Проект «Моя семья – моё богатство»


Проект
«Моя семья – моё богатство»

Аннотация
Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках. Этот проект способствует более близкому общению членов своей семьи, формированию коммуникативных умений детей, умений работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. В ходе проекта использовалась поисковая, творческая и исследовательская деятельность учащихся.
Цель проекта: развивать интерес к семейным увлечениям, способствовать развитию творческих способностей детей, их художественному вкусу, способствовать объединению детей и их родителей на основе общего интереса и общей деятельности, воспитывать интерес к истории своей семьи, чувства уважения к интересам всех членов семьи.
Участники: учитель, учащиеся и их родители.
Длительность: в течение учебного года
Оборудование: папки-скоросшиватели с файлами, фотоаппарат, компьютер, принтер, фотобумага, белая бумага формата А4Контроль и оценивание.
Чтобы систематизировать работу с детьми по теме “Моя семья – моё богатство”, была проведена первичная и итоговая диагностики по выявлению знаний о своей семье у детей. В диагностике принимали участие 10 учащихся 2 класса. Работа была оформлена в виде таблицы или диаграммы. Контроль за работой над проектом проводился на классных часах, родительских собраниях и индивидуальных консультациях.
Таблица 1 - План осуществления проекта
№п/п
Основные этапы проекта Описание работы Сроки реализации
Ответственные исполнители
Подготовительный этап
1. Проведение родительского собрания
«С чего начинается Родина?»
1.Что такое патриотизм?
2.Основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся начальных классов.
3.Первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи ( беседа о необходимости изучения своей семьи)4.Каждый родитель получил памятку – план проведения классных часов (с указанием тем и краткого содержания поисковой работы)
Сентябрь Классный
руководитель
2. Проведение классного часа
«Что мы знаем о своей семье?»
1. Анкетирование «Что я знаю о своей семье?»2. Беседа о необходимости изучения своей семьи. Сентябрь Классный
руководитель
3. Составить и распечатать листы –приложения, в которых раскрывается алгоритм поиска информации 1.“Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
2.Памятка по составлению герба семьи.
3.Вопросы для проведения интервью: « Расскажи мне о себе».
4.Что такое реликвии и семейные традиции.
5.План мероприятий и творческих дел на данный учебный год. Сентябрь Классный
руководитель
Основной этап
1. Интервью : "Расскажи мне о себе…" Составить, распечатать и раздать листы с вопросами для проведения интервью: « Расскажи мне о себе».
Интервью проводится с родителями, бабушками, дедушками.
Октябрь Классный
Руководитель, родители.
2. Выставка рисунков: «Портрет семьи», «Мамочка любимая моя», «Бабушка рядышком с дедушкой», “Папа – мой лучший друг” Нарисовать рисунки. Оформляется к праздникам :-День пожилых людей;
- 8 марта;
-День защитников Отечества;
-День семьи. Руководитель кружка « Экспресс – рисование», классный руководитель.
3. Выставка: «Фотомозаика созвездий». Каждая семья представляет плакат в виде звезды с самыми яркими фотографиями из их жизни. Апрель Выполняют родители совместно с детьми.
Тайшакова Р.И.
4. Конференция: «Реликвия моей семьи». Дети вместе с родителями представляют семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение (книга, паспорт, фотографии, грамоты, деревянная ложка, игрушки, одежда, патефон и др.) Апрель-май Классный
руководитель
5. Творческая работа «Родословная семьи». 1. Раздать памятки по составлению родословной с эскизами по ее оформлению.
2.Учащиеся составляют родословную семьи в виде дерева, схем и чертежей. Ноябрь Выполняют родители совместно с детьми.
6. Проект «Герб моей семьи». 1. Памятка по составлению герба семьи.
2.Семья выбирает девиз, рисунки, цвета для герба, учитывая род занятий, интересы всех членов семьи.
Декабрь Выполняют родители совместно с детьми.
7. Проведение конкурсной программы с концертными номерами, посвященной Дню пожилых людей. 1. Подготовка сценария.
2.Разучивание стихов, песен, посвященных бабушкам и дедушкам; пословиц и поговорок о семье, дружбе.
Октябрь Классный руководитель,
Привлекаю бабушек и дедушек.
8. Подарки к праздникам Изготовление подарков для родителей, для бабушек и дедушек.
Изготавливается к праздникам Руководители кружков
9. Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье.
О.Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,З.Александрова “Посидим в тишине” и др. Обсуждение на классных часах, уроках внеклассного чтения. Классный
руководитель
10. «Трудовые десанты» 1.Участие в озеленении территории школы.
2.Помощь в строительстве построек детской площадки.
3. Изготовление кормушек для зимней подкормки птиц. В течение года Рошка Д.Ю.
Хозяинова Т. Г.
Попченко С.С.
11. Коллективный отдых и традиционные мероприятия.
1.Поход « Здравствуй, осень золотая!..»
2. Соревнования «Лыжня зовёт»
3. Проведение новогоднего праздника.
4.Концерты, чаепития к праздникам.
В течение года Оботурова Т.В.
Рошка С.В
Ложкина Е. В.
Заключительный этап
1. Оформление альбома: «Моя семья – моё богатство». 1.Выбирается форма альбома (сердечко, раскладушка, книга, глобус, цветы и др.).
2.Работаем с материалом, который был собран в течении года. (Каждому члену семьи отводятся отдельные страницы, на которых помещаются фотографии, рисунки, ответы из интервью и т.д.) Май Выполняют родители совместно с детьми.
2. Праздник: «Моя семья – моё богатство». Составление сценария в котором систематизируются сведения, полученные на предыдущем этапе работы над проектом «Моя семья - моё богатство» Май Классный
руководитель
Итоги реализации проекта
По итогам первичной и итоговой диагностик 10 учащихся 3 класса были выявлены следующие данные:

