Методическая разработка Мир памяти, мир сердца, мир души


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 пгт.Тымовское» Сахалинской области
Номинация: «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории».
Тема: «Мир памяти, мир сердца, мир души»
Автор:
Утемишева Оксана Викторовна

МБОУ СОШ №3 пгт Тымовское
учитель начальных классов
пгт.Тымовское, ул.Криворучко, 27
тел. 89241958073
2015г.
пгт.Тымовское1.Пояснительная записка
Методическая работа «Мир памяти, мир сердца, мир души» представлена в номинации «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории».
Патриотизм — незыблемая ценность в нашем менталитете, чувство глубоко интимное. Требуется кропотливая, тонкая работа в этом направлении на протяжении всего периода обучения.
Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины способно сформировать у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма.
Цели и задачи:
Основной целью работы является формирование у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу, уважения к русской истории.
Для достижения поставленной цели необходимо решать в полном объёме следующие задачи:
способствовать развитию интереса обучающихся к истории своей Родины;
развивать творческие способности обучающихся;
воспитывать патриотические качества личности в соответствии с моделью "Гражданин - патриот России”.
Для реализации данных задач, осуществляется следующая эффективная воспитательная цепочка:
любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям;
воспитание и уважение к старшим (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста);
любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
Актуальность и своевременность данных методических рекомендаций обосновывается необходимостью развития следующих качеств человека: умению правильно ориентироваться в информационном пространстве и событиях, воспитанию патриотизма и уважения к историческому прошлому, гуманности, а так же искоренению национализма и шовинизма.
Область применения: учреждения общего и дополнительного образования, районный Дом культуры, центральная районная библиотека.
Формы реализации: беседа, дискуссия, праздник, викторина, литературно-музыкальная композиция, урок.
Методы реализации: эмоциональное воздействие, поощрение, побуждение к самостоятельной познавательной деятельности.
Возрастные группы: обучающиеся начальных классов.
Ожидаемые результаты (полученные результаты):
создание книги-брошюры «Письма на фронт»
пробуждение в младшем поколении чувства сопереживания, уважения к старшему поколению
воспитание патриотов России
привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий
в дальнейшем поступление в высшие учебные военные заведения
2.Содержательная часть

Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Как бы ни трудна была наша жизнь, мы всегда обращаемся к общечеловеческим ценностям – духовному богатству. Без этого немыслима работа педагога по патриотическому воспитанию у обучающихся.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Уже с 1-го сентября, с Торжественной Линейки, под звуки Государственного Гимна начинает осуществляться патриотическое воспитание. И в течение всего учебного года проходит работа на патриотической волне по всем направлениям.
Месячник военно-патриотического воспитания, посвященный Дню защитников Отечества проводится в нашей школе ежегодно. Организуются следующие мероприятия, направленные на формирование у подрастающего поколения любви к своей Родине, Отчему дому:
Традиционная линейка, посвященная открытию месячника
Смотр строя и песни
Военно-спортивная игра «Зарничка»
Конкурс рисунков «Есть такая профессия - Родину защищать!»
Конкурс стихов «Память, опаленная войной»
Классный час «Дети войны»
Библиотечные уроки на военную тематику
Акция «Письмо на фронт»
Акция «Георгиевская ленточка»
Посещение краеведческого музея
Все эти мероприятия очень важны  для поколения, не знавшего войны. Каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашего государства наполнен особым смыслом, что во многом способствует гражданскому и нравственному становлению личности.
Прошедший месячник способствовал формированию патриотизма и активной гражданской позиции у ребят, сплочению классного коллектива, помог выявить лидерские качества, затронул каждого ученика нашей школы, напомнил детям о смысле слов «РОДИНА», «ОТЕЧЕСТВО», «ЗАЩИТНИК».
В педагогической практике метод воспитания на личном примере занимает одно из главных мест. Яркая неординарная личность может повлиять и даже изменить объект воспитания. Поэтому эта личность должна быть представлена в рамках конкретных событий. История своей Родины - это не только победы и достижения, новые открытия и изобретения, но это и великие потери. Потери, которые тоже должны учить любить Родину, уважать ее за мужество, стойкость, стремление возродиться из пепла. Но они же (потери) должны учить, как их избежать, как не допустить разрушений и катастроф, гибели людей.
Из всех проводимых мероприятий, самую сильную эмоциональную окраску и воспитательную силу несут в себе мероприятия, связанные с войной, в том числе и встречи с ветеранами.
В преддверии празднования 70-й годовщины победы в ВОВ мы наладили связь с председателем Совета ветеранов Бобровой Марией Андреевной. После нескольких встреч оптимальным решением вопроса стало проведение «Уроков Мужества», посвященных Дню Победы.
С каждым годом число ветеранов ВОВ становится все меньше. В нашем посёлке их осталось трое:
Будиков Владимир Степанович - награжден медалью «За победу над Японией» и многими другими наградами.
Чураев Алексей Константинович – награжден «Орденом Отечественной войны
2 степени», медалью «За победу над Японией» и многими другими наградами.
Щербакова Любовь Васильевна - награждена медалью «За победу над Японией».
К большому сожалению, из-за проблем со здоровьем, преклонным возрастом, фронтовикам и участникам боевых действий все труднее посещать встречи и мероприятия. «А, что, наступит такое время, когда ни одного ветерана не останется в живых?» - задала мне такой вопрос одна ученица. И я ответила с горечью в душе: «Да».
Так значит, пока живет поколение очевидцев тех событий, нужно использовать этот шанс – живое общение ветеранов с молодежью. Не прерывается эта связь. И современные школьники знакомятся с судьбами героев родного поселка. Гостеприимно открывает наша школа свои двери труженикам тыла, «детям войны». Приложение 1 Слайд 5
В их памяти осталось много воспоминаний. В классе стояла полная тишина, когда ветераны рассказывали о том страшном времени. Глаза ребят были наполнены слезами, горечью, сочувствием и состраданием к этим людям.
В канун праздника дети писали письма на фронт: прадедушке, неизвестному солдату, медсестре. Слайд 6
Вот некоторые выдержки из них:

«Здравствуй, уважаемый солдат! Пишет тебе Рузанова Алина. Хочу пожелать тебе и твоим товарищам удачи в вашей нелегкой службе. Быть солдатом, наверное, тяжело. Но я верю, что скоро ты победишь врага и вернешься домой….»
«Здравствуй медсестричка! Пишет тебе ученик третьего класса Батурин Глеб. Тебе нелегко, ты спасаешь много жизней. Не страшась взрывов, ты выносишь солдат с поля боя. Спасибо тебе за спасенные жизни….»
«Здравствуй, мой дорогой прадедушка! Пишет тебе твой правнук Модинов Олег. Я часто думаю о том, что если бы ты не вернулся с войны, то не родилась бы моя мама, а значит, не родился бы и я….»

