Проект на тему Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребёнка


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Камско-Устьинская кадетская школа- интернат
имени Героя Советского Союза Чиркова Михаила Алексеевича»
Проект на тему:


Руководители проекта:
Родительский комитет – Курбанова Е.А.
Загретдинова Н.А.
Мухамадуллина Е.Г.
Классный руководитель – Акулова Р.Р.
Педагог-психолог – Гизатова Н.И.
2017-2018
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3
1.1. Актуальность проекта………………………………………………………………3
1.2 Цель проекта………………………………………………………...……………..3
1.3. Задачи проекта……………………………………………………..……………….3
1.4. Основные принципы и подходы к реализации проекта………………………...4
1.5. Планируемые результаты………………………………………………….……….4
1.6. Срок реализации проекта…………………………………………..........................4
1.7. Участники проекта……………………………………………………...………….4
1.8. Этапы реализации проекта…………………………………………………………4
1.9. Условия реализации проекта………………………………………………………4
1.10. Основные направления реализации проекта…………………………...………..4
1.11. Научная и практическая значимость……………………………………………..5
2. Содержание проекта………………………………………………………………….5
2.1. Типология внутрисемейных взаимоотношений и их влияние на развитие воспитанников……………………………………………………………………………..5
2.2. Школа, как институт социализации……………………………………………….7
2.3. Главные формы взаимодействия семьи и школы………………………………..13
3. Заключение……………………………………………………………………………15
4. Список…………………………………………………………………………………16
5. Приложения……………………………………………………………………………17

