
1 Литература. Примеры из русской и зарубежной литературы, формирующие определенные качества личности: милосердие, честность, щедрость души, целеустремленность, патриотизм, самопожертвование, коллективизм и т.д.Цель:
формирование нравственного смысла учения;
укрепление основ нравственного самосознания (совести);
способность давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ морали, определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, допустимом и недопустимом.
2 «История». Позитивные примеры из русской истории, формирующие гордость за Отечество, активную позицию по отношению к агрессии против Родины.
Личности русской истории (святые земли Русской, полководцы, государственные деятели), соответствующие идеальному образу человека.
Цель:
воспитание чувства патриотизма;
формирование основ гражданской идентичности;
пробуждение веры в будущее России;
осознание личной ответственности за судьбу Отечества.
«Обществознание». Воспитание социальной солидарности через раскрытие традиционных гражданских приоритетов: свободы личной и национальной, уважения и доверия к людям, институтам государства. Демонстрация государственных символов России: флага, герба, гимна.
Понятия правового государства, свободы совести.
Цель:
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результат;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
3 Русский язык. Обучающие тексты, содержащие ориентацию на формирование уважения к национальным ценностям.
Цель:
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку.
4 «Экология». Изучение экологии России, с точки зрения природных богатств, экологических проблем, формирующих бережное отношение к родной природе.
Цель:
осознание ценности человеческой
жизни в содружестве с природой;
ценностное отношение к природе;
эстетическое, эмоционально-нравственное отношение к природе.
знакомство с нормами экологической культуры, участие в экологических инициативах, проектах.
личное участие в природоохранной деятельности.
Внеклассная и внеаудиторная воспитательная работа. Воспитание ценностных установок духовно-нравственного развития.
Цель:
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем;
реализация творческого потенциала в учебно-игровой деятельности на основе общепринятых нравственных установок и моральных норм;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества.
самореализация в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной деятельности;
ориентация на семейные ценности.
Физическая культура. Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких.
Цель:
приобретение личного опыта здоровьесбережения;
осознание роли физической культуры и спорта в жизни человека;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидения на человека;
знания о пагубном воздействии на здоровье человека вредных привычек (табакокурения, наркотиков, алкоголя).
При разработке плана социальной поддержки и духовно-нравственного развития необходимо учитывать, что базовые национальные ценности, изложенные в Концепции являются обязательными для ознакомления: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество. Однако в группах, где существуют различные религиозные, национальные приоритеты данный план может дополняться собственными разделами, не противоречащими Конституции, законодательству РФ, закону «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Формируют эти дополнения запросы общества, возраст обучающихся, национальные особенности.
Структура плана
духовно-нравственного воспитания.
Шесть разделов плана последовательно и постепенно формируют модель выпускника начального и среднего профессионального образования, способного самостоятельно развивать полученные навыки.
Первый уровень навыков:
Приобретение знаний о национальных ценностях и приоритетах.
Первичное осознание себя в социуме (семья, ОУ, государство).
Формирование в себе модели идеала.
Разграничение положительной и отрицательной модели поведения.
Опыт взаимодействия с преподавателем и обучающимися колледжа на основе полученных навыков общения.
Осознание навыков духовности, морали.
Задача педагогического работника на первом уровне – трансляция знаний, интеллектуального и социального опыта.
Второй уровень навыков:
Применение полученных знаний в общении с преподавателем и обучающимися колледжа
Общение на уровне образовательного учреждения и семьи.
Практическое подтверждение или отрицание полученных знаний.
Навык оценивания знаний в практике общения.
Опыт личного переживания полученной информации.
Опыт самостоятельного действия.
Опыт сосуществования с адекватным, соответствующим себе социумом.
Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.
Задача педагогического работника: создание в классном коллективе обстановки, закрепляющей полученные знания, поддержание положительного имиджа сформированного идеала, организация учебного процесса, внеклассной и внеаудиторной работы, способствующей духовно-нравственным приобретениям. Взаимодействие с семьей для единства требований и методов воспитания.
Третий уровень навыков:
Закрепление опыта самостоятельного действия.
Формирование общественного и индивидуального самосознания.
Осознание понятия «свободы».
Опыт взаимодействия с социальной средой за пределами образовательного учреждения и семьи.
Расширение зоны самостоятельного общения.
Опыт осознания базовых национальных ценностей как собственных.
Развитие нравственного самосознания.
Закрепление полученного нравственного идеала.
Формирование позитивного отношения к жизни, доверия и милосердия к людям.
