Выступление на заседании МО ЕМЦ «Самообразование педагогов- важный фактор, обеспечивающий успех в работе школы»



Выступление на заседании МО ЕМЦ
«Самообразование педагогов
·
важный фактор, обеспечивающий успех в работе школы»

учитель математике Шунина Е. П.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагогов является самообразование, под которым мы
понимаем целенаправленную познавательную деятельность педагога по
овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными
знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.
Самообразование
· основа роста учителя как специалиста.
Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным
воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за
научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало
сказать, что он отстаёт: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет,
сопротивляется общему движению педагогического коллектива.
Перекликаясь с « учителем русских учителей»
· К.Д.Ушинским утверждавшим, что учитель живёт до тех пор, пока учится; один из
выдающихся ученых современности, академик Д.С.Лихачёв, обращаясь к молодёжи, писал: « Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили,
но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться
· не сможешь и
учить. Ибо знания всё растут и усложняются». Сама жизнь обозначила
проблему непрерывного педагогического образования как наиболее
актуальную.
Самообразование учителя находится в тесной взаимосвязи с
самовоспитанием, проблема которого с годами не становится менее
актуальной. Профессия учителя немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для своих
учеников.
Самовоспитание предполагает сознательную работу по развитию профессиональных качеств своей личности в трёх направлениях:

а) адаптирование своих индивидуально – неповторимых
особенностей к требованиям педагогической деятельн
б) постоянное повышение профессиональной компетентности;
в) непрерывное развитие социально- нравственных и других
свойств личности.
Нельзя не сказать о факторах, стимулирующих процесс самовоспитания,
это внешние факторы и фактор свободного времени.
К внешним факторам относят педагогический коллектив и стиль руководства школой. Педагог попадая в педагогический коллектив,где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне
радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в
профессиональном росте педагогов, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов,пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к
возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в
с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и и.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров ,выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной,а также психолого - педагогической литературы. (Кстати: а на самом деле: куда уходит свободное время учителя?
· в нашей школе на составление всевозможных ненужных справок,пояснительных записок, отчётов и.т.д).

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется
тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счёт внедрения различных
инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.
Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую
профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро
меняющихся условиях ». Активность человека в этих условиях, как
утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и всё более
полное приспособление к среде за счёт своих собственных резервов
и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического
развития будет выступать самообразование.

Итак, одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм учителя, является, на мой взгляд, самообразование.
Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка – представителя нового поколения практически невозможно
заставить что-то сделать, если его не заинтересуешь. Значит, необходимо
выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это
осуществить. Я считаю, что информационно- коммуникационные
технологии являются такими педагогическими средствами. Данные технологии способствуют развитию ключевых компетенций учащихся:
учебных, исследовательских, социально- личностных, организаторских,
информационных. Прежние пути, где организованное, систематическое самообразование
осуществлялось в основном во всевозможных курсах, в кружках, в народных университетах и т. п., оказываются недостаточными. Их место всё больше и больше занимает самостоятельная
индивидуальная работа человека над различными источниками получения знаний лишь при небольшой консультации специалистов той или иной области науки и практики.

Методическая тема школы:
« Повышение уровня профессионального мастерства педагогов как условие перехода на ФГОС»

Моя тема по самообразованию:
«Компьютерные технологии на уроках математики. Освоение новых программ.»

За этот период я научилась обращаться с программами
Microsoft Word -2007, Microsoft Power Point.
С помощью программы Microsoft Power Point составляю презентации, позволяющие продемонстрировать основные положения урока и сделать его более интересным
и понятным для учеников; начала использовать их на уроках и поняла, что это хорошо, удобно, интересно и увлекательно.Увеличивается плотность урока, повышается интерес учащихся.(показ слайдов.)
Как я планирую этапы самообразования?
1.Знакомство с компьютерной техникой, аппаратной частью компьютера: мышь, клавиатура, диски и дисководы, монитор, процессор, принтер, сканер, модем и прочие устройства.

2.Офисная работа: запуск программы, окно программы и его элементы, работа с текстом, форматирование текста, вставка картинок, специфических символов, таблиц, печать документа.

3.Создание презентаций в Microsoft Power Point 2007:
а) создание и форматирование презентаций;
б) режим работы и настройка параметров презентации;
в) использования фотоальбома для презентации;
г) настройка анимации
д) настройка показа презентации;
е) добавление на слайды управляющих кнопок.

4.На будущее: это изучить табличный процессор Microsoft Excel, локальные компьютерные сети, глубже изучить работу в Интернете, участие в Вебинарах для учителей.
Итак, профессионализм педагога зависит зачастую не только от каких-либо внешних обстоятельств (подготовка в ВУЗе, уровень подготовки учеников, заработная плата и т. д.), а, прежде всего от желания педагога быть мастером, профессионалом и достигать этого уровня вопреки всем обстоятельствам, через самообразование.












15