1.Внедрение эффективных моделей социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


1.Внедрение эффективных моделей социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за период 2012-2016 г.г.
Подготовка детей-сирот к жизни – задача комплексная, многогранная, объединяющая усилия всех педагогов, специалистов, сотрудников учреждения. Разрыв между представлениями выпускника школы-интерната о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять своё поведение и запросы, в зависимости от обстоятельств, в неспособности самореализоваться в жизни с позитивной точки зрения. Трудности социализации наиболее ярко проявляются у выпускников, для которых характерно наличие следующих черт: иждивенческая позиция, апатия, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики, отсутствие бережливости, ответственности, навыков конструктивного общения, инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к сознательному  выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями,  деформировано социальное пространство личности, проявляющиеся в росте числа преступлений, суицидов и других  социальных девиаций. Перед педагогами школы-интерната основной задачей является подготовка детей к самостоятельной жизни и труду. Мы должны подготовить ребёнка так, чтобы при выходе из школы-интерната он умел делать всё. Детей необходимо подготовить к самостоятельной жизни: привить навыки ведения домашнего хозяйства, планирования бюджета, самопрезентации, трудовой дисциплины,  повысить уровень юридической и правовой грамотности.
Главная задача школы - привить социально-бытовые навыки, которые пригодятся во взрослой жизни, через учебную, воспитательную, психолого-педагогическую деятельность и проживание наших детей в замещающих семьях.
Данная задача достигается путем гармоничного взаимодействия ряда направлений работы:
социально направленный учебно-воспитательный процесс;
система дополнительного образования;
функционирование адаптационной квартиры;
наличие 11-летнего опыта передачи воспитанников на период выходных, праздничных и каникулярных дней в гостевые семьи;
постинтернатное сопровождение выпускников школы-интерната;
взаимодействие с НКО и волонтерскими организациями.
Учебная деятельность
Учреждение реализует следующие образовательные программы:
- адаптированные образовательные программы начального общего образования;
- адаптированные образовательные программы основного общего образования.
В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной работой.
В 5-9 классах продолжается обучение по общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые), логопедические занятия (1-7 классы), ЛФК (1-4 классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными и другими нарушениями. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций медиков.
Социально-бытовые навыки прививаются:
- на уроках СБО, где как мальчики, так и девочки учатся готовить, ухаживать за собой, своей одеждой, жилищем, домашними животными, комнатными растениями. Для этого есть специально оборудованный кабинет, в котором педагоги школы-интерната постарались воссоздать домашнюю обстановку. Все полученные знания и умения они смогут применить в жизни, учить тем или иным навыкам родных и близких, что даст ему ощущение нужности миру и обществу в целом.
- на уроках профессионально-трудового обучения. Всего в школе-интернате существует 6 профилей профессионально-трудового обучения (столярное дело, слесарное дело, обувное дело, швейное дело, лозоплетение, сельскохозяйственный труд).
Все профили профессионально-трудового обучения дают те знания и навыки, которыми на сегодняшний день владеет далеко не каждый человек. Такая ситуация поможет быть в центре внимания нашим воспитанникам, даст им ощущение востребованности. Занятия профессионально-трудового обучения являются неотъемлемой частью социальной интеграции воспитанников школы-интерната как в условиях проживания в городской местности, так и в сельской.
Успешная социализация детей с умственной отсталостью невозможна без работы таких специалистов как педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, олигофренопедагог. Поэтому в школе-интернате сегодня 50 процентов педагогов имеют специальное дефектологическое образование. Все занятия с детьми проводятся в кабинетах, оборудование которых позволяет корригировать умственные недостатки.
Воспитательная деятельность
Воспитательная система школы-интерната на протяжении последних семи лет строится на основе авторской программы коллектива воспитателей учреждения «Мой мир».
Основными задачами программы являются:
Освоение норм и правил общения;
Развитие умения самостоятельно организовать свою работу;
Развитие правового сознания;
Освоение прав и обязанностей, связанных со статусом сироты;
Коррекция негативных эмоциональных тенденций, работ со страхами, склонностью к применению силы;
Программа ориентирована на приоритетные основополагающие направления:
I блок: «Моя жизнь, мое здоровье» включает в себя 2 подпрограммы: «Я и мое здоровье», «Я и моя безопасность»;
II блок: «Мир вокруг меня» включает 4 подпрограммы: «Я и природа», «Я и семья», «Я и общество», «Я и государство»;
III блок: «Я сумею, я смогу» включает 5 подпрограмм: «Какой я», «Я в социуме», «Я и творчество», «Я в мире профессий», «Я среди людей».
