Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития личности учащегося

Беляковцева Е.И.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Белоярский»
Духовно-нравственное воспитание школьников как основа гармоничного развития личности учащегося

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного развития и воспитания учащихся. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил: «Равнодушие к духовно–нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить добру или злу. Воспитание, образование это не только становление ума, но и сердца»[1, c.45].
Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец общечеловеческие ценности и идеалы. Задача современной системой образования - приобщение новых поколений к духовно–нравственной культуре, исторической памяти народа, а значит и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое-фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем. В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». (Б. Шоу). Задача школы воспитать или направить на верный путь становления личность с определенными ориентациями в жизни. Воспитание – это не что иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок неповторим и уникален, тем самым и уникальны наши с ним отношения.
Детство это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь, поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в духовную культуру. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но и многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся - важный компонент социального заказа для образования. Духовно-нравственным идеалом нашего времени хотелось бы видеть человека - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа. Что же представляет собой нравственное воспитание в современном обществе? Нравственное воспитание согласно требованиям стандартов образования осуществляется по пяти направлениям: урочная деятельность; внеурочная деятельность (культурные практики); внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); семейное воспитание; изучение культурологических основ традиционных религий.
Урочная деятельность. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных принципов, не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературного чтения, истории, окружающего мира. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках учитель напрямую выводит учащихся на осмысление отношений к человеку и обществу.
Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия - экскурсии, акции, мероприятия, полезные дела - позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках образовательной деятельности. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.
Семейное воспитание. Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. Возможности учителя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако учитель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе.
Изучение культурологических основ традиционных религий. В содержание учебных дисциплин отдельными разделами включены сюжеты о роли Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций, конфессий в формировании единства народа, основ его культуры, повседневной жизни. Во все времена ядром русской культуры были устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. На сегодняшний день мы видим духовно-нравственное воспитание не только в уроках, беседах, классных часах, мероприятиях, но и в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд, бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием своих чад, аргументируя, чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что есть добро, что - зло. Поэтому нам, учителям, ни в коем случае нельзя оставлять детей один на один с этим «безумным» миром. Наша задача - раскрыть суть духовных, нравственных ценностей человека. МАОУ «СОШ №3» в данном направлении работает через реализацию предметных циклов, внеклассную работу. Познавательная деятельность: участие в предметных неделях, проведение психологических практикумов, активная работа библиотекаря школы (выставки, работа книжной мастерской, литературно - музыкальные композиции). Одной из форм работы школы, позволяющим решать задачи по духовно - нравственному воспитанию, является организация исследовательской и проектной работы, ежегодное участие в конкурсах, олимпиадах. Это способствует активизации познавательной деятельности и развитию нравственных качеств. Особая роль отводится работе с семьей: работает «Совет родителей», «Совет отцов», где рассматриваются вопросы досуга детей, их увлечения, склонность к вредным привычкам. Общественно-полезная деятельность: обогащение духовной культуры учащихся осуществляется через активное участие в объединении «Милосердие»: оказывается помощь ветеранам ВОВ, престарелым людям. Физкультурно-оздоровительная деятельность: проведение Дней здоровья, “Веселые старты”, «Осенний и весенний кроссы», тематические классные часы, акции. Все КТД объединяются в один комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию, формированию культа прекрасного в жизни, искусстве. Дети узнают о красоте человека, эстетике быта и жизни, культуре чувств, духовной культуре. «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце» (В.А.Сухомлинский) [2, c.36].
Хочется верить и надеяться, что наши дети впитают в себя самое доброе, светлое и в будущем не придется реставрировать их человеческие души. Пусть в деле воспитании духовно - нравственного идеала ученика мы не достигли солнца, но уже оторвались от земли. Собирайте капли знаний, укрепляйтесь каплями терпения, дарите капли любви, ищите капли мудрости, ловите капли радости, храните капли надежды. Пусть от этих капель собираются реки и моря Вашего душевного благополучия, которое выльется в водопад душевного роста ваших воспитанников.
Список литературы
Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]