Трансляция приобретенных знаний и опыта в социальную среду.
Изменение социальной среды, путем трансляции в нее приобретенных знаний.
Значение семьи
в духовно-нравственном воспитании.
Издревле в России именно семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации, в формирование у них определенного мировоззрения, ценностных ориентиров и установок, черт характера. В семье развивается интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности. Семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению. В каждой семье существовала собственная уникальная система передачи социальной информации, главным механизмом которой была родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им.
В эпоху глобальных перемен, когда ценности «родительского» поколения подвергаются критике со стороны повзрослевших детей, родители и педагоги сталкиваются с нестандартными воспитательными ситуациями и все чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей.
Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, являются высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в некоторых семьях, отсутствие общих интересов и семейных традиций.
И подростки и, и родители нуждаются во взаимной любви и взаимопонимании. И тем, и другим важно чувствовать, что их ценят, любят, признают, уважают.
В своей семье человек приобретает уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, подросток никогда не научится понимать и принимать окружающих.
Подростковый возраст наиболее благоприятен для духовно-нравственного становления личности. Именно в это время подросток осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, осознает мотивы поведения, расставляет собственные нравственные оценки.
Работа по социальной поддержке и духовно-нравственному развитию подростков будет намного эффективнее, если педагоги и мастера производственного обучения, создав единую систему, помогут своим воспитанникам не только усвоить знания, но и закрепить жизненные навыки, определяющие нравственные ориентиры.
Огромное значение в воспитании подростка играет то, насколько сильна связь колледжа и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в колледже, стираются в результате негативного воздействия семьи. Недоверие к преподавателю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Как педагогу завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении четырех лет и получить союзника и единомышленника в семье?
Есть удивительный пример из практики японской школы, где существует такое уникальное явление, как «переговорник». Это дневник, который в одновременно ведут и педагог, и родители каждого обучающегося. Мама, провожая ребенка, дает ему дневник, в котором она записала свои наблюдения за подростком в течение предыдущего дня. А преподаватель, просмотрев мамину запись, пишет в ответ свои впечатления и возвращает дневник ученику. И так каждый день. В результате и родители постоянно находятся в курсе поведения и успехов своего подростка в школе, и педагог не упускает своих учеников из виду даже вне школы.
Возможно ли такое в российских профессиональных организациях или в отдельно взятом колледже? Наверное, в каком-то виде возможно. Личность воспитателя и педагога имеет огромное влияние на подростка. В семье формируется стереотип межличностных отношений, уважение к семейным ценностям. Взаимодействие семьи и колледжа будет иметь решающее значение для организации жизни, формирования духовности, нравственности подростка. Это два главных субъекта воспитания. Именно поэтому в плане, которая составляется педагогом необходимо учитывать совместную работу с семьей.
Экологическая культура.
Мы часто не ценим мир вокруг нас: наших родителей, наших педагогов и друзей. Чья-то улыбка, добрый взгляд не кажутся нам необыкновенным явлением. Подростки в отличие от взрослых людей интуитивно чувствуют красоту в самых обычных явлениях и в повседневных событиях.
Но разве возможно научить подростка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, без воспитания в нём любви к природе? Разве почувствует и поймёт подросток взаимосвязь всего живого, если не увидит во всём неповторимое чудо?
Богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира – неисчерпаемый источник средств воспитания души. Подросток должен почувствовать себя частицей единого живого организма – нашей планеты Земля, и тогда его рука не поднимется, чтобы уничтожить хоть часть этой красоты.
Социальная культура.
Каждый человек рано или поздно задает себе вопрос: зачем я живу? Кто я среди людей? С этого вопроса начинается самосознание, возможно, самосовершенствование, самовыражение.
Результатом размышлений может стать шаг вперёд для дела, для людей, для человечества. Возникнет понимание окружающих и чувство общности с людьми, с государством. По сути – рождение собственной гражданской позиции.
Результатом может стать и шаг назад, когда ты – сам за себя, сам по себе. Рожденное таким образом духовное безразличие и инертность могут оказаться совсем не безобидными. Им сопутствует скудость интересов, нравственная неразвитость, духовная бедность, моральное безразличие.
Духовная инертность – отнюдь не безобидная бездеятельность. Она порождает неразвитую, примитивную духовную позицию. А далее обязательно формируется негативное отношение к другим людям, обществу в целом, окружающему миру, отрицание радости творчества и собственного труда.