Система дополнительного образования
В школе-интернате функционирует 16 кружков по 3 направлениям (физкультурно- спортивное, художественное, социально-экономическое).
Первое направление - компетентность в бытовой сфере – предполагает под собой формирование практических умений к самостоятельной жизни и труду, способствующих дальнейшей социальной адаптации. С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школе-интернате организована работа по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, работа по благоустройству территории и помещений школы. Особое внимание уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью, обувью, поддержанию чистоты и порядка в классах, спальнях, столовой.
Второе направление – компетентность в трудовой сфере. Ее целью является воспитание личности, конкурентоспособной на рынке, помощь в приобретении воспитанниками по избранному профилю глубоких и разносторонних теоретических и прикладных знаний.
Третье направление – компетентность в здоровьесберегающей сфере – направлено на укрепление и сохранение здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Инновационная деятельность
Начиная с 2005 года в школе-интернате практикуется новая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей т.е. все воспитанники на период выходных, праздничных и каникулярных дней проживают в замещающих семьях. С 2011 по 2015 годы в рамках данного направления работы в школе-интернате функционировала экспериментальная площадка на тему: «Социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот с ОВЗ».
В рамках реализации проекта разработана модель деятельности учреждения по решению задач социальной адаптации и подготовки учащихся школы-интерната к самостоятельной жизни с применением временной передачи в семью. Она представляет собой целостную комплексную программу, которая включает в себя модель формы устройства детей-сирот с ОВЗ в семьи и широкий спектр учебных, воспитательных и коррекционно-развивающих программ, главной целью которых является подготовка выпускников к самостоятельной жизни. В течение 11 лет все 100% воспитанников на период каникул определяются в замещающие семьи.
Модель устройства детей-сирот с ОВЗ в замещающую семью подразделяется на 5 ступеней: рекламно-информационную, просветительскую, деятельную, практическую и заключительную. Каждая ступень модели раскрывает основные формы, методы работы с населением, замещающими родителями и обучающимися.
Поскольку еще одним немаловажным фактором успешной самостоятельной жизни является наличие профессии, то после завершения экспериментальной площадки на базе школы-интерната открыта пилотная площадка на тему «Подготовка к профессиональному самоопределению детей-сирот с ОВЗ». Главная цель площадки: успешная социализация в обществе и активная адаптация на рынке труда. Конечным итогом работы проекта должна стать разработка новых профилей профессионально-трудового обучения, таких как штукатурное и гончарное дело которые востребованы в нашей республике.
Совместно с благотворительным фондом помощи детям «Лучик Надежды» с 2015 года реализуются социальные проекты: «Мастерская гончаров» и «Мы сможем все!».
Цель проекта «Мастерская гончаров» - обучение новому виду декоративно-прикладного творчества – гончарному делу – как одному из условий успешной социализации.
Цель проекта «Мы сможем все!» - развитие коммуникативных возможностей детей-инвалидов-сирот с ОВЗ для их адаптации к проживанию в гостевых и опекунских семьях
2.Деятельность Службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната за период 2015-2016 г.г.
Законодательством Российской Федерации провозглашается важность соблюдения главного права ребенка - права жить и воспитываться в семье, поэтому приоритетным направлением в работе педагогического коллектива школы-интерната является устройство детей на семейные формы воспитания, создание в школе-интернате в соответствии с Постановление №481 условий, максимально приближенных к семейным.
В работе по организации устройства детей на воспитание в замещающие семьи наше учреждение опирается как на федеральное, так и республиканское законодательство: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» и другие законодательные акты.С 2014 года в школе-интернате ведется последовательная и поэтапная работа по реализации Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» и реализации «Республиканского плана мероприятий по реструктуризации и реформированию образовательных учреждений» Сокращается количество несовершеннолетних воспитанников находящихся на полном государственном обеспечении, и значительно увеличилось число воспитанников, переданных под опеку и попечительство. В сентябре 2015 года на базе школы-интерната создана Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождения семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатного сопровождения выпускников школы-интерната.
