Тема «ПРОЕКТ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА: ПИТАТЬСЯ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ИЛИ ЖИТЬ, ЧТОБЫ ПИТАТЬСЯ для учащихся 8 – 11 классов»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя школа имени Н.Н.Благова




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема «ПРОЕКТ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА: ПИТАТЬСЯ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ИЛИ ЖИТЬ, ЧТОБЫ ПИТАТЬСЯ для учащихся 8 – 11 классов»










Совина Валентина Сергеевна
Учитель географии и биологии
Высшая категория


АННОТАЦИЯ
Еда может подарить нам здоровье и долголетие, а может – болезни и преждевременную старость. Все зависит от того, что мы едим, как, сколько, с кем, что при этом думаем и в каком настроении готовим пищу. Поэтому очень важно иметь достоверную информацию о продуктах питания и способах их приготовления.
В предлагаемом вашему вниманию элективном курсе будем анализировать современные мифы и заблуждения связанные с питанием. Прохождение этих курсов для вас будет не только увлекательным, но и полезным, ведь многое из этого вы сможете применить на практике.
От мифов – к реальному знанию, от знания – к здоровью и долголетию.
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание «системы специальной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей». Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает введение предпрофильной подготовки в 9-х классах.
Переход к профильному обучению является одним из ведущих направлений модернизации образования. Профильное образование позволяет более полно учитывать интересы учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовое общеобразовательное, профильное и элективные курсы. Переходу на профильное обучение предшествует введение предпрофильной подготовки в 9 классе. Именно в средней школе формируется интерес к выбору профессии, организуются курсы по выбору самих учащихся.
Элективные курсы выполняют две основные функции:
Поддержание изучения основных профильных предметов;
Обеспечение внутри профильной специализации и построение индивидуальных образовательных троекторий.
Предполагаемый элективный курс направлен на изучение качества питания и сохранение здоровья будущего поколения.
Результативность изучения курса можно отследить в ходе проведения бесед, практикумов, круглого стола, защиты рефератов и дискуссий.
Актуальность программы элективного курса «Питаться, чтобы жить или жить, чтобы питаться» определяется:
- важностью представлений, знаний о качестве пищи и ее роли для сохранения здоровья и долголетия;
- возможностью анализа качества выводов по результатам анализа, планирование перспектив и способов реализации планов на будущее;
- многообразием понятий и моделей, затруднениями при выборе оптимального варианта с учетом индивидуальных качеств личности и социальных условий.
Программа базируется на интеграции знаний приобретенных при изучении гуманитарных и естественнонаучных предметов, жизненном опыте учащихся.
Программа включает практические занятия, лабораторные занятия, работу с различными источниками информации. Программа адресована учащимся 8 – 11 классов средней школы любого профиля.
















ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Познакомить учащихся с понятием «качество питания», характеризующими его условиями.
Наметить перспективы достижения высокого уровня жизни соответствующего личным возможностям человека, его духовным потребностям.
Обосновать правила гигиены.



ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Изучить, проанализировав научно-методическую и психолого-педагогическую литературу.
Рассмотреть актуальность выбранной темы по плану.
Проанализировать качество знаний по данной теме.
Разработать методические рекомендации на основе своего педагогического опыта.











ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе обучения, могут впоследствии использоваться в разных сферах деятельности, способствовать развитию интереса к научной работе, поступлению в учебные заведения медицинского и биологического профиля.
В ходе обучения учащиеся должны
знать:
- современные проблемы охраны здоровья;
- о пищевых продуктах и питательных веществах;
- о значении правильного питания;
- о витаминах и их значении в жизни человека;
- о правилах выбора продуктов питания;
- о предупреждении загрязнения продуктов питания.
уметь:
- работать творчески, логически мыслить и рассуждать;
- доказывать свою точку зрения;
- работать с учебником и дополнительной литературой;
- применять полученные знания на практике;
- описывать результаты наблюдений;
- выполнять измерения и представлять результаты наблюдений и измерений в виде схем и таблиц;
- определять уровень загрязненности продуктов питания;
- соблюдать правила гигиены питания для сохранения своего здоровья.
Режим занятий: 1 час в неделю. Программа на 17 часов.
Предполагаемы результат: умение определять качество и калорийность питательных веществ: для себя, своей семьи с учетом профессиональных и творческих качеств личности, социально-экономических условий.
Формы обратной связи: многообразны.
Промежуточный контроль: Анкетирование, подготовка линии исследований, участие в работе «круглого стола» и дебатах, отчеты о выполнении лабораторных работ, собеседование по прочитанной литературе и другим источникам информации.
Итоговый контроль: презентация проекта. Публичная защита проекта проводится по желанию учащегося.
















