ПРОЕКТ «Сюжетно-ролевая гимнастика как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей» города Заинска
ПРОЕКТ
«Сюжетно-ролевая гимнастика как средство развития
речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

Выполнили: Морозова Е.А.(инструктор по ФВ),
Габидуллина Л.Г.(логопед),
Торопова О.А. (воспитатель).
г. Заинск 2016г.
Актуальность
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицит коммуникативно-речевых навыков приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важными среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Для детей с дизартрией характерна неразборчивая речь, нарушение речевого дыхания, изменения тонуса мимических мышц и органов артикуляционного аппарата, нарушенное звукопроизношение. Как видно из краткого описания, контингент детей данной группы довольно неоднородный, но общим для всех них является наличие органических нарушений головного мозга, пониженная речевая активность, отсутствие связной, грамматически правильно оформленной речи, а также сформированного соответственно возрасту звукопроизношения. Психомоторное развитие таких детей отстает от возрастной нормы: они часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, плохо следят глазами за движущимся предметом, их движения плохо координированы. Особую трудность вызывают согласованные движения рук и ног при разучивании игр и танцев. Часто такие дети не владеют даже простыми двигательными навыками (хлопки в ладоши, подбрасывание и ловля мяча, прыжки, повороты и т.п.).
Сюжетно – ролевая гимнастика — одна из доступных и универсальных форм профилактики речевой функции детей. В этой связи применение элементов сюжетно – ролевой гимнастики является актуальной задачей, требующей своего решения. Все упражнения проводятся на определенном аудио и стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта.
Цель проекта: создать условия для развития речевой, двигательной, функциональной и познавательной активности детей дошкольного возраста через использование сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.
Задачи проекта:
Образовательные:
- создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование сюжетно-ролевой ритмической гимнастики;
- получение новых знаний.
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- развивать физические качества; эстетические качества (красивая осанка, культура движений);
- способствовать повышению функционального уровня систем организма.
Воспитательные:
- способствовать развитию творческого потенциала детей, а так же психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения.
- способствовать воспитанию бережного отношения к своему телу.
- воспитывать и развивать чувство ритма, способности воспринимать музыкальную образность.
Паспорт проекта:
Авторы проекта: Морозова Е.А. (инструктор по ФВ), Габидуллина Л.Г.(логопед), Торопова О.А. (воспитатель).
Участники проекта: дети старшей группы «Лягушонок».
Вид проекта: подгрупповой, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 6 месяцев.
Формы и методы работы с детьми:
Словесные - беседа, чтение сказки, заучивание песен и стихов, объяснение и разбор упражнений.
Наглядные - смотр иллюстраций, мультфильма, показ техники исполнения упражнений.
Практические- выполнение комплексов упражнений, рассказ стихотворений, пение песен.
Игровой метод.
Этапы и сроки проведения проекта:
Реализацию данного проекта мы начали с предварительной работы логопеда. В сентябре дети старшей группы «Лягушонок» были продиагностированы. Среди них были выявлены дети с речевыми нарушениями, у которых присутствует дизартрический компонент.
На начальном этапе развивали движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточняли артикуляцию гласных звуков и согласных. Развивали мелкую моторику с помощью различных игр. Работали над речевым дыханием, развивали ритмичность и интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Была проведена работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим  слухом. За весь период реализации проекта формировали произношение звуков [с], [с], [з], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л], [р], [р].
Формировали умение составлять предложения из нескольких форм по вопросам, по картинке, по демонстрации действия.
Расширяли словарный запас, формировали понятие слова и умения оперировать им.
Этапы Задачи, содержание деятельности
Диагностический Сентябрь -Проведение диагностики 
2 этап.Практический Октябрь   Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время:
1.Артикуляционная гимнастика: «Лягушка», «Часики», «Качели», «Слоники».
2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С»;
3. Разучивание стихов из сказки «Бременские музыканты»
  - Игры с подгруппой детей по интересам:
1. Отгадывание загадок о диких животных с использованием  пальчикового театра.
2.Пальчиковая гимнастика: «Изобрази надутый шарик».
Ноябрь - Индивидуальная работа в свободное от занятий время:
1.Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Чистим верхние и нижние зубки», «Хоботок», «Язык здоровается с верхней губой».
