Сценарно-режиссерская разработка направленная на духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста Люблю тебя — мой край Самарский

«Люблю тебя - мой край Самарский».
Сценарно-режиссерская разработка направленная на духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание: формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, дать представление о возникновении нашего села; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Интеграция образовательных  областей:
-Познавательное развитие;
-Речевое развитие;
-Социально-коммуникативное развитие.
Методы и приёмы:
1) игровой;
2) наглядный;
3) словесный.
Оборудование и материалы:
- демонстрационный материал : фотографии и иллюстрации красивых мест Самарского края);
- мягкие игрушки, изображающие животных;
-плакат;
-запись песен на CD-диске;
Предварительная работа:
разучивание стихов, рассматривание иллюстраций и фотографий нашего края.
Логика образовательной деятельности:
Дети сидят в зале и слушают песню. (М. Бернесса "С чего начинается родина"):
Вопросы к детям: - О чём поётся в этой песне? - Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район, село)
Слышишь песенку Ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина - Это тоже Родина. (М. Пляцковский)
Воспитатель: А откуда же произошло слово родина? Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других слов: 1 родня, 2 родословная,3 народ,4 родина, 5 родич, 6 родители.
И вот из этих слов можно сложить одно большое понятие - семья.
В слове семья заключены такие важные для любого человека чувства, как доброта, забота, тепло, взаимопонимание, доверие и, конечно, любовь. Счастлива семья, в которой есть такие веселые дети как вы! Ведь дети цветы жизни и будущее нашей страны, нашего села.
Если скажут слово "родина";
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Желтый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый узор
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной и милый двор.
Ведущий: Когда мы говорим Родина - каждому из нас вспомнится что – то свое, самое дорогое: родители, друзья, свой дом и, конечно, то место, где мы родились и живем, то есть наша малая родина.
Мы с вами живём в Самарском крае, для нас он родной.
Ребёнок: Ты велика, Россия родная, Горы и реки от края до края, Много в тебе городов, областей, Но край мой Самарский мне все же милей. Величье могучей, красивой реки, Баржи, пароходы, Самары огни. Холмы и курганы в Утевских степях, Ковыль серебрится на вольных ветрах.
Ребенок: Самарский край во всем Поволжье Всегда слыл дивной стороной. И в мире края нет пригожей - Прекрасней всех мой край родной! Ребенок: Течёт спокойно чудо-Волга, О ней особые слова. Да Жигули встречают строго, Что чуть кружится голова. Курган Царёв и Молодецкий, Былинных мест круговорот. Гитара «Груши» в сердце с детства От этих мест душа поёт!
Ребенок: Плывут по Волге теплоходы Огнями яркими маня. Несёт спокойно она воды И чуть баюкает меня.
Ведущий: В нашей Самарской губернии проживают люди разной национальности. Рядом живут, работают и дружат: русские, казахи, татары, мордва, чуваши, немцы.
Ребенок: Для блага губернии люди живут, Все силы и знания ей отдают. Чтоб наша губерния вечно цвела, Ведь много народов она собрала. Татары, чуваши, казахи, мордва - Все это единая наша семья. Народов традиции мы бережем, В губернии нашей достойно живем.
Ведущий: Сейчас я приглашаю вас совершить заочное путешествие по родному краю и своему селу, вспомнить и побеседовать о нашем селе. ( Фото и иллюстрации красивых мест Самарского края)
Ребенок: Люблю тебя в любое время года
Мое родное русское село
И в теплый день, в любую непогоду
С тобой всегда мне на душе светло.
Ребенок: Кивает мне знакомая береза,
И я в ответ ей "Здравствуй!" говорю,
Как хорошо мне, как по-русски просто
Жить в моем светлом, ласковом краю.
Ребенок: Хороша деревенька родная, Позади нее сказочный, лес. Красота в нем почти неземная, Сосны, ели стоят до небес.
Ребенок: Семеновка - село мое родное,
Как прекрасно оно и уютно Как красиво в любимом селе. В центре села есть красивая школа, Рядом со школой находится клуб. В клубе на сцене распахнуты шторы, Много ребят занимается тут. Также в селе и аптека найдется, Мало людей без нее обойдется. Есть в селе домик уютный такой, Там в нем царят тишина и покой. Стоит зайти туда – тотчас и вновь К книгам откроется ваша любовь. Много мы пишем стихов про село, Ведь оно наше родное, одно !
Ведущий: Наше село образовалось в 1865 году, первым поселенцем на реке был мужчина по имени Семен, и поэтому село назвали Семеновка. Нашему селу 250 лет. Как красиво наше село. Конечно мы все любим наше село, нашу малую Родину! Родина - это не только дом, где ты родился, школа, но и деревья, кусты, птицы, даже трава в поле. Все это живое и иногда даже слабее нас. Оно нуждается во внимании, защите, охране человека. «Любите и берегите природу» - к этому вас призываем мы!
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Я загадаю загадки, а вы дети найдите ответ на плакате с растениями.
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные. .. (Ландыши).
 Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый. .. (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. .. (Берёзки).
Воспитатель: Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Ребёнок: Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Воспитатель: А теперь поговорим о животных нашего края.
Дети подходят к столу, на котором разложены мягкие игрушки, изображающие животных. И рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
Дидактическая игра с мягкими игрушками.
Из предложенных животных дети должны выбрать тех, которые обитают в Самарской области.
Воспитатель: А сейчас побеседуем о заповедных местах нашего края.
Главная достопримечательность нашего края – это река Волга.
О, ВОЛГА! СКОЛЬКО В ЭТОМ ЗВУКЕ Почему именно Волга стала олицетворением России? Ведь есть у нас в стране реки, не уступающие Волге в полноводности и протяженности, – например, сибирячки Лена, Обь Есть реки, которые связаны со значимыми для Отечества историческими событиями – Дон, Урал, Кубань, Ока И тем не менее именно Волга связана в нашем (и иноземном) представлении с Россией. Впрочем, может, и не надо задумываться над причинами любви, которая – либо есть, либо нет.
Щедрая, широкая, раздольная Волга величавая течет. Своенравная, как птица – вольная, Все "ключи" собрав наперечет. Шумная, бурливая, привольная... Теплоходы катит по волнам. По ночам – степенная, спокойная – Ластится к пологим берегам.
Природа щедро наделила наш Самарский край живописными территориями. Привольно раскинулся он в среднем течении великой русской реки Волги. А жемчужиной Волги справедливо считаются древние горы Жигули.
Жигули – живописнейшее место нашего края и европейской части России. Неповторимые формы рельефа, своеобразный микроклимат, удивительная красота гор, уникальная флора и фауна снискали Жигулям мировую известность. Красота Жигулей воспета в песнях, былинах и художественных произведениях, а также запечатлена на полотнах И. Е. Репина и других современных художников. В Жигулёвских горах сохранились местные реликтовые и эндемичные растения. В начале века в Жигулях был создан заповедник. За необыкновенные по красоте уголки природы на берегу Волги территорию называют «Волжской Швейцарией».
Ах горы, горы, Жигулевские вы горы Ах Волга, Волга, Волга матушка река Меня привез сюда однажды поезд скорый
И я оставил свое сердце на века.
Воспитатель: Наше путешествие в природу подошло к концу. Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке. На которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом. (Дети садятся за столы).
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано
"ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Что такое заповедник?
- Какие заповедные места находятся на территории нашей области?
- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребёнок: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребёнок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"
Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".




Ѓђ Заголовок 3qђ Заголовок 415