Урок по русскому языку для 3 класса Имя прилагательное. Лексическое значение имен прилагательных


Урок русского языка.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
Педагогическаяцель Способствовать развитию умений распознавать имена прилагательные среди других частей речи, определять лексическое значение имен прилагательных, выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.
Тип урока Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи.
Планируемыерезультаты (предметные) Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Личностныерезультаты Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения.
Универсальные учебные действия(метапредметные) Познавательные: общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Основное содержание темы, понятияи термины Имя прилагательное. Вопросы: какой? какая? какое? какие? Лексическое значение имен прилагательных. Роль имени прилагательного в тексте. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синонимы.
Образовательныересурсы Учебник, с. 63–65; ноутбук, интерактивная доска, приложение на электронном носителе (диск).
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемыконтроля
осуществляемыедействия формируемые умения I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя Приветствует учащихся.
– Сейчас урок русского языка. И у меня, ребята, к вам такой вопрос: «Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями».
- Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. А давайте послушаем сами себя: какое настроение у нас сейчас? Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
- Ну что же давайте начнём урок! Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Наблюдение.
II. Чистописание Индивидуальная. Практический. Письмо. - Откройте тетради, запишите число, классная работа, выполните минутку чистописания.
ая яя ое ее ые ие ой ий ыйВыполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. Правильное написание.
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, чтение, беседа. - Прочитайте на доске слова: берёзка, косы, зелёный, роса, серёжки. Что вы можете сказать о них? О чём будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Имя прилагательное». Знакомит с темой раздела, предлагает прочитать на с. 63, чему будут учиться на уроках по теме «Имя прилагательное».
- Откройте учебник на с. 63, прочитаем, чему будем учиться на уроках. Может быть что-то мы уже умеем делать. Читают, вступают в беседу; предлагают формулировки учебной задачи. Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя. Беседа.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Работа с правилом (диск, анимация).
Фронтальная.
Словесный. Работа с правилом, беседа. - Что такое имя прилагательное? Дайте определение. Поработайте в парах, вставьте пропущенные слова.
- Прослушайте запись, сравните. У кого всё правильно написано, поднимите руки.
- Что нового узнали из данной записи? (Имя прилагательное связано с именем существительным, является второстепенным членом предложения). Читают и запоминают правило, отвечают на вопросы. Извлекают необходимую информацию из учебного текста. Правило.
2. Роль имён прилагательных в тексте (диск, собери текст).
С. 64, упр. 110. Фронтальная, парная. Словесный, практический. Упражнение. - Посмотрите на экран. Нужно собрать текст, вставляя в пропущенные предложения подходящие по смыслу слова. Какие слова будете вставлять?
- Запишите текст в тетрадь. Вставляют в предложения подходящие по смыслу слова. Отвечают на вопросы. Распознают имя прилагательное, определяют его роль в тексте. Упражнение.
3. Физкультминутка. (Слова из упр. 112, с. 65). Коллективная. Практический. - Я называю слова, которые относятся к разным частям речи. Если вы слышите имя прилагательное, вы хлопаете в ладоши. Если слово другой части речи, тогда руки делаете в «замок». Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Правильное выполнение движений.
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Синонимы, лексическое значение слов (диск, игра «Синонимы»). Индивидуальная, фронтальная.
Словесный,
практический. Упражнение. - Вспомните, ребята, определение слова «синонимы».
- Поиграем в игру «Синонимы». Установите соответствие между словами-синонимами. Выполняют задания упражнения; отвечают на вопросы.
Определяют синонимы, подбирают синонимы к прилагательным. Осуществляют анализ. Упражнение.
2. Лексическое значение имен прилагательных. Индивидуальная, парная.
Практический. Упражнение. – Распределите имена прилагательные в группы по лексическому значению (обозначают признак по цвету, по форме, по величине, по внешним либо внутренним качествам):
сиреневый, высокий, квадратный, храбрый, белый, красивый, круглый, низкий, добрый, стройный. Поработаем в парах.
- Проверим давайте.
- Скажите, пожалуйста, как наша сегодняшняя минутка чистописания связана с темой урока? Слушают объяснение учителя; выполняют задание. Определяют лексическое значение имен прилагательных.
Осуществляют классификацию по заданным критериям.
Выполняют самопроверку и взаимный контроль действий партнера, работая в паре. Упражнение.
3. Проверочная работа. Оценивание по критериям (диск, проверочная работа). Индивидуальная с последующей взаимопроверкой. - В тетрадях для контрольных работ выполним проверочную работу – тест с диска. Слушают объяснения учителя; выполняют задания, проверяют, оценивают, выставляют баллы.
10 «+» - 5б.
8-9 «+» - 4б.
5-7 «+» - 3б.
3-4 «+» - 2б.
1-2 «+» - 1б. Выполняют самопроверку и взаимопроверку. Проверочная работа.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Фронтальная.
Словесный.
Беседа. – Закончите предложения:
Урок помог мне…
Для меня было сложным…
Мне понравилось…
Настроение сейчас у меня … Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Беседа по вопросам. Саморегуляция.
VII. Домашнее задание: с. 65, упр. 111; правило на с. 64. Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.
Проверяет соответствующие записи. Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. Упражнение, правило.