Сегодня общество нуждается в добрых, гуманных, неравнодушных гражданах. Задача концепции духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности.
Приложение 2
Примерная программа образовательного учреждения
по духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Цели и задачи
Цель: гармоничное духовное развитие личности обучающегося, направленное на осознание им основополагающих принципов социально-нравственного воспитания.Задачи:
Воспитание чувства патриотизма, активной жизненной и гражданской позиции. Чувство сопричастности к истории великой Родины.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе общечеловеческих ценностей и идеалов.
Осознание роли традиционных религий в становлении культурных и духовно-нравственных традиций народов России, гражданских основ государства.
Формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Координация и консолидация деятельности семьи, общественности и колледжа в процессе воспитания детей.
Развитие форм ученического самоуправления.
Задачи
Виды деятельности Деятельность
Учебная Внеклассная, внеаудиторная
1. Личностная культура
Задачи:
1. Формирование представления о морали, нравственности.
2 Формулировка личных нравственных обязательств.
3. Знакомство с базовыми национальными ценностями, духовными традициями.
4. Формирование личного нравственного идеала на основе знакомства с выдающимися личностями в истории России.
5. Формирование потребности самообразования.
1. Формирование способности к духовному саморазвитию.
2. Понятие духовной безопасности личности.
3. Развитие трудолюбия, осознанного отношения к труду.
4. Воспитание целеустремленности, настойчивости.
5. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
Виды деятельности.
1. Участие в научно-практических конференциях.
2. Участие в городских, областных, российских предметных олимпиадах и международных предметных конкурсах.
3. Беседы: «Имею право…»,
«Степень ответственности».
1. Классные часы.
2. Социальные акции: «Милосердие», «Дари свое сердце людям».
2. Социальная культура
Задачи:
1. Формирование у обучающихся осознания принадлежности к коллективу.
2. Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности.
2. Знакомство с этническим разнообразием Российской Федерации.
4.Получение навыков овладения простыми профессиями.
5. Осознание ценности человеческой жизни.
6. Взаимодействие с представителями традиционных религий.
7. Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений. 1. Воспитание уважения к труду.
2. Понятие личных и общественных интересов.
3. Воспитание умения дружить.
4. Формирование готовности к осознанному выбору профессии.
5.Формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности обучающегося.
Виды деятельности:
1. Беседы «Правила нравственности», «Социальная активность – образ жизни», «Я - хозяин своей жизни».
1. Ролевые игры «Я в моем мире».
2. Профориентационная работа (презентация профессий).
3. Праздники профессий.
4. Экскурсии на производственные предприятия.
5. Организация самоуправления.
6. Участие в социальных акциях.
7. Организация дежурства.
3. Семейная культура
Задачи.
1. Формирование семейного стереотипа на основе примеров из литературы (акцент на материнские ценности, понятие женственности, мужественности).
3. Получение знаний о взаимоотношениях в семье.
4 Знакомство с семейными традициями прошлого, преемственностью поколений.
5.Понимание сущности основных социальных ролей членов семьи.
6. Расширение знаний детей о функциях семьи, её значении в жизни каждого человека;
7. Формирование знания о воспитании человека, способного в будущем создать нормальную семью. 1. Формирование представлений о семейных ценностях.
2 Расширение опыта позитивных взаимоотношений в семье («открытые» семейные праздники, презентации творческих или иных достижений своей семьи).
3. Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
4. Повышение значимости роли матери и отца в жизни детей;
5 Формирование представления о родственных отношениях, основанных на любви и взаимопонимании.
Виды деятельности:
1. Спортивные соревнования
2. Уроки, посвященные семейным ценностям, семейным реликвиям.
3. Урок: «Моя генеалогия».
1. Встречи – знакомства с родителями других обучающихся.
2. Совместные внеклассные мероприятия.
3. Праздники, посвященные семейной тематике (опора на положительный семейный опыт).
4. Фотовыставка «Мой семейный альбом».
4. Гражданственность, патриотизм
Задачи:
1 Знакомство с правами гражданина, основными законодательными актами Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка.
2. Понимание межкультурной коммуникации на основе знакомства с культурами народов России, встреч с представителями национальных культур. 1. Формирование гражданского отношения к Отечеству.
2. Воспитание верности духовным традициям России.
3. Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважение к национальным традициям.
Виды деятельности:
1. Фестивали народных культур в рамках учебных предметов.
2. Знакомство с прошлым Родины, биографиями знаменитых людей.