2.Проговаривание чистоговорок со звуком «З».
-Игры с подгруппой детей по интересам:
1.Разучивание песни «Бременские музыканты»
2. Упражнения на расслабление и напряжение мышц
- Групповая работа
1. «Домик строителя» конструирование из мелкого конструктора «лего»
Декабрь -Индивидуальная работа в свободное от занятий время:
1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Хоботочек»,  «Уточка», «Прятки».
2.Упражнения на речевое дыхание.
3.Упражнение на обогащение словарного запаса: «Сад - садовый», «Кристалл-кристаллический», «Зло-злой», «Добро-добрая»…(по родам).
4.Проговаривание чистоговорки на звук «ш» «Я на горку шла» с разной силой голоса.
-Игры с подгруппой детей по интересам:
1.Разучивание стихов по сказке «Бременские музыканты»
2.Упражнение на развитие воображения .
3. Народные игры со словами
-Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакли) «Три поросенка».
- Групповая работа
1. «Теремок» рисование
2. «Пирожки в корзине» лепка
Январь -Индивидуальная работа в свободное от занятий время:
1.Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Комарик», «Гармошечка».
Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе.
2.Игры на уточнение словарного запаса .
-Игры с подгруппой детей по интересам:
1.Упражнения на имитацию движений «Дедушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья». 2.Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает»
3.Разучивание песен сказки «Бременские музыканты».
4.Упражнение на развитие интонационной выразительности: «Бабушка отвечает внучке», «Волк  и Красная Шапочка».
5.Отгадывание загадок о птицах.
6. Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Бременские музыканты».
Февраль -Индивидуальная работа в свободное от занятий время:
1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Маятник», «Барабанщик», «Надуем шарик».
2.Чтение чистоговорки «Улитка» с движениями пальцев и рук.
3.Упражнение на активизацию словарного запаса. 4. Игровые занятия с элементами театрализации
-Игры с подгруппой детей по интересам: 1.Пластические  этюды: «Бабушка болеет», «Мама месит тесто», «Волк вышел на тропинку и прячется».
2.Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем»;
3. Разучивание песен сказки «Бременские музыканты»
4.Хоровод «Где мы были, мы не скажем»
Групповая работа 1.Подготовка показа сказки «Бременские музыканты»»
2. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с текстом)
Март -Индивидуальная работа в свободное от занятий время:
1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок».
2.Проговаривание потешек с использованием  кукол настольного театра.
3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Мельник  и сыновья»
-Игры с подгруппой детей по интересам:
1.Игровая викторина по стихам С. Михалкова
2.Чтение потешки  с хлопками на гласный звук (Отбивание ритма).
3. Упражнение на интонационную выразительность «Петушок прокукарекал радостно», «Песику грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку».
4. Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов».
5.Загадывание и отгадывание загадок
6. Показ сказки «Бременские музыканты»
3 этап. Презентационно-обобщающий – Обобщение работы

С января на занятиях по физической культуре мы начали изучать комплексы упражнений по композициям с помощью сюжетно – ролевой ритмической гимнастики. В марте мы объединили композиции и выполняли комплекс гимнастики совместно с чтением стихотворений.
Ритмическая гимнастика - это разновидность оздоровительной гимнастики, в которую входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, которые выполняются под ритмическую музыку преимущественно поточным методом. А сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика включает в себя 4 компонента: движение, музыка, игра, сюжет.
        Компонент Движение направлен на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка. Для этого используются: основные виды движений, упражнения основной гимнастики, акробатические, художественной гимнастики, народного танца, хореографии, мимические упражнения и жесты.
        Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, с ней дети лучше запоминают движения, передают выразительно ее характер. В качестве музыкального сопровождения используются фонограммы музыкальных сказок: русских народных и зарубежных.
        Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, она активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, создает положительный эмоциональный фон занятий.
Сюжет сказки способствует развитию выразительности движений, жестов и мимики.
        Разработанные комплексы ритмической гимнастики на основе сюжетно-ролевых игр позволяют через игровую деятельность в сочетании с музыкой  и разнообразными движениями решать задачи обучении и воспитания.
