Программа Дорога в жизнь


Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением отдельных предметов

«Дорога в жизнь»
Программа родительского всеобуча
по профилактике суицидального поведения детей
(срок реализации: 2012-2015гг.)
Составитель:
Гончаренко Н.В.
г. Сургут
2012 год
Пояснительная записка
Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для организации систематического и последовательного влияния на формирование личности человека. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Однако семье и отдельной личности, а период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, а именно представлений и отношений к себе и к миру в целом. Поэтому в этот момент свойственно распространение суицидальных мыслей и фантазий.
Ситуация с детскими суицидами в России остается крайне тревожной. На 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случаев суицидов.По общему числу суицидов Российская Федерация находится на шестом месте в мире - после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларусии и Японии. Однако по уровню самоубийств среди несовершеннолетних Россия имеет худшие показатели. По уровню смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире.
В последние годы частота суицидов 10-14-летних детей колеблется в пределах от 3 до 4 случаев на 100 тысяч, а среди подростков 15-19 лет –от 19-20 случаев, превышая средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза. В среднем в стране ежегодно кончают с собой более 200 детей и 1,5 тысячи подросткови эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
Особая роль в данном случае отводится родителям и членам семьи ребенка, ведь они самые близкие и родные люди. Их поддержка наиболее значима. Однако не всегда в семье могут вовремя распознать надвигающуюся трагедию. По причине незнания, родные не замечают, что является предпосылкой проблемы и, как следствие, не могут вовремя и правильно оказать ребенку поддержку.
Целью данной программы является формирование социально – профилактической среды школы и окружающего социума по профилактике суицида среди детей на основе создания и реализации единых подходов школы и семьи к воспитанию подрастающего поколения.
Для достижения поставленной цели предполагается реализация следующих задач:
разработать комплексные меры совершенствования системы профилактической работы с детьми и их семьями по предупреждению суицида;
повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по формированию ценностного отношения детей к своему здоровью, развитию потребности в его самосохранении и укреплении;
обучить родителей конструктивным приёмам взаимодействия с детьми;
вовлечь родителей в профилактическую деятельность школы как активных её участников и организаторов.
Новизна программы заключается в активном включении родителей в разработку и реализацию совместных проектов и акций в рамках профилактической работы школы.
Реализация программы родительского всеобуча рассчитана на 3 года и осуществляется в несколько этапов. В данной программе предложена модель суицидальной превенции на уровне образовательного учреждения, включающая всех участников учебно-воспитательного процесса в систему профилактики (родителей, учащихся, педагогов).
Этапы программы
№ п/п Этап Содержание Сроки
Организационно - теоретический 1.Написание программы родительского всеобуча
Август – сентябрь 2012
2.Информирование участников образовательного учреждения о внедрении программы в учебно-воспитательный процесс
Сентябрь 2012
3.Формирование групп и организация «Родительского лектория» Сентябрь 2012– май 2013
Практический Проведение групповых занятий «Круги общения» по отработке практических навыков взаимодействия в системе родитель-ребенок-учитель октябрь 2013 – май 2014
Организация психологических консультаций В течение учебного года
Заключительный 1.Организация и проведение совместных с родителями общешкольных мероприятий «Родители-дети-школа» Сентябрь 2014–апрель 2015
2.Анализ реализации программы родительского всеобуча Июнь 2015
3.Определение перспектив программы родительского всеобуча Июнь 2015
При организации и реализации системы мер по профилактике суицида учитывались следующие принципы:
принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса;
принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса;
принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Программа родительского всеобуча позволяет вовлечь родителей детей разных возрастов, путём формирования нескольких возрастных групп. Но в данном случае она направлена на работу с родителями детей подросткового возраста 11-15 лет. По форме проведения – занятия групповые, которые проводятся один раз в месяц. Программа всего курса рассчитана на 40 часов.
Мероприятия по программе проводятся в форме:
семинаров – практикумов;
круглых столов;
диспутов;
психологических игр;
дебатов;
тренингов;
акций;
конкурсов.
При разработке программы использовались следующие методы:
теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме;
словесно-наглядные;
интерактивные;
практические;
проблемно-поисковые;
игровая коррекция;
арттерапия;
педагогическое моделирование;
педагогическое наблюдение;
целеполагание;
анкетирование;
тестирование;
тренинг.
Организованная таким образом работа позволяет осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволяет планировать и продуманно действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий кризиса, осуществления посткризисного сопровождения.
Критериями эффективности программы является:
активное участие родителей в воспитательно-профилактической деятельности школы;
расширение диапазона взаимодействия школы с государственными органами и социальными структурами для оказания помощи ребенку в трудной жизненной ситуации;
формирование адекватноговосприятия родителями индивидуальных особенностей и трудностей ребенка;
снижение количества учащихся, склонных к суицидальным попыткам.
