Программа трудового воспитания «Стиль жизни», для воспитанников краевого государственного бюджетного образовательного учреждения, для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Программа трудового воспитания «Стиль жизни»,
для воспитанников краевого государственного бюджетного  образовательного учреждения, для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Куйбышевский детский дом».
                                                                             Составитель:
                                                                                  Инструктор по  труду
Мантуло Марина Игоревна
I квалификационной категории
СТРУКТУРА  ПРОГРАММЫ.
1. Обоснование разработки  программы «стиль жизни» 3 - 4
    1.1. Актуальность разработки программы 3 - 4
    1.2. Характеристика окружающего социума 4
 1.3. Анализ уровня трудовой подготовки воспитанников учреждения
4
2. Основные концептуальные положения программы
     2.1. Основные понятия и термины
     2.2. Цель
     2.3. Задачи программы
     2.4. Основные принципы
     2.5. Паспорт программы 
      5 -9
5 - 6
6
6
6 -8
8-9
3. Направления и пути реализации
     3.1. Основные направления трудового воспитания
     3.2. Виды трудовой деятельности
     3.3. Механизмы реализации программы
     3.4. Участники реализации программы 
     3.5. Социальное партнерство 10-13
10
10
10
10-12
12-13
4. Содержание программы 
    4.1.  Трудовой блок
    4.2. Просветительский блок
   13-27
13-18
18-27
5. Условия реализации программы
5.1. Материально – техническое обеспечение
5.2. Практические рекомендации по  реализации  программы.
28-29
28
28-29
6. Экономическое обоснование программы 29
7. Программа мониторинга 29-36
8. Критерии эффективности программы.
36
Заключение 36
1. Обоснование разработки программы «Стиль жизни».
1.1Актуальность разработки программы
Многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути. 
Трудности перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь  объективно обусловлены. В течение всего периода  пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность  потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы. 
Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в ПТУ, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу. 
В  международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.           В изменяющихся условиях современной общественной жизни трудовое, экономическое воспитание необходимо начинать с раннего детства.  Одним из обязательных условий успешной самостоятельной жизнедеятельности наших воспитанников является их  трудовая подготовка.
Поэтому сегодня особенно актуальным становится формирование у ребёнка трудолюбия - положительного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности. В действующих нормативно-правовых документах и программно-методических материалах сформулированы требования к воспитаннику, которыми он должен обладать при выходе в самостоятельную жизнь.   Так  в нормативном документе «Минимальный объём  социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»  поставлена задача по формированию трудолюбия, готовности  трудиться.
У  воспитанников   необходимо формировать  понимание того, что труд – основа всей жизни,  именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать  культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме  одним из главных направлений воспитательной работы должно  стать  трудовое воспитание.1.2.Характеристика окружающего социума.
Наш детский дом находится в Рубцовском районе п. Куйбышево, где имеются социально значимые объекты – школа, клуб,  библиотека, магазины. 
          Проживание воспитанников в нашем доме  способствует более раннему приобщению детей к трудовой деятельности,   активному включению их в окружающий социум, так как имеется сад, огородный участок, клумбы, спортивная площадка.
1.3. Анализ уровня трудовой подготовки воспитанников учреждения
По состоянию на 01.09.2014 года в детском доме воспитывалось      - 25 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  (лицензионные условия -  32 воспитанника), в возрасте: докольников-1 человек; 7-10лет-7 человек;11-14 лет-14 человек;15-18 лет-3 человека. 
 Результаты трудовой подготовки воспитанников.
   Анализ изучение отношения воспитанников к  общественно – полезному труду показал, что в  2013-2014 году (25 детей): самостоятельно готовы трудиться-8%, по требованию-31%, под контролем-56%,отказываются-5%.
Анализ изучения выполнения трудовых поручений воспитанниками показал, что в 2013-2014 году (25 детей): самостоятельно выполняют поручения-21%, по требованию-34%, под контролем-43%,отказываются-2%.
На фоне того, что воспитанники владеют трудовыми  навыками, навыками самообслуживания  в соответствии с возрастными нормами, отношение к трудовой деятельности и желание самостоятельно включаться в общественно – полезный  труд остается достаточно низким.
Изучение  уровня развития личности воспитанников  показывает, что трудолюбие детей остается на низком уровне. Особые проблемы составляют: самообслуживание, отношение к результатам труда других людей, стремление трудиться на благо других.
          Таким образом, разработка программы трудового воспитания  «Стиль жизни» призвана активизировать деятельность по подготовке воспитанников  детского дома к самостоятельной жизни, труду.
 2.Основные концептуальные положения программы.
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие воспитанников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников детского дома, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.
     Вопросам трудового обучения и воспитания  посвящено большое количество научных исследований. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А., К.Д. Ушинского и др. Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, А.К. Макаренко, В.А. Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.
      В педагогике детально раскрывается роль трудового воспитания в развитии личности и её нравственном формировании. 
        2.1. Основные понятия и термины
Труд рассматривается как самая большая нравственная ценность, как способ самореализации воспитанников. Поэтому  подготовка воспитанников  к самостоятельной трудовой деятельности является одной из основных направлений детского дома. 
Труд:
1) целенаправленная деятельность человека направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей;
2) работа, занятие;
3) усилие, направленное на достижение чего–либо;
4) привитие умений и навыков, в какой- либо  профессиональной, хозяйственной деятельности.
 Трудовое воспитание рассматривается как совокупность  мероприятий, направленных на формирование положительного отношения к труду, развитию трудовых умений и навыков, формирования уважительного отношения к людям труда. 
  Система трудового воспитания способствует развитию нравственных качеств: трудолюбие, ответственное отношение к трудовым заданиям, бережное отношение к  имуществу детского дома.  Формирует нравственные, этические представления и оценки деятельности людей, развивает  способности трудиться в коллективе, включаться в доступные формы общественно-трудовой деятельности. Конкретизирует  знания и представления об окружающем мире. Трудовое воспитание способствует физическому развитию, развитию двигательных качеств, снятию эмоционального напряжения, повышению эффективности процессов социализации и адаптации.
Важной частью трудового воспитания является профориентационная работа. Воспитанники знакомятся с различными видами доступных им профессий, трудовыми требованиями, условиями работы, нормативно-правовыми документами. 
Труд является самой большой нравственной ценностью и способом самореализации воспитанников. 