Служба осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: подготовка воспитанников к передаче в семью, проведение информационно-рекламных компании направленных на развитие семейных форм устройства воспитанников, осуществление социально- психолого -педагогического сопровождения семьи,мониторинг состояния и развития ребенка в семье, а также оценка его благополучия.
Цель Службы: содействие семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи:
организация системы работы с замещающими семьями;
разработка и внедрение в практику новых технологий работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
построение системы психолого- медико-педагогического, социально-юридического сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органом опеки и попечительства муниципальных образований. Заключены договора о взаимодействии с МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» и отделом образования МО «Звениговский муниципальный район» с которыми в 2015 году заключены договоры о взаимодействии.
В своей работе специалистами Службы используются разнообразные формы работы: статьи в газетах, рекламно- информационные буклеты, возможности сайта школы-интерната, обмен мнениями в интернете, пресс-релизы.
На сегодняшний день, как в районных, так и в республиканских газетах и журналах вышло более 15 статей и заметок о гостевой форме устройства наших обучающихся; распространено в населенных пунктах района более 10 информационных листовок, объявлений, социальных плакатов.
Привлечение населения к проблеме семейного устройства детей-сирот
Задачи:
информировать граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семью;
формировать общественное мнение о ценности семьи, приоритете семейного воспитания, необходимости помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
поиск и привлечение кандидатов в будущие родители;
организовать информационные встречи с общественностью, благотворителями, а также с гражданами, желающими получить более полную информацию об условиях приема ребенка на воспитание в семью.
Гостевая семья как форма содействия семейному устройству и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот с ОВЗ
Гостевая семья - одна из форм временной замещающей семьи, при которой граждане добровольно участвуют в общественном воспитании детей-сирот в каникулярное время, праздничные и выходные дни. Такую форму устройства воспитанников в семьи в нашем образовательном учреждении мы практикуем с 2005 года. На сегодняшний день это единственное детское государственное учреждение в России, где 100% детей устраивают в семьи на время каникул.
Нужно заметить, на сегодняшний день много детей, которые первоначально выявляются и приобретают статус сироты или оставшегося без попечения родителей, старше 10 лет, кроме того, у многих имеются особенности психофизического развития, к такой категории относятся и дети, обучающиеся в коррекционной школе, имеющие психические заболевания, вредные привычки, относящиеся к «группе риска» далеко не всегда являются привлекательными для желающих принять ребенка в семью.Такие дети, как показывает практика, не имеют шанса быть усыновленными или взятыми под опеку. Они обречены до совершеннолетия оставаться в гос.учреждении со всеми вытекающими отсюда последствиями. Известно, что даже самое лучшее учреждение не может обеспечить ребенку-сироте полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь. Известно также, что выпускники сиротских учреждений сталкиваются с серьезными проблемами при создании собственной семьи, их дети зачастую тоже становятся сиротами.Избежать этих проблем человек сможет, если он получит опыт жизни и воспитания в семье.
Проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном учреждении.
У ребенка появляется возможность увидеть и почувствовать на себе положительный опыт семейных взаимоотношений, что впоследствии позволит ему легче принять новую семью усыновителя, опекуна, приёмного родителя, или поможет в налаживании новой жизни с кровными родителями.
Устройство детей в «гостевые» семьи
Постановление Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 года «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ»;
Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ в редакции Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 № 474, от 14.02.2013 № 118, от 02.07.2013 № 558
2012-2013 уч.год2013-2014 уч.год2014-2015 уч.год2015-2016 уч.год2016-2017 уч.годКоличество воспитанников 166 138 121 101 73
Зимние каникулы
100% 100% 98% 98% 98%
Летние каникулы
100% 100% 98% 98% 98%
Специалистами Службы проводится работа по восстановлению кровных связей воспитанников с родной семьей ребенка. Главная задача здесь установить контакт ребенка с семьей; определить в ближайшем окружении ребенка взрослых, способных взять на себя заботу о его воспитании; определить комплексную социально-психологическую оценку семьи ребенка для выявления ресурсов, определения перспектив и возможности восстановления ее социальных функций; оказать квалифицированную помощь биологической семье ребенка. К сожалению, большинство родителей, лишенные родительских прав, не изъявляют желания восстановиться в родительских правах, не исполняют свои алиментные обязательства, продолжают злоупотреблять спиртными напитками и вести антиобщественный образ жизни. Последнее восстановление в родительских правах было в 2012 году, тогда мы направили в кровную семью 2 детей.