Учебно-тематический план
№ п/п Раздел, тема Кол-во часов Форма проведения занятия Форма подведения итогов
Родительский лекторий
1 Родители и школа: как нам услышать друг друга 1 Семинар - диспут Алгоритм решения проблемы
2 Возрастные психолого-педагогические особенности 2 Семинар Таблица индивидуальных особенностей ребенка
3 Тревожность и её влияние на развитие личности; 2 Семинар – практикум Заполнение карты «Остров неуверенности моего ребенка»
4 Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки; 1 Круглый стол Полученные рекомендации специалистов
5 Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта 1 Игра Рефлексия
6 Агрессия. Причины подростковой агрессии. Роль взрослого в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях 1 Семинар – практикум Карта эмоций
7 На что обратить внимание. Признаки суицидального поведения 1 Семинар – практикум Таблица проявляющихся признаков
Круги общения
8 Смысл жизни – стремиться к цели 1,5 Тренинг Карта сокровищ
9 Во всём должна быть мера. Поощрения и наказания в семье 1 Дебаты Вывод занятия
10 Чем и как увлекаются подростки – знаем ли мы своих детей 1 Игра Определение победителей игры
11 Искусство общения 1,5 Тренинг Свод правил общения со своим ребенком
12 Как помочь ребенку стать успешным 1 Тренинг Проект книги
13 Самовыражение 1,5 Занятие –практикум с элементами арттерапии Анализ рисунка
14 Стихия моего ребёнка 1,5 Занятие – практикум Анализ типа темперамента
15 Как управляют людьми. Манипуляции 2 Тренинг Высказывая
Родители-дети-школа. Совместные дела
16 Окунись в мир добра 7 (в течение недели) Благотворительная акция Видеоотчет классов
17 Оглянись вокруг 2 Благотворительная акция Благотворительный концерт
18 Мы выбираем жизнь 5 Акция – конкурс Награждение победителей конкурса и статистические данные по участникам
19 Секрет хорошего настроения 3 Акция позитива Повышение положительного эмоционального фона школы, разработанные проекты
20 Международный день детского телефона доверия 3 Информационно-просветительская акция Видеоотчет и количество участников, получивших информационные листы
Всего часов 40
Содержание
№ Тема/раздел Содержание Методы
Оснащение
Родительский всеобуч
1 Родители и школа: как нам услышать друг друга Данное занятие предполагает определение конструктивного маршрута взаимодействия родителей со школой. В рамках подготовки к занятию необходимо провести анкетирование учителей и родителей для обозначения спектра возникающих проблем взаимодействия школы и родителей
Словесно-наглядные, целеполагания Анкеты, презентация, медиа оборудование
2 Возрастные психолого-педагогические особенности Целью данного семинара является формирование психолого-педагогических знаний родителей и их четких представлений о психологическом профиле своего ребёнка. Составление карт на своего ребенка (насколько ярко выражены его индивидуальные особенности) в соответствии с основной характеристикой. Соотнести себя с ребенком Словесно-наглядные, интерактивные, практические, проблемно-поисковые Карты индивидуальности, презентации, медиа оборудование
3 Тревожность и её влияние на развитие личности Данный семинар позволит сформировать представление родителей о тревожности, видах, формах проявления её у детей различного возраста. Определение своего уровня тревожности. Заполнение карты «Остров неуверенности» моего ребёнка
Словесно-наглядные, психодиагностические Карты «Остров неуверенности», методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)
4 Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки
Цель данного занятия познакомить родителей с проблемами, возникающими в период адаптации у детей разного возраста. В форме круглого стола обсудить с родителями причины возможных проблем и нарушений, основываясь на знании ими возрастных особенностей детей
Словесно-наглядные, проблемно-поисковые Презентация, медиа оборудование
5 Особенности детско-родительских отношений как фактор психологического дискомфорта Данное занятие предполагает изучение стиля воспитания родителями своих детей (анкетирование родителей). Рассмотрение каждого стиля. Игра «Перетягивание каната», позволяющая выработать стиль поведения и способы конструктивного разрешения разногласий с детьми
Психодиагностические, игровая коррекция, практические Опросник «Ваш стиль воспитания», канат для перетягивания
6 Агрессия. Причины подростковой агрессии. Роль взрослого в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях Целью данного семинара является расширение представлений родителей по теме агрессия, видах агрессии и агрессивного поведения, основных причинах подростковой агрессии. В процессе работы семинара родители учатся выявлять конструктивное и деструктивное воздействие агрессии на человека. А также заполняют свою «Карту эмоций» для лучшего понимания проявляющихся эмоций своего ребенка
Словесно-наглядные Схемы, карта эмоций
7 На что обратить внимание. Признаки суицидального поведения
Цель данного занятия является развитие у родителей внимания к своему ребенку в частности к несвойственным адекватному поведению особенностям. Родители в процессе занятия в форме круглого стола имеют возможность получить ответы на свои вопросы и обозначить основные признаки, позволяющие своевременно отреагировать на возможные проблемы ребенка.У них также есть возможность понять, что является причиной того или иного поведения ребенка дома и вне его
Словесно-наглядные, практические Таблица основных признаков
Круги общения
8 Смысл жизни – стремиться к цели
Данное занятие позволяет научить правильно и логично ставить жизненные цели. Участникам занятия предлагается выработать формулу постановки цели и определить критерии её жизнеспособности. В процессе тренинговой работы проводится тестирование, позволяющее определить уровень жизненных целей и проанализировать полученный результат. Данное занятие подразумевает просмотр фрагмента видеоматериала психолога А.Г. Свияша «Как правильно ставить цели» и заполнение «Карты сокровищ»
Словесно-наглядные, целеполагание, психокорреционные Опросник, видеоматериал, «Карта сокровищ», медиа оборудование
9 Во всём должна быть мера. Поощрения и наказания в семье
Цель данного занятия – умело подвести всех участников к осознанию, что не существует универсальных методов и приёмов воспитания. Главная роль в этом отводится умению чувствовать своего ребенка, что в определенный момент позволит сформировать его личностные качества, а для этого необходимо знать и понимать его. Занятие проводится в форме дебатов, что позволяет и детям активно включиться в деятельность, почувствовать, насколько сложно порой бывает их родителям в выборе методов воспитания и, как следствие, причины их ошибок Словесно-наглядные, практические, игровая коррекция Правила игры «Дебаты»
10 Чем и как увлекаются подростки – знаем ли мы своих детей
Данное занятие позволяет понять родителям глубину знаний об интересах своих детей. При подготовке к занятию проводится анкетирование учащихся, которое является основой для проведения занятия - игры «Кто прав». Это позволяет в интересной форме определить приоритеты интересов подросткового возраста Словесно-наглядные, практические, игровая коррекция Результаты анкетирования, медиаоборудование
11 Искусство общения
Данное занятие представляет общение как важнейший фактор развития гармоничных межличностных отношений. Проводится занятие в форме тренинга с включением игровых упражнений. Участники тренинга расширяют свои знания по средству применения средств общения, выработке правил и определении зон межличностного общения Словесно-наглядные, практические, психокорреционные Карточки-задания, медиа оборудование
12 Как помочь ребенку стать успешным
Целью данного занятия является формирование представления родителей об успешности ребенка на основе его индивидуальных способностей и возможностей. Родитель при этом выступает в качестве путеводителя, помогающего справиться ребенку с трудностями достижения успеха. Занятие проводится в форме тренинга. Оно предполагает работу с заранее заполненными рефлексивными листами. В завершение тренинга родители, совместно с детьми разрабатывают проект книги под названием «Это всё о нас…»
