Организация профилактической работы, направленной на предупреждение и устранение последствий суицидов среди обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида п. Орловского

Информация об организации профилактической работы, направленной на предупреждение и устранение последствий суицидов среди обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида
п. Орловского за 2012 - 2013 учебный год.

Приказы по образовательному учреждению по профилактике суицидов:
« О мерах по профилактике и предупреждению суицидов среди обучающихся, воспитанников школы – интерната на 2012 – 2013 учебный год » №108 от 01.09. 2012 г.
« Об организации и проведении работы по выявлению учащихся группы риска развития кризисных состояний и суицидального риска на 2012» № 109 от 01.09.2012 г.

Организация информирования участников образовательного процесса о правилах поведения в кризисных ситуациях, службах и специалистах, способных оказать срочную квалифицированную помощь.

2.1. В целях информирования сотрудников ОУ о правилах поведения в кризисных ситуациях администрацией школы разработан алгоритм действий :

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

При возникновении проявлений агрессии и суицидального поведения у обучающихся, воспитанников школы-интерната
Сотрудникам, в присутствии которых произошел данный случай необходимо незамедлительно:
Сообщить директору школы-интерната (лицу, его замещающему) о поведении (настроении) ребенка.
Обратиться за консультацией к педагогу-психологу школы-интерната.
Зафиксировать случившееся в дневнике развития ребенка.
Педагогу-психологу:
Внести запись в журнал консультаций.
Провести установление контакта с ребенком, оценку летальности (возможности суицида).
Выявить проблему ребенка.
Заполнить карту учета проявлений агрессии (суицидального поведения)
Разработать индивидуальную программу психологического сопровождения ребенка.
Разработать рекомендации для педагогов по контролю поведения и эмоционального состояния ребенка.
Классному руководителю отслеживать и контролировать поведение и эмоциональное состояние ребенка во время учебных занятий и на переменах.
Воспитателю интерната отслеживать и контролировать поведение и эмоциональное состояние ребенка во время нахождения в интернате, на прогулке.
Социальному педагогу отслеживать и контролировать поведение и эмоциональное состояние детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следуя рекомендациям педагога-психолога.


В целях оказания срочной квалифицированной помощи в кризисной ситуации в школе-интернате обеспечено размещение стендов с информацией о службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, телефонах доверия, специалистах, способных оказать срочную квалифицированную помощь в кризисной ситуации (информация о ППМС Центрах Ростовской области, список участников проекта «Организация психосоциальной помощи учащимся в кризисных ситуациях, информация об организациях, оказывающих правовую помощь – КДН и ЗП Орловского р-на, служба Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области) .

Мероприятия, направленные на повышение психологической культуры учителей и родителей.

С целью повышения психологической культуры педагогического коллектива и родителей был проведен комплекс мероприятий: тренинги, семинары, психолого-педагогические чтения, родительские лектории, консультации, собрания

Педагогический коллектив

1
Организация работы по профилактике профессионального выгорания
в течение года
психолог

2
Обучение кл. руководителей методике заполнения «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у учащихся»
сентябрь
Зам. директора по УВР
психолог

3
Психолого – педагогические чтения «Причины, профилактика суицидального поведения детей и подростков»
сентябрь
психолог

4
Издание и распространение буклетов по профилактике насилия и суицидов среди подростков «Защити себя», «Дорожи своей жизнью», «Телефон доверия», «Как не стать жертвой преступления»
октябрь
соц. педагог

5
Психолого – педагогические чтения «О жестоком обращении с детьми»
ноябрь
психолог

6
Семинар классных руководителей «Формы и методы профилактики насилия в подростковой среде»
декабрь
соц. педагог

7
Консультация «Ответственность лиц за жестокое обращение с детьми»
декабрь
завуч по ВР
руководитель МО

8
Консультация «Поддержка обучающихся, воспитанников во время подготовки к экзамену»
январь
завуч по УВР
педагог - психолог

9
Тренинг для педагогов «Профилактика агрессивного поведения в школе»
март
завуч по УВР
педагог - психолог

Родители

1
Родительский лекторий:
Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)
Детское доверие, как его сохранить
Современный подросток – кто он?
Подросток ворует
Признаки острых переживаний у подростков, сигналы неблагополучия
Как говорить с юношами и девушками о любви.
Поддержка обучающихся, воспитанников во время экзамена
Чем и как увлекаются подростки
Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Депрессия – это не каприз, а заболевание
Как создать ситуацию успеха у ребенка
Проблемы семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии


по плану, по запросу

психолог
завуч по ВР

психолог
психолог
психолог
психолог

психолог
соц. педагог
соц. педагог

соц. педагог
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог



Наличие образовательных программ, групповых занятий, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся.