ПРОГРАММА (СОДЕРЖАНИЕ КУРСА)
Общее количество часов - 17

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)
Правильное питание как основа нашей жизни. Разделы спецкурса. Еда, ее роль в нашей жизни. Информация о продуктах питания и способах их приготовления. Современные мифы и заблуждения о питании. Анкетирование.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ (7 ЧАСОВ)
Нормы питания. Обмен веществ. Пластический и энергетический обменные процессы. Определение норм питания. Заблуждения о витаминах.
Практическая работа № 1. «Составление пищевого рациона».
Проектная деятельность.
«Режим питания мой, моей семьи».
«Блюда национальной кухни: попытка объяснения вековых традиций».
Конкурс «Пир горой!»

РАСТИТЕЛЬНАЯ ПИЩА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ (4 ЧАСА)
Арбуз – полезная ягода. Значение его для здоровья. Правила выбора плода.
Капуста – природная аптека, древняя культура. Споры о происхождении этого растения. Растения – предшественники капусты.
«Блестящие» фрукты. Вредное влияние парафинового покрытия на человека. Болезни внутренних органов от накопления в организме воска.
Лабораторная работа № 1. «Определение нитратов в растениях».

ИСКУССТВЕННАЯ ПИЩА (4 ЧАСА)
Биологически активные добавки (БАД). Популярность препарата. Действие БАД на иммунную систему человека. Заболевания, вызываемые препаратом.
Бульонные кубики и их состав. Полезность бульонных кубиков для организма человека.
Этикетки, упаковки и штрих коды.
Практическая работа № 2. «О чем может рассказать упаковка».

ОБОБЩЕНИЕ (2 ЧАСА)
Ролевая игра – конференция «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни.














УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п.п.
Раздел.
Название темы
К-во
Часов
Форма проведения
Содержание курса
Литература

1
2
3
4
5
6

1
Введение
1
Лекция, анкетирование
Правильное питание как основа нашей жизни. Разделы спецкурса. Современные мифы и заблуждения о питании.
Мазурке- вич С.А. «Энцикло- дия заблужде- ний. Пита- ние». Драгоми- лов А.Г. «Биология» 8кл.

I
Режим питания
6 час.




1.1.
Нормы питания. Обмен веществ и энергии.
1
Беседа, рассказ, самостоятельная работа.
Пластический и энергетичес- кий обменные процессы.
Драгоми- лов А.Г. «Биология» 8кл.

1.2.
Практическая работа № 1. «Составление пищевого рациона»
1
Практическая работа
Пищевой рацион, определение норм питания.
Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология.
9 кл.

1.3. 1.4.
Составление проектов: 1. «Режим питания мой, моей семьи»;
2. «Блюда национальной кухни: попытка объяснения вековых традиций».
2
Ведение дневника наблюдений, подготовитель- ная беседа на основе наблюдений, составление проекта.
Режим питания, национальная кухня, вековые традиции питания.


1.5.
Кулинарный конкурс «Пир горой!»
1
Защита приготовленных блюд, чаепитие.

Книги кулинарных рецептов

1.6.
Заблуждения о витаминах.
1
Сообщения учащихся, беседа, рассказ учителя.
Витамины, их значение в нашей жизни.


II.
РАСТИТЕЛЬНАЯ ПИЩА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
4
часа




2.1.
Арбуз – полезная ягода.
1
Сообщения учащихся, беседа с элементами рассказа учителя
Полезность употребления арбуза, правила выбора плода арбуза.
Материалы
СМИ

2.2.
Капуста – природная аптека.
1
Сообщения учащихся, рассказ учителя с элементами беседы.
Происхожде- ние растения, растения предшествен- ники капусты, полезность употребления данного растения в пищу.
Материалы СМИ

2.3.
Лабораторная работа № 1. «Определение нитратов в растениях».
1
Выполнение лабораторной работы.
Нитраты, скопление нитратов в растительной пище и их влияние на здоровье человека.
Пасечник
В.В. Школьный практикум. Экология.
9кл.

2.4.
«Блестящие фрукты».
1
Рассказ учителя, демонстрация фруктов покрытых парафином, беседа.
Парафиновое покрытие фруктов и влияние на здоровье человека. Болезни внутренних органов от накопления воска в организме.
Мазурке- вич С.А.
Энциклопе-дия заблуж
дений. Питание.

III.
ИСКУССТВЕН-
НАЯ ПИЩА
4
часа




3.
·1.
Биологические активные добавки (БАД).
1
Сообщения учащихся, рассказ учителя с демонстрацией этикеток с различных упаковок
БАД. Влияние на иммунную систему человека. Заболевания вызываемые препаратом.
Мазурке- вич С.А.
Энциклопе-дия заблуж
дений. Питание.

