Открытый урок в 8 классе на тему: Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе.


Урок русского языка в 8 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского, мужского и среднего рода».
Цели урока: отработка умений и навыков правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе;
коррекция и развитие мышления на основе анализа и синтеза;
воспитание мотивации к учению.
Оборудование: отрывок из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полёт шмеля»); запись звуков моря; магнитофон; таблица с горизонтальной «восьмёркой»; кроссворд; карточки с окончаниями имён прилагательных; карточки с дидактическим материалом для 1,2,3 группы обученности; образец для рассуждения на изучаемое правило; иллюстрации картин И.К.Айвазовского, Н.Н.Дубовской на морскую тематику, учебник русского языка 8 класс
Ход урока:
Организационный момент.
Коррекционное упражнение на развитие слухового восприятия с вводом в изучаемую тему.
- Внимательно прослушайте музыкальный отрывок из произведения Римского-Корсакова и определите характер музыки по словам-подсказкам, написанным на доске:
Музыка – бодрая тихая грустная
живая медленная плавная
быстрая лёгкая звонкая
задорная
(бодрая, живая, быстрая, лёгкая, задорная, звонкая)
- Полёт какого насекомого можно представить, слушая эту музыку? (осы, пчелы, комара, шмеля)
- Сегодня на уроке нам предстоит много писать, слушать, читать, думать, говорить, поэтому нам необходимо выполнить небольшое упражнение для глаз. И поможет нам в этом шмель. Следите глазами за его полётом (учащиеся выполняют гимнастику для глаз – объединённую «Восьмёрку»)
III. Повторение изученного:
1) Беседа:
- Посмотрите ещё раз на слова, написанные на доске. Определите, к какой части речи они относятся (Имя прилагательное)
- Почему вы так считаете? (Обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какая? Музыка (какая?) бодрая, живая, лёгкая и т.д.) 2) Блиц-опрос по теме «Имя прилагательное» (принимаются только полные ответы):
- Что такое имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- Приведите пример имени прилагательного.
- Как изменяются имена прилагательные?
- Что нужно сделать, чтобы определить род, число, падеж имени прилагательного?
- Определите род, число и падеж прилагательных, записанных на доске. Как вы это сделали?
3) Задание на умение находить в тексте имена прилагательные:
- В кроссворде, данном на доске, зашифровано слово. Вы его сможете отгадать, если правильно впишите в кроссворд имена прилагательные. На партах даны листочки, в которых шесть стихотворных отрывков. Найдите в каждом отрывке имя прилагательное, впишите прилагательные в кроссворд сверху вниз по порядку.
1.Мать и сын идут ко граду, пышный двор встречает их.
2. Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель.
3.И дивясь, перед собой видит город он большой.
4.Словно горькая вдовица, плачет, бьётся в ней царица.
5. Ты, волна, моя волна, ты морские камни точишь.
6. И привёз гонец хмельной в тот же день приказ такой.
Пышныйм о г У ч и йб о л ьШо йг о рьК и йм о рс к И е хм е л ьН о й - Какое слово у вас получилось? Назовите автора и название произведения, отрывки из которого вы читали (А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане») - Это не первая наша встреча с А.С.Пушкиным на уроках русского языка. И сегодня для работы на уроке мы возьмём «Сказку о царе Салтане».
III. Тема урока.
Беседа:
- На доске даны карточки:
- ая - ый - яя - ое - ее - ий - ой
- Какая часть слова на них изображена? (окончания имён прилагательных)
- Заполните таблицу окончаний женского, мужского и среднего рода в именительном падеже в единственном числе (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях):

Ж.Р. М.Р. СР.Р.
- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в форме единственного числа.
Работа с образцом для рассуждения «Как проверить безударное окончание имён прилагательных?» (у каждого учащегося на парте дан образец для рассуждения, с которым учащиеся уже работали на предыдущем уроке; 2-3 ученика озвучивают его):
Назовите имя прилагательное.
Найдите имя существительное, к которому оно относится.
Поставьте вопрос от существительного к прилагательному.
По ударному окончанию вопроса определите безударное окончание имени прилагательного.
Практическое повторение (на доске даны отрывки из сказки; «сильный» ученик класса вставляет окончания имён прилагательных, пользуясь образцом для рассуждения; остальные учащиеся работают в тетрадях):
Глядь – поверх текучих вод лебедь бел… плывёт.
А лежит нам путь далёк в царство славн… Салтана.
В син… небе звёзды блещут, в син… море волны хлещут.
Самостоятельная работа учащихся. На партах перед учащимися лежат три карточки: зелёного, красного, синего цвета. Учащиеся сами выбирают себе карточку с заданием, которое считают посильным для себя (учитель готовит карточки в соответствии с внутриклассной дифференциацией учащихся по уровню их обученности):
Торговали мы булатом,
Чист… серебром и златом.
И желанн…. страна
Вот уж издали видна.
Торговали мы булатом,
Чист… серебром и златом.
И желанн…. страна
Вот уж издали видна.
На знаком… острову
Чудо видят наяву.
1) На знаком… острову
Чудо видят наяву.
2) Торговали мы булатом,
Чист… серебром и златом.
3) И желанн…. страна
Вот уж издали видна.
Не жалеет он очей
Стар…бабушки своей.
Там под ёлкою высок…
Белка песенку поёт.
Проверка задания по цепочке. Учащиеся сами выставляют себе оценку за работу в тетрадях.
IV. Физкультминутка. Звуки моря.
- Какое море вы представляли себе, слушая запись? Учащиеся указывают на выбранные ими иллюстрации картин Айвазовского и Дубовской, объясняют свой выбор.
V. Закрепление изученного. - Итак, мы с вами очутились на берегу моря, как когда-то очутились на нём герои сказки Пушкина:
« И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она…»
- Я предлагаю вам, ребята, представить себя в роли поэта-сказочника.
1) Задание: восстановите текст сказки, выбрав подходящие по смыслу прилагательные; правильно напишите окончания прилагательных, поставив их в нужную форму. На доске дан отрывок из сказки Пушкина:
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в (пшеничный, широкий) поле. Море (синий, бескрайний) кругом,
Дуб (раскидистый, зелёный) за холмом.
Сын подумал: (добрый, горячий) ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Учащиеся читают восстановленный текст, объясняют правописание безударных окончаний имён прилагательных.
- Над какой сказкой мы сегодня работали на уроке? Ребята, а кто из вас помнит её полное название?
Задание: с помощью слов для справок восстановите полное название сказки А.С.Пушкина, объясните правописание окончаний прилагательных.
« Сказка о царе Салтане, о его сыне ……………. и …………….. богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о ……………… царевне Лебеди»
Слова для справок: прекрасная, могучий, славный.
VI. Итоги урока. Выставление оценок.
- Что изучали на уроке? Чему научились? Что понравилось на уроке?
VII. Домашнее задание. Работа по индивидуальным карточкам: вставить окончания имен прилагательных, объяснить правописание.