Статья Гражданско — патриотическое воспитание как основа воспитательной системы класса


Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной системы класса
 «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством». В.Г. Белинский 

О Родине
Не слышно песен о России,Во славу больше не поют.То до небес превозносили,Теперь ногами в сердце бьют.А ты попробуй все невзгодыС ней разделить, живя в нужде.Люби Россию в непогоду,Не оставляй её в беде.Иных корысть по свету носит,Влечёт чужая сторона.Как можно мать в несчастье бросить,Сбежать, когда она больна?Не дай, Господь, чтоб в наши годыНе знать ни веры, ни родства!Люби Россию в непогоду, -Любовью Родина жива.Как время смутное осилить?Но где страданья, - там любовь.Молитесь, люди, за Россию,Чтоб возродилась в муках вновь.Дай, Бог, чтоб выстоять народу,В душе безверье побороть!Люби Россию в непогоду...Благослови её, Господь!  (Валерий Шумилин 1994)
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. И хочется эту любовь и уважение воспитать в своих учениках. Именно поэтому гражданско-патриотическое воспитание, на мой взгляд, основополагающее для формирования личности ребенка.
К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.
Поэтому заметно возрос интерес ученых и педагогов, государственных и общественных деятелей к проблеме патриотического воспитания.
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Воспитание любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.
Внеурочная и урочная деятельность в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность (а не разовые акции) гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.
Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.
Организуя патриотическое воспитание, мы опираемся на психологические особенности младших школьников. Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.
Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания о людях, об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. И здесь очень уместны сказки и притчи, которые учат добру, взаимопониманию, бескорыстию, добросердечию дают очень серьезную пищу для размышления. Человек любого возраста находит в них что-то свое.
Приведу пример части подобного занятия:
Вопросы детям:
- Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки и почему?
- Знаете ли вы людей, которые по зову сердца бескорыстно помогают другим?
ОСКОЛКИ ДОБРОТЫ Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Обсуждая с ребятами притчу, приходим к выводу, что в этом и проявляется наша гражданская позиция – не быть равнодушными, не проходить мимо, сделать что-то для других, не ожидая награды за это, бескорыстно!
Все дела, проводимые в классе, наглядны, конкретны. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении класса и гимназии, обустройстве гимназической территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно значимых социальных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (подготовили выступление, подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить. Такие встречи мы стараемся проводить ежегодно.
Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.
Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании широко используем игру, игровое оформление, игровые моменты.
(Видиоклип «Символика России»)
Активно используем познавательные, экологические, подвижные игры, участвуем в общественных акциях — во всем, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны.
Мы стараемся не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом стараемся дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.
Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».