Конспект урока Склонение имён существительных во множественном числе

Ход урока
«Склонение имён существительных во множественном числе»
4 класс
Орг. момент, психологический настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята. Красиво садитесь.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
Девизом нашего урока будут слова: Знаешь – говори, не знаешь – слушай.
- Анализируя слова девиза, как вы думаете, что будете делать сегодня на уроке?
(Открывать что-то новое (получать новое знание).
А когда мы открываем новое знание, какие шаги учебной деятельности Вы делаете?
Вспоминаем то, что важно для урока
Определяем основной вопрос урока
Открываем новые знания.
Применяем новые знания
- А каким образом мы находим новые знания?
(чего я не знаю, сам найду способ)
Вот по этому плану мы сегодня и будем работать
Орфографическая минутка
Игра «Чей ряд быстрее». С каждого ряда дети по очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы.
Зап Ад вАгон мАгазин
улИца космОнавт раССказ
рИсунок мОрковь тЕлефон
аВтобус инжЕнер тЕатр
вОсток автомОбиль кАлендарь
кИлограмм севЕр адрЕс
бАгаж дЕкабрь тЕтрадь
- Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой выбор (слова, женского рода лишние)
3. Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии
Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Какое сегодня число?
(Шестнадцатое)
- А скажите, что будет через 15 дней? (Новый год)
- Какой год наступит? (2017 – год петуха)
- Как вы понимаете фразу: Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.
( Доброе, сказанное искренне, от всей души слово долго радует человека).
Прочитайте слова, записанные на экране. (огород, молоко, молоток, города)
- Что объединяет эти слова? (Словарные., надо запомнить букву о,3 слога.)
А что ещё в них общего? (сущ)
Верно, это существительные
Ребята, составьте кластер (схему)?













Вот это, ребята, вы знаете..
А что ещё вы можете узнать об имени существительном?
4. Постановка проблемы.
Значит, какая тема нашего урока? (Склонение имен сущ. мн. числа)
Какая же цель нашего урока? (Как определить склонение имени сущ. мн. числа)
А какие учебные задачи вы поставите пред собой?
Узнать .
Учиться .
(Грамотно писать падежные окончания имен сущ. мн. числа)
Ребята, а какое слово в нашем ряду лишнее? Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.
Докажите почему? (Это сущ. мн.ч.)
А что вы можете рассказать про это слово?
Лексика. Города- это
Фонетика. [гарада] в этом слове 6 букв, 6 звуков, 3 гласных и 3 согл.
Морфология. Сущ. обознач. предмет, нариц., неодуш., мн.ч.

А к какому типу склонения относится данное слово? Обсудите этот вопрос парах и укажите в скобках то склонение, которое вы считаете верным.




Чья пара готова дать ответ?
- А как вы действовали?
Поставили сущ. в н.ф.
Вспомнили правило
Определили склонение

- Сравните свой алгоритм, который вы вывели самостоятельно с авторским выводом в учебнике на с.131.
- Прочитайте вслух. Совпадают ли ваши рассуждения.
- Хорошо, вот по этому алгоритму вы будете работать при определении типа склонения сущ. мн. числа.

- А вот какие окончания имеют существительные мн. числа всех типов склонения вы исследуете сами, работая в группах.

5. Открытие нового знания
Каждой группе необходимо:

Определить тип склонение сущ., слова, данного на карточке
Просклонять это сущ.
Выделить окончания

1 группа - берёзы 2 группа - столы 3 группа - мыши

Но сначала повторим правила сотрудничества.

Слушать друг друга;
Уметь уступать;
Уметь договариваться;
Распределять роли в группе.

Справившаяся группа показывает сигнал готовности. Каждая группа озвучивает свое задание и доказывает свои рассуждения.
(У нашей группы было слово
Оно относится (потому что..)
При склонении этого сущ. мы увидели, что)

Учитель фиксирует модели детей на доске



БЕРЁЗ
И.п



Р.п



Д.п



В.п



Т.п



П.п





СТОЛ
И.п



Р.п



Д.п



В.п



Т.п



П.п









МЫШ
И.п



Р.п



Д.п



В.п



·Т°
Т.п



П.п



Ребята, что вы заметили, глядя на эту таблицу? (Сущ. мн.числа, разных типов склонения в Д, Т, П. падежах имеют одинаковые окончания. )

- Сравните ваши наблюдения с таблицей из энциклопедии. Такие ли там окончания? слайд

Физминутка Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.
-Если услышите сущ. в ед.числе стоим, если во множ. приседаем.
Страны, ручка, школы, огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.
Первичное закрепление
А можем мы сказать, что решили всю учебную задачу? (Не совсем)
Значит, чему же мы будем еще учиться на уроке? (Будем учиться определять склонение имени сущ. мн. числа; и грамотно писать падежные окончания сущ. мн. числа)

А теперь, ребята, пользуясь нашими выводами и правилом в учебнике, будем учиться определять склонение имени сущ. мн. числа, а также правильно писать падежные окончания сущ. мн. числа

Но вначале давайте составим алгоритм наших действий:
прочитать слово;
определить склонение;
определить падеж;
вспомнить окончание
записать слово
Выполняют задание поочередно у доски.
из кальмарОВ в городАХ
от запахОВ на болотАХ
по звёздАМ на выставкАХ
для музеЕВ за кораблЯМИ
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Разноуровневые карточки
Уровень 1.
Спиши . Определи падеж и число выделенных существительных:
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири. (Карина, Олеся, Надя, Дима)

Уровень 2.
Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
Нет без леса России, без снегов и озёр,
Нет без сумерек синих и без розовых зорь.
Нет России без луга, где от маков светло,
Где ромашковой вьюгой землю всю занесло. (все остальные)

Уровень 3.
Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен в жёлтых зёрнах пшениц , в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор прибавилось голосов. (Полина, Максим, Ваня, Даша, Алина, Вика)
Самостоятельно выполняют задание в тетради. Проверка по эталону- образец распечатать детям для сверки. Самооценка
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итак, ребята, какие же знания вы сегодня от урока приобрели? (Научились склонять сущ. во мн. числе, писать падежные окончания сущ. мн. числа)
Где можете применить свои знания? (В жизни, на к/р, с/р)
А какой результат совместной работы вы получили?

знаю.
запомнил
смог

Дифференцированное домашнее задание
Перед вами текст.
(Слайд 13)
Прочитайте его.
Пришла зима с крепкими ,сильными , большими . В зимнем , на снегу видны узоры заячьих . Трещат .
– Какая часть речи пропущена?
– Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.
Кто не уверен в своих силах, возьмите розовую карточку.
Задания на этих карточках вы выполните дома.
Зеленая карточка.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу существительные. Определите падеж существительных множественного числа.
Пришла зима с крепкими ,сильными , большими . В зимнем , на снегу видны узоры заячьих . Трещат .

Желтая карточка
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж существительных множественного числа.
Пришла зима с крепкими ,сильными , большими . В зимнем , на снегу видны узоры заячьих . Трещат .
Слова для справок: морозы, сугробы, следы, вьюги, лес.

Розовая карточка.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания существительных. Определите падеж существительных множественного числа.
Пришла зима с крепкими мороз.. ,сильным вьюга., большими сугроб.. В зимнем лес. , на снегу видны узоры заячьих след... Трещат мороз.. .





существительное

Кто? Что?

?

скл.

?

род

ед. ч мн.ч

собств. нариц.

одуш. неодуш

предмет

Города (__ скл.)





15