Статья Развитие произвольности познавательных психических процессов у детей младшего школьного возраста


Зайцева С.А.,
МБОУ «Средняя школа №25»
г.Нижневартовск
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В младшем школьном возрасте одной из главных сложностей является недостаточная развитость произвольности познавательных психических процессов. По данным, полученным в ходе проведения нашего исследования, 32% младших школьников имеют низкий уровень развития произвольных познавательных процессов. А так, как в нашей школе обучаются дети, которые имеют отклонения в физическом и психическом развитии, то наша работа в этом направлении является наиболее актуальной и направлена на повышение уровня произвольности познавательных психических процессов у младших школьников.
Гипотеза: Мы предполагали, что если создать определённые условия для развития произвольности в обучении младших школьников, то можно получить повышение уровня развития произвольности познавательных психических процессов, что впоследствии приведёт к успешному обучению учащихся
«Произвольность – рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами» [14, 28].
«Воля – форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленные цели, дающая человеку возможность регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции» [14. 9].
Мы в нашей работе опираемся на исследования С.Л. Рубинштейна. Он выделяет действия произвольные как все целенаправленные и специфические и действия волевые - происходящие в условиях конфликта между желаемой целью, желаемыми последствиями или трудностями ее достижения [17, 3].
Дети в младшем дошкольном возрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства. Волевые процессы ещё недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. У школьников формируются произвольные умственные действия, например, намеренное запоминание, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в решении разнообразных задач.
В рамках психолого-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста 1-й класс школы (возраст с 7 до 8 лет) мы осуществляем следующие направления психолого-педагогической деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление психолого-педагогической оценки развития произвольности познавательных психических процессов у младших школьников. (Марцинковской Т.Д. [24. 3] , Гуткиной Н.И . [21. 14]).
Результаты диагностических исследований, проведенные мною в начале учебного года, показали, что у 32 % младших школьников слабо развиты произвольные познавательные психические процессы.
Таблица 1
Уровни Начало учебного года Конец учебного года
3 уровень 20% 56%
2 уровень 48% 36%
1 уровень 32% 8%
Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
Консультативная работа с педагогами и родителями: «Работа с детьми с ЗПР», «Профилактика школьной дезадаптации»
. Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям с низким уровнем развития произвольности познавательных психических процессов. Оказание помощи осуществляется в форме подгрупповой и индивидуальной психокоррекционной работы, при этом предпочтение отдаю подгрупповой форме организации.
Принципы комплектования:
в каждую группу включаются дети с различным уровнем развития произвольности познавательной деятельности, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков;
учет личных взаимоотношений детей и подбор их в группы на основе взаимных симпатий.
Форма проведения занятия: игровая. Игра является эффективной формой коррекции психического развития ребенка младшего школьного возраста. Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в коррекционно-развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Психопрофилактическая работа, через использование системы психологических занятий для родителей в рамках школы для родителей «Эффективное взаимодействие взрослого с ребёнком».
Просветительская работа: был проведен семинар «Развитие произвольности познавательных психических процессов у детей младшего школьного возраста» для педагогов.
Вывод: Но, несмотря на то, что сама проблема развития произвольности познавательных психических процессов не является достаточно разработанной, с помощью разнообразных диагностических методик, позволяющих изучать произвольную сферу младшего школьника, мы выявляем детей с низким уровнем развития произвольности познавательных психических процессов и с помощью системы занятий с детьми и родителями, а также работы с педагогами, добиваемся положительных устойчивых результатов. Вывод: в результате работы, мы пришли к такому заключению, даже если у детей интеллектуальные, социально психологические компоненты развиты на высоком уровне, без развития произвольности познавательных психических процессов у младших школьников при обучении в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно хорошо развитые произвольные психические процессы младшего школьника являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.
Таким образом, наше предположение о том, предполагаем, что если создать определённые условия для развития произвольности в обучении младших школьников, то можно получить повышение уровня развития произвольности познавательных психических процессов, что впоследствии приведёт к успешному обучению учащихся. Это подтверждается результатами нашего диагностического исследования.
Анализ результатов психодиагностического обследования детей на конец учебного года показал, что:
у 56% младших школьников развитие произвольных познавательных процессов находится на высоком уровне
у 36 % младших школьников развитие произвольных познавательных процессов находиться на среднем уровне.
у 8% младших школьников развитие произвольных познавательных процессов находится на низком уровне.
Таблица 2
Методика изучения произвольности поведения «Да и Нет»
Низкий уровень Средний уровень
Высокий уровень
Начало учебного года 20% 35% 45%
Конец учебного года 10% 34% 56%
На конец учебного года результаты произвольности поведения улучшились у детей в среднем на 11%.
Таблица 3
Методика по изучению произвольности внимания
Пьерона Рузера «Корректурная проба»
Низкий уровень Средний уровень
Высокий уровень
Начало учебного года 25% 32% 43%
Конец учебного года 8% 37% 55%

Сравнительный анализ показывает, что к концу учебного года у детей
повысился уровень произвольного внимания, оно стало более устойчивым.
Таблица 4
Методика по изучению произвольности памяти Лурия«Тест 10 слов»

Низкий уровень Средний уровень
Высокий уровень
Начало учебного года 30% 26% 44%
Конец учебного года 9% 34% 57%
Вывод: к концу учебного года у детей повысился уровень произвольной памяти, улучшилась динамика заучивания.
Поэтому в перспективе:
планируем разработать авторскую программу занятий для детей 7-8 лет на коррекцию и развитие произвольности познавательных психических процессов у младших школьников с использованием арт-терапевтической техники;
планируем разнообразить формы и методы работы с родителями
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Божович Л.И.Что такое воля?// Семья и школа. – 1981/ –No1. –С. 32-35.2.
2. Волевая готовность к обучению в школе. Учителю о психологии детей
семилетнего возраста / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.,1976
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.
4. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избранные психологические труды. Т.2 – М ., 1986.
5. Запорожец А.В. Психология. – М., 1965.
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А.Атлас психологии. – М., 1984.
7. Люблинская А.А. Детская психология. – М ., 1971.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997
9. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у школьников. – Киев, 1971
10. Психология / Под ред.А.В.Петровского. – М., 1990
11. Психология /Под ред.Р.С.Немова. Т.1-2. – М., 1998.
12.Проблема психологической готовности ребенка к школе // Психологическая наука и образование. – 1997. – No 4. – С: 71 -80.
13.Проблема волевой регуляции в онтогенез е// Вопросы психологии. – 1994. – No 1. – С . 26-32.
14. Психологический словарь / Под ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевско- Го . – М ., 1990.
15.Развитие воли у школьников. Психология личности и деятельности детей / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. – М.,1986
16. Развитие познавательных и волевых качеств у школьника / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович . – М., 1965.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии . – М., 1954.
18.Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М., 1986.
19. Смирнова О.Е. Пути формирования произвольного поведения . – М., 1988.
20. Сисякина Л., Усатова О., Чеснокова Л. Учитесь властвовать собой – М ., 1988.
21. Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе?/ Сост. М.Н.Ильина, Л.Г. Парамонова, И.Я.Головнева. – СПб., 1997.
22. Урунтаева Г.А., Афонькина Л.А. Практикум по детской психологии. – М.,1995.
23. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – No 4. – С. 6-20.