Конспект урока русского языка на тему «Подготовка к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку»(8 класс)


Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема урока: «Подготовка к выполнению тестовых заданий ГИА по русскому языку»
Лексическая тема: «Цена хлеба»
Цели урока:
1)Образовательные: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче школьных экзаменов; закрепить навыки работы с тестовыми заданиями;
2)Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности,  интереса к предмету на основе языковых впечатлений; развитие умения применения теоретических знаний при выполнении практических упражнений; 
3)Воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; привитие уважительного отношения к хлебу.Оборудование: презентация с теоретической информацией, лист с текстом и заданиями для каждого учащегося.
Тип урока: урок обще методической направленности: закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков.
Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку зрения, делать выводы )Эпиграф (на доске)
Хлеб - всему голова (пословица)
Ход урока
Организационный момент: приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Целеполагание. Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к экзамену, который ожидает вас через год. В 8 классе вы изучили много тем, они, разумеется, входят в перечень заданий тестовой части экзамена, поэтому на сегодняшнем уроке мы вспомним и закрепим основные понятия, такие как: виды связи в словосочетаниях, типы сказуемых, предложения с обособленными членами предложения и вводными конструкциями, сложные предложения и многое другое.
Актуализация - вызов
На доске вы видите эпиграф, пословицу, повторяя темы русского языка, мы с вами попутно будем говорить и о ценности хлеба, к тому же в этом году исполнилось 70 лет со дня блокады Ленинграда, и мы, нынешнее поколение, непременно должно задуматься над вопросом цены хлеба.
- Так почему же народ, автор пословицы, говорил, что хлеб - всему голова? (ответы учащихся)
- А чем здесь выражены подлежащее и сказумое? (существительными)
4) Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к выполнению тестовой части ГИА.
А) Слово учителя. В 5 классе на уроках литературы вы читали произведение Паустовского «Теплый хлеб», вспомните, о чем это произведение? Какова главная мысль данного рассказа? (ответы учащихся) Для подготовки к ГИА мы используем отрывок из рассказа «Теплый хлеб».
Б) Работа  с текстом Паустовского. Выразительное чтение теста учителем.
(1)Слеза скатилась у коня из глаз. (2)Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. (3)Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза.(4) Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. (5) И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
(6)Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: "Да ну тебя!" – и прислушался. (7)Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.
- В сюжетной канве какое место занимает данный отрывок?
В) Выполнение заданий по тексту, повторение теории.
Задание 1. Определите стиль и тип речи текста? 
1)научный стиль, описание
2)художественный стиль, рассуждение
3)публицистический стиль, повествование и рассуждение
4)художественный стиль, повествование
- по каким признакам можно отличить один стиль от другого? А как различать типы речи? (Существует 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. В повествовании преобладают глаголы, так как говорится о последовательных друг за другом действиях, в описании преобладают прилагательные и существительные, так как говорится о признаках, качествах, в рассуждении поднимается проблема, есть тезис и аргументы, которые доказывают или опровергают данный тезис) Слайд 1
Задание 2. Среди данных слов найдите слово с орфограммой чередующаяся гласная в корне слова:
а) свистит б) перегоняя в) вскочил г) ломались
Какие чередования гласных вам известны?
( Чередование гласных о/а, е/и )От чего зависит правописание чередующихся гласных в корне слова?
( От наличия суффикса –а- , например, в корнях –лаг-/лож,  кас/ кос; от ударения, например в корнях  -гор-/-гар, -зор-/-зар;  от согласной, например в корнях – рос-/-раст-(-ращ-), -скак-/ -скоч-; от значения, например в корнях –мак- /-мок-, -равн-/ -ровн-) Слайд 2 – чередование корней зависит от суффикса –а-; слайд 3 – чередование корней зависит от ударения; слайд 4 – чередование корней зависит от значения; слайд 5 – чередование корней зависит от конечной согласной корня.
А слова исключения? (полог, росток, отрасль, ростовщик, Ростислав, Ростов-на-Дону, зарянка, пригарь, выгарки, утварь, скачок, равнина, ровесник, поровну, сочетание) Слайд 6.Составьте 3 предложения с любыми словами исключениями
Задание 3. Подберите синоним к слову «тонкий» голос. В каких значениях можно употреблять это слово? Докажите на примерах
- Что такое синонимы?