                Структура занятий:
1. Организационной момент – эмоциональный настрой детей на занятие, сообщение названия сказки, дыхательная гимнастика, вход в сказку – 2 мин.
2. Знакомство и обучение движений 20-25 мин.
3. Музыкально-ритмическая игра – развитие творческих способностей, развитие памяти, внимания, релаксация, дыхательная гимнастика.
4. Выход из сказки – 3-5 мин.
        По программе «Сюжетно ролевая ритмическая гимнастика» занимаются дети  от 5 до 6 лет. Это дети, у которых ведущий вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевых играх дети учатся быть самостоятельными, осваивают общий смысл труда, норм и способов взаимоотношений с окружающими. У детей, возникают элементы самосознания, первые элементы самооценки, формируется целеустремленность, активность, предприимчивость, склонность к подражанию образам. Это создает благоприятную основу для развития их эмоциональности, пластичности, гибкости, что реализуется через ритмическую гимнастику.
        Занятия с детьми проводятся в первой половине дня, 2 раза в неделю. Продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся: 5-6 лет – 25-30 мин.
План занятий по физической культуре
для детей старшей группы (5-6 лет)
№ п/п Сроки Тема Вид  занятия Количество занятий/часов
1 сентябрь Инструктаж по ТБ теоретическое 20мин
2 сентябрь-  март Музыкально-ритмический комплекс
 «Бременские музыканты»
Композиция 1 «Песня о дружбе»
Композиция 2 «Представление»
Композиция 3 « Дуэт принцессы и Трубадура»
Композиция 4 « Песня Атаманши и разбойников»
Композиция 5 «Песня королевской охраны»
Композиция 6 «Разбойники»
Композиция 7 «Песня Трубадура»
Композиция 8 «Свадебный танец»
Композиция 9 «Песня друзей» практика 24 занятий/
10 часов
25 мин
3 апрель Итоговое занятие «Бременские музыканты» практика 25 мин
В содержание проекта «Сюжетно-ролевая гимнастика как средство развития
речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» мы использовали нарезки из фонограммы по мотивам музыкальной сказки «Бременские музыканты». Музыка Г.Гладкова, слова Ю.Этина.
Название Содержание Дози-ровка Организационно- методические указания
«Песенка о дружбе» Ходьба по кругу:
-на носках;
-на пятках,
- пружинящие шаги;
- с высоким подниманием бедра;
- подскоки.
Бег:
- приставными шагами правым боком;
- левым боком;
- правым боком;
- подскоки.
Ходьба.
Перестроение в три шеренги. 3,5мин
1мин
0,5мин Гимнастическую палку поднять вверх;
- за голову;
- вперед;
- вверх- вниз;
- вперед.
В среднем темпе.
Гимнастическую палку вытянуть вперед. Спину держать прямо.
В движении.
«Представление» Подскоки:
- с выставлением правой ноги на пятку;
- то же левой.
Присед.
Подскоки. 1мин
2раза Спину держать прямо, гимнастическую палку вперед – вниз.
Палку вперед, спину держать прямо.
Палку вверх, вокруг себя.
«Дуэт принцессы и трубадура»
Приставные шаги на носках вправо, присед с наклоном вправо; то же влево.
Присед на левой, правую вперед на носок (реверанс);
-то же на правой.
Приставные шаги на носках вправо, присед с наклоном вправо; то же влево.
Наклоны.
Приставные шаги на носках вправо; то же влево.
2мин
4раза
4раза
4 раза
8 раз
4раза
Руки к правой щеке. Семенящие шаги на носках.
С поклоном вывести левую руку вперед, правую за спину, тянутся за рукой.
Правую руку в сторону, левую за спину.
С поворотами в стороны, руки вниз- вверх.
Правую руку через подбородок выносим вправо, то же влево.
«Песня атаманши и разбойников» Присед с поворотом головы вправо, правую руку ко лбу; то же влево.
Имитация игры на скрипке.
Поднимание и опускание плеч.
Повороты туловища вправо-влево.
Выпады прыжком вправо; влево.
Повороты туловища вправо-влево.
Круговые движения туловищем вправо; то же влево.
Прыжки на двух, ноги скрестно.
