«Формирование целостного отношения к своему здоровью на уроках физической культуры и во внеклассной работе».

Статья: «Формирование целостного отношения к своему здоровью на уроках физической культуры и во внеклассной работе».
Первый урок в каждой четверти начинаю с изучения правил техники безопасности по тем видам программы, которые будут изучаться на уроках.
1 четверть – легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, соревнования.
2 четверть – гимнастика, акробатика, подвижные и спортивные игры, катание на коньках.
3 четверть – лыжная подготовка, катание на коньках, подвижные и спортивные игры.
4 четверть – легкая атлетика, подвижные и спортивные игры.
На этих же уроках объясняю, какая спортивная форма должна быть на детях во время занятий (лыжная подготовка – теплая, х/б, ветровка, шапочка, носки, варежки и.д., если уроки в спортивном зале – обувь с нескользкой подошвой, короткая форма, отсутствие украшений на пальцах, шее, голове и т.д.).
Перед началом урока напоминаю о правилах поведения: соблюдение дистанции, не выходить из колонны во время выполнения беговой разминки, поставив цель на урок, напоминаю например, приемы лазанья по канату, как правильно выполнять перехват руками, технику спуска и т.д.
Если дети привыкнут с первого урока, что учитель требовательно относится к соблюдению правил т/б, за проступок, даже не повлекший травмы, классу проводится внеплановый инструктаж. Это в дальнейшем поможет избежать травматизма, который иногда случается даже без постороннего вмешательства. Осуществляем контроль за справками, чтобы дети не прогуливали уроки, а освобожденные присутствовали на уроках, по возможности помогали учителю.
Следующий шаг учителя – это проверка и наличие спортивной формы. Спортивная одежда не должна сковывать движения ученика, должна быть удобной для занятий. Исходя, из цели урока проводим разминку, что бы максимально разогреть мышцы, на которые нагрузка на уроке будет производиться. Некоторые дети халатно относятся к разминке, доводим до их сведенья, что не разогретые мышцы легко поддаются механическому воздействию (растяжению, разрыву).
При объяснении нового материала сразу объясняю, как правильно выполнять действие, затем показываю, ещё раз объясняю и при самостоятельном выполнении учащимися провожу подстраховку. Стараюсь, чтобы начинали выполнять дети физически развитые, те, кто не уверен в своих силах посмотрели, закрепили технику выполнения упражнения.
Обязательно провожу игры, где дети могут выплеснуть эмоции, иногда в игре раскрываются дети с новой стороны, хвалю за достижения, указываю на ошибки.
В заключении даю домашнее задание, на развитие того или иного качества у ребенка, стараюсь привлечь родителей (например, прыжки через скакалку, а мама пусть засекает минуту). Обязательно развиваю коллективизм, взаимовыручку, взаимопомощь.
Если в классе 3 урока по программе, то урок проводим на улице, это или подвижные игры, или катание на коньках, на лыжах. Во - первых занятия на свежем воздухе очень полезны, во вторых – больше игровых моментов, что очень нравится детям.
В течение года проводим внутришкольную спартакиаду среди классов по 4 группам.
Проводя олимпиаду по физической культуре 1 этап, хочется отметить, что 123 человека приняли в ней участие. Дети переживали, те, кто справился со своим волнением и показали хорошие результаты. Вывесив протоколы олимпиады, было видно, что дети не безразличны к своим достижениям, спрашивали о своих ошибках, и уже работают на будущее. Изучали не только свои результаты, но и учащихся других классов.
В воскресные дни проводится подготовку к олимпиаде городской по физической культуре, ребята представляют одну команду, помогают друг другу, те, кто выступал в прошлом году, делятся опытом. Дети должны выступить в 7 видах, это очень ответственный момент, здесь приходится быть даже в большей степени психологом. Успокоить детей, настроить, если ребенок слаб в одном виде, поддержать его, и добиться максимально лучшего результата в другом виде. Здесь хочется отметить помощь Андрея Сергеевича, на каникулах он помогал в подготовке учащихся, выступал в роли судьи.
Хочется рассказать и об участии наших учащихся в соревнованиях городских, в течение года наши команды участвуют только в восьми видах идущих в зачет спартакиады, а ещё проводятся соревнования кубковые, на различные призы, товарищеские встречи, детей привлекаем различных возрастов. Они набираются соревновательного опыта. Становятся уверенными в своих силах. В последние 5 лет хочется отметить рост количества учащихся занимающихся в различных спортивных секциях, как школьных, так и городских.
На базе школы дети посещают занятия по лыжной подготовке, футболу. Много детей, занимаются в секциях различных единоборств (греко – римская борьба, самбо, дзюдо и т.д.).
Примером для детей служат товарищеские встречи по волейболу с учителями, по футболу. Если раньше учителя выигрывали с большим отрывом, сейчас уже дети оказываются победителями некоторых встреч.
В каникулярное время спортивный зал не пустует, проводим тренировки, соревнования по классам и товарищеские встречи между классами кто пожелает. В летнее время работает спортивный лагерь, где отдыхают и тренируются дети из малообеспеченных семей.
Дети физически развитые и спортивные, являются примером для подражания одноклассникам и младшим школьникам, по – этому у нас есть стенд с лучшими спортсменами, который ежегодно обновляется. Ведется летопись лучших спортсменов – выпускников, на школьном сайте есть спортивная страничка, где можно посмотреть фоторепортаж с соревнований различных уровней, узнать достижения учащихся школы.
Я считаю, что учителями ф.к. в нашей школе ведется большая работа по сохранению детьми своего здоровья. Планов в будущем много, то, что дети с интересом идут на уроки и внеклассные мероприятия.
15