Урок Титаны Возрождения, или о том, как изменилась картина мира в творчестве живописцев Возрождения

Урок в 7 классе
ТЕМА УРОКА: Титаны Возрождения, или о том, как изменилась картина мира в творчестве живописцев Возрождения.

Цель: показать сложный и противоречивый характер развития искусства живописи в эпоху Возрождения.
Задачи:
создать на уроке условия для закрепления материала по теме: «Титаны Возрождения, или о том, как изменилась картина мира в творчестве живописцев Возрождения»;
реализовать активное интегрированное обучение, позволяющее активизировать знания по двум предметам;
способствовать развитию ассоциативного мышления, речи и восприятия;
воспитывать гуманистическое мировоззрение.
Тип урока: интегрированный, мультимедийный, объяснения нового материала.
Форма урока: эвристическая беседа с элементами технологии развития критического мышления.
Основные вопросы темы:
На протяжении, каких столетий существовала эпоха Возрождения?
При какой культурно-исторической формации была эпоха Возрождения?
Какой общественный строй существовал в эпоху Возрождения?
Какая была религия в Европе в эпоху Возрождения? Где зародилось искусство Возрождения?
На какие основные периоды подразделяется история человечества?
Назовите другие названия эпохи Возрождения.
Назовите этапы Возрождения в Италии.
Что означает термин «Возрождение»?
Определить периоды культуры Возрождения в странах Европы.




ХОД УРОКА:
Бой часов, а затем начинает тихо звучать музыка (Вивальди), учитель внимательно смотрит на лица учеников:
Секунды, минуты, часы неумолимо уходят в прошлое, меняя все вокруг: моду, нравы, власть. Одно остается неизменным: стремление человека к прекрасному. Во все времена человек верил в красоту, творил, создавая прекрасное и даже когда, казалось бы, навсегда забыто то, чем мы привыкли восхищаться приходит рано или поздно миг, (на экране ролик: пробуждение природы) пробуждения, нового рождения утраченных традиций, основ, правил.
Все как в кино росток, пробивающийся сквозь землю, а затем колос и зерно.
Учитель предлагает учащимся подумать о том, как поменяется значение слова рождение, если к нему добавить ту или иную приставку (слайд №1)
После ответов детей учитель предлагает определить им тему урока.
Ответы детей: об эпохе Возрождения (слайд №2).
Верно, а точнее мы будем говорить с вами об особенностях живописи этого периода. А что, по-вашему, является наилучшим памятником этого вида искусства? Конечно, картины ну тогда давайте совершим небольшое путешествие по музею, в который я вас приглашаю.
Под музыку дети знакомятся с рядом наиболее знаменитых картин этого периода (слайды 3-12).
- А теперь я предлагаю вам поработать в рабочих листах (заполнение карты), а учащиеся определяют, какую именно территорию можно считать родиной возрождения.
Действительно, колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию (слайд №13). Именно Итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, Откуда и происходит само название – Возрождение. Итальянцы жили среди руин Римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне.
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма («человечный»).
Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось, в то время как высшее совершенство, тогда как искусство средних веков казалось неумелым, варварским.
На следующем этапе урока ребята составляют кластер к новому термину: ГУМАНИЗМ. После подведения итогов учитель подводит детей к правильному определению (слайд №14).
А теперь давайте обратимся к учебнику, перед вами Титаны этой эпохи, давайте познакомимся поближе. Учитель предлагает вглядеться в лица мастеров и прочесть библиографические справки, после чего учащиеся в группах по 2 человека должны описать эпоху, которая им представляется.
Учитель предлагает работать по трем направлениям: северное, итальянское и французское Возрождение.
Эпоха не может не нести, отпечатка на всем к чему прикасается человек, тем более, когда речь идет об искусстве. Давайте рассмотрим картины и определим: что общего и отличного было в творчестве этих мастеров (слайд №15).
Идет подведение итогов, в результате определяются характерные черты северного, итальянского и французского Возрождения в рабочих листах ребята заполняют сравнительные таблицы после того как заполнится «корзина» полученных детьми данных (прием «Корзина»).
Рефлексия: ребятам предлагается составить синквейн по пройденной теме, на основе их ответов подводиться основной итог урока.













