Статья Предупреждение речевых ошибок как важный фактор развития речи младших школьников


"В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному".
Вольтер

Как часто мы слышим от детей:
- Смотри, как налужил дождь!
- Ой, какой пузырь я выпузырила!
- Собака пасть разинула, а потом зазинула.

Согласитесь, что такие высказывания детей обычно приводят нас в умиление, но ведь на самом деле неудачно подобранные слова, неверно построенные предложения – это не что иное, как речевые ошибки. Разрешите представить тему моей работы: «Предупреждение речевых ошибок как важный фактор развития речи младших школьников»
Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. В наше время, когда воспитание культурной личности и создание необходимых условий для её самореализации становится общегосударственной приоритетной задачей (и об этом говорится в стандартах нового поколения), необходима планомерная системная работа по совершенствованию речи детей. Ведь красота и величие, сила и выразительность родного слова всегда являлись важнейшим средством воздействия на человека.
Поэтому поиск оптимальных средств развития речи детей и предупреждения речевых ошибок становится очень АКТУАЛЬНЫМ.

На понимание важности осуществления именно комплексной работы меня навели наблюдения за речью детей и их родителей, а также результаты контрольного изложения, выполненного выпускниками 4-го класса в 2009 году. Анализ этой работы (СЛАЙД) показал, что основная часть ошибок, допущенная учащимися, - это речевые ошибки. Проблема была очерчена, и мне предстояло её решать.


Прежде всего, мне нужно было найти ответы на ряд вопросов:
Какие факторы влияют на речь ребёнка?
Достаточно ли только программного материала по русскому языку для того, чтобы предупредить речевые ошибки учащихся?
Будет ли способствовать повышению качества речи детей проведение работы по предупреждению речевых ошибок на каждом уроке русского языка?

В поисках ответа на первый вопрос я выяснила, что на речь ребёнка влияют
1) биологические факторы (наследственность, заболевания и т.д.) и
2) социально-психологические факторы (семья и социум, т.е. всё то, что окружает ребёнка).
Т.к. первый фактор в большей степени находится в зоне ответственности медицины и специальной коррекционной педагогики, то мы, обычные учителя, оказать большого влияния на него не можем, а вот второй фактор находится в нашей полной компетенции.
Но здесь мы сталкиваемся с противоречием:
между необходимостью вести продуманную, правильно организованную работу и отсутствием системы такой работы.
Решить это противоречие можно, организовав целенаправленное педагогическое воздействие не только на ребёнка, но и на его семью.

Что касается 2 вопроса, то мои наблюдения показали, что, учитывая контингент учащихся нашей школы и уровень речевой культуры многих семей, использование только программного материала по русскому языку, не достаточно.
И здесь снова возникает противоречие:
между необходимостью увеличить объём материала и дефицитом учебного времени по предмету.
Размышляя над этим противоречием, я пришла к выводу, что эффективным способом его решения могут выступить межпредметные связи, когда работа по предупреждению речевых ошибок ведётся не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО и технологии. Кроме того, не стоит забывать о большом потенциале внеурочной работы.

Ответ на третий вопрос я нашла, общаясь со своими коллегами-преподавателями иностранного языка, которые всегда отмечали, что хорошего результата при изучении языка можно добиться путём ежедневных тренировок, пусть понемногу, но каждый день. Это навело меня на мысль о том, что для наших учащихся этот метод может оказаться достаточно эффективным. Но здесь возникает третье противоречие:
Между необходимостью проводить такую работу на каждом уроке русского языка и отсутствием системы упражнений для каждого урока.
В поисках путей решения этого противоречия я проанализировала опыт учителей-практиков (Тимофеева Ольга Валерьевна «Совершенствование речевой культуры у учащихся 3 класса», Климентовская Зинаида Викторовна «Уроки поэзии в начальных классах») по этой теме, и в результате мною был разработан комплекс дополнительных упражнений для работы на каждом уроке.