3.2.
Бульонные кубики.
1
Сообщения, рассказ учителя, беседа.
Бульонные кубики, их состав. Полезность их для организма человека.
Мазурке- вич С.А. Энциклопе-
дия заблуж
дений. Питание.

3.3.
В мире этикеток.
1
Беседа, самостоятельная работа учащихся.
Этикетки, упаковки и штрихкоды.


3.4.
Практическая работа № 2. «О чем может рассказать упаковка».
1
Беседа, практическая работа.
Упаковки, и содержание информации о продукте на упаковке.


IY.
Обобщение
2 часа




4.1.
Ролевая игра – конференция «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни».
2
Урок-конференция в виде ролевой игры.
Неонатолог, онколог, фермер, эколог.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПИТАТЬСЯ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ИЛИ ЖИТЬ, ЧТОБЫ ПИТАТЬСЯ»

п.п.
Раздел, тема
К-во часов
Цели и задачи
Основные понятия, термины
Формы организации деятельности
Оборудова- ние
Домашнее задание

1
2
3
4
5
6
7
8


Введение
1
Создать условия для формирования у школьников знаний о спец. Курсе, об основных целях и практическом значении здорового питания.

Лекция, анкетирование
Анкеты
Подобрать материал о нормах питания.

I.
РЕЖИМ ПИТАНИЯ
7 ЧАС.






1.1.
Нормы питания. Обмен веществ и энергии.
1
Актуализировать знания о нормах питания, обмене веществ.
Пластический и энергетический обмены
Беседа с элементами рассказа, с/р: составление норм питания.
Таблицы


1.2.
Практическая работа № 1. «Составление пищевого рациона».
1
Создать условия для развития у школьников умений грамотно составлять суточный пищевой рацион человека.
Рацион, режим дня.
Беседа, самостоятельная практическая работа.
Таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности
Пронаблю-
дать за режимом питания своей семьи.

1.3.
1.4.
Составление проектов: 1. «Режим питания мой, моей семьи»,
2. «Блюда национальной кухни: попытка объяснения вековых традиций».
2
Содействовать развитию навыков правильного питания, самоанализа и наблюдения, умение вести дневник наблюдений, защищать проекты.

Подготовительная работа на основе наблюдений, составление проекта.
Дневники самонаблю- дений, сос- тавление проекта.
Книги рецептов нацио- нальной кухни.

1.5.
Кулинарный конкурс «Пир горой!»
1
Создать условия для формирования трудолюбия, умения осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

Защита приготовленных блюд, чаепитие.
Приготовлен-
ные блюда националь-
ной кухни.
Подготовить сообщения о витаминах.

1.6.

Заблуждения о витаминах.
1
Актуализировать знания о значении витаминов рассказать об основных авитами- нозах и их симпто- мах; предупредить о последствиях неумеренного потребления витаминных препаратов.
Витамины, авитаминоз, гиперавита- миноз
Сообщения учащихся, беседа, рассказ учителя.
Вырезки из газет, журна- ла «Здоровье» и другие источники информации.
Подобрать материал и подготовить сообщения об арбузе.

2.
РАСТИТЕЛЬНАЯ ПИЩА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.
4 ЧАСА






2.1.
Арбуз – полезная ягода.
1
Создать условия для формирования представлений об арбузу как лечебной ягоде, познакомить с правилами выбора арбуза.
Арбуз (от тюрского – влага, жидкость), детоксикацион- ные способности, определение спелости.
Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся
Газеты, журналы и другие источники СМИ
Подготовить сообщения о капусте.

2.2.
Капуста – природная аптека.
1
Актуализировать знания учащихся и ознакомить с историей появления капусты на Руси, ее целебными свойствами
Капуста – (капутум – голова), кежера сходное с капустой растение родом с Колхидной низменности.
Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся.
Газеты, журналы и другие источники СМИ.


2.3.
Лабораторная работа № 1. «Определение нитратов в растениях».
1
Создать условия для ознакомления школьников с методикой определения нитратов в растениях, умения наблюдать, анализировать и делать выводы.

Выполнение лабораторной работы, выводы.
Растительные образцы овощей и фруктов, раствор дефинил- амина в концентри- рованной H2SO4, скальпель, пипетка, ступка с пестиком, чашки Петри.


2.4.
«Блестящие фрукты»
1
Создать условия для ознакомления учащихся с вредным влиянием на человека парафинового покрытия фруктов для того, чтобы сохранить вид.
«Блестящие» фрукты, ароматические углеводороды.
Рассказ, беседа, демонстрация фруктов покрытых парафином.
Фрукты покрытые парафином.