С 2016 учебного года на каждого воспитанника школы-интерната разработана индивидуальная программа жизнеустройства в семью, согласованная и утвержденная актом органа опеки и попечительства отдела образования Моркинского муниципального района. Педагогическим коллективом ведется работа по подготовке детей к помещению в семью. В рамках подготовки проводится комплексная диагностика психического и физического состояния ребенка; формируется позитивный образ будущей семьи и семейных отношений; подбирается конкретная семья для ребенка, обеспечивается психологическую готовность ребенка к помещению в замещающую семью. Работа дает свои результаты. За последние 5 лет из приемной семьи возращен один ребенок.
Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
В соответствии с законодательством Служба по запросам граждан – приёмных родителей, опекунов, педагогов общеобразовательных школ.
К сожалению, таких обращений не слишком много. Приёмные родители привыкли решать свои проблемы собственными силами, не афишируя, мягко сказать, свои «проблемы».
Зачастую инициаторами являемся мы, педагоги школы-интерната.
В основном к нам за юридической, консультативной помощью обращаются приёмные родители, взявшие детей именно из нашего учреждения ( помощь по составлению заявлений на постановку на очередь на получение жилья, запросов по взысканию алиментов, в оформлении паспортов, и т.д.)
Кроме того, мы оказываем методическую помощь педагогам муниципальных школ в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ:
18 февраля 2016 года выступление заместителя директора по УВР Шабалиной Т.И., социального педагога Григорьевой З.И. на районном семинаре для заместителей директоров по УВР муниципальных ОУ Моркинского района «Особенности организации учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ в условиях сельской школы» в Нужключинскую среднюю школу;
22 сентября 2016 года выступление специалистов Службы на обучающем семинаре в МУ «Керебелякская основная общеобразовательная школа» по теме «Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы»;
В ноябре 2016 году на базе школы-интерната был проведен республиканский обучающий семинар для педагогов муниципальных образовательных учреждений по теме: «Организация коррекционной работы в учебно-воспитательном процессе, с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС»;
В декабре 2016 года специалисты Службы в рамках акции «К вам приехал Дед Мороз» поздравили детей проживающих в приемных семьях Моркинского и Звениговского районов с Новым годом и вручили им новогодние подарки.
Устройство воспитанников в замещающие семьи
Год Кол-во воспитанников Передано в замещающие семьи
2014-2015 уч.год121 19
2015-2016 уч.год101 10
2016-2017 уч.год73 10
Итог 39
Специалисты службы сопровождения постоянно повышают свою квалификацию на различных курсах. В феврале 2017 года приняли участие в 3-дневном семинаре-тренинге Московского психолога Петрановской Людмилы Владимировны.
4. Оказание адресных услуг по профессиональной ориентации детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, в т.ч. с использованием мобильных офисов центров занятости.
Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей - сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям полноценной подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни, осознанного выбора профессии. От успешности выбора профессии зависит их будущее. Основной задачей воспитания и обучения является социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Поэтому помимо социальной направленности учебно-воспитательного процесса большое внимание в нашем учреждении отводится профессиональному самоопределению.
Для этого в школе-интернате созданы оптимальные условия для реабилитации учеников, их дальнейшего устройства в учебные заведения и постинтернатного сопровождения.
Процесс профессионального образования детей с ОВЗ должен быть непрерывным, включающим три этапа:
профориентацию
допрофессиональную подготовку
профессиональное образование.
Школа-интернат реализует две первые ступени.
На сегодняшний день в школе-интернате обучается – 73 детей, из них -17 инвалидов. Нужно отметить, что инвалиды наравне с остальными выпускниками получают профессиональное образование, что также является важным показателем правильной организации работы по профессиональному самоопределению детей в школе-интернате.
В школе работает 58 педагогов, 32 педагога имеют специальное дефектологическое образование, 8 из которых - учителя профессионально-трудового обучения.
Школа осуществляет образовательный процесс по адаптированной основной общеобразовательной программе со сроком обучения 9 лет.
С декабря 2015 г. в учреждении открыта пилотная площадка на тему: «Подготовка к профессиональному самоопределению детей-сирот с ОВЗ», в рамках которой ведется углубленная диагностика профессиональной направленности каждого выпускника, а по итогам составляется индивидуальная карта аттестации готовности выпускника к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Главная цель площадки: успешная социализация выпускников в обществе и активная адаптация на рынке труда. Конечным итогом работы проекта должна стать разработка новых профилей профессионально-трудового обучения, таких как штукатурное и гончарное дело которые востребованы в нашей республике.