Программа по трудовому воспитанию рассчитана на детей, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно получать  социальный опыт по овладению элементарными трудовыми знаниями и навыками.
 2.2. Цель
Цель программы: разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование социально-адаптированной личности в процессе овладения базовыми трудовыми знаниями и навыками.
2.3. Задачи программы.
-создание условия для развития личности каждого воспитанника путём вовлечения в различные виды трудовой деятельности, сообразно их способностям, интересам, возможностям и потребностям общества; рациональная организация разнообразной трудовой деятельности воспитанников, приобщение их к активному участию в трудовой деятельности,  
-воспитание трудолюбия,  развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, высоких моральных качеств, долга и целеустремленности;
-развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение профессиональными элементарными умениями и ознакомление с миром профессий
-формирование у воспитанников  положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
-воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам их труда. 
-подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности при помощи систематического участия в труде, подготовка  к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
-создание условий для овладения воспитанниками современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления;
2.4. Основные принципы
Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания детей и подростков требует от работников детского дома серьезного и ответственного отношения к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников, труд должен стать органичной и неотъемлемой частью их жизнедеятельности. Трудовой процесс подчинен воспитательно-реабилитационным задачам учреждения. В этой связи необходимо выявить, и умело реализовать воспитательные и реабилитационные возможности детского труда, а его организация должна отвечать целому ряду общих педагогических принципов:
      1.Разнообразие. Прежде всего, труд воспитанников детского дома должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями. При отборе  видов труда и его содержания  учитывается специфика контингента детей детского дома.
     2. Доступность. Слишком трудные задания не содействуют концентрации внимания, приводят к быстрому физическому утомлению, снижают интерес к работе. Необходима точная дозировка трудовых заданий, как по сложности, так и по времени. Воспитанники детского дома имею ограниченные возможности здоровья, поэтому они быстрее, чем обычные дети, «выдыхаются», чаще снижается их работоспособность и как следствие – теряется интерес к труду. 
          3.Результативность. Воспитательная и реабилитационная эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и результативности. Редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение. Трудовая деятельность должна быть ориентирована на конкретный, приносящий ощутимую пользу результат труда, что имеет для данной категории воспитанников приоритетное значение. Лишь такая работа вызывает их трудовую активность, приносит им удовлетворение, формирует у них положительное отношение к труду. Определяя трудовое задание воспитаннику или группе, педагог должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он нужен и как будет использован. Немаловажно также если этот труд будет иметь общественно полезную направленность, а подросткам на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда (хотя бы для детского дома). Это помогает формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку. 
4.Систематичность и продолжительность. Труд воспитанников детского дома должен быть достаточно длительным и систематическим, а не подменяться разрозненными и эпизодическими трудовыми мероприятиями. Лишь тогда, когда воспитанники систематически упражняются в различных видах трудовой деятельности, имеет место процесс их социальной реабилитации, а труд превращается в привычку. 
         5.Заинтересованность. Чрезвычайно важными и актуальными в воспитательном плане являются вопросы стимулирования детского труда. Для воспитанников нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, представляющие собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд. Педагоги обязаны не оставлять без внимания любой даже самый минимальный успех ребенка в труде и хвалить за дело как можно чаще. Другими формами поощрения могут быть: объявление благодарности администрации в приказе по детскому дому;  отражение трудовых успехов воспитанников в газетах детского дома и в других органах стенной печати, награждение подарками, организация для особого отличившихся в труде экскурсий, поездок и др. Стимулирующую функцию могут выполнять и трудовые конкурсы с награждением их победителей.             6.Эстетичность и эмоциональная удовлетворенность. Трудовая деятельность располагает большими возможностями для формирования у детей эстетического вкуса, чувства формы, цвета, материала. Нужно добиваться от воспитанников  не только и не столько количественных показателей в труде, а качественной работы, эстетической привлекательности ее результатов. Для этого целесообразно использовать в трудовой деятельности элементы игры, раскрывать его смысл, перспективы и социальную значимость, создавать обстановку доброжелательного общения. 
          7.Наглядность. Воспитанники  обязательно должны видеть результаты своего труда, сравнивать качество выполненной работы с работой других детей, чувствовать необходимость и значимость своего труда для других людей. В связи с этим в детском доме  должны организовываться  выставки детских работ, с приглашением посторонних людей и людей, использующих произведенные детьми и подростками предметы (рамки для картин, отремонтированную мебель, рукоделие, выпечку и др.). 
Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения педагогических условий:
- подчинение труда воспитанников воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда;
- сочетание общественной значимости труда с личными интересами воспитанников, их убежденность в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их группы  и для себя;
- доступность и посильность трудовой деятельности;
- разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности воспитанников. 
2.5 Паспорт программы.
Основная 
идея инновационного развития  Детский дом – среда, обеспечивающая формирование личности, готовой к трудовой деятельности
Цель Программы        Определение и создание условий для проведения качественных изменений воспитательного  процесса, придание ему  новых качественных характеристик, достижение долгосрочных социальных и личностных эффектов, способствующих подготовке воспитанника к самостоятельной трудовой деятельности, формированию у воспитанников потребности в труде
Сроки реализации Программы Долгосрочная
Этапы
реализации 1 Этап – проектирование 
  Выявление перспективных направлений работы по трудовому воспитанию и моделирование  нового качественного состояния деятельности учреждения.
2      Этап – реализация программы  
Переход учреждения в новое качественное состояние. Отработка нового содержания, методов и организационных форм трудового воспитания
3  Этап – анализ результатов (ежегодно)
    Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития, корректировка программы.
Финансовое обеспечение Программы           Выполнение программы обеспечивается за счет текущего бюджетного финансирования и  дополнительно привлеченных средства (спонсоры), добровольное благотворительное пожертвование.
Нормативно-правовые основания для разработки  программы -  Конституция Российской Федерации;
-  Конвенция  ООН  о правах  ребенка;
-  Закон Российской Федерации  ''Об образовании";
- Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования.
Исполнители программы Участники образовательного процесса: администрация детского дома, инструктор по труду, воспитанники 
Система  организации контроля за исполнением мероприятий  программы     Результаты поэтапного выполнения мероприятий  программы рассматриваются на педагогическом совете, методическом объединении.
 3.Направления и пути реализации.