Словесно-наглядные, практические Рефлексивные листы, пустая книга «Это всё о нас…»
13 Самовыражение
Данное занятие способствует развитию творческого мышления, погружению родителей в процесс самовыражения индивидуальности и своеобразия внутреннего мира ребенка. Это занятие – практикум включает арттерапию в технике «Bodipainting» (рисунок на теле красками)
Словесно-наглядные, репродуктивные, арттерапия Презентация, медиа оборудование, краски, кисти
14 Стихия моего ребёнка
Целью занятия является определение индивидуальных особенностей проявления нервной системы человека. Оно предполагает определение типа темперамента ребенка и родителей, анализ полученных результатов; совмещение результатов и проектирование возможных проблем во взаимоотношениях друг с другом. Данное занятие проводится в форме практикума, что позволяет увидеть особенности поведения ребенка и отработать конструктивные способы реагирования на возможные проблемы. Занятие сопровождается видео музыкальным материалом, что способствует визуализации и усиливает погружение в тему занятия
Словесно-наглядные, психодиагностические, практические Опросник, презентация, медиа оборудование
15 Как управляют людьми. Манипуляции
Данное занятие знакомит участников с видами психологического манипулирования, учит распознавать манипуляцию. В процессе работы участники обучаются приёмам защиты от манипулирования, работают в парах. Занятие проводится в форме тренинга
Словесно-наглядные, практические Карточки-задания, видео и аудио материал
Родители-дети-школа. Совместные дела
16 Окунись в мир добра
Акция проводится 13 ноября и посвящена «Всемирному дню доброты». Инициаторами акции выступают родители школы. Совместно с детьми они в течение недели оказывают посильную помощь детским садам, центрам социальной помощи, ветеранам, просто пожилым людям и т.п. Каждый класс по итогам недели добра предоставляет видеоотчет о проделанном
Словесно-наглядные, практические Маршруты «добрых дел»
17 Оглянись вокруг
Благотворительная акция, организованная в сотрудничестве с фондом «Благо дарю» предполагает сбор средств, для оказания материальной помощи больным детям. В рамках мероприятия проводится концерт, организованный силами образовательного учреждения, детей и их родителями. Все средства, собранные в результате акции передаются в фонд. Мероприятие способствует развитию милосердия, сострадания и неравнодушного отношения к проблемам других людей Наглядные, практические Артисты, зрители
18 Мы выбираем жизнь
Данное мероприятия проводится в форме акции с включением конкурса фотоколлажей за здоровый образ жизни. Она является пропагандирующим мероприятием и способствует привлечению внимания молодёжи к сохранению своего здоровья. По результатам конкурса проводится награждение победителей по параллелям школы Информационно-репродуктивные Плакаты, фломастеры, фотоколлажи, высказывания
19 Секрет хорошего настроения
Данное мероприятие способствует повышению эмоционального фона всех участников учебно-воспитательного процесса и, как следствие, сохранение психологического здоровья. В этот день принято делиться хорошим настроением с окружающими. Отмечается акция в первую пятницу октября. В рамках мероприятия дети совместно с родителями разрабатывают проекты на тему «От улыбки станет всем светлей» и представляют их на классных часах.Результатом акции является увеличившееся количество весёлых смайликов на конец учебного дня
Словесно-наглядные, практические Плакаты, фломастеры, смайлики, разноцветные ладошки, презентации проектов
20 Международный день детского телефона доверия
Акция имеет информационно-просветительский характер. Проводится мероприятие 17 мая. Родители совместно с детьми проходят по классам и рассказывают о значении телефона доверия, в каких ситуациях он может быть необходим. Учащимся младших классов представителями родительского комитета демонстрируется красочный видеоматериал
Информационно-репродуктивные, наглядные Презентация, буклеты
Информационное обеспечение образовательной программы
1.Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. -М.: МГППУ, 2006.
2.Буралков А.А. О суицидальной ситуации среди несовершеннолетних. Причины всплеска детских и подростковых суицидов в России, 2012 – Режим доступа: http://www.astrokras.narod.ru/pub/suicides2012.htm (дата обращения: 12.09.2013).
3.Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.
4.Головина И. Международный день детского телефона доверия // РИА Новости, 2012 – Режим доступа: http://www.deti.rian.ru/spravki/20120517/200273556.html (дата обращения: 08.09.2013).
5.Дмитрий Устинов «Манипуляции в общении» - URL.: http://psylive.ru/articles/8661_manipulyacii-v-obshenii.aspx.
6.Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996. - URL.: http://www.aquarun.ru/psih/ks/ks7.html.
7.Манипуляции в бизнесе: 11 способов манипулирования. 8 способов защиты от манипуляций. - URL.: http://treko.ru/show_article_427.
8.Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
9.О мерах профилактики суицида среди детей и подростков // Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86.
10.Профилактика суицидального поведения. Л. И. Адамова.
11.Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы / авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.
12.Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков М. Г. Усов.
13.Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011.
14.Степанов И.А. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга) – Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v18906/%d0%be (дата обращения: 08.09.2013).
15.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Питер. Санкт-Петербург, 1999.
16.Суицид. Общие теории и предотвращение», Alan L .
17.Скаженик. Е.Н. Практикум по деловому общению.
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - URL.: http://www.aup.ru/books/m96/5.htm.
18.Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку. М., 2006.
19.Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september.
Приложение 1
Схема развития конфликта
(методический материал к теме № 1)
сложность первого контакта (причины могут быть разными)

непонимание и недовольство (с обеих сторон)

  настороженность и скованность при следующих встречах (с обеих сторон)

 
кумуляция тревожного ожидания

конфликтная ситуация при упреке или высказывании недовольства (с любой стороны)

возникновение конфликта

углубление конфликта
Приложение 2
Варианты анкет
(методический материал к теме № 1)
Анкета «Глазами родителей»
1.Считаете ли Вы взаимодействие с учителями
-эффективным;
-малоэффективным;
-разрушающим.
2.Испытываете ли Вы негативные эмоции после общения с учителями?
-очень сильно;
-иногда;
-нет.
3. Помогает ли общение с учителями в разрешении проблем с ребенком?
-очень часто;
-в редких случаях;
-нет.
Анкета «Глазами учителей»
1.Считаете ли Вы взаимодействие с родителями
-эффективным;
-малоэффективным;
-разрушающим.
2.Испытываете ли Вы негативные эмоции после общения с родителями?
-очень сильно;
-иногда;
-нет.
3. Помогает ли общение с родителями в разрешении проблем с ребенком?
-очень часто;
-в редких случаях;
-нет.
Приложение 3
Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)
(диагностический материал к теме № 3)
Опросник состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха)
Инструкция: прочтите внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставьте "+" в случае, если утверждение относится к Вам, "-", если вы не согласны. В случае затруднений возможен ответ "не знаю", тогда поставьте "?".
Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.
У меня редко бывают запоры.
У меня редко бывают головные боли.
Я редко устаю.
Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
Я уверен в себе.
Практически я никогда не краснею.
По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
Я краснею не чаще, чем другие.
У меня редко бывают сердцебиение и одышка.
Обычно мои руки и ноги достаточно теплые.
