Разработка урока по русскому языку в 6 классе «Склонение имен существительных во множественном числе» с использованием Сингапурской методики


В 2013-2014 учебном году я   работаю  над  реализацией  совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy « Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит  групповая форма работы, работа в парах. Для меня, учителя с 27-летним стажем работы в школе, новые структуры  обучения – большая возможность для повышения качества преподавания русского языка и литературы.
В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.
 Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.
       Таким образом, использование приёмов проблемно-ориентированного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать инновационные  подходы  в обучении школьников.
      Использование    обучающих структур сингапурского метода обучения и электронные образовательные ресурсы дают возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы; приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействие ученика с учеником. С помощью  взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, и креативность. Ученики от пассивности на уроках переходят к заинтересованным обучающимся.
Тема: Склонение существительных во множественном числе.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения имён существительных во множественном числе.
Задачи урока :
- научить правильно писать падежные окончания имён существительных во множест-венном числе, сформировать орфографическую грамотность;
- развивать память, мышление; устную и письменную речь;
-воспитывать трудолюбие, взаимовыручку и чувство коллективизма.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент.-Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем партнёра по лицу, партнёра по плечу.
-Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках ?- Склонение имён существительных.
- Спасибо , ребята!
II. Разминка. КОНЭРС.
Углы ( На листочках : 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение). У вас на руках карточки со словами. Каждый из вас должен подумать 3 секунды и записать , к какому склонению относится это существительное.
У кого существительное первого склонения - пройдите в свой угол, у кого существительное второго склонения – в этот угол, у кого существительное третьего склонения – в другой угол.
Ученики выбирают свои углы.
- Встаньте, задвиньте стульчики .Подойдите к вашему углу и найдите для разговора партнёра не из вашей команды.
- Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол ? ( 15 секунд)
- Поделись мнением своего партнёра.( Из каждого угла по 1 человеку)
- Как вы определили, какой угол вам нужен?
( На что оканчивается существительное в И.п. ед ч. и к какому роду относится.)
- Теперь в вашем же углу найдите другого партнёра, с кем вы ещё не общались и просклоняйте существительные. Начинает тот, кто повыше. (Чередуясь, 15 секунд).Поблагодарите своего партнёра. Спасибо.
III. Основная часть .1.Сейчас вы работаете с партнёром по плечу. У вас на столах есть карточки на оранжевых листочках. Назовите четвёртое лишнее слово. У вас должно получиться 3 слова. ( Лишние слова: 1 ряд- рыбаки, 2 ряд - реки, 3 ряд –степи).
- Почему лишними оказались слова рыбаки, реки, степи ?( Ответы учащихся)
- Правильно , спасибо. Перед нами имена существительные во множественном числе. Обратите внимание на их склонение.
Вывод : существительные всех трёх склонений во множественном числе имеют совпадающие окончания в Д.п. –ам, -ям ; в Т.п. –ами, -ями; в П.п. –ах, -ях. На экране проецируется склонение существительных во множественном числе. Записываем в тетрадях.
2. МИКС ПЭА ШЭА.
Ученики молча смешиваются под музыку , двигаясь по кабинету.
- Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам учеником и « дать пять» ( взяться в воздухе за руки). Затем я задаю вопрос и даю 3-5 секунд на размышление.
Первый вопрос. Будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?
( ТАЙМД ПЭА ШЭА.30 сек.)
- Поблагодарите своего партнёра.
- А теперь на этот вопрос ответит тот, у кого больше пуговиц.( Во множественном числе существительные не различаются по склонениям.)
( Музыка останавливается , ученики находят другую пару.)
Второй вопрос. Посмотрите, пожалуйста , на экран. Грач оканчивается на – ч,( сущ.мужского рода , после шипящих Ь не пишется) , мышь – на –Ь( сущ. женского рода, после шипящих пишем Ь), а что происходит со следующим примером : роща – рощи – рощ., плечо- плечи – плеч.
- Подумайте 5 секунд.
( ТАЙМД ПЭА ШЭА. 30 сек.)
- Поблагодарите своего партнёра.
- А теперь на этот вопрос ответит тот, у кого волосы светлее.
( Музыка останавливается , ученики находят другую пару.)
Вывод: в именах существительных женского и среднего рода в Р.п. множественного числа после шипящих Ь не пишется .-Спасибо, ребята. Молодцы.
Третий вопрос. Окончания каких падежей будут одинаковыми при склонении имён существительных во множественном числе ?- Подумайте 5 секунд.
( Ученики делятся своими партнёрами по 30 секунд. ТАЙМД ПЭА ШЭА)- Поблагодарите своего партнёра.
- А теперь на этот вопрос ответит тот, кто ниже ростом.
-Спасибо, ребята. Молодцы. Пройдите на свои места.
3. Работа с учебником . Упражнение 269, стр.105. Списать, раскрывая скобки и ставя существительные во множественном числе.
4.РАУНД РОБИН по часовой стрелке.
Работа на жёлтых листочках
- На карточках к словам из левого столбика подберите нужное слово из правого столбика и проведите стрелочки. Начинает ученик под номером 1.
Р.п. мамы
Д.п. мам
Т.п. мамам
И.п. мамы
В.п. мамами
П.п. о мамах
- А теперь на этот вопрос ответит тот, кто выше ростом.
5. Ребята, образование именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных вызывает наибольшее затруднение у сдающих ЕГЭ (А3).
Посмотрите , пожалуйста, на экран.
Работа с учебником .Упр.272, стр.106. Образуйте от данных существительных сначала форму И.п.мн.ч. , затем- форму родительного падежа множественного числа.
Банан – бананы, бананов; яблоко- яблоки ,яблок; грамм- граммы, граммов; ботинок- ботинки, ботинок; город- города, городов, и т.д.
6. КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД.
-Ребята. встаньте, поднимите руку и найдите ближайшую пару. Ученик А спрашивает ученика В.
Ученик В отвечает. Ученик А помогает и хвалит .
-А теперь меняемся ролями.
Ученики меняются карточками и благодарят друг друга. Ученики проверяют и обучают друг друга , используя карточки с вопросами и ответами по теме. Ученики А-В меняются карточками.
( Карточки заранее приготовлены учителем. Как образуется от данных существительных форма Р,п. множественного числа?
Пара ( ботинки, чулки,носки)
много( дела, яблоки)
килограмм ( апельсины, помидоры)
пара ботинок, чулок, носков;
много дел, яблок;
килограмм апельсинов, помидоров
7. Работа на местах. Закрепление пройденного материала с помощью тестовых заданий:
1. В русском языке падежей:а) 7б) 9в) 62. Творительный падеж отвечает на вопросы:а) кто? что?б) кем? чем?в) кого? что?3. Существительные в Д. п. мн.ч. имеют окончание:а) –ы, -и.б) –ами, -ями.в) –ям, -ам.
4. В каком падеже существительные во множественном числе имеют окончания –ах, -ях:а) Творительныйб) Именительныйв) Предложный.5. В каком падеже в существительных женского и среднего рода мн. ч. после шипящих ж, ш, щ, ч на конце ь не пишется? а) Р.п. б) Д.п. в) П.п.
Ученики рещают тесты и меняются тетрадями с партнёром по плечу. На экране даются ответы. Ученики проверяют работы своих товарищей и ставят оценки.
IV. Подведение итогов.
- Домашнее задание. Решите лингвистическую задачу. Оценки.
- Спасибо за урок.