Доклад на методическом объединении учителей русского язака и литературы Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы


Статья по русскому языку на тему:

"Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы"





Подготовила Коновалова Галина Александровна
Учитель русского языка и литературы
1квалификационная категория










Формирование коммуникативной компетентности

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Современные стандарты языкового образования важной задачей определяют формирование коммуникативной компетенции, то есть овладение всеми видами речевой деятельности.
Актуальным в формировании коммуникативной компетенции является связь между процессом изучения и использования языка, поскольку КК решает актуальные задачи общения
КК
__________________ ____________________

Чтение Письмо Аудирование Говорение

Для реализации цели необходимо:
1) Понимание коммуникативной задачи
2) Решение её языковыми средствами

Формирование КК:

умение воспринимать текст умение создавать текст

Через различные виды деятельности:
На уроках русского языка
На уроках литературы
На занятиях коррекции

Формы и приёмы работы по формированию коммуникативных умений навыков дифференцируются в зависимости от уровня психического, речевого развития учащихся, особенностей мышления и памяти.


ЦЕЛЬ: формирование и развитие коммуникативной компетентности учащихся.
ЗАДАЧИ:
Овладение учащимися общеучебными навыками и умениями, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого предмета.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Особенность «человеческой» коммуникации – когда информация не только передается, но и «формируется, уточняется, развивается». Речь идет о взаимодействии двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Для эффективной коммуникации характерно: 1) Достижение взаимопонимания партнеров; 2) Лучшее понимание ситуации и предмета общения. Процесс достижения большей определенности в понимании ситуации, способствующий разрешению проблем, обеспечивающий достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов принято называть коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.
Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое умение" и включает следующие ключевые компетенции: языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы); дискурсную (связанность, логичность, организация); прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом); разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм); социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, "знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере") стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения); речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).
Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе – один из путей решения данной проблемы.

Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста.
При определении учебных возможностей учащихся учитываются два параметра: обучаемость и учебная работоспособность. Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждого ученика. Уровень учебной работоспособности определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого.
Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема “Развитие речи” реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.
Ученые считают, что в 10–11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет.
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Какова же роль предмета "Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста.
Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д.
На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом:
Моделирование речевого высказывания: создание текстов различных стилей (научных, художественных, публицистических) в зависимости от содержания, целей, ситуации и сферы общения
Сочинения на лингвистическую тему («Инверсия», «Зачем нужны орфографические правила?», «Роль односоставных предложений»)
Сочинения по личным впечатлениям («Осень»)
Создание текстов различных типов (эссе, очерков, лингвистических сказок, рассуждений)
Выбор темы, интересной для детей
Сочинения-миниатюры «Утро», «Осень»
«Сказка о родственниках Родовых» - сказка с использованием терминов языка (Лексика, Синтаксис и др.)
Фольклор (сочинить прибаутку, пестушку, дразнилку о себе)

Совершенствование языка, использование средств художественной выразительности для достижения цели (метафоры, эпитеты, сравнения, стилистические фигуры). Осваивая эти средства, ученики начинают понимать, «как автор это делает», т.е. как он создает свое произведение, и будут учиться у писателей, мастерству владения родным языком.

Основные принципы работы по формированию
коммуникативной компетенции:

· Работа по совершенствованию речевых навыков должна проводиться постоянно, на каждом уроке.

· Взаимодействие русского языка и литературы («Греческая мифология в языке» - использование фразеологизмов;
Язык Чехова)
3. Составление устного или письменного ответа на проблемный вопрос, высказывание суждений, написание отзывов и рецензий (книга, спектакль, фильм)
* Кто герой нашего времени?
* Умеем ли мы разбираться в людях? (По рассказу «Бирюк»)
* Чичиков – живая или мёртвая душа?
* Горе ли от ума?
* Злодей или спаситель? ( Пугачёв)
* В чём ценности жизни? (По роману «Евгений Онегин»)
* Каково назначение искусства? (Гоголь «Портрет»)
* Нужно ли сочувствие и сострадание? («Юшка»)
4. На уроках литературы
- обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов до творческих высказываний,
- организация диалогов, диспутов,
- создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи. (Подготовь диалог с любимым писателем. Подумай, о чём бы ты хотел его спросить, что рассказать?)
Постоянная работа на уроках позволит сформировать у учащихся главные коммуникативно-речевые умения:
ставить коммуникативные задачи (сообщить, побудить, убедить);
осознавать замысел высказывания (зачем говорю);
ориентироваться в условиях речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
планировать речевые действия (построение, тип речи, жанр, стиль);
выражать и развёртывать мысль (что говорю);
целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю).
соблюдать языковые нормы.


Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.












15