3.1.  Основные направления трудового воспитания: 
   привитие навыков личной гигиены;
   организация самообслуживания;
   формирование основных трудовых навыков;
   развитие представлений об основных видах труда;
   организация общественно – полезного  и производительного труда;
  формирование представлений об основных рабочих профессиях.
   привитие любви и уважения к труду, людям труда;
   профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии;
3.2.   Виды трудовой деятельности.
          Реализация основных  направлений трудового воспитания осуществляется через следующие виды трудовой деятельности:
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд, связанный с уборкой и озеленением территории, уход за насаждениями, ремонт мебели, уход за парками, охрана птиц, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов, летнюю работу на огороде  во время каникул.
Труд по самообслуживанию: соблюдение и выполнение правил личной гигиены поддержание порядка в комнате, постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность к ней,  умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
3.3. Механизмы реализации программы
          Организационно-методическая деятельность по трудовому воспитанию
  Мониторинг трудовой деятельности  воспитанников, изучение потребности воспитанников в трудовой деятельности, состояния готовности выпускников  к трудовой деятельности.
  Организация психолого-педагогической помощи воспитанникам.
3.4. Участники реализации программы
Роль субъектов  образовательного процесса в системе трудового воспитания
субъект задачи
администрация детского дома соблюдение СанПиН, действующего трудового законодательства 
обеспечение общего  руководства реализацией программы: организация, координация, контроль
экспериментальное обоснование новых форм трудового воспитания  в воспитательном процессе
обеспечение подготовки  кадров к решению поставленных задач
организация взаимодействия участников образовательного процесса при организации трудовой деятельности воспитанников 
влияние на социальные и экономические факторы 
влияние на психологические факторы их контроль 
воспитатели просвещение воспитанников
мотивация воспитанников на участие в трудовой деятельности, 
осознанный выбор профессии 
создание благоприятного психологического климата в группе
выбор адекватных средств, методов и приемов воспитательной  работы
индивидуальный подход 
взаимодействие со школой по вопросам трудового воспитания детей
учет влияния микро - и макросоциумафиксация проблем 
инструктор по труду создание условий для трудовой деятельности
взаимодействие с воспитателями  и   социальными партнерами 
выбор адекватных форм  трудового воспитания
организация  праздников труда
обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований  к организации  трудовой деятельности воспитанников
воспитанник формирование собственной мотивации к трудовой деятельности 
формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы, выполнять трудовые  поручения 
изучение тематического  материала 
нацеленность на дальнейшую трудовую деятельность, осознанный выбор профессии 
          
Улучшение условий и качественное изменение содержания трудовой деятельности  воспитанников.
  Расширение числа социальных партнеров  участвующих в организации и проведении трудового воспитания воспитанников  детского дома. 
  Разработка критериев и показателей для осуществления индивидуальной диагностики уровня развития трудовых навыков воспитанников, возможности и коррекции.
  Мониторинг состояния трудовой подготовки воспитанников с целью определения важнейших направлений ее совершенствования.
Инновационная деятельность по активизации трудового воспитания детей в детском доме.
       Исследование влияния различных видов трудовой деятельности на общефизическое состояние воспитанников, расчет оптимальной трудовой нагрузки с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
       Мониторинг влияния новых форм трудового воспитания  на  подготовку воспитанников  к самостоятельной жизни, труду.
 Решение задач трудового  воспитания в  ходе активной трудовой деятельности:
-организация дежурств
-организация общественно полезного труда по уборке территории, работы в саду и огороде
-организация массовых трудовых акций
3.5.     Социальное партнерство.
Учреждение Задачи и направления Формы взаимодействия
МБОУ «Куйбышевская СОШ» Формирование трудовых навыков, развитие творческих способностей Участие воспитанников в производительном труде, труде на пришкольном участке, кружковой работе
Центр занятости населения Организация профориентационной работы, изучение рынка труда Экскурсии, беседы с воспитанниками о выборе профессии
Предприятия посёлка, города и района Знакомство с трудовыми профессиями, формирование уважения к людям труда Экскурсии, знакомство с основами профессии, встречи с  сотрудниками предприятий.
 Районная  администрация,  Дом культуры Включение воспитанников детского дома в решение проблем посёлка, привитие потребности в общественно – полезном труде Проведение выставок - продаж работ воспитанников, участие в трудовых акциях на  территории посёлка
Жители посёлка Формирование потребности в сельскохозяйственном  труде, знакомство  с видами трудовой деятельности  на сельском подворье Оказание помощи ветеранам, престарелым участие в различных видах трудовой деятельности
4. Содержание программы.
4.1  Трудовой  блок.
Основные задачи:
1.Определение содержания трудовой деятельности воспитанников в условиях детского дома.
2. Создание условий  для трудовой деятельности воспитанников.
3. Включение  всех участников образовательного процесса, социальных партнеров в процесс трудового воспитания детей детского дома.
Самообслуживающий труд
Направление деятельности Решаемые задачи Содержание Цикличность
Соблюдение правил личной гигиены Сформировать  потребность  в соблюдении правил личной гигиены, научить их выполнению - утренний и вечерний туалет;
- соблюдение  гигиены рук;
- соблюдение правил личной гигиены;
- проведение банных дней;
- уход за волосами
ежедневно
ежедневно перед приемом пищи
ежедневно и по физиологическим показателям
1 раз в неделю (воскресенье)
по мере необходимости
Поддержание порядка в спальне, комнате Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне  и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения -уборка личных вещей, заправка кровати;
- дежурство по группе
ежедневно
по графику (не чаще 1 раза в неделю)
Стирка личных вещей Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержании их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды -стирка личных вещей (носки,  нательное белье) с1 класса;
- стирка мелких вещей с   1 класса ежедневно (по мере необходимости)
Проведение мелкого ремонта личных вещей - ремонт  (штопка, пришивание пуговиц и пр.) с 1  класса По мере необходимости
Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Младший школьник:
- уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы  и средства  личной гигиены, уметь ухаживать за зубами,   ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;
- знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;
- уметь выполнять стирку  мелких вещей в ручную;
- уметь самостоятельно одеваться  и раздеваться, аккуратно складывать свои  вещи.
Младший подросток:
- уметь выполнять ручную стирку и стирку изделий в стиральной машине активаторного типа;
- уметь ухаживать за волосами, своим телом, кожей лица, знать средства ухода за волосами.
Старший подросток: 
- уметь выполнять ручную  и машинную  стирку  вещей;
- знать предметы личной гигиены  и уметь ими пользоваться.