Таким образом, передо мной стояла цель: создать систему работы, способствующую формированию, развитию грамотной речи и предупреждению речевых ошибок учащихся.
Задачи, которые я поставила, вы видите на слайде:
Проанализировать, какие речевые ошибки встречаются в речи детей.
Разработать комплекс дополнительных упражнений для предупреждения речевых ошибок.
Проанализировать содержание образования по литературному чтению, окружающему миру, ИЗО и технологии с целью поиска наиболее удобных для предупреждения речевых ошибок тем (перефразировать).
Организовать внеклассную работу с учащимися и их родителями.
Экспериментально проверить эффективность данной системы работы.

Итак, какие же речевые ошибки допускают дети? В педагогической литературе этот вопрос освещён достаточно подробно, приводятся различные классификации речевых ошибок и приёмы работы по их предупреждению. Проанализировав работы Цейтлин, Ладыженской, Соловейчик, Львова, сопоставив их с собственными наблюдениями, я пришла к выводу, что наиболее удобной для моей работы является классификация Львова. (Большая таблица на экране). Анализ содержания образования по русскому языку позволил определить, в каких классах над какими ошибками ведётся наиболее интенсивная работа. Это помогло мне разработать комплекс упражнений, которые я использую на уроках русского языка на этапе словарно-орфографической работы.
Задания в разработанном комплексе постепенно усложняются, от слова через словосочетание и предложение к тексту.

Слайд с «полосками».

Работа по предупреждению речевых ошибок начинается с работы по развитию речи, поэтому основное внимание уделяется слову и словосочетанию.

В содержание работы над словом входит:
1. Обогащение словарного запаса
2. Словарно-орфографическая работа
3. Знакомство со словом как средством художественной выразительности.
Какие же виды упражнений я использую?
- подбери к данным словам синонимы
- подбери к данным словам антонимы
- замени фразеологизм одним словом
- выпиши слова в переносном значении.
Мы работаем над синонимами, антонимами, фразеологизмами, над словами в прямом и переносном значении. Мама, крапива кусается? Да. А как она лает? (Объясни, что обозначает это слово в прямом и переносном значении. Примеры упражнений вы можете видеть на слайде.)

Следующая ступенька в работе по предупреждению речевых ошибок – работа над словосочетанием. В процессе изучения словосочетаний не только развивается речь учащихся, но и закрепляется знание норм согласования, управления и примыкания. Виды упражнений, которые я использую, представлены на слайде. Теперь мои ученики точно знают – текет крыша или течет крыша, в пенале у них лежит 6 карандашов или 6 карандашей.
- составь словосочетание с данными словами
- предложи правильный вариант
Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связанной речи.
Далее мы начинаем интенсивную работу над предложением и текстом. Упражнения для работы над предложением можно разделить на 3 группы:
Упражнения на основе образца
Конструктивные
Творческие
Наиболее эффективными я считаю следующие виды упражнений:
1. Составь предложение из данных слов
2. Напиши ответ на данные вопросы
3. Прочитайте предложения. Напишите правильный вариант
4. Найдите повторы в данных предложениях и исправьте их.
5. Составьте из двух предложений одно.

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся.
В работе над текстом можно выделить несколько аспектов:
1. Умение давать развёрнутые ответы на вопросы. Работа над данным аспектом активно проходит на уроках окружающего мира, технологии и ИЗО.
2. Обращаясь ко второму аспекту, подготовка к написанию изложения, свое внимание акцентируем на устном пересказе, который готовит школьников к письменному пересказу образцовых текстов. Эта работа в большей степени принадлежит урокам литературного чтения и окружающего мира.
3. И третий аспект, подготовка к написанию сочинения, подразумевает достаточно сложную и объемную работу.
Упражнения, представленные на слайде, помогают нам в этой работе.
- Раздели текст, напечатанный без точек и заглавных букв, на предложения.
- Восстанови деформированный текст.
- Устно перескажи прочитанное.
- Подготовь устный рассказ по заданной теме (по картинке, по наблюдению, данному началу или концу).
- Выборочный пересказ.