Приложение №1
СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС И ЕГО МАСТЕРА

Основные особенности Северного Возрождения:
опора на традиции средневекового искусства, поздний интерес к античности;
связь с народным искусством;
влияние идей Реформации и отражение в искусстве социальных потрясений;
отставание архитектуры, скульптуры от живописи и книжной миниатюры.
Раннее нидерландское Возрождение, пришедшее на смену средневековью, сравнивают с человеком, проснувшимся после долгого сна и с восторгом увидевшим, как прекрасен окружающий мир: природа, люди, вещи.
Гуманисты эпохи Возрождения и их произведения:
Англия: Уильям Шекспир «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Гамлет», «Сон в летнюю ночь». Томас Мор «Утопия».
Франция: Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Франсуа Вийон «Малое завещание», «Большое завещание».
Германия и Нидерланды: Себастьян Брандт «Корабль дураков», Эразм Роттердамский «Похвала глупости», Уильрих фон Гуттен «Письма темных людей».
Нидерландское Возрождение (15-16 века)
Братья Губерт (умер в 1426г.) и Ян ван Эйки (1390-1441) сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса. О Губерте, у которого учился Ян, сохранилось мало сведений. Ян ван Эйк, сделав основой своего творчества, изучение натуры, впервые запечатлел в своих произведениях жизнь в ее целостности и многообразии проявлений. «Портрет кардинала Альбергата» (1431г.), «Человек в красном тюрбане» (1437г.), «Мадонна канцлера Ролена» (1434г.), «Гентский алтарь»(1432г.), «Портрет четы Арнольфини» (1434г.)
Питер Брейгель Старший (1525-1569), прозванный Мужицкий, продолжая традицию Босха и Луки Лейденского, ярко раскрыл в своих произведениях единство человека и природы, показал современную ему жизнь и национальный характер народа, в первую очередь крестьянства. Глубокий социально-философский смысл своих картин художник частью раскрыл иносказательно. «Битва Карнавала и Поста», «Перепись в Вифлееме», «Триумф смерти», «Вавилонская башня», «Слепые», «Нидерландские пословицы», «Падение Икара», «Времена года», «Охотники на снегу».
Иероним Босх (около 1450-1516г.) «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Корабль дураков», «Воз сена».
Немецкое Возрождение (15-16 века)
Альбрехт Дюрер (1471-1528) – величайший художник Германии, творчество которого было гимном человеку, его телу и духу, силе и глубине его интеллекта. По разносторонности своего дарования и по широте восприятия действительности Дюрер – типичный художник Высокого Возрождения. Серия гравюр на тему Апокалипсиса (1498г.). «Мадонна с четками» (1506г.), «Всадник, смерть и дьявол» (1513г.), «Св. Иероним», «Меланхолия» (1514г.), «Четыре апостола», «Адам и Ева»
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) – крупный портретист, писавший всегда с натуры, прекрасный график и декоратор. Тяга к знанию, интерес к античности развили в Гольбейне любовь к прекрасной форме, воспроизведению материальной красоты окружающего мира. «Мертвый Христос», «Триумф смерти».
Лукас Кранах Старший (1472 – 1553). «Распятие», «Отдых на пути в Египет», «Венера с Амуром».
Французское Возрождение (15-16 века)
Жан Фуке (1420-1481) – первый крупный художник французского Возрождения, придворный живописец Карла XII и Людовика XI . Восприняв отдельные черты искусства Италии и Нидерландов, он выработал собственную художественную манеру письма, полную реализма. «Мадонна с младенцем», «Большие французские хроники», «Жизнь знаменитых мужчин и женщин».
Франсуа Клуэ (1516-1572) – крупнейший живописец. Наиболее ярко его дарование раскрылось в жанре реалистического портрета, как живописного, так и карандашного.








Приложение №2


Характерные особенности этого периода:
вдохновляла итальянских мастеров античность (искусство Др. Греции и Др. Рима), она служила источником знаний и образцом художественного творчества
возникло течение общественной мысли – гуманизм, при котором человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.
это период романтики, поиска индивидуальности, борьбы с предрассудками
главная идея – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями (запись в тетрадях).





















Приложение №3
Нидерландское Возрождение (XV-XVI века)


