Кинезотерапия — как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста


Кинезотерапия - как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Здоровье детей значительно ухудшается. Важнейшим средством укрепления здоровья в ДОУ является физическая  культура. Однако,  традиционно сложившаяся система физкультурно - оздоровительной работы, для детей детского сада «Журавушка» не дает   нужного эффекта. Все это  подтолкнуло меня поиску эффективных нетрадиционных  средств оздоровления детского организма.  Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной работы. Одной  из  инновационных здоровьесберегающих технологий   является кинезотерапия. Формами такой работы могут стать кинезиологическая и дыхательная гимнастики, а также точечный массаж.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определённые физические упражнения
Кинезотерапия - комплексное применение различных движений для оздоровления детей. Проводится один раз в неделю, всей группой в первую или вторую половину дня, начиная со средней группы.
По данной теме работаю 1 год, свои результаты отслеживаю с медицинской сестрой.
Основные задачи кинезотерапии в дошкольном учреждении:
1. 1.Оздоровительная
Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).
Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.
2. Образовательная
Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
3. Воспитательная
Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Однако психика ребёнка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Поэтому я представлю адаптированные, изменённые в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.
Гимнастика для ёжика.
Цель игры: укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Ход игры. Ведущий показывает детям, как ёжик делает гимнастику. В положении лёжа на спине, ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперёд, т.е. группируется, обхватывая ноги под коленями (ёжик свернулся). Дети показывают, как ёжик делает гимнастику, ведущий поправляет детей. Затем по команде ведущего дети выполняют упражнение 5-6 раз. Перед каждым повторением надо полежать и отдохнуть.
Восточный официант.
Цель игры: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Материалы: поднос или кубик, книга.
Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребёнок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперёд. Выигрывает тот, кто дальше пройдёт. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться - так несколько раз. Руки должны быть полностью расслаблены.
БОЛЕЗНИ НОСА И ГОРЛА.
Шарик лопнул.
Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирование.
Необходимые материалы: фанты из бумаги.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Ведущий предлагает «надуть шарик». Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и широко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «шшш», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2 – 5 раз. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Ведущий следит, чтобы вдох был глубокий, а во время игры не возникало эмоционального чрезмерного возбуждения у ребёнка.

Кто самый громкий?
Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкания губ.
Ход игры. Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй(рот закрыт) и произносить (выдыхать) «ммм», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Тоже и с правой ноздрёй. Игра повторяется несколько раз.
ОБЩИЕ БРОНХОЛЁГОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.
Хомячки.
Цель игры: укрепление мышц челюстно – лицевой области. Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Ход игры. Ведущий говорит игрокам: «Будем ходить 10 шагов(15шагов) с толстыми щёчками, как у хомячков. Для этого надо сильно надуть щёки, рот закрыть, дышать носом. Затем по моему сигналу хлопнуть себя кулачками по щекам – выпустить воздух изо рта, «щёчки опять стали, как у ребят», походить 15 шагов и снова стать «хомячками» - надуть щёки. По команде ведущего игроки начинают ходить. Ведущий повторяет задание 5 – 6 раз и контролирует правильную осанку игроков, носовое дыхание и определяет победителя.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
1. «Качание головой».
Покачаем головой –
Неприятности долой.
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову, голову вперёд и медленно покачивать головой из стороны в сторону. (10 раз).
2. «Домик».
Мы построим крепкий дом,
Жить все вместе будем в нём.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10раз).

3. «Ладошки».
Мы ладошки разотрём,
Силу пальчикам вернём.
Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки. (10 раз).
4. «Потанцуем».
Любим все мы танцевать,
Руки, ноги поднимать.
Поднять невысоко левую ногу, согнув её в колене, и кистью (локтём) правой руки дотронуться до колена левой ноги. Затем то- же проделать с правой ногой и левой рукой (10раз).
5. «Поворот».
Ты головку поверни.
За спиной что? Посмотри!
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади. (10 раз).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО (НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО) МЫШЛЕНИЯ (ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА).
1.« Позевай».
Крепко зубки мы потрём,
А потом крепко зевнём.
Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты. (10 раз).

2.«Руки».
Чтобы ручкам силу дать,
Нужно крепче их сжимать.
Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть. (10 раз).
3.«Запястья».
Чтоб сильней была рука,
Разотрём её слегка.
Обхватить левой рукой запястья правой руки и массировать. То же, выполнять правой рукой. (10 раз).
Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми решает следующие задачи:
1.повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма заболеваниям дыхательной системы.
2.Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в легки, а также деятельности сердечно-сосудистой системы.
Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой форме

Точечный массаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения основных точек и разветвлений нервов. Такой элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Делая массаж в определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.
В массаже задействованы 7 биологических активных точек, с которыми детям удобно работать:
1. начало надбровных дуг;
2. переносица;
3. крылья носа;
4. углы нижней челюсти;
5. мочки ушей;
6. ладони;
7. спина (качание)
Оптимальное количество круговых движений – 16. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся механически, все движения сопровождаются следующими стихами:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли",
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок",
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим",
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись",
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть",
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть",
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть".
Заканчивая точечный массаж, дети говорят: «Хотим мы быть весёлыми, красивыми, здоровыми». Эти слова – своеобразная установка для них на весь день.
Данная методика показала положительный результат, дети стали меньше болеть, с удовольствие выполняют предложенные комплексы упражнений, что способствует укреплению здоровья, улучшению самочувствия и поднятию настроения. Родители отмечают, что в данной группе уменьшается количество заболевших детей. Считаю, свою работу эффективной и планирую продолжать ее в дальнейшем.