Работа по предупреждению речевых ошибок находит своё продолжение и на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО и технологии. Конечно, на каждом уроке делать это сложно, да и не нужно, но в каждом предмете есть отдельные темы или произведения, где эта работа является очень уместной, например:
Те ошибки, над предупреждением которых мы работаем на уроках литературного чтения, обучая детей разным видам пересказа, представлены на слайде.
- несоответствие сочинения, рассказа, изложения предварительно составленному плану,
- пропуск необходимых слов, эпизодов, фактов,
- нарушение логической последовательности.
На уроках окружающего мира, в рубрике «Сочинялки» я учу детей избегать повторов в тексте, неудачного порядка слов в предложении, т.к. это может привести к искажению смысла. Кроме того, уроки окружающего мира, предполагающие осуществление исследовательской деятельности, дают очень богатую почву по развитию УУД учащихся, формируя исследовательские, совершенствуя коммуникативные навыки детей. Важным этапом работы над проектом является защита проекта, когда учащимся нужно представить проект, и сделать это нужно красиво и грамотно. И вот здесь очень ярко можно увидеть, насколько чиста речь ребёнка. Темы исследовательских работ моих учеников, ставшими призерами и лауреатами вы видите на слайде.

Обратимся к урокам технологии, на которых основное внимание уделяется активизации словаря:
- знакомство с названиями профессий
- с профессиональными терминами
Внимание детей акцентируется на работе с пословицами, поговорками, синонимами, антонимами.
И здесь мы выходим на проектную деятельность, о важности которой я говорила чуть раньше.

Благодатную почву для проведения работы по предупреждению речевых ошибок учащихся дают уроки ИЗО, на которых дети учатся употреблять в своей речи поэтические сравнения, эпитеты, метафоры. Как-то на уроке дети сравнили зимнее солнце с лампочкой в холодильнике. Этот пример послужил поводом для интенсивной работы.

Работа по предупреждению речевых ошибок находит своё продолжение и во внеклассной работе. Один раз в четверть после уроков мы проводим заседание клуба юных лингвистов «Дружеские встречи с русским языком», на которых в игровой, часто, в соревновательной форме, учащиеся ещё раз погружаются в мир родного языка. Тематику наших заседаний по классам вы видите на слайде. Для проведения этих занятий я использую весёлые рифмовки, кроссворды, игры, помогающие детям запомнить правильные и красивые варианты употребления слов родного языка. Эта работа увлекает детей, и они сами начинают заниматься словотворчеством. А результат этой работы представлен в книжках-сборниках.
Вот какое стихотворение получилось, используя рифму: варенье-настроение.

Проводимая работа была бы неполной, если бы не охватывала и родителей учащихся. Мною разработан цикл лекций и практических занятий, который направлен как на оказание методической помощи родителям в работе с детьми, так и, как бы странно это ни звучало, на предупреждение речевых ошибок в речи родителей. Обычно я включаю эти вопросы в повестку дня родительских собраний. Тематику вы видите на слайде.



Такая комплексная работа приносит результаты. В конце каждого класса было проведено изложение и проанализированы речевые ошибки учащихся. Вы видите, что к 4 классу их количество значительно сократилось.
Как показывают данные таблицы, наибольшую трудность у детей вызывает построение текста без повторов одних и тех же слов, пропуск необходимых слов, эпизодов, фактов, неудачный выбор слова.
К концу 4 класса количество речевых ошибок стало меньше. А такие виды ошибок как нелепые суждения и смешение видовременных форм глагола не допустил ни один ученик.

Начальная школа – благоприятный период, когда дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами коммуникации. Поэтому системность проводимой работы, именно на 1 ступени обучения, способствует повышению уровня речевой культуры ребенка, а, значит, и его духовной культуры в целом.


С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.



15