конспект урока математики в 1 классе тема Тема: Способы измерения и сравнения объёма жидкостей. Литр.


Тема: Способы измерения и сравнения объёма жидкостей. Литр.
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) Образовательная: формировать умение измерять и сравнивать объём жидкостей с помощью мерки ЛИТР.
2) Развивающая: содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
3) Воспитательная: содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
Демонстрационный материал: презентация; эталоны; правила групповой работы,
Раздаточный материал: рабочие листы для групповой работы; цветные магниты, полоски цветной бумаги, мешочки с сахаром и рисом, два планшета с иллюстрацией одного и двух десятков яиц, высокая бутыль с тремя литрами воды, трёхлитровая банка с таким же количеством воды, пакет молока, литровая бутылка сока, двухлитровая бутылка лимонада, трёхлитровая банка сока, стакан, пробирка, литровая банка, кувшин с мерной линейкой для воды.
Этапы урока
открытия нового знания в ТДМ УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)
- Чему были посвящены наши последние уроки?(работе с различными мерками, величинами, мы измеряли их и сравнивали )
- Сегодня мы продолжим наше знакомство с различными величинами и мерками для их измерения и сравнения.
- Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание)
- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому)
- Давайте вспомним правило (терпение в работе, к другим)
- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- планирование учебного сотрудничества (К)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин.)
- С чего начнём работу на уроке?
(С повторения)
- Какие величины мы умеем с вами измерять и сравнивать? (массу, вес, длину, ширину, высоту, количество )При помощи каких мерок измеряются и сравниваются эти величины? ( массу, вес – килограммы, граммы; длину, ширину, высоту – сантиметры, метры, количество – штуки, пары. десятки)
- С помощью каких знаков, символов мы можем зафиксировать результат измерения и сравнения?
(цифры, отрезки, буквы м, см, кг, гр, пар, дес.) СЛАЙДЫ №,2,3,4
Сейчас мы поработаем в группах. Но сначала распределите работу в группах: СЛАЙД №5
Кто следит за временем?
-Кто предлагает свою точку зрения?
Кто выстраивает понимание и задаёт вопросы?
Кто записывает мнение группы на листок?
-Кто выходит к доске и показывает результаты работы в группе?
И последнее – какое самое главное правило групповой работы? (правило поднятой руки) СЛАЙД №6
Задания для групповой работы:
Каждой группе даётся задание:
1)измерить и сравнить с помощью изученных мерок
длину двух полосок бумаги,
вес мешочка с сахаром и мешочка с рисом,
двух коробок яиц,
объём жидкости в длинном высоком сосуде и низком широком сосуде
2) и записать результат измерения и сравнения на листок бумаги.
обобщение, классификация, аналогия (П);
- анализ, синтез, сравнение,
- использование знаково-символических средств (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- мотивационная основа учебной деятельности (Л);
- волевая саморегуляция (Р)
- смыслообразование (Л);
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);
3. Выявление места и причины затруднения (7-10 мин.)
− Какое задание вы выполняли?
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем с помощью каких мерок можно измерить и сравнить жидкость в двух сосудах )− Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) измерения жидкостей. Изученные прежде мерки - не подходят. Значит, изученные способы и мерки мы не можем использовать для измерения и сравнения жидкостей) Следовательно, нужен новый способ(эталон) для измерения и сравнения жидкостей.
обобщение, аналогия (П);
учебно-познавательный интерес (Л);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)- смыслообразование (Л);
- волевая саморегуляция (Р);
- анализ, синтез, сравнение,
- постановка и формулирование проблемы (П);
4. Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин.)
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать каким способом и с помощью каких мерок можно измерять и сравнивать жидкости)
− Сформулируйте тему урока. (Способы измерения и сравнения жидкостей)
− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.
На экране план:СЛАЙД №7
Понаблюдать за ёмкостями, используемыми в жизни для измерения жидкостей
Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как измеряются жидкости.
Создать эталон (правило) для измерения и сравнения жидкостей. - познавательная инициатива (Р);
- планирование, прогнозирование (Р);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
- постановка познавательной цели (П);
5. Реализация построенного проекта (3-4 мин)
− На столе вам представлены различные сосуды для жидкостей. Что вы можете о них сказать? Встречались ли они в вашей жизни?
(Да, пакет молока, литровая бутылка сока, двухлитровая бутылка лимонада, трёхлитровая банка сока, стакан, пробирка, литровая банка, кувшин с мерной линейкой для воды – всё это мы используем для того, чтобы наливать, измерять и сравнивать жидкости)
А какой меркой здесь измеряется жидкость?
(меркой ЛИТР)
Как можно измерить жидкость?
Налить в мерный кувшин с мерной линейкой или в литровую банку.
Вывод: СЛАЙД №8 Жидкости измеряются с помощью мерки ЛИТР. Способ измерения и сравнения – с помощью литровой банки или кувшина(либо другого сосуда) с мерной линейкой.
- Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом измерения и сравнения объёма жидкостей.(новые понятия – объём жидкости, ЛИТР – в презентации) - моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
- использование знаково−символических средств (П);
Физминутка6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)
− Закрепить умение измерять и сравнивать объём жидкостей нам поможет эталон – литровая банка. Пусть представители групп попробуют новый способ измерения и сравнения жидкостей в деле. Вот вам бутыль с водой и трёхлитровая банка. Попробуйте измерить и сравнить объём жидкостей в этих сосудах.
Результат измерения и сравнения обсудите в группах, зафиксируйте в знаковой форме и вынесите на доску.
(Дети записывают на доске:3л=3л – с помощью цифр и букв)С помощью двух одинаковых отрезков


- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- осознание ответственности за общее дело (Л);- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);- управление поведением партнёра (К);
контроль (Р);
- коррекция (Р);
- волевая саморегуляция (Р);
знаково−символических средств (П);
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Задание в группы:
Налейте в первую трёхлитровую банку 1 литр воды, а в другую – два литра, сравните объём жидкостей в этих сосудах и запишите результаты.

1 л2л
Скажите, ребята, а можем ли мы сравнивать объём жидкостей в сосудах, не прибегая к способу наливания жидкости литровой банкой?СДАЙД№9
(да, если сосуды одинаковые, как в нашем задании, мы можем сравнить объём жидкости в них, опираясь на высоту уровня жидкости)
А если сосуды разные, как, например, в первом задании, где мы использовали высокую бутыль и трёхлитровую банку? СДАЙД№10
(Нет, их сравнить невозможно, так как сосуды разной ширины и высоты) - выполнение действий по алгоритму (П);
- доказательство (П);
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
- оценка (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- использование знаково−символических средств (П);
8. Включение в систему знаний и повторение (5-6 мин.)
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?
-Когда измеряем или сравниваем объём сока, воды, молока, бензина, и любых других жидкостей.
Какой меркой мы будем для этого пользоваться?
СЛАЙДЫ№11-16
Печатная рабочая тетрадь стр. 52 №1 – самостоятельно с взаимопроверкой по слайду в презентации
Стр.52 №2 обсуждение - мозговой штурм с фиксацией результатов на доске и в печатных рабочих тетрадях. - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);- поиск и выделение необходимой информации (П);
- построение речевых высказываний (П);
- подведение под понятие (П);
- выведение следствий (П);
- доказательство (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.)
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
- Как мы теперь умеем измерять и сравнивать объём жидкостей?
− Что вам помогло открыть новое знание?
– Молодцы!
- Если считаете, что работа в группе прошла успешно, что вы достигли поставленной цели– возьмите зелёный магнитик.
- Если вы считаете, что работая в группе вы не всегда соблюдали правила групповой работы и не совсем успешно справились с групповым заданием– возьмите жёлтый магнитик.
- Если высчитаете, что работа в группе не получилась - возьмите красный магнитик.
- Прикрепите магнитики на лесенке успеха.
-Объясните свой ответ.
Что вы пожелаете себе и своим друзьям в дальнейшей работе?
- рефлексия способов и условий действия (П);
- планирование учебного сотрудничества (К)- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- формулирование и аргументация своего мнения (К);