Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта


Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта Автор:Корчагина С.М.
Самообслуживание-обслуживание самого себя, удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными силами [10]. Самообслуживание — это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни. Задача формирования навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является главной для самих детей и родителей. В основу этой работы входит пошаговое обучения навыкам самообслуживания. Она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье, любимые занятия и т. п.). Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции [14].
Задачи обучения:
- определение текущего уровня развития данного навыка;
-  определение ближайших шагов;
- отработка навыка внутри каждого шага;
-  разработка системы поощрений и контроля;
-  обсуждение результатов с родителями.
Формы работы: Индивидуальная (отрабатываются отдельные операции); групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).
Рассмотрим методические приемы обучения детей. Основными приемами по формированию навыков самообслуживания являются подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог сопровождает свои практические действия комментариями. В дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных представлений о выполняемом способе действий, формируемом навыке и в целом о здоровом образе жизни. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо. Можно сколько угодно детям показывать, объяснять, как надо одеваться, но все это останется безрезультатным. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, т. е. исполнительности. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Последнее достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности. Дело в том, что навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Некоторым детям нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному умению, другим — больше [12]. По мере формирования навыков, нужно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила»; «Вспомни, как нужно завязывать шнурки». Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность [14]. Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закрепленные навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от педагога тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. В выборе методических приемов руководства этим процессом надо постоянно учитывать степень новизны поставленной перед детьми задачи, способа ее выполнения. Если задание детям незнакомо или мало знакомо, следует использовать объяснение и практический показ приемов его реализации. Такая необходимость, в показе и подробном объяснении способов действия возникает постоянно, с возрастанием круга заданий по самообслуживанию. Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность, избежать ненужной со стороны окружающих опеки, помощи. Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Взрослые добиваются, чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих их взрослых и сверстников дело. Если ребята долго одеваются, у них сокращается время для игр. Нередко приходится видеть, как дети, надевая платье или брюки, делают при этом множество лишних, беспорядочных движений. Они тратят много энергии, а качество работы остается плохим. Поэтому, проверяя, как справляются ребята с самообслуживанием, нужно учить их избегать лишних движений. Учитель постоянно следит, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Чтобы учащиеся работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если педагог не интересуются результатами их работы. В этом случае младшие школьники быстро теряют интерес к раздеванию, складыванию своих вещей и пр. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше [5]. Оценивая то, как ребенок повесил белье, заправил постель недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается. Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата. «Как хорошо, Саша, что ты догадался напомнить Артему завязать шнурок у ботинка. А то он мог бы наступить на него и упасть». Саше было очень приятно услышать, что он правильно поступил. Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей. За их выполнение они несут ответственность перед педагогом и сверстниками. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по самообслуживанию расширяется, детям предъявляются более высокие требования. Методы формирования навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения навыкам самообслуживания детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию [9].
Существенной стороной обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является:
1.      Специфические особенности психических процессов младших школьников.
2.     Формирование навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта, на основе индивидуального подхода к каждому ребенку.
4.      Социальная адаптация и комплексная реабилитация детей с интеллектуальным нарушением, направленная на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе.
Таким образом, в процессе формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта возникают трудности. С помощью специально созданной программы коррекционного воздействия можно добиться положительных результатов. Литература:  
1.   Белявский, Б. В. Современные проблемы социально-
2.   Блинова, Л. Н. Роль образовательной среды в развитии коррекционной личности.//Человеческое измерение в региональном развитии//Тезисы IV международного симпозиума. Ч.2.-г.Биробиджан. 3.                 
Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 4.                 
Долженко, А. И. Система обучения умственно отсталых детей бытовым навыкам– М., 1995.
5. Кинаш, Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями. — 2002. — № 1. — с. 17.
6. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание детей школьного возраста, М.: Просвещение, 2008.
7.  Кумарина, Т. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие для студентов. М., Издательский цент «Академия», 2003.
8.  Маллер А.Р., Цикато Г. В. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М.: Просвещение, 2003.
9. Мирский С. Л. Подготовленность учащихся вспомогательной школы к труду. //Дефектология № 1, 1993.
10.Новотворцева, Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. — М.: КАРО, 2006.
11. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. М. «Педагогика»,1995.
12.  Пузанов, Б.П., Коняева Н. П., Горскин Б. Б. и др. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития / под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Академия, 2000.
13.  Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1999.
14.  Формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у детей с умственной ограниченностью [Электронный ресурс] // Детские домики.ру: [сайт]. — [Б.м], 2003–2010. — URL: http://www.detskiedomiki.ru/?act=edition_list&id=7&part_id=71