Общественно полезный труд.
Направление деятельности Решаемые задачи Содержание Цикличность
Организация дежурств воспитанников Научить соблюдению санитарно – гигиенических правил  при сервировке стола и его уборке -дежурство по столовой по графику (не чаще 1 раза в неделю)
Сформировать потребность в поддержании порядка в   доме,  соблюдении чистоты на закрепленном участке,  формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы. - дежурство по зданию
- дежурство  по территории (уборка листьев, снега, мусора на закрепленной территории);
- проведение генеральной уборки в спальне  по графику (каждые 3 дня)
1 раз в неделю (по мере необходимости)
1 раз в неделю (суббота)
Работа на огороде Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур;     ведением домашнего хозяйства.
Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями. - обработка почвы;
-выращивание рассады, высадка в открытый грунт;
- уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка);
- уборка и хранение урожая ежедневно  с мая по сентябрь - младший школьник -30 минут, младший подросток -45 минут старший подросток -1 час
Работа на клумбах Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними - разбивка клумб;
- посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними;
- уборка многолетних растений на хранение
-размножение растений 1 раз в неделю
с мая по сентябрь - младший школьник -30 минут, младший подросток -45 минут старший подросток -1 час
Уход за комнатными растениями Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними - посадка  и пересадка растений;
- уход за комнатными растениями Весна – лето
по мере необходимости (не реже 1 раза в неделю)
Уборка территории детского дома Научить правилам  уборки  территории детского дома,   сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории - уборка территории от листьев и мусора;
- уход за зелеными насаждениями;
- благоустройство и  озеленение территории;
-операция «Снег», «Снегопад» 1 раз в неделю
в зимний период – по мере необходимости
Озеленение участка детского дома
Привить навыки благоустройства территории детского дома - высадка зеленых насаждений;
- уход за посадками Весна - осень
Благоустройство территории посёлка Привитие  уважительного  отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей села - уборка территории;
- уборка мусора;
- посадка деревьев  и зеленых насаждений
-операция «Всюду чисто»,
«Листопад» 1 раз
(весна)
Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Младший школьник:
- уметь обтирать  пыль в шкафу, с подоконников, проводить  сухую , спальной, игровой комнаты;
- уметь подготовить  столы  к подаче пищи, разносить хлеба  по столам, убирать  и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе  в столовой;
- уметь пришивать пуговицы, пришивать  вешалки к одежде, работать с утюгом,  наводить порядок на полке с одеждой,
-  знать хозяйственный инвентарь для работы на огороде;
-   уметь  правильно посадить лук, убирать огород от  остатков (ботва картофеля, помидоров, остатков капусты и др.);
- уметь проводить  весенне-осенние работы на клумбах, проводить посадку: настурции и т.д.
сбор семян однолетних цветочных растений,  уборку  однолетних цветковых растений в цветнике;
- уметь проводить полив комнатных растений: нижний, верхний, погружения; проводить  рыхление почвы, знать комнатные цветы группы;
- уметь убирать  дорожки  от мелкого мусора.
Младший подросток:
- уметь проводить влажную уборку спальной, игровой комнаты;
- знать и уметь пользоваться простыми  электроприборами;
- уметь сервировать стол (ужин, обед, завтрак), мыть  посуду кухонные  и столовые  принадлежности, проводить  сухую  и влажную уборку столовой, стирку салфеток, соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе  в столовой;
- (мальчики) уметь  выполнять ремонт одежды (заплата с изнаночной стороны, штопка), работать  утюгом (утюжка белья)
- (девочки) уметь выполнять   все  виды работ, в том числе с использованием швейной машинки, уметь гладить белье;
- уметь ухаживать за мебелью;
- уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте,   обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить  посадочный   материала, уметь проводить  посадку семян овощей в открытый грунт,  распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы  борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;- уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей  к колышкам,  прореживание  посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;
- уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений;
- уметь   расчищать   дорожки  от снега, убирать    мусор с участка,  собирать опавшую листву и укладка в кучи граблями, подметать  дорожки  с твёрдым покрытием,  собирать мусор в кучи, переносить мусор.
Старший подросток: 
- поддерживать чистоту  и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;
-уметь  мыть  посуду с применением моющих средств, сервировать  праздничный стол, соблюдать технику безопасности, пришивать пуговицы разными способами в зависимости от вида пуговицы и ниток:
-уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия);
- уметь  выращивать  рассаду капусты, помидоров, высаживать ее в открытый грунт,  выращивать огурцы под пленочным покрытием,  вскапывать почву  на грядке,  оборудовать парник, уметь ухаживать за растениями от посадки до уборки,  закладывать корнеплоды на хранение, ухаживать за плодово-ягодными культурами;
- уметь  выращивать рассаду, проводить посадку  однолетних и многолетних растений,  ухаживать за ними, убирать многолетние растения (георгины) на хранение, уметь проводить посадку и уход за многолетними растениями, уметь разбивать цветник, ухаживать за цветами;
- уметь подгребать  опавшие листья, подметать   дорожки,  собирать и удалять мусор, 
расчищать  дорожки  от снега, проводить обрезку  секатором ветвей кустов, подвязку кустов,   посадка кустарников, собирать мусор и выносить его в установленное место, 
уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности  при работе секатором; 
-  уметь оказать помощь при заготовке сена, перекопке огорода, колке дров.
Трудовая деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих условий:
- объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать  возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;
- трудовая деятельность воспитанников должна  осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни. Обязательный общественно полезный производительный труд включается в режим дня.  Особое значение имеет равномерность распределения работы по самообслуживанию в течение дня, недели, четверти. 
          Для организации трудовой деятельности подростков в условиях детского дома неуклонно соблюдаются следующие правила: 
- работа должна быть организована с учетом правил установленных ФЗ РФ и трудового законодательства;
- обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье воспитанников;
-  трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный производственный цикл;
-  труд должен быть организован методически правильно, с учетом всех возрастных особенностей, личных интересов и наклонностей;
-  работа должна быть разнообразной и интересной;
-  показ произведенной продукции должен быть организован не реже 1 раза в квартал;
-  труд должен приносить моральное и эстетическое наслаждение;
-  в случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;
-  обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности;
-  использовать личностно-деятельностный подход к каждому воспитаннику.