Введение
В «Законе РФ об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».
У родителей ребёнок учится заинтересованному, активному, деятельному отношению к жизни, подлинно гражданскому поведению.
Необходимость и важность взаимодействия семьи и школы очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Наши дети большую часть времени проводят в школе, домой приезжают только на выходные и каникулы, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают членами одной команды. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Взаимодействие родителей со школой – одна из актуальных и сложных проблем, так как наши дети учатся в школе-интернате и находятся без контроля родителей. Мы, со своей стороны, можем только звонить ежедневно и приезжать на родительские собрания или индивидуальные беседы по необходимости. В такой ситуации воспитание детей ложится   на школу.   Роль семьи в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
1. Пояснительная Записка
1.1. Актуальность темы: Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления школьника. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.
1.2. Цель проекта: выявить роль взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации и социализации ребенка.
1.3. Задачи проекта:
1) изучить вопрос адаптации ребенка к школьному обучению и влияния семейного воспитания на развитие детей;
2) определить сущность и структуру педагогического взаимодействия в системе "школа - ребенок - семья";
3) обосновать роль взаимодействия школы и семьи как фактора адаптации и социализации ребенка к школьному обучению.
1.4. Основные принципы и подходы к реализации проекта:
личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
принцип деятельностного подхода к воспитанию, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы.
1.5. Планируемы результаты:
Развитие совместной деятельности семьи и школы.
Повышение педагогической компетентности родителей обучающихся.
Развитие взаимопонимания детей, родителей и педагогов.
Получение объективной информации о семьях обучающихся, установление обратной связи с родителями.
Привлечение родителей в общественную и внутреннюю жизнь школы, класса.
1.6. Срок реализации проекта: один учебный год.
1.7. Участники проекта: администрация школы, педагоги, психолог, родители,
учащиеся школы.
1.8. Этапы реализации проекта: Проект состоит из трех этапов:
Первый этап - организационно-подготовительный. Создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и составление социального паспорта класса.
Второй этап - практический. Налаживание связи: семья - ребенок - школа. Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации проекта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.
Третий этап- рефлексия. Подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
1.9. Условия реализации проекта:
Установление партнерских отношений семьи и школы.
Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
Насыщение проекта различными формами совместной деятельности родителей и педагогов.
1.10. Основные направления реализации проекта:
1. Диагностика семей обучающихся:
изучение структуры семейных ролей, семьи – как системы;
изучение особенностей воспитания родителей, процессов взаимодействия родителей с детьми;
2. Формы взаимодействия педагогов и родителей:
создание условий для участия родителей в воспитательном процессе класса и школы;
организация работы родительского комитета класса;
проведение дня открытых дверей в классе;
тематические родительские собрания;
праздники семьи и класса, семейные гостиные;
совместные экскурсии;
выставки семейного творчества «Умелые ручки»
фотоконкурсы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Ветеран живёт рядом",
индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
тематические беседы с обучающимися и их родителями;
1.11. Научная и практическая значимость:
Разработанный проект имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации позволит добиться изменений по улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у учащихся и выпускников школы-интерната, развитие у них навыков социального взаимодействия и расширения социальных связей, развитие коммуникативных навыков.
2. Содержание проекта
2.1. Типология внутрисемейных взаимоотношений и их влияние на развитие воспитанников.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно, семья выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей).
Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей, выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Семья воспитывают не только сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной - от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений - чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя.
Bыделяют три аспекта воспитательной функции семьи.
• Bоспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей.
Cемья выступает посредником между ребенком и обществом, служит для передачи ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. B силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.
• Cистематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
B каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать "семейное кредо" - так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Bоспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.
• Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию.
Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни. Не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир.
Cемью как фактор воспитания характеризует воспитательная среда. Cоциальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.
Oсобенность воспитательной деятельности семьи - в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Cпециальные воспитательные мероприятия, направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка.
Cемья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. Hа конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью.
Cемья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. Oт рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Eго взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. B этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней.
Mожно выделить следующие особенности домашнего воспитания:
а) одной из важнейших задач семьи является воспитание здорового ребенка. Oсобо следует здесь выделить гигиеническое воспитание, рациональное питание ребенка и соблюдение им режима дня.
б) семье принадлежит решающая роль в формировании нравственной позиции человека и его эмоциональном воспитании.
в) в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, ее деятельность, имеющая цель повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.
г) cемья - первая школа овладения ребенка родным языком. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности речевого развития ребенка.
Cтиль воспитания имеет огромное значение в том, каким вырастет ребенок.
Bсе начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения, а главное - закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье - все берет свое начало в детстве.
Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. [3, 42].
Oдно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни как для учителей, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними невозможно.
2.2. Школа, как институт социализации.
Наше общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт. Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. 
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или, быть может, потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейшим инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества. Как сказал доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, что социализация – это усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации ребенка в том обществе, в котором он живет.
Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа по прежнему занимают одну из ведущих позиций.
Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.
Социализация личности - это процесс и результат присвоения ребёнком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития и преобразования под влиянием его психологических функций, присвоения социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения.
Именно в школе ребёнок социализируется и приобретает первый собственный социальный опыт. Педагогический коллектив, родители создаёт для ребёнка такую среду обитания, чтобы проживая свои школьные годы, ребёнок выходил в большую жизнь социально подготовленным и был адекватен её реальности.
Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира. Именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Анатолий Викторович Мудрик уверен, что современная школа владеет всеми механизмами социализации, вследствие чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:
социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.
Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.
Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему, а именно, при социализации личности в школе мы опираемся на теоретически-просветительский аспект, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.
Пути решения этой проблемы специалисты видят в:
постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности;
стимулировании социально-коммуникативной активности школьников;
создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.
1 сентября 2015 года мы, родители, привели своих мальчишек в кадетскую школу-интернат в 5 класс. И когда классный руководитель принял незнакомый ей класс, её в одинаковой степени волновало, что из себя представляют будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они помощниками для неё и как они смогут «безболезненно» пройти процесс адаптации в школе.
Aдаптация - приспособление организма к условиям существования. Социальная адаптация - взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной среды, социальной группы согласовываются с самооценкой, притязаниями и реальными возможностями и ожиданиями его участников.
Переход из начальной в среднюю школу, а также из одной школы в другую знаменует собой начало нового периода в жизни ребенка.
Дети далеко не с одинаковой успешностью "вживаются" в новые условия жизнедеятельности. А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
Высокий уровень адаптации. Ребёнок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложнённые задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовиться ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации. Ребёнок положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации. Ребёнок отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; пассивен; близких друзей не имеет.
Общая картина адаптации детей в 5 классе


Высокий уровень – 2 человека
Средний уровень – 5 человек
Низкий уровень – 2 человека

Ребятам пришлось очень трудно, так как они, во-первых, пришли их разных школ не только нашего района, но и из г. Казани, и им пришлось заново налаживать отношения со своими одноклассниками. Во-вторых , 11-летние мальчишки были вдали от своих родных, без их ежеминутной поддержки и опёки. Ребята самостоятельно, по необходимости, находили пути решения из сложившихся ситуаций, им пришлось привыкать к другим учителям и классным руководителям. В–третьих, они попали в мир военной дисциплины, чёткого распорядка дня, беспрекословного выполнения Устава школы, приказов и распоряжений.
Начальный адаптационный этап нахождения ребёнка в школе-интернате очень важен для самого ребёнка и требует от педагога максимального внимания, терпения, профессионализма.  Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию в школьное пространство и личностную самореализацию в нём. Можно сравнить школу со спасательным кругом, который даёт возможность научиться плавать, что в дальнейшем поможет детям самостоятельно, уже без вспомогательных средств, преодолевать просторы жизненного океана. 
Да, ребятам пришлось нелегко, но успешно адаптироваться им помогла единая система общения, единое воспитательное пространство школы, единая система дополнительного образования, созданная администрацией, педагогами школы, социально-психологической и медицинской службами, а также поддержка родителей. Для воспитанников были созданы такие условия развития и обучения, которые адекватны особенностям их личности и позволили предупредить дезадаптацию в условиях школы-интерната.
В 6 классе происходит качественное преобразование системы «я». Начинается осознание себя как субъекта общения со сверстниками. Педагогический коллектив школы совместно с педагогом-психологом, родителями выстраивают цели для дальнейшей успешной социализации ребят:
Помочь ребёнку формировать и использовать свой социальный опыт;
Адаптировать важные, но сложные жизненные явления и дать детям представление о них;
Воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции в условиях имущественного неравенства;
Оградить детей от ассоциальных влияний, сформировать навыки выживания и духовного противостояния.
Общая картина адаптации детей в 6 классе


