Метод проектов как один из способов самостоятельной работы студентов на уроке информатике


«Метод проектов как один из способов самостоятельной работы студентов на уроке информатике»
Преподаватель информатики
– Барабанова Лариса Ивановна
Курск – 2016 г.
Основной задачей современного обучения является развитие у студентов самостоятельности и способности к самоорганизации.Студенты должны самостоятельнонаходитьинформацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки.  Результатом работы преподавателя должна быть активная, творческая деятельность студента. Именно этого можно достичь, используя на уроках метод проектов. И предмет «Информатика» в этом плане находится в выигрышной ситуации, так как  изучается достаточно много интересных тем, где студенты могут проявить свое творчество и самостоятельность. Так как на уроках используются компьютеры, что вызывает у ребят большой интерес.
Существует несколько видов проектов. Один из этих видов являются творческие проекты. Основной целью этих проектов   является формирование  креативного мышления студентов. Учебный проект — это комплекс исследовательских,поисковых, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Такие проекты не имеют определенной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Со студентами, определяются желаемые, планируемые результаты, проговариваются некоторые требования к проекту (наличие определенных элементов в работе, в зависимости от изучаемой темы). Например, при изучении темы «Табличный редактор MSExcel» требуется решить транспортную задачу с помощью средства Excel «Поиск решений». Прирешениеэтой транспортной задачиметодом линейного программирования с помощью «Поиска решения»студентам необходимо при множестве вариантов ответов - найти оптимальный план по перевозке запчастей от поставщиков (со склада) к потребителям (СТО) и суммарный минимальные расходы на перевозку.
Работа проводится по определенной системе. Сначала даю базовые теоретические знания работы в программе MSExcel, затем студенты на практических занятиях работают с таблицами, матрицами - учатся производить вычисления с помощью различных математических формул и функций, вычисления значения целевой функции, ввода ограничений и граничных условий. Практические работы выполняют на занятиях, но готовятся к выполнению дома и в начале занятия сдают допуск - проверка теоретических знаний, формул, свойств, отчеты и ответы на контрольные вопросы готовят дома. Если студент отсутствовал на практическом занятии, то выполняет работу внеурочное время. Все инструкции к практическим работам имеются в электронном виде.
Алгоритм решения транспортной задачи с помощью средства Excel:
Ввод условий задачи состоит из следующих основных шагов:
Создание формы для ввода условий задачи.
Ввод исходных данных.
Ввод зависимостей из математической модели.
Назначение целевой функции.
Ввод ограничений и граничных условий.
После нескольких уроков, в зависимости от поставленной задачи, выполняют свои творческие проекты, направленные на применение полученных знаний и умений в программе MSExcel. Работа может быть организована как групповая, так и индивидуальная.
Студенты дома подбирают нужные материалы, находят соответствующую информацию по заданной тематике, продумывают пути поиска решений, а на уроке все это систематизируют и готовят защиту. Затем проходит защита проектов, выясняются новые понятия, задаются вопросы. Таким образом, обобщаются  теоретические знания и проверяются умения работать в программе MSExcel. Кроме этого приобретается опыт публичного выступления.
Таким образом, метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для студентов форме, они с удовольствием выполняют творческие  проекты. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки студентов. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные  навыки. Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой студентов, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им преподаватель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В итоге преподаватель выставляет оценку не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве.
Итогом проектной деятельности является формирование следующих умений:
построение плана исследования;
проводить их анализ;
выявлять и формулировать проблемы;
находить необходимый источник информации;
работать с полученной информацией;
применять полученную информацию для решения поставленных задач;
проведение эксперимента или наблюдения;
фиксирование и обработка результатов;
формулирование выводов;
оформление отчета о выполнении исследования;
презентация (защита) проекта.
Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении студентов.
Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.
Обучение информатике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии.
В завершении хочется сказать, что проекты ставят студента в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проектная деятельность студентов должна:
Стимулировать студентов к созданию новых уникальных разработок по информатике;
Развивать интерес к уроку, предмету науке в целом, а также развитие логического мышления посредством сравнения, анализа, синтеза, сопоставления;
Воспитывать информационную культуру, чувство ответственности за команду и ее участников, совершенствовать умение работать в команде, формировать умение вести дискуссию, аргументировать свою позицию.
Преподаватель участвует в формировании личности студента так, чтобы в будущем студент мог занять свое достойное место в жизни общества
Литература:
Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». // http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html
Информатика 9-11 классы. «Проектная деятельность учащихся» Э.С.Ларина. Издательство «Учитель» Волгоград. 2009г.