Это нужно знать
Искусство Северного Возрождения зародилось в Нидерландах и обрело свою совершенную форму в творчестве Яна ван Эйка (1390-1441). С этим именем связано появление неизвестной для искусства Севера формы живописи станковой картины, а также новой техники масляной живописи.
Братья Губерт (умер в 1426 г.) и Ян ван Эйки (13901441) сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса. О Губерте, у которого учился Ян, сохранилось мало сведений. Ян ван Эйк, сделав основой своего творчества изучение натуры, впервые запечатлел в своих произведениях жизнь в ее целостности и многообразии проявлений.
«Портрет кардинала Альбергати» (1431г.), «Тимофей» (1432г.) и «Человек в красном тюрбане» (1437г.) выражают общее состояние задумчивую печаль. Индивидуальное же начало в портретах сказывается исключительно в том, как человек созерцает мир, как он обращен к миру.
Картина «Мадонна канцлера Ролена» (1434г.) психологический диалог канцлера герцога Бургундского с Марией, где за внешним спокойствием и сдержанностью раскрывается активность волевого характера, страсть и тревога канцлера. Пространственное построение композиции решено через открывающуюся через лоджии дворца перспективу с поэтическим образом города.
«Гентский алтарь» (1432г.) грандиозный двухъярусный складень на 12 досках с изображением 10 религиозных сцен. Алтарь поражает совершенством живописи, воплощает идею красоты мира, его безграничного красочного и материального разнообразия.
«Портрет четы Арнольфини» (1434г.) представляет торжественный момент произнесения супружеской клятвы. Теплота их чувств подчеркнута не только проникновенностью сдержанных жестов, соединяющих руки новобрачных, но и глубокой сосредоточенностью мысли в их полуопущенных взорах.
«Мадонна каноника ван дер Пале» (1436г.) картина, в которой монументальный образ каноника-старика с грузной фигурой и властным, умным, надменным лицом, приобретает почти равное значение с идеализированными образами святых. Коленопреклоненный ван дер Пале не созерцает, а размышляет. Это перестановка акцента с обращенности человека в мир на его погруженность в себя становится одной из ведущих тенденций нидерландского искусства.
Питер Брейгель Старший (15251569), прозванный Мужицким, продолжая традицию Босха и Луки Лейденского, ярко раскрыл в своих произведениях единство человека и природы, показал современную ему жизнь и национальный характер народа, в первую очередь крестьянства. Глубокий социальнофилософский смысл своих картин художник частью раскрыл иносказательно.
«Битва Карнавала и Поста» (1559г.). На картине запечатлен народный праздник. Пестрая скученная толпа ряженых, торговцев, музыкантов, гуляк находится в непрерывном движении. Герои картины столь же занятны, сколь и ничтожны, они и жизненны, и гротескны. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии.
В картинах «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» религиозный сюжет приобретает двойное значение и становится еще трагичнее. Все эти картины отражают достоверность происходящего в Нидерландах, и евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой (в «Избиении младенцев» изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню).
«Триумф Смерти» (1561г.) трагическое произведение, в котором в аллегорической форме отражен трагизм реальной, современной художнику жизни. Брейгель, осуждая человеческое безумие, алчность и жестокость, размышляет о судьбах людей, о трагичности последствий бесчинств, чинимых испанскими угнетателями.
«Вавилонская башня» (1563г.) картина, изображающая башню с бесчисленными фигурками Строителей, движущимися повозками, наполнена ощущением жизни. Жизнь, дыхание расположенных вокруг жилищ, деятельность людей преодолевают мысли о безумии их помыслов и о тщете их трудов.
Картины «Мизантроп», «Калеки», «Слепые» (1568г.) отмечены мрачным раздумьем художника. В картине «Слепые» евангельская притча использована для олицетворения трагедии слепоты недальновидного человечества, не знающего своей судьбы. На фоне безмятежного мирного пейзажа Брейгель развивает тему неминуемой гибели слепцов, следующих за упавшим у откоса плотины вожаком.
Иероним Босх (около 1460-1516 гг.) его творчество отличается своеобразием, субъектным мироощущением. Одни считают его еретиком, другие – религиозным ортодоксом, третьи мрачным мизантропом, четвертые – человеком с очень развитым ироничным складом ума, пятые – безумцем с болезненным воображением, шестые – мистиком. Понять творчество этого художника можно лишь через противоречие эпохи Возрождения в целом и конкретной страны в частности. Босх как бы стоит на грани двух великих эпох европейской культуры: средневековья и Ренессанса. И все противоречия этой эпохи воплотились в творчестве мастера.






































Литература
Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Пер. с англ. М., 1973.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. Изд. 3-е. - М., 1990.
Либман М.Я. Искусство Германии XVXVI веков. М., 1964.
Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. М., 1998г.
Методическое пособие по курсу «Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток»/ авторы О.Г. Ойстрах, Т.Л. Демидова. – М., 2000г.
Никулин Г.Н. Искусство Нидерландов XVXVI веков. Очерк-путеводитель. Гос. Эрмитаж. Л., 1987.
Шрамкова Г. Искусство Возрождения. Италия. Нидерланды. Германия. Франция. М., 1973

















Заголовок 915