На договорных условиях расширяется система сотрудничества педагогов школы-интерната с профессиональными учреждениями (Договор о сетевой форме реализации программ повышения квалификации от 01.04.2015 года между МПТ и школой-интернатом)
Используются разнообразные формы и методы работы по профориентации воспитанников: экскурсии, встречи с выпускниками, тестирования, совместная профориентационная работа с педагогами и студентами техникумов, Центром занятости, совместные мероприятия с приемными родителями обучающихся, наглядная агитация (оформление стендов, выпуск памяток), выставки, конкурсы, олимпиады. Школа активно взаимодействует с будущими работодателями: обувной фабрикой, Унитарным швейным предприятием «Труженица», в которых работают наши выпускники. Ежегодно, в апреле-мае организуются встречи с выпускниками и преподавателями техникумов. Педагоги учреждения посещают практические занятия, мастер-классы педагогов производственного обучения, проходят курсовую подготовку по новым специальностям: кружевница, вышивка мережкой и т.д. Старшеклассники знакомятся с традициями профессиональных учреждений, с жизнью и условиями учебы, труда и отдыха. Также проводятся выездные экскурсий на промышленные предприятия города, строительные объекты, швейные цеха. Это позволяет формировать у детей коммуникативные навыки, получать объективную информацию от людей различных профессий. Тесное сотрудничество школы-интерната и профессиональных техникумов: ГБПОУ РМЭ «Марийский политехнический техникум» г.Йошкар-Ола, ГБПОУ РМЭ «Строительно-промышленный техникум» г.Йошкар-Ола, ГБПОУ РМЭ «Аграрно-строительный техникум» с.Вятское Советского района Республики Марий Эл, ГБПОУ РМЭ «Ардинское ПУ», где наши юноши и девушки продолжают обучение по специальностям швеи, кружевницы, штукатура-маляра, каменщика, плотника, резчика по дереву и т.д. дает хорошие результаты при формировании профессиональной направленности у воспитанников.
Своевременную и необходимую помощь для профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов предоставляет Центр занятости населения Моркинского муниципального района. Специалисты Центра по договоренности с администрацией школы-интерната ежегодно проводят профориентационные беседы с обучающимися 8-9 классов, предоставляют информацию о вакантных рабочих местах, обучают детей заполнению необходимых документов, приглашают их принять участие в мероприятии "Ярмарка вакансий", проводят анкетирование и т.д.. В школе-интернате оформлен стенд «Тебе выпускник». Ежегодно воспитанники привлекаются к обновлению вышеуказанного стенда, оформлению и обновлению мастерских и рекреаций, что является дополнительным стимулом для развития профессионального интереса.
Одним из методов профессионального самоопределения является участие в выставках и конкурсах профессионального мастерства, в ярмарках товаров и изделий, ежегодно организуемых и проводимых под патронатом Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
Все мероприятия проводятся как между обучающимися групп одного профиля, так и между обучающимися различных профилей. Назначение конкурсов заключается не столько в определении знаний, умений и навыков детей и выявлении лучших из них, сколько в воспитательном воздействии. Результаты конкурсов – дипломы, сертификаты и памятные призы.
Традиционно в школе-интернате проводятся внеклассные мероприятия:
Фотопанорама «Путешествие в мир профессий»
Тематические классные часы «На пороге взрослой жизни»
Диспуты «Как полюбить свою работу»
Конкурс плакатов «Кем хочу стать?»
Родительские собрания совместно с опекунами и гостевыми родителями «Значение выбора профессии в жизни человека».
Целью социализации обучающихся с нарушением интеллекта средствами трудового обучения является повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, а также максимальная социальная адаптация и их подготовка к самостоятельной жизни. Благодаря ранней диагностике задатков, интересов и склонностей детей с ОВЗ, созданию необходимых условий для их развития, каждый может оказаться способным к творчеству, а значит, и правильному выбору профессии. Именно той, которая будет востребована и обеспечит ему экономическую самостоятельность, даст возможность реализовать свой потенциал в будущем, быть конкурентоспособным специалистом в выбранном профессиональном направлении.