3. Содержание государственных праздников и их значение.
4. Тематические уроки «Я - гражданин России», «Наш герб» и т.д. 1. Классные часы, посвященные государственной символике Российской Федерации.
2. Просмотр кинофильмов исторического содержания.
3. Экскурсии по памятным местам.
4. Сюжетно – ролевые игры гражданского и патриотического содержания в рамках внеклассной работы.
5. Краеведческие экспедиции.
6. Участие в деятельности детских общественных организаций.
7. Встречи с ветеранами войн, военнослужащими.
5. Этическое сознание
З1. Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося.
2. Формирование личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни,
анализу окружающей действительности.
3. Приобретение знаний о базовых ценностях отечественной культуры.
4. Осознание понятий милосердия, любви к ближним. 1. Опыт взаимоотношений с одногруппниками, обучающимися других групп (разрешение конфликтов, взаимная поддержка, участие в коллективных делах).

Виды деятельности:
1. Уроки этики в рамках основных предметов.
2. Уроки духовности в рамках дисциплины «Литература».
1. Организация художественных выставок национальных культур.
2. Мероприятия по формированию знаний о нормах поведения в обществе, семье.
3. Участие в благотворительных акциях.
6. Здоровый образ жизни
Задачи:
1. Приобретение знаний об анатомии человека.
2. Осознание ценности человеческой жизни через знакомство с примерами из художественной литературы.
3. Создание условий для сохранения физического, психического и нравственного здоровья.
1.Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
2. Пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой.
Виды деятельности:
1.Освоение элементов спортивной подготовки.
2. Приобретение навыков грамотного обращения с компьютером, другими видами техники.
3. Овладение знаниями и навыками личной гигиены в рамках предмета «ОБЖ».
1. Спортивные праздники и соревнования.
2. Встречи с профессиональными спортсменами.
3. Участие в городских и районных спортивных мероприятиях.
4. Беседы с психологом.
5. Беседы с медицинскими работниками.
7. Экологическое воспитание
Задачи:
1. Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
2. Знания об экологически грамотных взаимоотношениях человека и природы.
3. География природы .
4. Дать понятие красоты, богатства, и разнообразия окружающего мира;
1. Воспитание гуманного отношения к человечеству.
2. Формирование бережного отношения к природе, как к национальной ценности.
3. Навыки грамотного поведения на природе.
4. Расширение представления детей о приметах, чудесах, событиях каждого времени года;
Виды деятельности:
3. Беседы об экологических катастрофах.
4 Участие в природоохранных проектах.
3. Диспуты «Экологический бумеранг» и т.д.
1. Социальные акции по работе в парках и скверах своего района.
2. Туристические походы.
6. Эстетическое воспитание
Задачи:
1. Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2. Формирование эстетических идеалов.
3. Знакомство с художественными ценностями.
4. Обучение видеть прекрасное вокруг себя.
1. Воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления.
2. Раскрытие творческих способностей.
3. Формирование эстетического вкуса.
4. Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.
Виды деятельности:
1. Введение курса «Краеведение».
2. Элективные курсы по истории и культуре родного края.
3. Приобретение знаний о стилях одежды (дресс-код студента).
5. Участие в олимпиадах и творческих конкурсах.
1. Фольклорные праздники.
2. Творческие конкурсы.
3.Встречи с представителями творческих профессий.
4. Посещение театров, музеев.
5. Экскурсии к художественным памятникам города, области.
6. Участие в творческих объединениях.
7. Фестивали художественного творчества.
8. Беседы о прочитанных книгах, просмотренных фильмах и т. д.).7. Работа с родителями
1. Организация психологической службы.
2. Родительские собрания.
3. Совместные социальные акции «Коледж-Родители-Студенты».
4. Совместные творческие проекты.
5. Организация родительских проблемных конференций.
6.Обучающие семинары для родителей с приглашением специалистов по актуальным вопросам подростковой жизни.
7. Тренинги для родителей.
Заключение.
В заключение хочется отметить, что важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития социально-нравственных идеалов. Специфической особенностью процессасоциально- нравственного воспитания является его длительность и непрерывность. Результаты его отсрочены во времени и нескоры в проявлении. Необходимо запастись терпением и бесконечной способностью прощать подростку неудачи и слабости.
С другой стороны процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. При этом основными критериями нравственности человека можно считать:
его убеждения,
моральные принципы,
ценностные ориентации,
поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
Высоконравственным можно считать человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как собственные взгляды, убеждения, привычные формы поведения.