4.2. Просветительский блок
Задачи:
1.    Познакомить с миром профессий,  готовить к осознанному выбору профессии.
2.    Сформировать потребность в труде – как основе жизни.
3.    Познакомить с основами ведения домашнего хозяйства (кулинария, хозяйсвенно-бытовой труд).
Программа  состоит из   разделов: 
1)в мире профессий, 
2)азбука домашней кухни, 
3)сельскохозяйственный труд,
4)хозяйственно-бытовой труд,
5) домовёнок (кружковая работа)
Раздел 4.2.1. Мир профессий, или какую дверь открыть.
Цель: формирование готовности воспитанников   к  обоснованному  выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.
В ходе занятий по этому курсу решаются следующие задачи:
-  обобщить  знания воспитанников о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
-  сформировать знания  и умения  объективно  осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их  с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
-  воспитывать уважение к рабочему человеку.
Ключевые понятия• профессия;
• многообразие профессий;
• группы профессий
Ожидаемый результат:
Младший школьник:  
- знать профессии работников детского дома,  основные  профессии жителей села; 
- уметь выполнять обязанности дежурного.
Младший подросток:
- знать профессии, которые  можно освоить после выхода из детского дома, профессии нужные в Рубцовском районе.
Старший подросток:
- знать  группы профессий, требования к  выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;
- уметь  правильно оценивать свои желания, способности и возможности  при выборе профессии.
Расписание составляется из расчёта одного занятия в неделю. Объём в год составляет 24 занятия по 30 минут.
Раздел 4.2.2. Азбука домашней кухни.
Цель:  Содействие успешной адаптации к жизненной среде и приобретению практических умений по кулинарии.
Задачи:
1. Научить способам приготовления пищи, расчету стоимости готового блюда; сформировать начальные представления о ведении домашнего хозяйства, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. 
2.  Развить  конструктивные  способности детей, практические навыки и ориентировки, сформировать интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
3. Привить санитарно-гигиенические навыки содержания домашнего хозяйства, ухода за домашней утварью, посудой, бытовой техникой.
Направления работы:
1.Коррекционно – развивающая деятельность.
Разделы:
- технология приготовления пищи;
- заготовка продуктов на зиму;
- сервировка стола;
- санитарно – гигиенические требования к организации питания;
- уход за кухонной посудой  и оборудованием;
- расчет энергетической ценности питания;
- экономический расчет стоимости готовых блюд.
    
Раздел включает:
1.    Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.
2.    Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми.
3.    Продукты, технология приготовления, хранения.
4.    Выпечка.
Ключевые понятия• этикет;
• нормы рационального потребления;
• семейный бюджет;
• рецепты;
• меню;
• консервы;
• продукты;
• кухня.
Ожидаемый результат:
Младший школьник (1-4 класс):
   знать  правила сервировки  стола:
   уметь  правильно вести себя за столом;
   уметь приготовить завтрак;
   уметь мыть посуду с применением моющих средств;
Младший подросток  (5-7 класс):
   уметь приготовить салаты,  супы;
   знать правила заготовки ягод на зиму;
   уметь правильно сервировать стол;
   знать санитарно – гигиенические требования к организации питания;
   уметь пользоваться кухонным  приборами,  ухаживать за ними;
Старший подросток (8-9  класс):
   уметь приготовить второе блюдо, напитки;
   уметь выполнять  заготовку  овощей  на зиму;
   уметь провести расчет энергетической   ценности готового блюда;
   уметь провести экономический расчет стоимости готового блюда, дневного меню.
Раздел 4.2.3.Сельскохозяйственный труд.
Цель:  формирование у воспитанников базовых знаний и умений в области выращивания и ухода за сельскохозяйственными, комнатными, плодово-ягодными культурами; научить способам эффективного ведения подсобного хозяйства. 
Раздел включает:
1  Работа на огороде. Выращивание овощных, ягодных и плодовых растений
2. Цветоводство (садовое и комнатное) 
Ключевые понятия • многообразие овощных культур;• виды фруктово-ягодных культур;
• подкормка  сельскохозяйственных культур;
• сорт растений;
• урожай и урожайность;
• плодородие;
• севооборот;
• многообразие цветковых растений;
• болезни и вредители комнатных растений;
Ожидаемый результат:
Младший школьник:  
- должен знать хозяйственный инвентарь для работы на огороде,  уметь  правильно посадить лук, проводить уборку   послеурожайных остатков (ботва картофеля, помидоров, остатков капусты и др.);
- уметь проводить  весенне-осенние работы в цветнике, проводить посадку: настурции, лука и чеснока, земляники садовой, сбор семян однолетних цветочных растений,  уборку  однолетних цветковых растений в цветнике;
- уметь проводить полив растений: нижний, верхний, погружения; проводить  рыхление почвы, знать комнатные цветы группы;
-Младший подросток:
- должен уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте,   обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить  посадочный   материала, уметь проводить  посадку семян овощей в открытый грунт,  распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы  борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками;
- уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей  к колышкам,  прореживание  посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;
- уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений;
Старший подросток  
- должен уметь  выращивать  рассаду капусты, помидоров, высаживать ее в открытый грунт,  выращивать огурцы под пленочным покрытием,  вскапывать почву  на грядке,  оборудовать парник, уметь ухаживать за растениями от посадки до уборки,  закладывать корнеплоды на хранение, ухаживать за ягодными кустарниками;
- уметь  выращивать рассаду, проводить посадку  однолетних и многолетних растений,  ухаживать за ними, убирать многолетние растения (георгины) на хранение, уметь проводить посадку и уход за многолетними растениями, уметь разбивать цветник, ухаживать за цветами.
Раздел 4.2.4. Хозяйственно-бытовой труд
Цель:  дать  воспитанникам  базовые знания по соблюдению санитарно – гигиенических требования к содержанию жилища, предметов обихода, личных вещей;   научить способам эффективного ведения домашнего  хозяйства. 
Раздел включает:
1  Уходу за жилищем, одеждой  и обувью
2. Техника в доме.
3. Интерьер дома
Ключевые понятия • сухая, влажная уборка;
• виды моющих  и чистящих средств;
• бытовые приборы;
• интерьер;
• косметический ремонт.