В целях эффективной организации профилактической и коррекционной работы, выработки неотложных мер по предупреждению суицидов и суицидальных попыток среди обучающихся, воспитанников разных возрастных групп была составлена и реализована программа профилактики суицидального поведения «Перекресток». (Приложение 1)

Организация индивидуальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В школе-интернате организована системная работа по выявлению и оказанию индивидуальной помощи детям данной категории. На каждого из них разработана индивидуальная программа реабилитации, в реализации которой участвуют специалисты ППМС службы школы-интерната: администрация школы, классные руководители, педагог-психолог, соц. педагог, медицинские работники.

Основными направлениями работы являются:
- выявление причин возникновения сложной жизненной ситуации;
-изучение индивидуальных особенностей ребенка, его положения в коллективе, ближайшего социального окружения;
-сбор информации, диагностика проблем семьи;
-разработка рекомендаций по решению семейных проблем, поиск путей и средств оздоровления обстановки в семьях;
- ведение систематического учёта успеваемости и посещаемости воспитанников;
- организация необходимой психолого-педагогической помощи;
- оптимизация школьной деятельности, межличностных отношений воспитанников и педагогов;
- организация системной работы по правовому воспитанию детей, по профилактике правонарушений с привлечением сотрудников КДН и ПДН;
-системная работа по социальной адаптации, профилактике употребления ПАВ;
-организация свободного времени воспитанников ( вовлечение в работу блока дополнительного образования, привлечение к участию в творческих мероприятиях);
-оказание специализированной медицинской помощи, консультирование, назначение врачом-психоневрологом.

Выявление детей группы суицидального риска.

Для выявления обучающихся, воспитанников группы суицидального риска в школе-интернате проводится ряд мероприятий:
- проведение мониторинга среди учащихся 1 - 9 классов по выявлению  детей, находящихся в кризисных ситуациях, посредством заполнения и последующего анализа «Таблицы факторов  наличия кризисной ситуации у учащихся » 2 раза в год;
- изучение межличностных взаимоотношений обучающихся в классных коллективах (социометрия), выявление изолированных  детей;
- изучение адаптации учащихся 1-х, 5-х, в том числе, самооценки, уровня тревожности;
- беседы с учителями, родителями.

Организация комплексного сопровождения детей и подростков с высокой степенью суицидального риска (с приложением примера индивидуальной программы)

Для оказания своевременной квалифицированной помощи детям и подросткам с высокой степенью суицидального риска предусмотрена разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации (Приложение 2)

Порядок действий администрации образовательного учреждения в случае завершенного суицида обучающегося.

Приказом по школе-интернату VIII вида п. Орловского от 01.09.2011 года № 151 « О мерах по профилактике и предупреждению суицидов среди обучающихся, воспитанников школы-интерната VIII вида п. Орловского» утверждён следующий порядок действий в случае завершённого суицида:

1. При возникновении случаев совершения суицидов, независимо от места совершения (во время образовательного процесса или в быту) сообщать незамедлительно директору школы – интерната, дежурному администратору;
2. Директор школы – интерната незамедлительно информирует:
- министерство общего и профессионального образования области;
- прокуратуру по месту возникновения несчастного случая;
- ОВД по месту возникновения несчастного случая.
2.2. Обеспечивает незамедлительное предоставление информации в Минобразование Ростовской области о факте совершения завершенного суицида и суицидальных попыток в строгом соответствии с утвержденным порядком.
2.3. При возникновении случаев совершения суицидов проводит специальное расследование в соответствии с действующим законодательством.
2.4. При возникновении несчастных случаев со смертельным исходом в результате завершенного суицида, а также суицидальных попыток немедленно принимает меры к устранению причин, повлекших несчастный случай, создает комиссию по специальному расследованию несчастного случая в составе: председателя комиссии – представителя Минобразования Ростовской области, членов комиссии – представителей Минобразования Ростовской области, администрации учреждения, членов педагогического коллектива, в т.ч. психолога, специалиста, ответственного за охрану труда в образовательном учреждении. Своевременно проводит расследования по фактам несчастных случаев и обеспечивает предоставление полного пакета документов (материалов расследования) в установленные сроки в отдел специального образования и социально-правовой защиты детства с обязательным согласованием в курируемом отделе.
3. Комиссия по специальному расследованию несчастного случая, связанного с суицидом:
3.1.- в течение 3-х суток проводит расследование обстоятельств и причин несчастного случая;
- готовит материалы расследования, составлять акт о несчастном случае по форме Н-2 в 4-х экземплярах, разрабатывать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направлять на утверждение в Министерство образование Ростовской области.
3.2. Комиссия по специальному расследованию несчастного случая со смертельным исходом в результате завершенного суицида, а также суицидальных попыток дополнительно к материалам специального расследования предоставляет в отдел специального образования и социально-правовой работы минобразования Ростовской области:
справку Комиссии о проведении расследования по завершенному суициду обучающегося (воспитанника);
психолого-педагогическое заключение по факту завершенного суицида несовершеннолетнего.
3.3. По окончании специального расследования несчастного случая, связанного с суицидом, издаётся приказ о выполнении предложенных комиссией мероприятий по устранению причин, приведших к несчастному случаю, и наказании лиц, допустивших нарушения требований соблюдения безопасности жизнедеятельности.











