План конспект урока русского языка в 4 классе на тему:«Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»


Тема «Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в дательном, творительном, предложном падежах»
Цели урока:
Познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного, предложного падежей имён существительных множественного числа.
Отрабатывать навык правописаний окончаний имён существительных множественного числа, их правильного употребления в речи.
Развивать зрительную память, орфографическую зоркость.
Воспитывать умение работать в коллективе, группе, паре; умение прислушиваться к мнению своих товарищей; умение объективно оценивать других и себя.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» 4 класс.
Рабочая тетрадь
Карточки с заданиями для работы в группе, паре
Ход урока:
Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивирование детей к учебной деятельности.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
А начнем мы урок с такой пословицы. (Слайд 1).
Всякое умение трудом дается.
- Как понимаете значение этого высказывания? (Чтобы получить результат нужно упорно трудиться и прилагать усилия).
- Что для нас труд?
- Чем измерим наш труд? (отметками)
- Кто готов сегодня получить отметку «5»?
Минутка чистописания.
Отгадайте, о какой букве идёт речь?
Индюки и индюшата Интересные ребята.На индюшек посмотри И запомни букву... 
Какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
Что вы знаете об этой букве?
Разминка для рук.
Число , классная работа, письмо заглавной и строчной буквы и.
Сегодня на урок к нам пришёл сказочный герой, как его зовут? (Лунтик) . он принёс нам загадки. Я вам их прочитаю а вы напишите отгадки.
Как это скучно —
Сто лет без движенья
В воду глядеть на своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Нежная, грустная .... (Ива)
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называют кораблик.... (Иголка)
Натужится, напружится,
Начнёт болтать,
По-чудному лопотать. (Индюк)
И не снег, и не лёд,
А серебром
Деревья уберёт. (Иней)
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Эти дни — вершина лета.
Что, скажи, за месяц это? (Июль)
Проверка.
Молодцы ребята, справились с заданием Лунтика. Пока мы проверяли правильно ли выполнили мы задание к Лунтику в гости прилетел его лучший друг, как его зовут? (Пчелёнок). Сегодня он был в школе и познакомился там с новым словарным словом, а с каким именно мы узнаем выполнив следующее задание.
Словарно-орфографическая работа
-Ребята! Сейчас мы вспомним написание некоторых словарных слов. Вы будете разгадывать кроссворд, работая в группах.(Приложение1)
-Какое слово в выделенном столбце у вас получилось? (Инженер)
-Каково значение этого слова?
-В Толковом словаре русского языка Ожегова написано: Инженер-специалист с высшим техническим образованием. Запишем слово и его транскрипцию. Инженер[инжын' эр ] ,[инжэн' эр].Составьте и запишите предложение с новым словарным словом. Письмо под диктовку.
3. Создание проблемной ситуации.
Продолжаем работать в парах. Возьмите карточку №2. Выполните задание по плану.
План работы:
Прочитайте слова. Выделите общий признак.
Определите по каким признакам слова можно разбить на группы.
Запишите слова в тетради, разбив их на группы.
Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
Сделайте устно вывод.
На карточках даны слова: письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.
-Кто же может назвать тему урока?
Верно. Тема нашего урока - Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе.
- На какие вопросы отвечают имена существительные в Д.,Т.,П. падежах?
-Какие окончания имеют имена существительные во мн. числе в Д.п.,Т.п., П.п.?
На доске появляется запись:
Д.п.- -ам, -ям
Т.п.- - ами, -ями
П.п.- - ах, -ях
4. Игра на закрепление полученного знания.
А сейчас нам Лунтик и Пчелёнок предлагают поиграть немного . Работаем по рядам. Я называю слова- имена существительные в И.п. ед.ч.,а ребята первого ряда запишут их в Д.п. мн.ч., ребята из второго ряда запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьего ряда- в П.п. мн.ч.
Я диктую слова: кошка, рыба, уж, червь, лось, окно, звезда ,успех ,дерево, мышь, лошадь.
Проверка.
-Какие окончания нужно писать у имен существительных в Д., Т., П.падежах мн.ч.?
5. Физкультминутка.
-Я буду называть имена существительные и в ед. ч и во мн.ч. если услышите существительное в единственном числе- наклон вправо, если во множественном- наклон влево. Будьте внимательны. Тот, кто ошибается, тот садится на место.
Слова: школы, ручка, апельсин, яблоко, огурцы, линейка, верблюды, слон, тигр, тигрята, верблюд, парты, стол, вьюга, метель, дожди, снега, туча, облака, сердце, душа, дни, ночи.
Работа по учебнику (упр261)
На доске запись:
Д.п. кому?чему? город… голуб… крыль…
Т.п.кем?чем? город… голуб… крыль…
П.п.о ком? о чём? город… голуб… крыль…
Учащиеся с каждого ряда выходят к доске и вписывают нужные окончания.
Самостоятельная работа учащихся в тетради.
Просклоняйте существительные: дороги, огурцы, облака.
Взаимопроверка тетрадей.
Игра «Крылатые слова»
Возьмите карточку №3. Работаем в группах.
-Как вы понимаете выражение «крылатые слова»?
1. Блуждать в потемках.(Плохо разбираться в чём-либо)
2.Кто в лес, кто по дрова.(Нестройно,вразброд)
3.В ежовых рукавицах.(В большой строгости)
4. Брать быка за рога.(начинать действовать решительно и сразу с самого главного)
5. Игра не стоит свеч.(о не оправдавшем себя деле, занятии)
-Подчеркните имена существительные во множественном числе. Определите падеж этих существительных.
-Какие трудности возникли при выполнении? Как с ними справились?
9. Подведение итога урока
-Чему на уроке учились?
-Какие окончания имеют имена существительные в Д., Т., П. падежах во мн.числе?
Оцените свою работу на уроке.
На партах у вас есть карточки, в которой нужно подчеркнуть фразы, которые характеризуют вашу работу на уроке по трем направлениям:
урок я на уроке итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим Не понял
урок я на уроке итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим Не понял
урок я на уроке итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим Не понял
урок я на уроке итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим Не понял
урок я на уроке итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим Не понял
урок я на уроке итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим Не понял
урок я на уроке итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим Не понял
урок я на уроке итог
интересно работал понял материал
скучно отдыхал узнал больше, чем знал
безразлично помогал другим Не понял
Карточка№1.
Кроссворд «Словарные слова»
1 2 3 4 5 6 7 Его используют для проезда на разных видах городского транспорта.
Противоположное значение слова налево.
«Дама сдавала в… корзину, картину, картонку».
О каком месяце говорят: «Год кончает, зиму начинает?»
Пятый день недели.
Местонахождение, местожительство.
Изображение человека на картине, фотографии
Карточка№2
письмами, о грибах, деревням, мышами, о письмах, деревнями, мышам, грибами, о деревнях, грибам, о мышах, письмам.
План работы:
1. Прочитайте слова. Выделите общий признак.
2. Определите, по каким признакам слова можно разбить на группы.
3. Запишите слова в тетради, разбив их на группы.
4. Выделите признаки, общие для каждой группы слов.
Сделайте устно вывод.
Карточка№3
«Крылатые слова»
1. Блуждать в потемках.
2. Кто в лес, кто по дрова.
3. В ежовых рукавицах.
4. Брать быка за рога.
5. Игра не стоит свеч.
План работы:
1.Прочитайте «крылатые слова». Объясните значение этих фраз.
2.Найдите и подчеркните имена существительные во множественном числе.
3. Определите падеж этих существительных.