Ожидаемый результат:
Младший школьник:  
- знать  технику безопасности  при генеральной уборке, правила  хранения белья и одежды, приемы глажения  одежды, способы борьбы с  вредителями одежды, правила обращения с электрическими приборами; 
- уметь правильно заправлять свою кровать,  проводить мелкий ремонт одежды, ухаживать за обувью,  проводить влажную и сухую уборку помещения, 
Младший подросток:
- знать правила ручной стирки, средства для чистки ковров и паласов, способы  оформления интерьера, правила хранения зимних вещей;
- уметь обращаться с бытовыми электрическим приборами,  проводить влажную уборку мебели.
Старший подросток:
- знать  способы борьбы с вредными насекомыми и грызунами, правила эксплуатации стиральных машин всех типов; способы выведения пятен;
- уметь пользоваться стиральной машиной всех типов, проводить уборку санитарно – гигиенического оборудования, провидеть косметический ремонт.
4.2.5. «Домовёнок» (кружковая работа).
Цель: Создание условий для формирования первоначальных трудовых навыков и развития творческих способностей детей средствами декоративно–прикладного творчества.
Задачи:
- обучить технологиям разных видов рукоделия;
- развивать  память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус воспитанников;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.Принципы.
 1. От простого к сложному.   Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объёма сведений, с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять, закреплять  и дополнять полученные знания и умения в течение  обучения.
 2.  Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
4. Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.
Направления работы: 
- работа с пряжей, нитками;
- работа с  бумагой;
- работа с  тканью;
- работа с   природным материалом;
- работа с   бросовым материалом 
Формы и режим  работы.
         Учитывая возрастные и психофизические особенности воспитанников, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям.
 В группе занимается  3-6 человек. Расписание составляется из расчёта двух занятий в неделю. Объём в год составляет 48 занятия по 30 минут. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка может регулироваться индивидуально. Такая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей,  состояние здоровья, уровень овладения необходимыми умениями и навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок на занятии работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Тематический  план
Месяц
День Тема Кол-во часов Форма проведения Ожидаемый результат
Январь
«Бисерное рукоделие».
1.Вышивка бисером.
2.Плетение бисером.
3.Аппликация из бисера. 5 практические занятия Уметь  владеть техникой плетения, вышивания бисером.
Февраль Подарок своими руками (сюрприз).
Изготовление сувениров к 8 марта.
Изготовление сувениров к 23 февраля. 6 Коллективно - творческое дело Умение получать удовлетворения от сделанного своими руками.
Март «Неужели из бумаги»
Аппликация.
Папье-маше.
Вырезание из бумаги.
Моделирование из бумаги.
Плетение из бумаги.
Квиллинг.
7 Словесно-практические  занятия 1.Воспитанники приобретут умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия из бумаги, пользоваться необходимыми инструментами.
2.Научатся самостоятельно выполнять все этапы работы.
Апрель Блок « Флористика»:
1. Аппликация из круп.
2. Аппликация из яичной скорлупы.
3. Аппликация из засушенных растений.
4. Поделки из природных материалов.
5. Лепка из солёного теста, пластилина.
6 практические занятия 1.Научатся видеть прекрасное в окружающем мире и передавать свои ощущения  в поделках с помощью природного материала.
2.Приобретут умения и навыки работы с различными  материалами и инструментами.
Сентябрь «Вышивка для души»:
 1.Вышивка крестом.
2.Вышивка гладью.
3. Изонить.
7 Словесно-практические занятия 1.Приобретут умения самостоятельно выполнять швы, используемые  в вышивке и применять их при отделке различных изделий.
2.Получат знания об истории развития народного творчества – вышивка.
Октябрь «Волшебный клубочек»
Беседа - практикум: « что такое спицы»
1. Вязание на спицах.
2. Вязание крючком.
Практика: «из чего можно связать»
3. Вязаная игрушка, и одежда для неё 6 Словесно-практические занятия 1.Приобретут умения и навыки по созданию изделий из ниток с помощью спиц и крючка.
Ноябрь
Практика: « вязание – для всех»
1 .Вязаные аксессуары: чехлы для телефонов, очков, игольницы и т.д.
2.Вязаные предметы быта: салфетки, подушечки, грелки, прихватки и т. д. 6 Словесно-практические занятия Смогут использовать свои умения в  самостоятельной жизни, как для себя, так и для приобретения дохода.
Декабрь
«Мастерская Деда мороза»
Изготовление игрушек на елку.
Ремонт и пошив новогодних костюмов. 5 Коллективно - творческое дело Развитие творческих способностей.
 Организация и проведение общих воспитательных мероприятий
Праздник урожая                                                            -  1 раз в год (сентябрь)
Месячник  труда (уборка территории, благоустройств)     -   апрель
Праздник труда                                                              - ежемесячно
 «Парад профессий» - познавательная игра – январь
«Хозяюшки» - викторина– февраль
 «Откуда родом комнатные растения» – март
 «Выбор, определяющий судьбу» - апрель
Операция «Чистый двор»- май
«Дары осени»- сентябрь
«Профессиоведческий  турнир» - октябрь
Конкурс «Домашний умелец» - ноябрь
«Сувенир года»- декабрь
 5.   Условия реализации программы.
5.1. Материально- техническое обеспечение реализуемой программы.
Материально-техническая база:
для реализации программы имеются: швейная мастерская, швейные машинки, земельный участок, сельскохозяйственный инвентарь.
Основные направления:
- рациональное использование бюджетных средств;
-  формирование методического  комплекса  в соответствии с программой;
-  приобретение  необходимого оборудования и инвентаря;
- создание условий для проведения занятий  «Азбука кухни»
5.2. Практические рекомендации по  реализации  программы.
Программа предусматривает изучение теоретических сведений и практические работы.  Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме.
На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.
Необходимо соблюдать единство требований, сочетать многообразные формы работы, следовать логике изучения предметов, никогда не останавливаться на достигнутом, активно участвовать в жизни детского дома. Налаживать связи с городскими учреждениями образования и культуры.
Все это осуществимо лишь при наличии определенной материально - технической базы, заинтересованности и финансовой поддержке администрации.
В своей работе использовать все виды деятельности, развивающие личность: труд, познание, учение, общение, творчество.
