Разработка урока Русская проза конца 19 начала 20 века. М Горький.

Вводный урок литературы в 11 классе.
Тема: Русская проза конца 19 начала 20 века. М Горький.
Цели урока
Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.
Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.
3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что
она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и
чувство.
М.Горький.
Ход урока.
1. Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.
- Какой была внутриполитическая обстановка в стране?
(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).
И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.
Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6
- серебряный век (1900-1917)
-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)
-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
-литература середины века (50-70-е годы)
- литература 80-90-х годов
- современная литература

2. Русская литература рубежа веков.
Последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.

Основные направления литературы 19-20 веков.
Критический реализм.
Декаданс.
Модернизм : символизм, акмеизм, футуризм.
Социалистический реализм.
Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.


Литературное направление
Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.







2.Декаданс (конец 19-начало 20 в.), в переводе с французского «упадок»



3.Модернизм ( от франц. «современный»).




А) Символизм (1870-1910г.)
Первое и самое крупное течение, возникшее в России.






Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)






В) Футуризм (будущее)





4. Соц. реализм.
1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.
2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.
3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.
4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.
2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.
2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.
1. Выражение идеи с помощью символов.
2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.
3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.
4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.
5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.
2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.
3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.
2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.
3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.
2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.
3. Писатель-это выразитель идей социализма.
4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.


3. Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте время, в которое мы живём с рубежом 19-20 веков.

В мире широком, в море шумящем
Мы-гребень встающей волны,
Странно и сладко жить настоящим,
Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!
Смотрите на даль с вышины!
Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-
Мы-гребень встающей воны.

- Вот результаты сопоставления:
1. Перестройка во всех областях жизни.
2. Борьба идей.
3. Многопартийность.
4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)
5. Ещё
4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.
5. Домашнее задание.
1) Выучить основные положения лекции.
2) Мини-сочинение на одну из тем: «Рекомендую почитать», «Любимая книга современной прозы», «Меня потрясла книга» и др.

·