Выдержки из писем детей были опубликованы в ученической газете «Отражение». В классе оформили книгу-брошюру. Слайд 7
С 1 класса ребята активно участвуют в акции « Георгиевская ленточка», которая начинается в середине апреля и завершается после 9 Мая.
Традиционным стало ежегодное участие в митинге, посвященному Дню Победы. Каждый год в возложении цветов к Мемориалу павшим землякам в годы ВОВ участвуют как дети, так и их родители. Они возлагают к подножию памятника венки и гирлянды, цветы, сделанные своими руками.
А ученик нашего класса Тиньгаев Глеб вместе с мамой поддержали всероссийскую акцию «Бессмертный полк» и прошли с портретом прадедушки.
Слайд 8
Одно из ведущих мест в системе патриотического воспитания занимает семья.
Неоценимую помощь в подготовке и проведении различных мероприятий оказывают родители. Они с большой ответственностью и старанием вместе с детьми собирают необходимую информацию, готовят костюмы, декорации, являются постоянными зрителями и участниками.
Было проведено анкетирование родителей по вопросам гражданско-патриотического воспитания в семье и школе. Результаты анкетирования оказались следующими:
1) Как Вы считаете, нужно ли уделять внимание гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи? Да – 78%, нет – 12 %
2)Как Вы считаете, в нашем классе проводится работа по гражданско-патриотическому воспитанию? Да – 100%
3) Как Вы считаете, сегодня средства массовой информации воспитывают чувство патриотизма? Да- 58%, нет – 30%, затрудняюсь ответить – 12%
На вопрос « Что для вас «патриотическое воспитание» были получены следующие ответы:
"любовь к своей стране, в которой живем"; "верность Отечеству, Родине"; "воспитание чувства долга перед Родиной"; "уважение молодежи к старшим"; "знать историю страны"; "защищать свою державу, служить в армии"; "бережное отношение ко всему в России"; "быть патриотом страны".

Из проделанной работы я сделала вывод, что родители достаточно точно представляют, что такое гражданско-патриотическое воспитание, однако большинство из них уделяют ему не должное внимание, но высоко оценивают роль школы в воспитании патриотических качеств детей.
Любое мероприятие должно тщательно готовиться. Успех его зависит от подготовки, подбора материала, учета возраста учащихся, временных рамок, и, конечно, от созданного благоприятного морально-психологического климата, от которого зависит – будет ли построен тот незримый мост между поколением ветераном и молодым поколением, начнется ли очень важный момент трансляции исторической памяти, живое общение «фронтовик – ученик – фронтовик».
Я предлагаю все это увидеть на примере организации и проведения «Урока мужества» «Мир памяти, мир сердца, мир души». Приложение 2

3. Заключительная часть

Эффективность проводимой работы очевидна: дети проникнуты вниманием и заботой к ветеранам ВОВ, вдовам, труженикам тыла, «детям войны».
У ребят наблюдается организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Они активны в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях. Это видно из следующих результатов:
Смотр строя и песни - заняли 1 место Приложение 3
Военно-спортивная игра «Зарничка» - 1 место
Конкурс рисунков «Есть такая профессия - Родину защищать!» -
( 80% ребят приняло участие)
Конкурс стихов «Память, опаленная войной» -
Рузанова А.-1 место, Ширипова Д. – 1 место
Районный конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава» -
Номинация «Артистизм и вдохновение»: Хаткевич И., Батурин Г.
Муниципальный конкурс «Письмо на фронт» -
Номинации «Оригинальность и непосредственность»
9 Мая 2015года, в праздновании 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, ребятам нашего класса выпала почётная миссия – на Центральной площади выпустить 70 шаров с голубями в небо. Это символ мира и благополучия на Земле. Приложение 1 Слайд 9
«Сахалинская лыжня-2015», посвященная Дню Победы –
активные участники дети и родители. Слайд 10
Региональный конкурс видеороликов «Алый парус», посвященный 70-летию Победы: приняли участие (ждём результатов) Приложение 4
Проводимые мероприятия достаточно информированы, насыщены, содержательны. Они помогают упорядочиванию жизненных впечатлений учащихся, осознанию каждым себя, своего места в жизни: они заполнены коллективной и индивидуальной работой, во время которой проясняется, актуализируется жизненный опыт каждого ученика.
Через «Уроки Мужества» приходит понимание того, что нужно помнить о подвиге ветеранов. Встреча с живыми свидетелями войны – показывает персональную ответственность за будущее Отечества.
Следовательно, важнейшая задача патриотического воспитания – учить МИРУ. Помочь детям увидеть, что можно изменить к лучшему: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету. Теперь, я знаю точно, что Родина для моих детей - это не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Постепенно они начинают осознавать личную ответственность за судьбу Отечества, за сохранение мира на Земле.
Список используемой литературы
Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.
Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.