При этом, стараясь соблюдать следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально - значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность должна соответствовать возможностями отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями ее организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных воспитанников, помогать закреплению ведущих офисных ролей лидеров, чье влияние благотворно;
3. необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
Ввести в практику работы с детьми ряд общих норм:
-обязательное формирование у детей положительной мотивации к трудовой деятельности;
-получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
-приобретение трудовых умений и навыков без принуждения;
-занятость каждого ребенка во время всего занятия;
-для поддержания постоянного интереса воспитанников к занятиям в тематическом плане предусмотреть частую смену видов деятельности;
-задействовать различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, индивидуально — групповую (или в парах), конкурс, выставку;
-использовать, главным образом, практические виды занятий.
6.  Экономическое обоснование программы.
          Учреждение осуществляет деятельность в соответствии с федеральными законами, Указами и распоряжения Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Алтайского края, законом Российской  Федерации «Об образовании», Типовым положением   об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, международными актами в области защиты прав ребенка,  Уставом. 
          Целями детского дома являются содержание и  воспитание детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Содержание и воспитание в Учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
Реализация целевой программы «Стиль жизни»  будет осуществляться в  рамках  бюджетного финансирования. Некоторые мероприятия можно выполнить за счет  благотворительных пожертвований. 
7.  Программа мониторинга
Цель:
- отслеживание динамики  формирования трудовых навыков, мотивации к трудовой деятельности у воспитанников;
-  отслеживание  сформированности  основ экономических знаний, готовности  осознанному выбору профессии.
          Мониторинг осуществляется  воспитателями и инструктором по труду с помощью количественной  и качественной  оценки готовности воспитанника к труду,  по следующим критериям.
Мониторинг проводится в начале и в конце года.
  Уровень  сформированности  трудовых навыков (1-7 классы)

Санитарно-гигиенические навыки
Данные навыки сформированы практически до автоматизма. Умеет и стремится применить их на практике, не требуется контроль со стороны взрослых. 5 высокий
Достаточно хорошо сформированы навыки в данной области, умеет применять их на практике. Иногда требуется помощь взрослых в  их практическом применении 4 Недостаточная сформированность навыков. Использование данных навыков на практике затруднено, требуется внимание  и усилие  со стороны ребенка. Но воспитанник стремиться овладеть данными навыками. 3 средний
Плохо освоены и закреплены навыки самообслуживания, постоянно требуется помощь и контроль со стороны взрослых. Нежелание овладеть навыками в данной области или нежелание пользоваться имеющимися навыками. 2 низкий
Полное отсутствие навыков в данной области, негативное отношение к овладению ими. Нежелание использовать имеющие навыки. 1 Самообслуживание Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, опрятен и подтянут, одет со вкусом 5 высокий
Чаще всего аккуратный и подтянутый. В шкафу старается поддерживать  порядок 4 Не проявляет  большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, в своих вещах. Безразличен к внешнему виду. Иногда бывает неопрятным, неряшливо одетым. 3 Совершенно не заботиться о содержании своих вещей в надлежащем виде. Может быть безвкусно, вульгарно одет и причесан 2 низкий
Неряшливость, запущенность одежды, прически. Беспорядок в личных вещах 1 Хозяйственно-бытовой труд
Помнит о своих обязанностях дежурного, выполняет их постоянно, охотно и добросовестно. Качество высокое. Не нужен контроль за выполнением работы.  Всегда обращает внимание на непорядок в группе и устраняет его. При отсутствие дежурного возьмет на себя  его обязанности 5 высокий
Выполняет обязанности дежурного качественно, не требуется контроль, но только в свое дежурство. Делает только то, что входит в его обязанности 4 Отношение к дежурству неустойчивое, качество работы зависит от настроения. Чаще всего требуется контроль за качеством работы 3 средний
Дежурит неохотно, недобросовестно, может забывать о дежурстве, не доводит   дело до конца. Требуется многократное напоминание о дежурстве и контроль 2 низкий
Негативно относится к дежурству, считает, что не должен убирать в группе. Стремится  переложить свои обязанности на других. Начинает дежурить только после многократных требований воспитателя. Требуется контроль  за качеством  выполнения работы. 1 Сельскохозяйственный труд
Знает и может самостоятельно выполнять все этапы основных сельскохозяйственных работ: подготовка грядок, посадка, уход, уборка урожая. Знает правила ухода за животными.  Хорошо ориентируется в овощных, цветочных, плодово-ягодных культурах. 5 высокий
Знает и может самостоятельно выполнять все этапы основных сельскохозяйственных работ и ухода за животными. Требуется руководство взрослого в организации деятельности. Достаточно хорошо ориентируется в овощных, цветочных, плодово-ягодных культурах. 4 Сформированы основные практические навыки и умения работы с землей, с сельскохозяйственным инвентарем, ухода за комнатными и садовыми растениями,  теоретические знания по уходу за животными. Знает основные овощные, плодово-ягодные и цветочные растения. 3 средний
Под руководством взрослого может ухаживать за комнатными растениями, животными. Есть некоторые знания о растениях и животных. Нет опыта работы на приусадебном участке, в саду. 2 низкий
Полное отсутствие теоретических и практических знаний, умений, навыков ухода за комнатными растениями в сельскохозяйственном труде, за животными. 1 Общественно - полезный труд
Активно включается в различные виды трудовой деятельности. Проявляет инициативу при ее организации, ответственность. Испытывает удовлетворение  от результатов своего труда 5 высокий
Активен в трудовой деятельности, но включается в нее по просьбе или по инициативе других. Проявляет добросовестность, хотя в некоторых случаях может проявлять безответственность. 4 Особой активности в труде не проявляет, включается по необходимости. Работает по  настроению. Стремится по возможности уклонятся от выполнения задания, выполняет его формально. Добросовестность проявляется только при личной заинтересованности в результатах труда или в ожидании вознаграждения за труд. 3 средний
Пассивен, включается в трудовую деятельность под давлением, может не довести дело до конца или не выполнить порученное, недобросовестно выполняет трудовые дела. 2 низкий
Полное нежелание трудиться. Уклоняется от различных видов трудовой деятельности, отказывается от работы. 1 Ручной труд
Хорошо сформировано умение  самостоятельно ориентироваться в задании при выполнении изделий из разнообразных материалов (природный, картон, ткань, древесина, проволока, бросовый и др.). Планирует предстоящую работу, используя схемы, предметно-ориентационные карты, схемы, чертежи, выкройки. Развит самоконтроль правильности выполнения работы. 5 высокий