Прыжки ноги вместе, ноги врозь.
Бег на месте.
Упражнение для восстановления дыхания.
2мин
2раза
8раз
2раза
3раза
2раза
2раза
8 раз
8раз
Локти строго в стороны, спину держать прямо.
Плечи тянуть к ушкам.
Постепенно наклоняясь вперед и назад.
Руки на коленях.
Из И. п.- сидя на коленях.
С большой амплитудой.
Спину держать прямо.
Руки вверх- вниз с хлопком.
Руки вверх- вдох, вниз- выдох.
«Песня королевской охраны»
Шаги на месте.
Марш.
Сгибание рук.
Круговые движения согнутых рук назад.
Пружинистые движения согнутых рук назад.
Пружинистые движения рук назад.
Полуприсяд, правую руку вперед, согнутую левую назад; то же левой.
Выпады в стороны, с приставлением руки на колено.
Повороты туловища к левой и правой ноге. 2мин
8раз
8раз
8раз
8раз
3раза
3раза
4раза
Тянуть носок.
Колени поднимать выше.
Перед грудью, вверх, перед грудью.
С большей амплитудой.
Стараемся соединить лопатки.
Правую руку вверх, левую- вниз и наоборот.
«Натянуть тетеву лука». Хлопок и марш.
Пружинистые движения. Выпрямлять ногу.
Руки вверх- вниз.
«Разбойники» Перестроение в круг.
Выпад правой, руки вперед; то же левой.
Прыжки на двух на месте.
Бег по кругу.
Выпад – бег в центр круга;
То же назад.
Прыжок, руки вперед.
Прыжки на двух на месте.
Бег по кругу.
Ходьба. 2мин
4раза
1раз
4раза
Кисти напряжены.
С круговыми движениями руки над головой.
С сгибанием и разгибанием рук.
С круговыми движениями руки над головой.
Восстанавливаем дыхание.
«Песня трубадура» Повороты направо, налево.
Сед, упор сзади, поднятие и опускание корпуса.
Наклоны к правой и к левой.
Сед, упор сзади, прогибаться на руках (мостик).
Наклон вперед.
1мин
8раз
4раза
1раз
1раз Изображая игру на дудочке.
Подъем- выдох, опускание- вдох.
С плавными движениями рук в стороны, колени не сгибать.
Перенести вес тела на руки.
Тянуться вперед, колени не сгибать.
«Свадебный танец» Скользящие галопы вправо;
то же влево.
Скачки в круг; то же из круга.
Прыжки с выставлением ног на носочек, руки за спиной.
Прыжки с поворотами в стороны.
Ходьба по кругу. 1,5мин Мелкие шаги, держась за руки.
Руки перед собой.
«Песня друзей» Ходьба по кругу.
Ходьба змейкой.
Пружинящие шаги с хлопками.
Подскоки.
Ходьба. 3,5мин С препятствиями.
Восстанавливаем дыхание.

Результат проекта.
 Опыт работы показал, что участие детей в данном проекте благоприятно повлияло  на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей , также позволило детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Мы обратили внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, общаются доверчивее. Движения стали более раскованными и пластичными. Приобретенные умения дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
В конце работы над проектом была проведена контрольная диагностика.
Результаты оказались следующими: 
- владение выразительностью речи со средним уровнем –8 человек (53,3%), с низким уровнем –1человек (6,7%), с высоким уровнем –6 человек (40%);
- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (66,7%), с высоким уровнем – 5 человек (33,3%);
- умение двигаться раскованно и ритмично – 10 человек (66,7%), с низким уровнем – 2 человека (13,3%), с высоким уровнем 3 человека (20%);
- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -13 человек (86,6%), с низким уровнем – 1 человек (6,7%), с высоким уровнем – 1 человек (6,7%);
- сопереживание героям сказок -11 человек (73,2%), с низким уровнем – 2 человека (13,4%), с высоким уровнем – 2 человека (13,4);
- вживание в образ со средним уровнем -10 человек (66,6%), с низким уровнем – 3 человека (20%), с высоким уровнем - 2 человека (13,4%).