За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. У некоторых родителей появился особый интерес к исследованию своей семьи и они совместно с детьми отразили в своих работах:
-географию семьи
-профессии, которые встречаются в семье;
- календарь дней рождения и знаменательных дат семьи (юбилеи).
Заключение
Данный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. Учащиеся познакомились с такими понятиями, как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «семейный герб», «лента времени». В процессе работы над проектом были более подробно изучены семьи учащихся, их семейные традиции, особенности семейного воспитания. У детей появился особый интерес к семейным традициям и реликвиям.
В результате такой поисковой работы учащиеся усвоили, что мир семьи – это…
- родной дом, уют, тепло;
- взаимопонимание, любовь, уважение;
- праздники, традиции.
Для того, чтобы в семье царили мир и дружба, в ходе проекта были выявлены пять правил, важных не только для детей, но и для их родителей,:
- уважай старших и люби их;
- позаботься о младших в семье;
- помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;
- дорожи всеми своими родственниками;
- помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.
Семья – самое главное в жизни человека. В семье мы учимся уважению, заботе, ответственности и любви. И сколько бы нам ни было лет, и где бы мы ни были, мы должны помнить о своей семье, знакомиться с её историей, предками, традициями и бережно всё хранить.
Этапы работы по проекту «Моя семья – моё богатство» в фотографиях представлены в приложении .Этапы работы по проекту
«Моя семья – моё богатство» в фотографиях
106108515176500
Оформление альбома: «Моя семья – моё богатство»
205740344805Выставка рисунков: "Папа-мой лучший друг"
3378200344170
Выставка рисунков: "Бабушка рядышком с дедушкой"

Проект "Герб моей семьи" и выставка «Фотомозаика»
2057401981203441700198120
Творческая работа "Моя родословная"


«Трудовые десанты»: изготовление кормушек «Трудовые десанты»: озеленение территории

«Трудовые десанты»: постройки на детской площадке Проект « Подарок родному человеку»
4563110179070
23310853810
Коллективный отдых и традиционные мероприятия



Весенний поход Зимний поход
825509588500
Семейные реликвии
47339258115300005778581153000022669508096250003505200622236500895350622300000209550291465000381000031667450035528258509000035242586360000