        ( Синонимы – это слова одной части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают).
- Какими могут быть синонимы по видам?  
  (Существуют лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические и контекстные синонимы) Слайд 7.
Замените выделенное слово синонимом (Слайд 8).
1. Девочка закоченела. - ЗАМЕРЗЛА
« Умрем, но не отступим!» - как по-писаному сказал он. – УВЕРЕННО, БЕЗ ЗАПИНКИ
3.Рыжий, да еще и подлиза. - ПОДХАЛИМ4.К  морю мы летели стрелой. - БЫСТРО
Задание 4. Из текста выпишите слова с орфограммой правописание приставок на –з,с (вскочил, вздул, изгородь, взвивались).
- от чего зависит выбор согласной в приставке? (от последующей после приставки согласной, если звонкая согласная, то пишется приставка с буквой с, если согласная глухая, то пишется з) Слайд 9.
Задание 5. От чего зависит правописание причастий (Н-НН) рассерженный, оторванные? (от наличия приставки) Расскажите о других условиях написания НН в причастиях? А когда пишется Н? (НН пишется в причастиях с зависимыми словами, если причастие образовано от глагола совершенного вида; Н пишется если причастие краткое) Слайд 10.
Задание 6.Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью управление (бросился в дом).
Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью согласование (мерзлая солома).
Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью примыкание (неслись шурша).
- Что такое словосочетание? (синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более самостоятельных слов на основе подчинительной связи) Слайд 11.
- В чем суть видов связи в словосочетаниях? (Согласование – подчинительная связь, при которой зависимое слова согласуется с главным в роде, числе падеже; Управление – подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному; Примыкание – подчинительная связь, при которой слова связаны по смыслу, в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова) Слайд 12.
- Что не является словосочетанием? (словосочетаниями не являются: грамматическая основа, однородные члены предложения, сочетание знаменательного и служебного слова) Слайд 13.
Задание 7.Замените словосочетание «печные трубы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (трубы печи).
Задание 8. Сколько грамматических основ в предложении 2 (2)?
- Что такое грамматическая основа? Чем может быть выражено подлежащее? (подлежащее может быть выражено существительным, местоимением, прилагательным, причастием, числительным, неразложимым сочетанием, инфинитивом) Слайд 14.
- Какие типы сказуемого существуют? В чем их суть? Как отличить один тип от другого? (Простое глагольное, составное глагольное, составное именное) Слайд 15.
Составьте предложения на каждый случай.
Задание 9. Выпишите грамматическую основу из предложения 5? (взвивались столбы неслись)
Задание 10. Определите тип сказуемого в предложении 3 в придаточной части. (Составное глагольное сказуемое)
Задание 11. Запишите номер(-а) предложения, осложненного обособленным обстоятельством. (5, 7)
- Чем еще может быть осложнено предложение? (однородными членами предложения, обращением, вводными и вставными конструкциями, определениями, уточняющими членами предложения) Слайды 16, 17, 18, 19, 20 с примерами.
Задание 12. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые, выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. (3)
Конь заржал жалобно,(1) протяжно,(2) взмахнул хвостом,(3) и тотчас в голых деревьях,(4) в изгородях и печных трубах завыл,(5) засвистел пронзительный ветер,(6) вздул снег, (7) запорошил Фильке горло.
V. Итоги урока
     Сегодня на уроке мы с вами повторяли изученные ранее сведения по русскому языку, готовились к выполнению тестовой части ГИА.
     Какие важные разделы курса русского языка мы вспомнили? (ответы учащихся)
      Какое задание вызвало у вас особые затруднения?
     Какая еще тема была поднята на сегодняшнем уроке? Актуальна ли она в настоящее время?
Что вы открыли для себя?
VI.Рефлексия.
1.Сегодня на уроке я повторил….
2. Сегодня на уроке я узнал….
3.Что ещё я хочу узнать…….
4.Мне понравилось на уроке….
5. Мне  не понравилось на уроке………
VII. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение (не менее 70 слов) «Какова же цена хлеба на самом деле?»