Высокий уровень – 6 человека
Средний уровень – 6 человек
Низкий уровень – 2 человека

Немаловажную роль в успешной адаптации ребят в 6 классе сыграла семья, так как основы взаимоотношений и успешной социализации личности закладываются ещё в раннем детстве, и зависят от того, как с ребёнком общаются в семье, достаточно ли внимания и любви он получает от родителей.
«Ребёнок учиться тому, что видит у себя в дому: родители пример ему» - писал немецкий гуманист прошлого.
Ситуации социальной неуспешности:
Развод родителей;
Переезд в другую школу;
Смерть близкого человека.
И, напротив, успешный опыт занятий в спортивных секциях, занятия творчеством, хорошие отношения с одноклассниками выстраивают высокий уровень социализации ребёнка.
Ситуации социальной успешности:
Занятия спортом;
Достижения в художественном творчестве;
Занятия воинской направленности (строевая подготовка, основы воинской службы, военно-прикладные виды спорта и т. д.);
Устойчивая социальная позиция, принятая в среде одноклассников.
Главная цель социального воспитания в школе - это воспитание успешных молодых людей, способных трудиться и решать возникающие проблемы, принимать социально значимые решения различных, жизненноважных задач. Это будет возможным, если уже в стенах нашей школы ребенок приобретет положительный социальный опыт.
Весь педагогический коллектив совместно с родителями работают над реализацией гражданско-патриотического, духовно-нравственного и трудового воспитания.
Ребята обустраивают свое жизненное пространство, изучают историю и традиции родного края, принимают участие в разного уровня художественных конкурсах, благоустраивают территорию школьного двора, занимаются творчеством и спортом.Особое внимание мы уделяем развитию полноценных межличностных отношений между воспитанниками. Коллективные творческие дела, общешкольные праздники и соревнования, сюжетно-ролевые игры для разновозрастных групп детей, кружковая работа - способствуют взаимодействию учащихся на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, стимулирует их инициативу, творчество, развивает элементы самоуправления. Также одним из важнейших условий воспитания детей в условиях интерната является принцип включения их в различные виды деятельности на основе диагностики стремлений и способностей заниматься определенным видом деятельности. В создании условий для развития способностей детей, в частности, художественно-эстетические, необходимо не только опираться на объективные возможности школы-интерната, но и, главное, учитывать стремление и способности детей.
В процессе включения детей в различные виды деятельности, необходимо учитывать соответствие имеющихся у воспитанников индивидуальных склонностей в дальнейшей социализации с уровнем актуального развития подростков, в котором они находятся.
Педагогом-психологом был проведён мониторинг динамики уровня воспитанности ребят и диагностика черт социальной личности.
Результаты мониторинга динамики уровня воспитанности учащихся 6 класса “Ценностные ориентации личности учащихся” (методикa диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой):
2015-2016 учебный год – уровень воспитанности «средний» (свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция).
2016-2017 учебный год – уровень воспитанности «выше среднего» (положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна).
Результаты диагностики черт социальной личности:
Наиболее характерно-значимые черты, выделяемые учащимися 6 класса:
расположенность к другим;
чувство юмора;
доброжелательность;
способность к сопереживанию.
Наименее характерно-значимые черты, выделяемые учащимися 6 класса:
умение не осуждать других;
снисходительность;
Любознательность.
2.3. Главные формы взаимодействия семьи и школы.
Главными формами взаимодействия семьи и школы являются индивидуальные и групповые формы работы.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, лектории, практикумы, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся. Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе помогают родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.
Родительские собрания. По существующему положению, классные родительские собрания должны проводиться один раз в четверть. Практика в нашей школе показала, что эффективнее собирать родителей чаще. Если родители собираются 3-4 раза в году, то такие собрания, как правило, превращаются в подведение итогов успеваемости за четверть. Учитель сообщает родителям об оценках их детей, комментируя некоторые из них. Чаше это оценки плохоуспевающих учеников, родители которых из собрания в собрание испытывают неловкость и огорчение.
Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа, не может заменить семейное воспитание. При первом же появлении у ребенка трудностей в учебе или общении родители должны суметь помочь ему. Им полезно знать, какие умения необходимы для успешного обучения ребёнка в данной школе, чтобы при необходимости оказать сыну содействие в их приобретении или развитии. Речь идет о следующих умениях: самостоятельно собирать портфель, здороваться со старшими и сверстниками, внимательно слушать других людей - взрослых и ровестников, выполнять приказы и поручения взрослых, обращаться за помощью, если что-то непонятно или не получается, считаться с мнением других и учитывать его, устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками, самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени, делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.
Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые в нашей школе вручают родителям на последнем звонке в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Конференцию уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнениями по определенной проблеме. Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка.
Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.