Расположение школы-интерната в сельской местности позволяет включать в трудовое обучение широкий спектр профилей по различным курсам, к числу которых относятся:
Столярное дело. На занятиях мальчики получают навыки работы с деревом. Многие ребята могут порадовать близких им людей подставками для цветов, книжными полками, различными рамками и т. д. Обучающиеся 9 классов изготавливают ящики для рассады, цветочные горшки, полки для обуви, швабры, рамки для стендов, лопаты для уборки снега, скамейки, табуреты, точеные изделия из дерева и т.д.
Слесарное дело. Дети изготавливают вешалки для одежды, совки, лопаты и всю металлическую мелочь, порой так необходимую в быту.
Обувное дело. Обучающиеся, учатся подшивать, подклеивать обувь, ставить заплатки на валенки и кожаные сапоги, менять набойки.
Уроки швейного дела, где приобретаются навыки кройки и шитья, выполняются задания по пошиву и ремонту постельного белья и одежды Обучающиеся знакомятся с устройством швейной машины, выполняют упражнения по освоению приемов работы на ней.
Уроки вязания, где девочки изучают азы вязания спицами, крючком, осваивают вязальную машину. Для продолжения работы по освоению механизированного, машинного труда в качестве составной части данного профиля было введено вязание на однофонтурной машине.
Уроки сельскохозяйственного труда, где обучающиеся приобретают опыт работы на огороде, знакомятся с наиболее распространенными видами работ по выращиванию овощей и уходу за растениями.
Уроки лозоплетения, на которых учатся изготавливать декоративные изделия из лозы, которые тоже пользуются большим спросом.
В рамках выигранных в 2015-16 учебном году грантов планируется введение 2-х новых профилей - штукатурного и гончарного дела, что расширит диапазон выбора профиля для наших детей и даст им больше шансов успешно социализироваться в обществе.
Таким образом, в результате организации профессионального самоопределения обучающихся в школе-интернате созданы благоприятные условия, способствующие правильному выбору профессии. Выигранные гранты, присвоение статуса республиканской пилотной площадки профориентационной направленности раскрывают большое поле деятельности как детям, так и педагогам. В дальнейшем планируется ознакомление обучающихся с более сложными  специальностями: гончара, штукатура, печника.
4.Обеспечение постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников ГБОУ РМЭ «Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Анализ жизнеустройства выпускников нашего учреждения на протяжении многих лет и показывает, что большинство выпускников не могут самостоятельно разрешить возникающие проблемы. На фоне неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране выпускник вновь оказывается в социальной среде «один на один» со своими проблемами
Успешность независимого жизнеустройства: (таблица)
Критерии 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016
Общее количество выпускников 24 26 25 22 22
Продолжают обучение после выпуска со школы-интерната 0 5 6 22 Стабильная трудовая деятельность 10 11 7 3 Создание семьи
5 1 1 3 Нахождение в отпуске по уходу за ребенком 5 0 5 2 Инвалидность
2 3 1 0 Безработные
4 4 3 0 Нахождение в местах лишения свободы 1 2 2 1 Умерли 2 0 0 0 Направления работы службы постинтернатного сопровождения: разрешение трудных жизненных ситуаций, социально-бытовых проблем по месту жительства, учебы, работы, службы в армии и др.; содействие в получении образования и профессиональном самоопределении; помощь в трудоустройстве и бытовой адаптации; организация коллективной деятельности и совместного досуга с целью создания поддерживающей микросреды. В работе по постинтернатному сопровождению (взаимодействие школы-интерната, учебного заведения, выпускником) выработан определенный алгоритм.
Адаптационный период:
передача «социальной карты» специалисту органа опеки и попечительства, копии в учебное заведение.
составление плана взаимодействия школы и учебного заведения,
установление постоянного эмоционального контакта кратора , из числа педагогов школы-интерната (назначается ежегодно в сентябре) с шефствующим педагогом техникума,
оказание помощи в организации совместной деятельности куратора и выпускника, направленной на постепенное повышение уровня самостоятельности,
анализ трудностей адаптационного периода, коррекция плана взаимодействия (при необходимости выезды в учебные заведения СПО).
Взаимодействие школы-интерната и учебного заведения, согласно структуры:
реализация плана взаимодействия,
отслеживание сформированности жизненных компетенций (мониторинг).
Взаимодействие школы-интерната и выпускника, вступившего во взрослую жизнь:
психолого – педагогическая помощь,
социально – правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях,
мониторинг.