3
ИСКУССТВЕН- НАЯ ПИЩА
4 ЧАСА






3.1.
Биологические активные добавки (БАД)
1
Создать условия для развития умений у школьников структурирования информации и познавательной деятельности о биологических добавках (БАД)
БАД – биологи- чески активные добавки, витаминно- минеральный комплекс (ВМК)
Сообщения учащихся, рассказ учителя, беседа.
Этикетки с упаковок, оберток разных продуктов.
Подготовить сообщения, собрать информацию о бульонных кубиках.

3.2.
Бульонные кубики.
1
Помочь учащимся осознать социальную значимость для их здоровья бульонных кубиков и усилителей вкуса.
Бульонные кубики, глютомат натрия (усилитель вкуса)
Сообщения, рассказ, беседа.
Этикетки от бульонных кубиков, вермишели быстрого приготовле- ния, каши- пятиминутки.


3.3.
В мире этикеток.
1
Создать условия для ознакомления учащихся с экологическими знаками на упаковках и этикетках пищевых продуктов.
Аллерген, канцероген, желудочно- кишечные заболевания, заболевания печени и почек.
Беседа, самостоятельная работа учащихся.
Этикетки, обертки, упаковки.
Раздать анкеты.

3.4.
Практическая работа № 2. «О чем может рассказать упаковка».
1
Создать условия для развития умений у учащихся использовать информацию о продуктах питания.

Беседа, практическая работа.
Этикетки, обертки, упаковки.
Подготовить анализ анкетирова- ния

4
ОБОБЩЕНИЕ
2 ЧАСА






4.1.
Ролевая игра- конференция «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни».
2
Создать условия для мотивации полученных знаний и навыков, подвести итог, самоанализ анкетирования
Неонатолог, онколог, фермер, эколог.
Урок-конферен- ция в виде ролевой игры.
Анкеты.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, элективный курс способствует развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием, проведения анализа научного эксперимента. Благодаря широкому применению целого ряда форм и методов работы повышается эффективность обучения.
Данный элективный курс воспитывает у учащихся ответственное отношение к своему здоровью, формирует навыки самостоятельной творческой деятельности и развивает коммуникативные способности
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе исследовательской деятельности учащихся, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, а также профессиональной ориентации школьников.















ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. [Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений] // Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. – Москва.: Издательский центр «Вентана-Граф», 20008 год, 270 с.
Криксунов Е. А., Пасечник В. В. [«Экология». Школьный практикум, 9 кл.] – М.: «Дрофа», 2001, 64 с.
Рохлов В. С. [«Биология. Человек.». Школьный практикум, 9 кл.] – 2-е издание, М.: «Дрофа», 2000, 96с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Балабанова В. В. И др. [Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни] // Драгомилова В. В., Максимцева Т. А. – Волгоград: Учитель, 2002, 154 с.
Воронин Л. Г., Маш Р. Д. [Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека.: Книга для учителя.] М.: Просвещение, 1983. – 160 С.
Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н.[Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: Учебное пособие для студентов биол. Спец. Пед. Ин-тов.] – М.: Просвещение, 1990, 239 с.
Колесов Д. В., Маш Р. Д. [Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для 9 – 10 кл. средн. школы.: факульт. курс. ] – М.: Просвещение, 1989, 192 с.
Кузьмина И. Д. [Биология. Человек. 9класс: Методическое пособие к учебнику ] // под ред. Батуева А. С. «Биология. Человек. 9 кл.» - М.: Дрофа, 2000, 128 с.
Мазуркевич С. А. [Энциклопедия заблуждений. Питание.] – М.: Издательство «Эксмо», 2004. 400 с.
Маш Р. Д., Драгомилов А. Г. [Биология. Человек: 8 кл.: Методическое пособие.] – 2-е изд., дораб. – М.: «Вентана-Граф», 2004, 288 с.
Маш Р. Д. [Человек и его здоровье.: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 (8) кл., общеобразовательных учреждений.] – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2000, 190 с.
Пасечник В. В. [Школьный практикум. Экология. 9 класс.] – М.: «Дрофа», 2000, 64 с.
Рохлов В. С. [Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс.] – М.: «Дрофа», 2000, 96 с.
Семенцова В. Н. [Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие.] – Спб.: «Паритет», 2002. 240 с. (Серия «Поурочное планирование»).
Сухова Т. А., Строганов В. И., Понаморева И. Н. [Биология в основной школе: Программы.] – М.: «Вентана-Граф», 2008. 72 с.
Сборник нормативных документов. Биология. //Сост. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. – М.: «Дрофа» 2004. - 172, [4] с.
Федорова М. З., Кучменко В. С., Лукина Т. П. [Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.]- М.: «Вентана-Графф», 2004, 144с.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115








15