Программа Искусство народной росписи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ



Согласовано
Педагогическим советом
Протокол № __ от ________ 2014 г.


Утверждаю
Директор МАОУ ДОД «ДШИ» ___________Губин В.Н.
Приказ № _ _ от ______ _ 2014 г.







ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ) ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ПО ПРЕДМЕТУ:
«Искусство народной росписи»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Срок реализации: 3 года









Составитель: педагог дополнительного образования
Ирина Владимировна Горшунова





р.п. Белый Яр – 2014 г.
Оглавление
Введение 3
Пояснительная записка..4
Учебно-тематический план 1-3 год обучения ... 6-10
Содержание программы 1-3 год обучения ......6-10
Список литературы для педагога 11
Список литературы для родителей и детей 11


Введение
Данная программа рассчитана на детей, желающих заниматься художественной росписью по дереву, и ориентирована на развитие изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, формирование духовной культуры. Обучающиеся знакомятся с техникой рисования, создания композиции, изучают правила сочетания цветов, выполняют работы с использованием различных красящих веществ: гуаши, акриловых красок. В процессе выполнения практических заданий осваивают навыки безопасной работы с различными инструментами и веществами. Занятия способствуют развитию у детей восприятия цветовой гармонии, эстетических чувств, творческих способностей, мотивации на поиск и создание собственной декоративной композиции. Обучение художественной росписи осуществляется на знакомстве с различными народными промыслами: городецкой, пермогорской, мезенской, полхов-майданской, хохломской, жостовской, гжель, дымковской и филимоновской. Произведения декоративно прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре, раскрывают перед учащимися разнообразные выразительные возможности сюжетной декоративной композиции. Активное освоение традиций народного искусства в его главных видах дает возможность приобщиться к многонациональной культуре прошлого и настоящего.














Пояснительная записка
Роспись – это «почерк» народа, его живой образный язык. Сохраняя традиционные предпочтения, роспись всегда отражает время и даже подвержена моде.
Для реализации данной программы необходимы бумага формата А3, деревянные заготовки, кисти, акриловые и гуашевые краски.
В программе раскрывается значение русского народного искусства как мощного средства эстетического и трудового воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест. Существует много народных росписей.
Обучение по предмету начинается со 2 класса. За 3 года обучения дети знакомятся с росписями – городецкой, пермогорской, мезенской, полхов-майданской, хохломской, жостовской, дымковской и филимоновской игрушками, и гжель. И по окончанию каждой росписи обучающиеся выполняют работу на деревянных заготовках.
А к концу 4 класса обучающиеся делают выбор и выполняют ту роспись, которая наиболее им ближе.
Нормативно-правовой базой программы являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от сентября 2013г.;
Устав МАОУ ДОД «Детская школа искусств» Верхнекетского района Томской области (новая редакция) от 25.03.2011г.;
Типовые положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей с изменениями и дополнениями от 02.08.2012г.
Учебный план МАОУ ДОД «Детская школа искусств» на 2014-2015 гг.
Организация деятельности
Программа рассчитана на 3 года для обучающихся художественного отделения МАОУ ДОД «ДШИ». Обучающиеся занимаются 1 час в неделю, всего: 34 часа в год. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений.
Цель программы – приобщение детей к народной росписи и ее традициям.
Задачи программы:
познакомить детей с историей возникновения русской народной росписи;
научить самостоятельно, выполнять эскизы различных композиций;
ознакомить с основными техниками и приемами каждой из росписей;
развить творческие способности детей;
воспитывать аккуратность и настойчивость в работе;
привить любовь к труду;
на основе изделий народных мастеров развить любовь к родному краю.
Формы и методы обучения:
теоретические занятия – беседы о декоративно-прикладном искусстве с использованием репродукций народных мастеров, наглядных пособий;
практические занятия – освоение приемов с разным материалом.
Практическая часть проходит в форме групповых и индивидуальных занятий, а также самостоятельной работы обучающихся.
Ожидаемые результаты
усвоить теоретический материал по народным росписям;
уметь правильно выполнять схемы композиций;
усвоить элементы и технику выполнения каждой из росписи.
Формы и методы контроля
анализ и самоанализ выполненных работ обучающимися;
выполнение практических заданий на отметку;
тестирование;
просмотр выполненных работ.
Методическое обеспечение программы
Техническое и дидактическое обеспечение занятий
Чтобы выполнить все поставленные задачи образовательной программы нам необходимо: материально-техническое обеспечение.
Оборудование:
наличие просторного кабинета, освещение по всем санитарным нормам;
мольберты;
оптимальное освещение рабочего места;
учебная доска.
Инструменты:
кнопки;
простой карандаш;
краски: гуашь и акриловые;
ластик.
Материалы:
бумага для черчения/акварели (формат А3, А4);
Дидактический материал:
специальная литература по предмету «Искусство народной росписи»;
наглядные пособия.









Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
Тема занятий
Количество часов



Всего
Теория
Практика


1.
Введение в курс народной росписи
1
0,2
0,8

2.
Хохломская роспись
7
0,2
6,8

3.
Жостовская роспись
7
0,2
6,8

4.
Просмотр работ
1
1
-

5.
Гжель
9
0,2
8,8

6.
Филимоновская игрушка
8
0,2
7,8

7.
Итоговое занятие (просмотр)
1
1
-


Итого:
34
3
31

Содержание программы
1. Введение в курс народной росписи.
Беседа о народной росписи. Подготовка к работе. Технология работы с деревянной поверхностью. Азбука народной росписи.
Практические занятия. Готовим деревянную поверхность. Перенос рисунка на поверхность. Зарисовка основных элементов народной росписи. Орнаменты: геометрические, природные, фантазийные, символические, смешанные. Рисуем по схемам композиции.
2. Хохломская роспись.
Беседа о промысле. Технология хохломской росписи. Основные элементы росписи. Композиции в Хохломе.
Практические занятия. Виды Хохломы: верховое письмо, фоновое письмо, «кудрина». Орнаментальные полосы. Травные кустики. Кудрина. Цветы. Плоды и листья. Схемы композиций хохломской росписи.
3. Жостовская роспись.
Вводная беседа. Рассказ о подносах «Жостово». Технология жостовской росписи. Особенности жостовской росписи.
Практические занятия. Этапы жостовской росписи. Схемы композиций жостовской росписи.
4. Итоговое занятие за 1 полугодие.
Просмотр выполненных работ.

5. Гжель.
Беседа о промысле. Технология гжельской росписи.
Практические занятия. Основные элементы росписи. Роспись изделий.
6. Филимоновская игрушка.
Беседа о промысле. Технология филимоновской росписи.
Практические занятия. Основные элементы росписи. Роспись изделий.
7. Итоговое занятие за 2 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п
Тема занятий
Количество часов



Всего
Теория
Практика


1.
Мезенская роспись
8
1
7

2.
Городецкая роспись
7
0,2
6,8

3.
Просмотр работ
1
1
-

4.
Хохломская роспись
7
0,2
6,8

5.
Дымковская роспись
6
0,2
5,8

6.
Итоговый урок
4
-
4

7.
Итоговое занятие (просмотр)
1
1
-


Итого:
34
3,6
30,4

Содержание программы
Мезенская роспись.
Беседа о промысле. Технология мезенской росписи. Композиции.
Практические занятия. Мелкие элементы мезенской росписи: края и обводки, птицы, лошадка, олень и лось. Композиции – бёрдо, композиция в квадрате, в прямоугольнике (вертикальная), в полосе, в круге.
Городецкая роспись.
Беседа о промысле. Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи. Особенности городецких композиций.
Практические занятия. Городецкие рамки, листья, цветы, птиц, лошадей, фигуры людей. Составляем различные композиции.
Итоговое занятие за 1 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
Хохломская роспись.
Беседа о промысле. Технология хохломской росписи. Основные элементы росписи. Композиции в Хохломе.
Практические занятия. Виды Хохломы: верховое письмо, фоновое письмо, «кудрина». Орнаментальные полосы. Травные кустики. Кудрина. Цветы. Плоды и листья. Схемы композиций хохломской росписи.
Дымковская роспись.
Беседа о промысле. Технология дымковской росписи.
Практические занятия. Основные элементы росписи. Роспись изделий.
Итоговый урок. Составление своей композиции. Роспись изделий.

Итоговое занятие за 2 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п
Тема занятий
Количество часов



Всего
Теория
Практика


1.
Полхов-Майдан
6
0,2
5,8

2.
Пермогорская роспись
9
0,2
8,8

3.
Просмотр работ
1
1
-

4.
Хохломская роспись
7
0,2
6,8

5.
Городецкая роспись
5
0,2
4,8

6.
Роспись на выбор
5
-
5

7.
Итоговое занятие (просмотр)
1
1
-


Итого:
34
2,8
31,2

Содержание программы
Полхов-майдановская роспись.
Беседа о промысле. Традиции полхов-майданской росписи.
Практические занятия. Основные элементы: цветы, ягоды, бутоны, травки и веточки. Схемы композиций полхов-майданской росписи.
Пермогорская роспись.
Беседа о промысле. Особенности пермогорской росписи. Техника и приемы росписи. Композиции в пермогорской росписи.
Практические занятия. Основные элементы: ленточки и бордюры, углы, приписки, цветы, трилистник, древо, птицы, птица Сирин. Схемы композиций пермогорской росписи.
Итоговое занятие за 1 полугодие.
Просмотр выполненных работ.
Хохломская роспись.
Беседа о промысле. Технология хохломской росписи. Основные элементы росписи. Композиции в Хохломе.
Практические занятия. Виды Хохломы: верховое письмо, фоновое письмо, «кудрина». Орнаментальные полосы. Травные кустики. Кудрина. Цветы. Плоды и листья. Схемы композиций хохломской росписи.
Городецкая роспись.
Беседа о промысле. Традиции городецкой росписи. Элементы городецкой росписи. Особенности городецких композиций.
Практические занятия. Городецкие рамки, листья, цветы, птиц, лошадей, фигуры людей. Составляем различные композиции.
Дипломная работа.

Практические занятия. Роспись на выбор.

Итоговое занятие за 2 полугодие.
Просмотр выполненных работ.








Список литературы для педагога
Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. – 224 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство Методика преподавания в 5 классе. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2007г.
Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2008г.
Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Учебник для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2009г.
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез.2007г.
Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.
Изобразительное искусство 1-9 классы: учебное издание. – М.: АГАР, 1996. – 160 с.
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький ,1988г.
Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980г.
Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М., Просвещение, 2009г.
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; книга для учителя. М., Просвещение, 1984г.
Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа, 1992г.
Список литературы для родителей и детей
Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010. – 224 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез.2007г.
Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.
Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




Заголовок 215