Приложение №1


ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
«ПЕРЕКРЕСТОК»

2012 – 2013 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся, воспитанников разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006,
ЦЕЛЬ : в формировании у обучающихся, воспитанников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
3.ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
4. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. Наибольший эффект программа может быть реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Просвещение и профилактика

Обучающиеся, воспитанники

№ п/п
Содержание работы
Сроки
Ответственный

1
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации
в течение года
соц. педагог

2
Составление базы данных по социально неблагополучным семьям
сентябрь
соц. педагог

3
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска
в течение года
соц. педагог

4
Организация оздоровления и отдыха детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В течение года
соц. педагог

5
Психологические классные часы:
Что делать с гневом (1, 2 класс)
Я могу собой гордиться (3 класс)
Я ушел в свою обиду (4 класс)
Мои поступки (5 класс)
Что значит быть агрессивным (6 класс)
Как избавиться от стресса? ( 7 класс)
Что такое толерантность ( 8 класс )
Толерантная и интолерантная личность

октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

Психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог
психолог

6
Правовые классные часы:
Преступление и наказание. Что ты должен знать об УК РФ (5-6 кл.)
Уголовная ответственность несовершеннолетних (7-9 кл.)
Знаешь ли ты свои права и обязанности (7 – 9 классы)

сентябрь, октябрь
ноябрь

инспектор

инспектор

соц. педагог

7
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся, воспитанников к выпускным экзаменам (тренинг 9 класс)
март - апрель
психолог

8
Игра для обучающихся 5 класса «Мы пятиклассники» (сплочение коллектива)
октябрь
психолог

9
Игра для обучающихся 7 класса «Как избавиться от стресса»
март
психолог

10
Психокоррекционная группа с подростками девиантного поведения
в течение года
психолог

11
Психокоррекционная группа с неадаптивными детьми (1 класс)
октябрь - март
психолог

Педагоги

1
Организация работы по профилактике профессионального выгорания
в течение года
психолог

2
Обучение кл. руководителей методике заполнения «Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у учащихся»
сентябрь
Зам. директора по УВР
психолог

3
Психолого – педагогические чтения «Причины, профилактика суицидального поведения детей и подростков»
сентябрь
психолог

4
Издание и распространение буклетов по профилактике насилия и суицидов среди подростков «Защити себя», «Дорожи своей жизнью», «Телефон доверия», «Как не стать жертвой преступления»
октябрь
психолог

5
Психолого – педагогические чтения «О жестоком обращении с детьми»
ноябрь
психолог

6
Семинар классных руководителей «Формы и методы профилактики насилия в подростковой среде»
декабрь
соц. педагог
завуч по ВР
руководитель МО

7
Консультация «Ответственность лиц за жестокое обращение с детьми»
декабрь
завуч по УВР
педагог- психолог

8
Консультация «Поддержка обучающихся, воспитанников во время подготовки к экзамену»
январь
завуч по УВР
педагог - психолог

9
Тренинг для педагогов «Профилактика агрессивного поведения в школе»
март
завуч по УВР
педагог - психолог

Родители

1
Родительский лекторий:
Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)
Детское доверие, как его сохранить
Современный подросток – кто он?
Подросток ворует
Признаки острых переживаний у подростков, сигналы неблагополучия
Как говорить с юношами и девушками о любви.
Поддержка обучающихся, воспитанников во время экзамена
Чем и как увлекаются подростки
Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Депрессия – это не каприз, а заболевание
Как создать ситуацию успеха у ребенка
Проблемы семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии


по плану, по запросу

психолог
завуч по ВР

психолог
психолог
психолог
психолог

психолог
психолог

соц. педагог
соц. педагог

соц. педагог
психолог
психолог
психолог


2
Школа для родителей
по плану
соц. педагог
психолог

Диагностика

Обучающиеся, воспитанники

1
Исследование социального статуса
ежегодно
кл. руководитель

2
Исследование уровня адаптации
по плану
психолог

3
Исследование уровня тревожности
по плану
психолог

4
Тест Люшера
по плану
психолог

5
Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины)
по запросу
психолог

6
Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации
по запросу
психолог

7
Склонность к отклоняющемуся поведению
дети группы риска
соц. педагог

Родители

1
Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин
по запросу
психолог

2
Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин)
по запросу
психолог

3
Диагностика семейной ситуации
по запросу
психолог

Коррекция

1
Коррекционное занятие «Толерантная и интолерантная личность»
октябрь
психолог,.
кл. руководитель

2
Психологическая акция «Письмо матери» с целью формирования детско – родительских взаимоотношений
ноябрь
психолог

3
Занятие «Записки из дневника (откровения наркоманов)»
ноябрь
март
психолог

4
Психологический тренинг по профилактике суицидального поведения «Моя дорога к себе» 7 -9 классы
декабрь
соц.педагог

5
Тренинг «Твоя профессиональная карьера» 9 класс.
февраль
психолог
кл. руководители

6
Тренинг по развитию толерантных отношений «Толерантность»
март
соц.педагог

7
Акция «Скажи телефону доверия «ДА!»
март
психолог





Приложение №2

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Орловского


Индивидуальная программа коррекционно – развивающей работы
(профилактика суицидального поведения подростка)

Фамилия, Имя ребенка Татьяна П******а
Дата рождения 14.10.1998 г. класс 5

Клинический диагноз: Умственная отсталость легкой степени
без нарушения поведения

Проблема : умеренно - выраженные эмоционально – волевые расстройства ( колебания настроения, депрессия, неустойчивость самооценки)

Сроки реализации индивидуальной программы: май 2012 года ( ежедневно)

Форма работы: индивидуальная

Предполагаемый результат: уровень тревожности в пределах нормы, сформированная адекватная самооценка; ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью.

Направления коррекционной работы:
Усиление личностных ресурсов в формировании « антисуицидального барьера».
Обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций;
Повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости

Содержание работы

№ п\п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
Содержание

1.
Установление контакта, кризисная поддержка, формирование установки на сотрудничество
1
21.05

Диагностический минимум ( тест Люшера, ЦТО)

2
Знакомство с самим собой.
Я - концепция
1
22.05
Упражнение «Кто Я?» Упражнение «Я – высказывание»

3.
Использование техники «Жизненная прямая»
1
23.05.
Проанализировать свое отношение к событиям, которые произошли в жизни до сегодняшнего дня.

4.
Обсуждение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе вашей жизни».
1
24.05
Помочь найти, как можно больше выходов из каждой трудной ситуации и решений данной проблемы.

5.
Основы конструктивного взаимодействия, психологические механизмы установления позитивного контакта с другими людьми.
2
25.05
26.05
Моделирование проблемных ситуаций, стили поведения в конфликте. Упражнение «Я – высказывание»

6.
Мобилизация адаптивных навыков проблемно – разрушающего поведения
1
28.05
Упражнения «Мои права», «Мои ценности»

7.
Формирование образа позитивного будущего
2
29.05
30.05
Упражнение «Линия жизни»
Упражнение «Прогнозируем свое будущее» Диагностический минимум (тест Люшера, ЦТО)

8.
Оптимизация семейных взаимоотношений
1
30.05
Совместное занятие с родителями «Семейный альбом»


Итого
10 часов






Использованная литература:

Анн Л. Психологический тренинг с подростками, Питер, 2005г.
Вербовая Н., Осипенко В. Тренинг социального действия, Калининград, 2006г.
Вроно Е. За гранью отчаянья ( журнал Школьный психолог №17 2000г.)
Крюкова М., Никитина Т, Сергеева Ю. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие, М., изд. НЦЭНАС, 2001г.
Реан А.А. Психология подростка, м., Олма-Пресс, 2003г.
Фадина А.Г. Работа школьного психолога по профилактике подросткового суицида (материалы первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы»), М., 2004г.
Материалы журнала Вестник практической психологии образования №2(7) 2006г.
Методические рекомендации для учреждений образования по профилактике суицидального поведения. Сальск, 2010г.












Заголовок 115