Открытые уроки. Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей. Сейчас, в условиях компьютеризации, педагог может общаться с родителями через социальные сети, электронную почту.
Одна из главных форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, активных родителей - это классный родительский комитет, работающий на основе Положения о родительском комитете школы. Родительский комитет, совместно с педагогами и под их руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, адаптации и социализации детей, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса: анализирует, оценивает, подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе учителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и др.
Посещения ребенка на дому - это крайняя мера. Немногие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Однако, если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и радости учиться быть вместе. Придя в семью, учитель познакомится с условиями, в которых живет ученик, с общей атмосферой в доме. Уже при первом знакомстве можно сделать некоторые выводы о духовной и педагогической направленности жизни семьи, о ее моральном микроклимате, взаимоотношениях с окружающими людьми и друг с другом, семейных традициях, организации жизни, месте ребенка в семейном коллективе.
Формы взаимодействия педагогов и родителей достаточно разнообразны.
Но одной из главной формой взаимодействия семьи и школы остаётся: совместно проведённые мероприятия.
3. Заключение
Как показывает практика, без помощи родителей работа по воспитанию школьников не будет эффективной. Только взрослые могут вселить детям надежду, научить анализировать реальность, справляться с проблемами, страхами, развивать силу воли, пройти успешную адаптацию и дальнейшую социализацию и т.д.
Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач.
Отношения со сверстниками, жизнь школьного коллектива, комфортные условия внутри семьи ребенка способствуют успешной социальной адаптации. Родителям детей следует особое внимание обратить на стиль руководства внутри семьи. Благоприятная атмосфера способствует позитивной динамике в процессе адаптации, в то время как неверное поведение может вызвать у ребенка повышенную тревожность, демонстративность и агрессивность. При правильном сочетании знаний, полученных из собственного опыта и из общения со сверстниками и родителями, у ребенка формируется адекватная самооценка.
Этап школьного обучения в школе обладает высокой значимостью и оттого, как сложатся отношения в школе и в семье зависит дальнейшая социализация ребенка. Самостоятельность в подготовке к обучению, адекватная самооценка, направленность на успех в деятельности являются необходимыми составляющими успешной социализации.
Преодолеть школьные трудности ребёнок может только при помощи взрослых. А это означает необходимость активного взаимодействия педагогов школы и семьи маленького ученика.
Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
4. Список использованной литературы
1. Борисова Г.Д. Родительское собрание - форма содружества семьи и школы // Начальная школа. 2012. № 6. С. 14-17.
2. Ершова Л.Г. Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка // Образование в современной школе. 2011. № 10. С. 42-48.
3. Зиангирова З.Т. Работа классного руководителя с семьей // Начальная школа. 2013. № 9. С. 32-34.
4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
5. Огнева О.В. Как родители могут помочь ребенку в учебе // Начальная школа. 2013. № 10. С. 16-17.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с. - С. 12.

5. Приложения
Приложение 1
Памятка для родителей
1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - наш первый союзник и друг нашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет.
2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: "Что ты сегодня узнал нового?" вместо традиционного: "Какую сегодня получил оценку?"). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына.
4. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
5. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей.
5. Обязательно оказывайте посильную помощь школе. Важным этапом в индивидуальной работе с родителями является знакомство с жизнью каждого ученика в семье.
Приложение 2
Полезные советы родителям
1. Хорошо или плохо идёт воспитание - об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: "Я счастлив!"
2. Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.
3. Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.
4. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.
4. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда мы не правы. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.
5. Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.
6. Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.
7. Чаще говорите ребёнку главные слова: "Не горюй! Не унывай! Не бойся! Будь смелым!".
8. Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков - один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.
9. Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.
10. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.
11. Джон Стейнбек говорил: "Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине". Хотите вырастить мужчину - создавайте такую необходимость в доме.
12. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: "Ты уже большой!", ни полом: "А ещё мальчик!", ни куском хлеба: "Мы тебя кормим, поим".
13. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
14. Самое трудное в воспитании - научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.
15. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.
16. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.
17. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты"... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.
18. Говорят: "Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год". Хвалите ребёнка с утра до вечера!
19. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".