Я застенчив не более, чем другие.
Мне не хватает уверенности в себе.
Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
Мой желудок сильно беспокоит меня.
У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
Мне нередко снятся кошмарные сны.
Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
Меня весьма тревожат возможные неудачи.
Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.
Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
Я работаю с большим напряжением.
Я легко прихожу в замешательство.
Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или чего-нибудь.
Я склонен принимать все слишком всерьез.
Я часто плачу, у меня глаза "на мокром месте".
Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
Раз в месяц у меня бывает расстройство стула (или чаще).
Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость и это чрезвычайно смущает меня.
Даже в холодные дни я легко потею.
Временами я становлюсь таким возбужденным, что ме трудно заснуть.
Я - человек легко возбудимый.
Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из себя.
Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей.
Я почти все время испытываю чувство голода.
Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
Жизнь для меня всегда связана с необычным напряжением.
Ожидание всегда нервирует меня.
Обработка результатов
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следующим образом: от 0 до 6 баллов - низкая тревожность, от 6 до 20 баллов - средняя, выше 20 баллов - высокая.
Ключ: вопросы 1-12 ответ нет; 13-50 - ответ да.
Приложение 4
Тест-опросник родительского отношения
(А.Я.ВАРГА, В.В.СТОЛИН)
(диагностический материал к теме № 5)
      Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
Структура опросника:
Опросник состоит из 5 шкал.1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. "Авторитарнаягиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.3. Я уважаю своего ребенка.4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.8. Мой ребенок часто неприятен мне.9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.21. Я принимаю участие в своем ребенке.22. К моему ребенку "липнет" все дурное.23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.25. Я жалею своего ребенка.26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.37. Я всегда считаюсь с ребенком.38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.43. Я разделяю увлечения своего ребенка.44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.45. Я понимаю огорчения своего ребенка.46. Мой ребенок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.49. Я не доверяю своему ребенку.50. За строгое воспитание дети благодарят потом.51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.53. Я разделяю интересы своего ребенка.54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59."Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых балловПри подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:- отвержение,- социальная желательность,- симбиоз,- гиперсоциализация,- инфантилизация (инвалидизация).
 
Приложение 5
Правила игры «Кто прав?»
(методический материал к теме № 10)
Комментарий к игре:
В веселом соревновании принимают участие две команды – родители и их дети. В процессе игры они пытаются доказать, кто лучше знает подростков. В поединке, состоящем из пяти раундов (вопросы анкеты), у участников игры есть возможность продемонстрировать свои лучшие качества, проявить остроумие и находчивость, а также выяснить, о чем же думают подростки и что их интересует больше всего. Во время игры обе команды зарабатывают баллы.
Предварительная работа:
Заранее проводиться анкетирование подростков (в зависимости от возраста участников) с целью определения их интересов и увлечений. По анализу анкет выстраивается рейтинг ответов по каждому из пяти вопросов (пять раундов). Ответы детей и являются основой для игры.
Основное содержание игры:
Участникам игры предлагается определить, какой вариант ответа на каждый вопрос подростки ставят на первое, затем второе, третье и т.д. место. Если одна команда не отгадывает, право ответа переходит к другой команде и т.д. за каждый правильный ответ команда получает балл (жетон). По времени игра занимает 1-1,5 часа.
Вариант анкеты:
1 вопрос: Чем вы любите заниматься в свободное время?
2 вопрос: Какую пищу вы предпочитаете?
3 вопрос: Какой вид общения вам нравится в большей степени?
4 вопрос: Зачем вы ходите в школу?
5 вопрос: Кем для вас являются родители?
Подведение итогов:
Побеждает команда, набравшая больше всего баллов.
Приложение 6
Притча
«Как важно правильно слушать»
(методический материал к теме № 11)
В давние времена отправил как-то один царь гонца к царю соседних земель.Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:- Мой господин... повелел вам сказать, чтобы вы дали ему... белую лошадь с черным хвостом... а если вы не дадите такой лошади, то...- Не желаю больше слушать! - перебил царь запыхавшегося гонца. - Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то...Тут он запнулся, а гонец, услышав такие слова, испугался и выбежал из дворца. Он вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе.Выслушав донесение, повелитель страшно рассердился и объявил соседскому царю войну.Долго длилась эта война, много крови было пролито и земель опустошено. Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:- Что ты хотел сказать своей фразой: "Дай мне белую лошадь с черным хвостом, а если не дашь, то..."?- "...пошли лошадь другой масти", - продолжил царь. - Вот и все, что я имел в виду. А ты что хотел сказать своим дерзким ответом: "Нет у меня такой лошади, а если бы была, то..."?"...непременно послал бы ее в подарок моему доброму соседу", - ответил второй царь.
Вот и всё.
Приложение 7
Разработка занятия-тренинга по теме № 15
«Как управляют людьми. Манипуляция»
Цель:формирование у родителей и детей представления о приемах управления людьми.
Задачи:
познакомить с видами психологического манипулирования;
научить распознавать манипуляции;
обучить приемам защиты от манипуляции.
Оборудование: проектор, экран, презентация, карточки для работы в группе, путевки-муляжи, видеофрагмент.
Категория участников:родители и подростки 8 класса
Длительность занятия:2 часа.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Приветствие.
- Здравствуйте, сегодня мы продолжаем работу и рассмотрим тему «Как нами управляют». Но для начала вспомним правила работы на занятии.
Правила работы
- уважение говорящего;
- активность;
- правило « здесь и сейчас »;
- доброжелательное отношение друг к другу.
Разминка.
- Занятие мы начнем с разминки «Молекулы»
Цель: деление участников на группы, поднятие эмоционального фона.
Правила: все участники выходят на середину кабинета. Они двигаются в хаотичном порядке, как молекулы в воздухе. Как только ведущий хлопает в ладоши, так молекулы должны образовать соединения друг с другом по количеству хлопков. Например, после трех хлопков, все молекулы сцепляются по трое - кто быстрее!
После первого сцепления ведущий сообщает обязательное условие: в каждом новом соединении сосед справа и слева должен меняться. Это приводит к большей суете, но именно она и нужна, чтобы как следует всех перемешать.
После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) - ведущий хлопает так, чтобы число участников в сцеплении соответствовало бы количеству человек в группе.
Объединив всех в соединения-четверки, ведущий объявляет: «СТОП! Каждое соединение — рабочая группа».
2.Основная часть.
Участникам предлагается продолжить фразу «Больше всего я люблю отдыхать…» (время года).
Затем отвечают на вопросы:
- Где вам хотелось бы побывать, провести отдых?
- Если бы вы сами оплачивали туристическую поездку, то какую форму оплаты использовали: наличную, безналичную, кредитные карты?
- У вас сегодня есть уникальная возможность отправиться в красивейшие места, понежиться на теплом песочке, окунуться в ласкающее море (параллельно идет презентация, в которой представлены места отдыха.Это совсем не сложно. Я предлагаю вам путевку на 21 день стоимостью 100 тысяч, но если вы планируете отдыхать только две недели, то путевка будет стоить уже 70 тысяч, а если вы возьмете путевку на двоих, то стоимость составит всего 80 тысяч, всего по 40 тысяч на каждого. Ваши друзья уже воспользовались данным предложением и остались довольны. Это предложение действует только сегодня. Если вы в состоянии заплатить именно сейчас, заключив договор, то вы получите 15-процентную скидку и возможность отдохнуть всего за 68 тысяч. Но имейте в виду, что количество путевок ограниченно.
- Кого заинтересовало это предложение? (поднимают руки).
После небольшой паузы вопрос: - Что сейчас происходило?
Ответ: нас пытались убедить приобрести путевку?
- Приходилось ли вам в действительности сталкиваться с похожими предложениями?
- Согласились бы вы на подобное предложение? Почему?
- Возникало ли у вас ощущение, что вами пытаются управлять? Если «да», то почему?
Совместно с участниками выясняется суть осуществленных ранее приемов манипулирования:
- Для чего вопрос о наличии кредитной карты? (платежеспособность).
- Для чего показываются путевки и презентация? (визуализация доступности предлагаемой возможности отдохнуть).
- Что мы узнали из рассказа о месте отдыха? (ничего).
- Для чего упоминание о знакомых? (быть как все и не хуже других).
Очень часто мы покупаем ненужные нам вещи, при этом подчас дороже, чем они есть на самом деле.
В подобных ситуациях применяют так называемые «манипуляции».
- Что такое манипуляция? На этот вопрос вы попробуете ответить сами. Для этого попробуем определить, какими свойствами манипуляция обладает.
Работа в группах:
Вам предлагается из предложенных карточек с фразами выбрать те, которые относятся к манипуляции (приложение 7.1).
Данные карточки крепятся на доске и участники формулируют понятие «манипуляция» сами.
Затем ведущий дает полную формулировку, что манипуляция – это преднамеренное и скрытое побуждение человека к принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора. Манипуляция имеет целью формирование у другого человека намерений, не совпадающих с его реальными желаниями, иными словами, это вынуждение поступить так, как это нужно манипулятору, при этом тот, кем манипулируют, считает, что действует самостоятельно.
- Существует несколько видов манипуляции (по Р. Чалдини). Мы сегодня попробуем разобраться на примерах в некоторых из них.
Ведущий зачитывает две ситуации-примеры и помогает участникам определить вид манипуляции (приложение 7.2).
Далее участникам (по группам) предлагается определить остальные виды самостоятельно по отрывкам из произведений и различным ситуациям (приложение 7.3).
По окончанию работы группы выступают, а ведущий корректирует название видов манипуляции, демонстрируя их.
Теперь давайте разберем ситуацию с продажей путевок.
- Какие виды манипуляции были использованы? (упоминание о приобретении товара знакомыми –«Симпатия», предложение о скидке «только сегодня!» - «Дефицит»).
Вместе с тем, распознать манипуляцию недостаточно, необходимо уметь противостоять ей.
Для этого ведущий предлагает участникам проиграть способы защиты от манипуляции. Каждая группа получает задание по инсценировке ситуации (приложение 7.4).
После разыгрывания фрагмента каждой группой, другие должны отгадать, какой способ был продемонстрирован.
Затем ведущий знакомит участников с универсальным способом противостояния манипуляциям, который называется «Заигранная пластинка» Суть этого метода заключается в повторении своих слов, как на заигранной пластинке, однако при этом следует соблюдать определенную последовательность.
Итак, к вам обращаются с просьбой, выполнение которой вам нежелательно: 1) если вы не уверены, что поняли собеседника, расспросите его о деталях. Уточните, правильно ли вы его поняли, повторив за ним его слова. 2) поняв суть просьбы, согласитесь с правом собеседника иметь собственное мнение; 3) сообщите собеседнику, что вы не хотите делать то, о чем вас просят. Если собеседник продолжает настаивать, «включайте пластинку» и, соглашаясь с правом собеседника иметь свое мнение, отказывайтесь выполнять его просьбу (демонстрируется фрагмент фильма по повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»).
В эпизоде Филипп Филиппович соглашается с мнением женщины (он сочувствует детям Германии, не жалеет полтинника, не любит пролетариат), но, четырежды, как заигранная пластинка, отказывает в неприятной для него просьбе.
3.Заключительная часть.
В завершении участникам предлагается продолжить фразу:
«Я сегодня понял(а), что………..»
После того как фразу сказали все, «запускается» фраза:
«Я желаю участникам…………..».
Приложение 7.1
1 группа
Скрытый характер воздействия Демонстрация подлинных целей Желание действовать в интересах собеседника
2 группа
Отношение манипулятора к другому, как к средству достижения своих целей Действия манипулятора в пользу собеседника Откровенность и открытость в разговоре
3 группа
Стремление получить односторонний выигрыш Действия манипулятора в ущерб себе Полностью самостоятельное принятие решения собеседником
4 группа
Формирование у собеседника намерений, не совпадающих с его реальными желаниями Открытый характер воздействия Действия манипулятора в пользу собеседника
Приложение 7.2
Ведущий
«Авторитет»(ситуация на уроке).
Ученик 6-го класса из урока в урок нарушает дисциплину. Учитель делает ему неоднократные замечания. В очередной раз, когда заканчивается терпение учителя, он произносит фразу:
- Если ты не прекратишь себя вести подобным образом, я отведу тебя в кабинет к директору школы.
После данной фразы ученик открыл тетрадь и начал выполнять работу на уроке.
«Отказ-затем-уступка»(выразительный пример из замечательного советского фильма про свежевыструганного итальянского мальчика по имени Буратино).
Алиса и Кот Базилио после того, как Буратино перестал поддаваться на уговоры правильно распорядиться пятью золотыми:
- Пойдем отсюда, Базилио!
- Пойдем отсюда, Алиса!
- Нас здесь не поняли, Базилио!
- Нас здесь не поняли, Алиса!
- Что мы здесь делаем с этим невоспитанным мальчишкой!
- Да, Алиса! Что мы здесь вообще делаем!
Ясно, что у Буратино нервы не стальные, а деревянные:
- Ну, ладно, ладно, подождите…!
Приложение 7.3
1 группа
«Симпатия» (фрагмент басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»).
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
2 группа
«Взаимный обмен» (ситуация на работе).
Молодой, талантливый менеджер решил сделать головокружительную карьеру. Активно включился в работу, отдавая себя целиком делу. И очень скоро о нем заговорили, как о талантливом и перспективном! Прошло еще немного времени, и его пригласил на личную беседу один из совладельцев компании. «Мы решили открыть филиал нашей компании в другом городе. Нам нужен исполнительный директор. Ты понимаешь, что это возможность стремительного карьерного роста. Увеличение зарплаты. Ну и возвращение через год-два к нам в головной офис, но на позицию, как минимум, топ-менеджера. С долей участия». У молодого человека дыхание перехватило! Вот он, его звездный час! А совладелец продолжает: «Я перебрал всех претендентов на эту должность. И я уверен, что ты - номер один! Но! Мой напарник немного сомневается. Уж больно ты молод. В связи с этим, не мог бы ты ему, не мне, доказать, что молодость здесь не помеха? Есть один проект. Посмотри, насколько он реален. Стоит ли в него ввязываться. Ну, в общем, ты знаешь, что делать». И менеджер начал заниматься проектом в… свободное от основной работы время.
3 группа.
«Дефицит»(ситуация в магазине).
Пример манипуляции в торговле. В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи.
Продавец:
- Эта модель лучше, но она дороже. Зато их всего три во всем городе и только в нашем магазине, по специальному договору доставляют – эксклюзивная вещь.
Покупатель:
- Вот ее-то я и возьму.
4 группа.
«Последовательность» (ситуация в магазине).
Покупатель пришел в магазин купить телевизор. Выбрав модель и оформив покупку, собрался уходить, но в этот момент продавец предлагает выбрать карточку со скидкой.
Продавец:
- Вы можете выбрать карточку со скидкой на следующий товар.
Покупатель вытягивает карточку со скидкой 30% от суммы нового товара на 17 000 рублей (сумма определяется стоимостью первой покупки без гарантии).
Продавец:
- Замечательная скидка, такая бывает редко. Но только в течение недели вы можете воспользоваться ей.
На второй день покупатель вернулся в магазин и приобрел стиральную машинку дорогой модели, хотя этого в ближайшее время не планировал. И опять ему предложили карточку со скидкой. Однако скидка составляла 15% . И ее он тоже использовал на покупку микроволновой печи.
Приложение 7.4
1 группа
Способ «Уход» (инсценировать телефонный разговор с представителем торговой фирмы, который предлагает участие в социальном опросе).
Фразы для использования:
- простите, одну минуту...
- плохо слышно...
- простите, срочное сообщение, с вашего позволения я перезвоню Вам через ... минут».
2 группа
Способ«Я тупой» (инсценировать личную беседу с «телефонным мошенником», который пытается «раскрутить» собеседника на получение денежной суммы).
Фразы для использования:
- не понимаю, о чем вы…
- не понимаю, решительно не понимаю…
- вы мне еще раз объясните…
3 группа
Способ«Ваши цели раскрыты» (инсценировать сцену общения с заказчиком, который не хочет платить за выполненную работу).
Фразы для использования:
- у нас сейчас временные трудности и вообще я вот хотел немного другого…
- Ну, нет, я не думаю, что надо исправлять….
- Нет! Что вы! Мы заплатим….
- Вы недовольны качеством работы? Что необходимо исправить?
- Итак, исправлять ничего не нужно. Т.е. она Вас устраивает.
- Вы намерены воспользоваться результатом, но не намерены за него заплатить.
Итак, Вы намерены заплатить».
4 группа
Способ«Встречная манипуляция»(инсценировать сцену общения с торговым представителем по продажам товара на дому).
Фразы для использования:
- Это универсальная вещь.
- Подумайте о том, какую пользу вы от этого получите.
- А какой суммой располагаете сейчас?
- Я постараюсь договориться о рассрочке на…
- В следующем месяце товар будет уже дороже. - Очень дорого, вот если бы…
- Я не против приобрести данный товар, но мне надо посоветоваться со всеми членами семьи.
- Вы хотите, чтобы у нас в семье был раздор?
- Оставьте контактный телефон, мне надо время подумать.
- Я вам обязательно перезвоню позже.
Приложение 8
Акция «Окунись в мир добра»
(методический материал к теме № 16)
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом…
Символ акции Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
Такая истина бытует:
Добра не делай – зла не будет,
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари 
Гладкий Г.А
 
 
Приложение 9
Акция «Мы выбираем жизнь!»
(методический материал к теме № 18)
Цель:формирование позитивного отношения к жизни.
Задачи:
• улучшить эмоционального состояния участников акции;
• повысить компетентности родителей и педагогов в области профилактики суицидального поведения;
• повысить компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации.
Категории участников: школа, родители, приглашенные специалисты.
Необходимые материалы: бумага, фломастеры, карандаши, обои или ватман, цветные стикеры, двухсторонний скотч, ножницы.
ПЛАН АКЦИИ
В фойе первого этажа по всему периметру стен прикреплены белой стороной обои (либо ватман). Под обоями стоят столы, на которых расположены фломастеры. У столов дежурят ребята (активные представили самоуправления школы). На центральной стене висит плакат с девизом: «Мы голосуем за жизнь!» Каждый приходящий в школу приглашается к столам. Участники прикладывают ладонь к ватману и обводят любым цветом фломастера, тем самым оставляют свой отпечаток на белом ватмане, проголосовав «За жизнь!».
В школьных коридорах на разных этажах организуются выставки. На первом этаже выставка-конкурс фотоколлажей «Мы выбираем жизнь» (спортивной или экологической тематики). Выставленный материал включает в себя фотографию (не только известных, великих и авторитетных для детей людей, но и замечательных родителей, учителей, выпускников школы и др.) и наиболее интересные факты. Оценивают работы представители родительской и ученической общественности школы.
В фойе второго этажа располагается «Дерево жизни». Это нарисованное на ватмане большое дерево без листочков, либо довольно крупная ветка, укрепленная в горшке, как дерево. Около дерева дежурят ребята. У них есть стикеры в виде листочков и фломастеры. Медиаторы предлагают всем, кто проходит мимо, написать на стикере, почему он выбирает жизнь, и приклеить его в качестве листочка на «Дерево жизни».
В фойе третьего этажа выставка высказываний на тему здорового образа жизни. У ребят есть возможность проголосовать за одно из них, которое соответствует собственной жизненной позиции. На выставке дежурят несколько ребят.
В конце учебного дня по всей начальной школе проводятся классные часы на тему: «Путешествие в Жизнь». Классные руководители (психологи, социальные педагоги) рассказывают о том, что же такое жизнь, какие она имеет смыслы (на различных позитивных примерах). Затем ребятам предлагается с помощью бумаги и карандашей совершить путешествие в свою жизнь: нарисовать линию своей жизни и отметить на ней настоящие и будущие достижения, нарисовать рядом с линией то и тех, ради кого мы живем, для чего мы живем и пр.
По всей средней школе в формате ток-шоу проходят классные часы на тему: «За что я люблю жизнь». Желающие рассказывают об одном ярком дне своей жизни.
По всей старшей школе проходят классные часы на тему «Смысл жизни» в формате ток-шоу, в котором участвуют приглашенные специалисты, родители, учителя.
Каждый ученик в этот день получает памятку от родителей (составляется ими совместно с психологом) «Такая разнообразная жизнь».
На следующий день выставляются итоги акции:
-количество участников, проголосовавших за жизнь;
-рейтинг высказываний, набравших больше всего голосов;
-победитель и призёры конкурса фотоколлажей.
-73025166370
2402840135255
Приложение 10
24 способа поднять настроения или АНТИ-ТУЧКИ
(методический материал к теме № 19)
Душевная погода бывает разной : теплой и солнечной,  с легким морским бризом, а иногда появляются  облачка и даже тучки.  И сегодня  давайте  подумаем над способами и вариантами как поднять настроение себе любимой (или любимому).
Создайте "копилку штучек - антитучек", то есть, таких приемов, которые помогают себя привести в нормальную душевную форму. Например:
1. Скушать что-нибудь вкусненькое.
Шоколадка, чашечка кофе или ароматного чая или что-то другое вкусное и любимое.
Особенно благотворно воздействую на нервную систему продукты, содержащие "гормон оптимизма": клубника, бананы, ананас, грецкие орехи, фундук, арахис, овсянка, какао и шоколад.
2. Массаж.
Всего тела. Со специальным маслом. Существует несколько видов массажа : расслабляющий, тонизирующий и др. Массажист подберет также подходящее для вас масло, музыку. И  полный «релакс»  вам обеспечен.
3.Баня или сауна.
Пар, березовый (дубовый/еловый и любой другой по "вкусу") веник.
Горячий воздух -  ледяная  вода.  Жар и холод.  Лед и пламя. Единство и переход  контрастов.  Отдых для тела и души.
Если хотите почувствовать себя "заново рожденным"  это вариант для Вас.
4.Расслабляющая горячая ванна. 
С солью, ароматическими маслами и иными приятностями. Если нет времени на баню - хорошая  альтернатива. Можно поставить спокойную  музыку или взять с собой любимую книгу. Важное условие - расслабиться продолжительно. Нежиться столько сколько хочется. Можно закрыть глаза и помечтать...
5. Сон.
Очень часто, плохое настроения бывает из-за недосыпания и усталости. Устройте себе выходной и проведите его в любимой кровати.  Спите "до упаду", "валяйтесь" сколько хочется. Хоть весь день.
6. Звонок другу.
Позвоните подруге, другу, приятному для вас человеку с которым можно поболтать "не о чем". Легкое общение на приятные темы, обсуждение сплетен, новостей поднимет настроение и отвлечет от "тяжелых " мыслей.
Социальное общение - это врожденная, практически на генном уровне передающаяся потребность. Если ее не удовлетворять (нет друзей, с кем можно душевно провести время), наступает общий упадок и душевного и физического самочувствия. У мужчин начинают выпадать волосы, у женщин исчезает половое влечение.
7. Шоппинг.
Один из самых действенных способов поднятия настроения для девушек и женщин. Пройтись по магазинам и прикупить себе что-нибудь красивенькое. Неважно что, главное, что бы нравилось.   
Примерять, вертеться перед зеркалом, обдумывать подходит/не подходит. Яркие витрины. Красивая одежда/обувь.
Вообще торговые центры, бутики  - это особенные места. Места красоты и удовольствия. Можно даже ничего не покупать, а просто "прогуляться", "примериться", присмотреть себе чего-нибудь.
8. Подойти к зеркалу, улыбнуться себе.
Покорчить рожицы (хороший массаж для лица, кстати).
Выпрямить спинку, развернуть плечи, приподнять голову и сказать себе "я самая обаятельная и привлекательная"! (или обаятельный и привлекательный).
Вообще улыбка делает чудеса, если Вы об этом забыли. Утром  это просто обязательно - УЛЫБАТЬСЯ С САМОГО ПРОБУЖДЕНИЯ! И главный принцип - улыбаться не тогда, когда хочется, а когда НАДО.  А надо каждое утро. Зачем надо?
Как утро начнешь, так день и проведешь, это во-первых. Улыбка - это не просто веселая гримаска. На лице расположено множество мимических мышц, которые отвечают на душевные состояния. В душе радость и на лице тоже.
Верно и обратное - на лице улыбка, и она же появляется в душе. Обратите внимание на эту рекомендацию, если Ваше лицо, вообще, склонно к унылому (спокойному) выражению. Мы не призываем постоянно улыбаться, но легкая, внутренняя полуулыбка никому не вредит.
 9. Спорт.
Займитесь спортом. Если тело будет в тонусе, то и душа не сможет быть иной. Ну вы же знаете: "в здоровом теле здоровый дух".  Бассейн, танцы, йога, шейпинг, утренняя пробежка - выберите занятие по душе.
10. Поход к парикмахеру, в салон красоты.
Новая прическа/цвет волос, приятные процедуры ну ОЧЕНЬ настроение поднимают!
11. Посмотреть любимый фильм, только обязательно с оптимистичным концом!
Сесть дома на уютный диванчик или сходит в кинотеатр, запастись попкорном  и провести приятные минуты в обществе киногероев.
12. Прочитать книгу.
Иногда хочется то ли новой информации, то ли чего-то интересненького  или просто "отключиться" от мира. Это нормально. Фильмы, книги, компьютерные игры  - все подойдет. Главное не злоупотребляйте. Помните: делу время, потехе час.
Среди главных потребностей человека - потребность в НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Если Вы не читаете новости и книги, не смотрите фильмы, не ходите в театр, концерты. То есть, если Вы ограничили себя рамками "умных книжек по психологии", к примеру, Вы создали себе проблему. Потребность в новой информации - генетически обусловлена. Она - залог выживания ребенка, а затем и взрослого человека. Если Вы не знаете, что делается в мире (плохого и хорошего), Вы не можете прогнозировать, что будет завтра, к чему готовится и что делать.
То есть, организм повисает в полнейшей безвестности, а ведь известно, что в одиночном заключении можно и с ума сойти. Зачем же его себе устраивать добровольно?
Доводы, что газеты ничего нового не скажут - не верны, потому как дело не в качестве информации, а в ее НОВИЗНЕ.
Другое дело, что можно и нужно сортировать поток «инфы». Вы же не кушаете все, что дают, а только то, что нравится, верно? Так и с информацией - найдите для себя сайты, каналы, газеты, журналы, которые будут поставлять Вам только то, что Вы любите (что интересно). Это нужно сделать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Потребность в получение новой информации должна быть удовлетворена.
13. Общение с домашними животными.
 Домашние любимцы хорошо могут успокоить и поднять настроение. Погладьте вашего питомца, поиграйте с ним - настроение изменится.
Да, а еще собаки, к примеру, прямо-таки заставляют выходить несколько раз в день на улицу ПРОСТО ТАК. Вот, скажите, Вы просто так на улицу когда последний раз ходили? Не в магазин. Не подумать. Не погулять. А просто так.
Вы хоть знаете, каково это "идти просто так... куда ноги ведут"? С собакой это получается.
14. Музыка.
Если хотите расслабиться поставьте спокойную мелодию, если взбодриться - энергичную. При помощи звуков мы можете  управлять своим настроением. Для улучшения настроения специалисты советуют также слушать классику: Моцарта, Бетховена, Шопена.
15. Устроить праздник или вечеринку.
Поездку за город, пикник. Просто собрать друзей по поводу «без повода». Ожидание праздника, организационные хлопоты  взбодрят, а общение с друзьями развеселит и зарядит энергией.
16. Пойти в гости.
Навестите  друзей, родственников.
17. Смена обстановки.
Устроить  себе небольшое (или большое) путешествие на выходные. Съездить в городок, в котором не были. Погулять, окунуться в "другой мир", пофотографировать,  пообщаться с местными жителями. Это интересно.
Не обязательно ехать на край света. Чаще достаточно и соседнего города, главное - выйти из привычного, обыденного состояния сознания, когда ничего не радует, не удивляет и все знакомо и привычно.
Поездка в другое место имеет целью УДИВЛЕНИЕ "О! Как тут все!!! Ой, смотри какой балкончик! А давай в этот магазин зайдем, да просто погулять..." и т.д. и т.п. и взбадривает и радует.
18. Вспомните о приятном.
В вашей жизни были приятные моменты. Вспомните о них, у каждого они есть. Полистайте фотоальбом, где есть фото с этого приятного периода. Жизнь, как говорится, полоса белая, полоса черная. И если сейчас грустно очень скоро будет по-другому. Темнее всего перед рассветом...
19.Поговорите с собой.
Почему вам плохо? В чем истинная причина плохого настроения? Что нужно для того что бы оно стало хорошим? Выход всегда есть. Помните у Мюнхгаузена: "даже если вас съели, у вас есть минимум два пути выхода"
Как правило, душевное "плохо" появляется НЕ ПРОСТО ТАК, а как реакция организма на какое-то раздражение. Раздражителем может быть:
что-то во внешнем мире: ситуация, человек, отсутствие или наличие чего-то;
наша реакция на что-то внешнее.
Совет, который дают психологи "Измени свою реакцию на происходящее и тебе станет легче" - это хороший совет, НО, сначала нужно посмотреть, подумать - а что НАДО изменить во внешнем мире?
Закрыть глаза на проблему или перестать считать проблему - проблемой - НЕ ВЫХОД. Проблема есть тогда, когда кто-то считает это проблемой, но ведь есть и два пути решения проблем:
изменить отношение;
решить проблему.
Лучше проблемы решать, а не бегать от них. А отношение если и менять, то только для  того, чтобы решать проблемы В ОПТИМАЛЬНОМ ДУШЕВНОМ СОСТОЯНИИ.
К примеру, есть человек, с кем я разговаривать не могу и не хочу. Когда он рядом, мне надо или уходить или его выкидывать, но ни то, ни другое не возможно, так как общество и все такое. И что делать?
Изменить отношение к нему? Но он ведет себя хамски в отношении меня и мой имидж в глазах окружающих опускается. Значит, если я перестану воспринимать хама как хама - лучше не станет, верно? А хуже - очень даже может быть.
Следовательно, мне нужно хама поставить на место (много ведь разных способов есть). Но дело это  не простое и не быстрое и дерганая душа тут явно не помощник - можно сорваться. Поэтому сначала я себя успокою любыми доступными и известными способами. И решать проблему буду в таком состоянии, в каком ее можно решить.
20. Представьте, что прошло 10 лет с сегодняшнего дня.
Посмотрите на ваши проблему с позиции «прошло 10 лет».  Обычно отношение к проблеме меняется.
21. Освойте аутотренинг.
Придумайте для себя эффективныеаффирмации, подберите подходящие медитации. Наше состояние легко кодируется словами и, говоря или слушая, специальные слова вы изменяете состояние, настроение. Попробуйте. Очень эффективно!
22. Смех. Улыбки.
Когда вы смеетесь, вы не можете быть в плохом настроении. Что вас может рассмешить? Кинокомедия, "Камеди клаб", выступление Задорнова, КВН. Быстренько смотреть, слушать, улыбаться и смеяться.
23. Дети.
Маленькие дети. Младенцы. Понаблюдайте за детьми. За их действиями. Проникнитесь их беззаботностью, оптимизмом, интересом к жизни. Вы тоже, когда-то были ребенком. Вернитесь в это состояние и все станет легче и проще. 
Возьмите на руки грудного ребенка, посмотрите на него. Вы не сможете не умиляться глядя на него. Поиграйте с ним.
24. Любимое хобби.
Рисование, вокал, вязание спицами, разведение комнатных растений, фотографирование, написание постов в блогах, сочинение стихов, коллекционирование марок, приготовление вкусной еды - список можно продолжать до бесконечности. У вас уже есть хобби? Человек склонен к творчеству в различных его проявлениях. Проявите себя в своем любимом занятии.
Резюмируя вышесказанное - любую болезнь проще предотвратить, чем  лечить. Регулярное применение  чего-либо (или всего :)) из вышенаписанного  поддержит солнечность и тепло вашей души.