Конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных во множественном числе (4 класс)


Русский язык 4-2-1
Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»
Тема урока: Склонение существительных во множественном числе.Цель урока:
1. Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку в разных видах речевой деятельности, учить склонению существительных во множественном числе; упражнять учащихся в определении падежей: обогащать словарный запас учащихся; расширять знания об экзотических животных.
2. Расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка.
3. Развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________
Оборудование, наглядность, ТСО
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тишины).
Оформление тетради (число, классная работа).
— Какая погода сегодня за окном?
— Какое настроение она навевает на вас?
— Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.
2. Чистописание

ле.. леопард ягуар
Укротительница львов
Уд..вит уч..ников:
Укрощ..ет льва и львицу,
Ужас как мыш..й б..ится!
В. Берестов
— Объясните написание пропущенных букв.
— Определите падеж имен существительных.
— В однокоренных словах выделите корень.
— Слова: лев, леопард, ягуар. Что общего в этих словах? (Они обозначают животных из семейства кошачьих, обитающих в жарких странах.)
1. Игра «Десять львов»:
I)___ЛЕВ__ 6)__ЛЕВ____
Первый лев — властитель домны. Лев — источник новостей.
2) ЛЕВ___ 7) _ ЛЕВ
А второй — цветочек скромный. Здесь, в седьмом, бычок вздыхает.
3)_ЛЕ__В__ 8)__ЛЕВ__
Третий лев пасет оленей. Этот полю помогает.
4)ЛЕ_В__ 9)__ЛЕВ__
Этот острый, в мыльной пене. Этот в руки взял журнал.
5)_ЛЕВ__ 10) ЛЕ__В__
Пят ый — корм для лошадей. А десятый — очень вял.
(Ответ: сталевар, левкой, оленевод, лезвие, клевер, телевизор, хлев, полевод, рулевой, ленивец.)3. Словарная работа.
Львята шли из м..газина Только львятам до ж.рафас толстой сумкой в воскресенье. д..крич..ться нел..гко.
по пути зашли к ж..рафу потому что у ж..рифапригласить на день р.жденья. уш.. очень д..леко.
В. Мавродиев— Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.
— Назовите словарные слова.
— Определите падеж выделенных имен существительных.
Львиная доля — большая часть чего-либо.
Львиный зев — льнянка. Это красивый желтый цветок, который очень хорошо пахнет. Сдавите один цветок с боков. Видите, он как будто бы рот раскрыл. Сунешь туда палец — укусит!
4. Актуализация знаний.
Ответим на вопрос упр. 143 стр 57
Работа с правилом.
- Какие окончания имеют имена существительные в И.п. мн.ч.?

5. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем склонять существительные во множественном числе.
Чему бы хотели научиться на уроке?
6. Физкультминутка
7. Работа по теме урока.
Упр. 144 – с разбором у доски.
И.п. варежки сапоги
Р.п. варежек сапог
Д.п. варежкам сапогам
В.п. варежки сапоги
Т.п. варежками сапогами
П.п. о варежках о сапогах
упр. 145.
Работа с правилом по учебнику стр. 58
- Приведите свои примеры – работа в парах по вариантам. Сначала первый вариант проговаривает второму.
Упражнение в определении падежа имен существительных и распознавании винительного падежа.
1. Упр. 146. с. 58.
— По каким признакам вы отличили родительный падеж от винительного? (Вопросы, предлоги, значение.)
2. Работа с текстом:
1) Гепард, кошками, звено, собаками, промежуточное, между. 2) Он, леопарда, меньше, льва, и. 3) Этот, пустынях, зверь, и, саваннах, обитает. 4) Он, людям, не показываться, старается, глаза, на. 5) Гепарды, днем, охотятся, или, в, преимущественно, сумерках. 6) Добычей, газели, и, хищника, другие, являются, джейраны, антилопы, мелкие. 7) Охотится, птиц, он, и, зайцев.— Из слов составьте предложения.
— Подчеркните имена существительные в родительном и винительном падежах. Выделите в этих именах существительных окончания.
— Что нового вы узнали о гепарде?
3. Письмо по памяти:
Уж очень вид у них чудной: За что она обижена?
У папы локоны волной. Недаром часто злится
А мама ходит стриженой. На всех мамаша львица.
В. Волина
— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.
— Подчеркните слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Почему?
— Обозначьте падеж имен существительных.
8. Самостоятельная работа творческого х-ра.
Работа с текстом:
У леопардов вытенутое, гипкое, мощное тело, круглая галава и очень сильные лапы. Это замечятельно кросивое жывотное. Мех у него густой, ярко окрашенный, но не пушыстый. Держытся этот хищьник всегда в одиночьку и выходит на охоту только ночю. Он прекрасно лазает по диревьям, но в основном охотится на зимле.
Из серии «Смотри и изучай животных»
— Исправьте ошибки, допущенные в написании слов.
— Что нового вы узнали о леопарде?
— Подчеркните имена существительные в винительном и родительном падежах.
9. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Над чем работали? Что еще надо отработать? В чем потренироваться?
Наш урок подошел к концу, потренируемся дома.
10. Домашнее задание.
Упр. 147.
11. Рефлексия
Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?