Сравнив результаты диагностических исследований, мы пришли к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:
- владение выразительностью и ритмом речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 62%;
- интерес к театрализованной деятельности на 54%;
- умение двигаться раскованно и ритмично на 61%;
- понимать эмоциональное состояние на 39%;
- сопереживание героям сказок на 44%;
- вживание в образ на 57%.  
                        Результат проделанной работы:
1. Обогатился и активизировался словарь детей.
2.Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
4. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
5. Усовершенствовалась интонационная выразительность и ритм речи.
6. Развились память, мышление, воображение, внимание детей.
7. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
                                   
   Список литературы
Буренина А.И. Ритмическая мозаика [Текст]/А.И. Буренина //Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997. – 128с.
Каплунова И.М. Топ-топ, каблучок. Танцы в детском саду. Вып. Издательство Композитор Санкт – Петербург, 2006.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 64с.
Ротерс Т.Т. Музыкально - ритмическое воспитание и художественная гимнастика. [Текст]/ - М.: Просвещение. - 1989, - 136с.
Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. [Текст]/С.Л.Слуцкая//Хореография в детском саду. – М.: Линка Пресс, 2006. – 272 с.
Токарева С.И. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы; пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика. – Волгоград: Учитель, 2012. – 171с.
Фомина Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика. [Текст]/Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005, - 144с
Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Николаева А.П. Методика развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. – 253 с.
9.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128с.
Приложение 1
Стихотворения
Осел (Камил) 1 остановка (3:22 1-й песни)
Песни петь я так люблю,
Громким голосом пою
Пусть на вид я неказист
Все ж с рождения артист
Хоть хожу я не спеша,
Но зато поет душа!
Пес (Риналь) (после осла)
Мы артисты заграничные,
Музыканты все отличные.
Петь, плясать не устаем,
Представления везде даем.
Спешите, смотрите!!!
Пожалеете, если не успеете!
Принцесса (Даша) 2 остановка (00:40 2-й песни)
Я- принцесса, род мой знатный,
Во дворце всегда грущу.
Свежий воздух мне приятней,
Друзей артистов навещу.
Атаманша (Эвелина) 3 остановка (00:13 3-й песни)
Наши руки не для скуки,
Мы совсем не бяки- буки.
Хоть и круглая земля,
Но найдем мы короля!
Король (Данияр) 4 остановка (00:04 5-й песни)
Доля тяжелая у короля,
На моих плечах все царство.
Моя дочь- какое же коварство!
Все тра-ля-ля, да тра-ля-ля
Охрана (Кирилл, Дима) (после короля)
Батюшку мы короля очень любим и не зря,
Бережем его покой днем и ночью.
Он один у нас такой
На все царство он герой,
Знаем точно!
Разбойники (Вильдан, Азалия) 5 остановка (01:48 5-й песни)
Люди мы не простые,
Мы разбойники шальные.
Нас как- будто бы не ждут,
Наведем порядок тут!
Наша песня всем известна-
Руки вверх, ни с места!
Петух (Амалия) 6 остановка (01:03 7-й песни)
Нас артистов всех забыли,
Во дворец не пригласили,
Грустно нам идти в дороге,
Передвигаем еле ноги!
Трубадур (Руслан) 7 остановка (сразу как закончится 7- я песня)
С песней нам легко идти,
Веселее с ней в пути.
Друзей в обиду не дадим
Друг за друга постоим.
Дружбы высока цена,
Коль она крепка, верна.
Кот (Полина) (после Трубадура)
Что я слышу, вот удача!
Трубадур наш- не иначе,
Вспомнил он своих друзей
На душе стало теплей!
Весело теперь в пути
Нас ждут приключенья впереди!
Приложение 2
Консультация для родителей
«О роли родителей в развитие речи ребенка»
Искажённое, неправильное звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Тут необходима консультация логопеда и психоневролога.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха ребенка. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.
Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи. Они должны избегать различных шумных салютов. Неокрепшая психика ребенка может не справиться с такой нагрузкой.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует опережать речевое развитие. Так же вредно нагружать его сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные стихотворения, читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все слова.
Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, с которыми малыш часто общается. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Некоторые нарушения детской речи возможно скорректировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но подчас делают это с насмешкой. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного правильного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (выполнит какое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством.