Обобщение опыт работы по теме: Духовно-нравственное воспитание младших школьников как ключевая задача воспитательной работы учителя начальных классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
ШЕЛЕХОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»








Духовно-нравственное воспитание младших школьников
как ключевая задача воспитательной работы
учителя начальных классов



Автор:
Хохрякова Надежда Игоревна,
учитель начальных классов



Олха
2016

Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. Духовно-нравственное возрождение человека стало сегодня одной из главных тем обсуждения в отечественном образовании. Это обусловлено утратой нашим обществом многих идеалов, ценностных ориентаций, норм поведения, символов, образцов положительных примеров, т.е. всего того, что входит в понятие «воспитание». С одной стороны, переход к рыночным отношениям в экономике, демократизация всех сторон общественной жизни, поляризация мнений и общественных движений, все эти явления, происходящие в современном обществе, создают сложный фон для духовно-нравственного воспитания личности. С другой стороны конец прошлого и первые годы нынешнего века особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период породил новый педагогический идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Однако, ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит общеобразовательной школе, а значит, учителю. Именно школа является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства для духовно-нравственного развития личности гражданина России.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся". Это означает, что формирование духовно-нравственной личности становится сегодня национальной задачей, решение которой должна обеспечивать школа. В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Исходя из социального заказа на формирующуюся личность со стороны государства, обучающихся, их родителей, школы, содержание образовательной цели школы с. Олха сформулировано в виде Модели выпускника: личность, развитая физически, интеллектуально, нравственно, творчески, способная к самосовершенствованию, осознанию и реализации своих прав и обязанностей на пользу самому себе, своей семье, обществу, Отечеству. В основе воспитательной системы школы - «философия непрерывного творения», с опорой на традиции предков, нашедших свое отражение в школьной концепции гражданственности и нравственности школьника. В течение трех лет школа реализует целевые воспитательные программы, педагогические проекты, с целью решении приоритетных задач школы:
Осуществление целостного подхода к укреплению здоровья школьников.
Создание условий, способствующих становлению гражданских, патриотических, нравственно-этических основ личности школьников.
Активизация мотивации школьников к познавательной деятельности, интеллектуальное, личностное и творческое развитие школьников.
Совершенствование системы воспитательной работы школы, направленной на формирование у школьников мотивации к личностному росту.
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен укреплять его здоровье, развивать интеллект, его способности, формировать нравственность. Именно в этих категориях содержится генетический код человечества. Этими же блоками можно обозначить задачи любого педагога.
______________________ педагог ____________________

здоровье интеллект нравственность способности
Что есть нравственность? Рассматривая это понятие, мы будем опираться на значения, которые дает нам словарь: 1 – это правила, определяющие поведение; 2 - это духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Духовность определяется как внутренняя моральная сила, где мораль есть правила нравственности или сама нравственность. В последние годы в связи с духовно-нравственным воспитанием в педагогике появилось еще одно значение понятия «духовность» - совокупность всех сущностных характеристик личности как носителя и преобразователя общечеловеческой культуры и ценностей. Именно духовность позволяет выделить человека как биологический вид из всех рядом существующих и известных науке видов и форм жизни. И тогда нам целесообразнее рассматривать понятие, в котором соединяются и нравственность, и духовность - духовная культура личности (т.е. душевная, нравственная, гуманная, уникальная). Основными модальными элементами духовной культуры личности являются:
Интеллект;
Этническое самоопределение (принадлежность к этносу);
Эмоциональная сфера;
Творческая природа (способности, одаренность, талант);
Ориентация на общечеловеческие ценности;
Система нравственных убеждений.
Область духовно-нравственной культуры школьника включает не только осмысление цели и смысла жизни, усвоение общечеловеческих ценностей. Это воспитание чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Это понимание сущности нравственных качеств и черт характера русского человека, проявление в отношениях с людьми доброты, честности, порядочности, вежливости, уважения к людям другой нации и других народов. Это нравственное отношение к природе, готовность к активной деятельности по охране окружающей среды. Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов. Исходя из этого, складывается следующий образ выпускника 1 ступени обучения нашей школы – «Выпускник начальной школы»:
владеет навыками личной гигиены, имеет опрятный внешний вид, знает особенности своего здоровья, заботится о его укреплении. Приобщается к физической культуре, спорту; негативно относится к вредным привычкам;
обладает сформированным запасом ЗУН, умеет применять его на практике, имеет мотивацию к учению, познанию, расширению кругозора.
проявляет природные способности, участвует в творческой, общественно-полезной деятельности, имеет первоначальный опыт общения в коллективе, опыт социального поведения.
осознает свои поступки в формате «хорошо» - «плохо», уважительно относится к родителям, своей семье, к старшим, знает лучшие традиции школы, малой родины, проявляет патриотические чувства.
Большая часть детей приходит в 1 класс с домашним воспитанием, где ребята не получают достаточный запас духовно-нравственных представлений и привычек. Не все дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для духовно-нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей, как уже было сказано, становится учеба. Кроме того, в школе они должны научиться строить духовно-нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем. Осознание важности, новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, духовно-нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы духовно-нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят духовно-нравственным содержанием. Необходимыми условиями в осуществлении духовно-нравственного воспитания личности школьника являются также:

воспитательный аспект учебных предметов, способствующий формированию ценностных установок, взглядов, убеждений;
оптимально организованная жизнь школьников вне уроков, вне школы, включающая познание, досуг, дополнительное образование, труд, спорт, увлечения;
сложившаяся школьная система внешних связей;
социально-ценностный опыт прошлых поколений, отечественные национальные традиции, традиции села и школы.
личный пример учителя, воздействующий на интересы, поведение, ценности, жизненные ориентиры развивающейся личности;

Для духовно-нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. В коллективной деятельности успешно происходит формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных навыков учащихся к активно - деятельному взаимодействию с одноклассниками, окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.). Организация коллективных и групповых форм работы возможна не только на уроках по всем предметам, но и лабораторных, практических, а также внеклассных занятиях, таких как конкурсы, встречи с интересными людьми, участие в митинге, экскурсии по музеям и т.д.
Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным духовно-нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит младшего школьника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и духовно-нравственное.
Задачей учителя современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Этому способствуют внеклассные формы работы. Наполненные духовно-нравственным содержанием, они становятся школой воспитания младшего школьника. Так, в 2009-2010 учебном году в 1 классе состоялись:

классные часы «Дорогою добра». «Какой я?». Цель: учить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуры межличностных отношений. При подготовке классных часов я опиралась на книгу «Уроки добра и красоты», авторы: Потанина Л.Г., Щуркова Н.Е.

беседы «От любви к матери – до любви к Родине», «Кого мы называем добрым».
дискуссии, конкурсы рисунков, посвященные Дню Победы, Дню защитника Отечества, с целью формирования ценностного отношения к родине, ее героическому прошлому, государственным символам, родному языку, народным традициям, старшему поколению.
игровые ситуации, например: «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита» и т.п.; «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым.
праздники на маршруте «Календарь общешкольных дел»;
операции «Милосердие», «Подарок моим друзьям», а также включение учащихся в деятельность, направленную на помощь другим людям: младшим (своим братьям и сестрам), старшим (родителям, учителям, пожилым людям);
экологические акции, субботники и трудовые десанты.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Однако, педагогическая функция семьи в настоящее время несколько снижена. Поэтому в плане воспитательной работы с родителями и классным коллективом достаточно много места отведено семейному воспитанию, где семья рассматривается как малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности ребенка.
С целью осознания понятий «семья», «родные люди», «родственники», воспитания бережного отношения к традициям своего рода, к семейным ценностям; воспитания любви к родителям, потребности заботы о старшем поколении разработан и проведен классный час «Пока все дома!». Дети самостоятельно объясняли понятия «семья», «родня», «родственники». Каждый ученик рассказывал о своем генеалогическом древе. Рассуждали о важности взаимоотношений в семье. В конце классного часа дети сделали вывод, что залог крепкой семьи – любовь. А самое ценное, когда все члены семьи - здоровы.
Чтобы рассказать родителям о развитии ребёнка в семье, как личности, вовлечь детей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов; дать детям и взрослым возможность почувствовать, оценить, гармоничны ли отношения между ними в семье, проведено родительское собрание «Я и моя семья». Были поставлены вопросы, перед родителями: «Ваш ребёнок не убрал свою постель. Как вы поступите: уберёте сами, заставите его убрать или поступите как-то иначе?» Ученики же искали ответ на вопрос «Как выразить свою любовь к родителям?». Разыгрывалась ситуация конфликта дочери и мамы. Участникам родительского собрания необходимо было найти пути их примирения. Для семей были коллективные задания, направленные на построение крепкого и счастливого семейного дома. Дети и родители совместно рисовали дома и демонстрировали их. По окончании родительского собрания дети и родители сделали вывод:
Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому нужно стараться жить так, чтобы в семье было всё хорошо.
Дети будут помогать родителям по дому, выполнять домашние задания, слушаться старших всегда и во всём, быть примером для маленьких братьев и сестёр.
Если рассуждать о сфере нравственного сознания, духовной культуры личности, вряд ли можно найти чувство более высокое, более значимое, чем патриотизм. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения, социально-значимой деятельности. Лучшими патриотическими традициями школы, класса стали:
акции «Милосердие», «Забота», «От сердца к сердцу», адресованные старшему поколению Олхи.
участие в митинге у обелиска Славы в селе Олха в День Победы, когда вся школа и село собираются у мемориала, чтобы почтить память наших земляков - участников Великой Отечественной войны.

Воспитанию любви к родине, исторической памяти, уважения к защитникам Отечества способствуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. На одной из таких встреч Хохряков Константин Михайлович рассказал о том, где и как ему пришлось воевать с фашистами, о взаимоотношениях с однополчанами, о ценностях воинской взаимовыручки и смекалки в бою. Дети проявили почтение и живой интерес к ветерану, задавали много вопросов, находясь под впечатлением живого рассказа бойца. Они получили элементарные представления о понятиях «война», «воинский долг», «героизм», «мужество» и т.п.

Познание нравственных, общечеловеческих ценностей, превращение их в личное убеждение происходит во время спортивных соревнований, Дней здоровья, походов по родному краю и экскурсий в музеи города Шелехова, постоянных пеших прогулок, которые мы с классом очень любим. Выставки рисунков, конкурсы, коллективные игры, - все это включает младшего школьника в деятельность, способствующую формированию устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника, решаются задачи становления его гражданского мировоззрения. Вырабатывается способность самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Важно в работе с классным коллективом и отдельной личностью опираться на разумное и духовно-нравственное в человеке. Создавая воспитательное поле, педагогу нужно дать возможность каждому ученику проявить свое «Я» в коллективной творческой, познавательной, социально-значимой деятельности, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Обучающиеся посещают кружки по интересам:
1. Основанные на здоровьесберегающих технологиях:
клуб рукопашного боя «Русь» (8 чел.);
настольный теннис (5 чел.).
2. Основанный на коллективной и групповой форм работы:
объединение «Веселый затейник» (13 чел.).
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению духовно-нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. В педагогической деятельности, решая задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников, я опираюсь на Азбуку нравственной культуры В. А. Сухомлинского, которая обращена к ученику:
1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Овладевая такой Азбукой морали, дети, как говорил великий педагог, « постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».
Процесс формирования духовной культуры личности длительный и многоаспектный. И от педагога, уровня его духовной культуры, умения создать необходимые условия для формирования духовной культуры личности ребенка зависит конечный результат. Наиболее важными из педагогических усилий являются следующие:
наличие нравственных, интеллектуальных, общекультурных качеств личности педагога;
глубокое, даже философское осмысление педагогом каждого урока, формы внеклассной работы;
стремление к творческому самовыражению всеми доступными средствами;
учет возрастных особенностей школьника;
системный и последовательный характер процесса формирования духовной культуры ребенка.
Духовно-нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для духовно-нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

Разрешение противоречий духовно-нравственного воспитания требует критической оценки сложившихся подходов к организации и механизмам осуществления воспитательной работы. Один из них вербально- мероприятийный, требующий, в основном, разработки нескольких просветительных бесед, раскрывающих содержание моральных правил на положительных примерах.
Другой подход деятельностно-мероприятийный. Он противопоставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке поведенческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспитании младших школьников, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс духовно-нравственного воспитания.
Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности, органического единства нравственного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания младших школьников достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Духовная культура личности формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание ребенка, укрепляются принципы его поведения, формируется нравственная и духовная личность, без которой невозможно будущее России.
































Литература:
[Духовно-нравственное воспитание школьников]: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11.
В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. «Воспитание? Воспитание Воспитание!» Педагогическое сообщество России. М., 2000.
[Нравственное воспитание младших школьников] // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.7-9, 11-14, 19-25, 28 (вкладка). Содержание: О воспитании у младших школьников добрых чувств к людям; Национальные традиции в духовно-нравственном воспитании детей в семье и начальной школе; Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка; Духовно-нравственное воспитание учащихся: предметы регионального компонента; Уроки Д. С. Лихачева - уроки нравственности; Этика для младших школьников.
В. А. Исаев, И.Ф. Мищенко, А.И. Шиянов, Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 2002.
В.А. Сухомлинский, Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.
М.И. Шилова, Проблема ценностей и цели воспитания. Классный руководитель. 2001. № 3.
Н. П. Шитякова. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников: методический материал / Н. П. Шитякова // Начальная школа. - 2006. - N 12. - с.16-21
Н.Е. Щуркова, Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
[Эстетическое воспитание младших школьников] // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.14-18, 31 (вкладка). Содержание: Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок; Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников.
М.Г. Яновская, Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. Классный руководитель. 2003. № 4.










13PAGE 15


13PAGE 14815



13 EMBED Photoshop.Image.7 1415

13 EMBED Photoshop.Image.7 1415

13 EMBED Photoshop.Image.7 1415



Root Entry