В достаточной степени владеет рациональными приемами и навыками работы с разнообразными материалами. Самостоятельно анализирует образцы, сравнивает их  с готовыми изделиями, планирует работу с минимальной организующей  помощью педагога 4 Сформированы умения: анализировать образец с помощью педагога, определять последовательность изготовления изделия, выполнять работу по плану, пользуясь простейшими предметными картами. Требуется в основном организующая помощью, иногда обучающая. 3 средний
Сформированы элементарные навыки пооперационного выполнения изделий из различных материалов по словесной инструкции педагога с показом приемов изготовления, с опорой на образец. Требуется существенная обучающая и организующая помощь педагога. 2 низкий
Освоены простейшие приемы работы в различных видах ручного труда. При выполнении работы требуется пошаговое обучение с показом приемов изготовления с опорой на образец и организация деятельности ребенка. 1 Отношение к труду (1-7 классы)
Уважение к труду других людей
Всегда  с уважением  относится к труду других людей, оказывает помощь взрослым и сверстникам 5 высокий
Чаще всего с уважением относиться к труду других людей, может оказать посильную  помощь взрослым и сверстникам 4 Не  всегда   с уважением относится к труду других людей. Оказывает помощь взрослым и сверстникам  только по просьбе педагога 3 средний
Проявляет неуважение к труду других людей. Иногда  оказывает помощь взрослым  и сверстникам. 2 низкий
Проявляет полное неуважение к труду других людей 1 Потребность в трудовой деятельности
Всегда  трудиться  с желанием,  участвует во всех видах труда 5 высокий
Чаще всего проявляет желание трудиться 4 Выполняет все трудовые дела под контролем взрослых 3 средний
Редко проявляет желание трудиться 2 низкий
Не желает трудиться, отказывается от выполнения трудовой деятельности или выполняет  ее только под контролем взрослого. 1 Качественное выполнение поручений Всегда добросовестно и качественно  выполняет любые поручения, не нуждается в контроле взрослых. Проявляет ответственность  при выполнении поручения 5 высокий
Чаще всего добросовестно  и качественно выполняет поручения, иногда нуждается в контроле взрослых. Проявляет ответственность за порученное дело 4 Добросовестно выполняет поручения, но требуется контроль со стороны взрослых. 3 средний
 Помнит о том, что ему поручено, но не всегда выполняет порученное дело, нужен контроль со  стороны взрослых 2 низкий
Поручения выполняет без желания, только под контролем педагога 1 Определение уровня развития показателя
Показатели количество показателей минимальное количество баллов максимальное количество баллов уровень развития в баллах
высокий средний низкий
Уровень сформированности  трудовых навыков 6 6 30 24-30 13-23 6-12
Отношение к труду 3 3 15 12-15 7-14 3-6
 Мониторинг по сформированности трудовых навыков (8-9 классы)
Показатели балл
1. Наличие знаний, умений, навыков по самообслуживанию и жизненных навыков
Умение и стремление применять на практике знания, умения, навыки по самообслуживанию и жизненные навыки 5
Наличие знаний, умений и навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, хотя их практическое использование затруднено по ряду субъективных факторов (недисциплинированность, непрактичность). Осознание своих недостатков, стремление их исправить, следить за собой 4
Недостаточная сформированность ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, наличие желания их иметь и использовать 3
Несформированность ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, нежелание их приобретать 2
Отсутствие ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, неспособность к обучению социальному самообслуживанию 1
2. Наличие знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду
Умение и стремление применять на практике знания, умения, навыки по сельскохозяйственному труду 5
Наличие знаний, умений и навыков по сельскохозяйственному труду, хотя их практическое использование затруднено по ряду субъективных факторов (недисциплинированность, непрактичность). Осознание своих недостатков, стремление их исправить, следить за собой 4
Недостаточная сформированность ряда основных знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду, наличие желания их иметь и использовать 3
Несформированность ряда основных знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду, нежелание их приобретать 2
Отсутствие ряда основных знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду, неспособность к обучению социальному самообслуживанию 1
3. Отношение к труду как к жизненной необходимости
Высокий, сознательный уровень понимания значимости трудовой деятельности и конструктивной созидательной активности в жизни человека 5
Знание о важности и необходимости трудовой деятельности в жизни человека, реализация своих знаний, умений и навыков в практической деятельности 4
Неглубокое понимание важности труда, выполнение трудовых обязанностей под контролем взрослых, случаи их игнорирования 3
Непонимание необходимости труда, систематическое уклонение от трудовых дел, включение в трудовой процесс по принуждению, исполнение работы только под контролем 2
Неприятие труда как жизненно необходимого условия вхождения в социум 1
4. Наличие устойчивых избирательных интересов
Наличие четко выраженных интересов к определенному виду деятельности 5
Широкий круг разнообразных интересов 4
Умеренно выраженные противоречивые интересы к нескольким видам деятельности 3
Периодически возникающий интерес к тому или иному виду деятельности 2
Отсутствие каких-либо выраженных интересов 1
5. Уровень профессиональной осведомленности
Широкая информированность о разнообразных профессиях, возможностях их приобретения 5
Информированность об особенностях основных профессий, которые имеют спрос, и о том, где их можно приобрести 4
Несистематизированные знания о существующих профессиях и возможностях их получения 3
Слабые знания о мире труда, рынке труда, дезориентированность в этой области 2
Отсутствие знаний о мире и рынке труда, а также интереса к их приобретению 1
Интерпретация результатов:
1. Низкий уровень (сложный для дальнейшей полноценной социально – трудовой  адаптации)                                                                                                        - 4 – 13   баллов.
2. Средний уровень (достаточный для социальной адаптации)                 - 13 - 18  баллов.
3. Высокий уровень (высокий для социальной адаптации)                        - 19 – 24  балла.
8  Критерии эффективности программы.
       Сформированность  у воспитанников привычки  к  систематическому, осознанному  труду.
       Сформированность  у воспитанников общетрудовые умений   и навыков.
       Сформированность у воспитанников знаний, умений  и навыков ведения подсобного хозяйства. 
       Сформированность основ  экономических знаний,  владение способами рационального    ведения домашнего хозяйства.
       Создание  сплоченного детского коллектива, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.
       Готовность воспитанника к осознанному выбору профессии и целей в жизни.
Заключение
     Данная программа «Стиль жизни» рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском доме  и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
      Успешность осуществления поставленной цели будет во многом  зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации программы, осознанного понимания каждым сотрудником  значимости стоящих перед ним задач.