План-конспект урока русского языка на тему Орфография. Орфограммы корня (11 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ
«Орфография. Орфограммы корня»


ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. 1 .Систематизировать знания учащихся об орфографии на основе опорных понятий: орфограмма, орфографическое правило, группы орфограмм; углубить знания учащихся об орфографии.
Вводя понятие тип и вид орфограммы, учить группировать орфограммы, определять условия выбора орфограмм, приводить собственные примеры на каждый вид орфограммы.
Совершенствовать монологическую речь учащихся на лингвистическую тему.
Развивать аналитические способности на основе наблюдения, сопоставления, выводов; совершенствовать умение коллективно работать с текстом, развивать лингвистическое чутьё и культуру речи.
Воспитывать уважение к слову.
Знать понятия тип орфограммы и основные группы орфограмм в корне слова.
Уметь определять тип орфограммы в корне слова на основе алгоритма - рассуждения; группировать орфограммы, выделяя условия их выбора.
Устанавливать связь орфографии с другими разделами науки о языке.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Повторим основные сведения об орфографии.
Прочитайте внимательно эту запись.
[аковы ташкиjэ падут / тимницы рухнут / и свабода вас примит радасна у входа / и братjа мэч вам атдадут]
Чьи строки здесь затранскрибированы?
Из какого стихотворения?
При чтении каких слов вы испытывали затруднение? Почему?
Запишите фонетическую транскрипцию в соответствии с правилами правописания. ( Один человек у доски).
А в каком разделе изучаются правила правописания? Представьте, что вы готовитесь к зачёту и вам необходимо будет
дать ответ на вопрос: что такое орфография; что изучает орфография; основные понятия орфографии.
Составьте план, по которому вы будете работать. ( Работа в парах).
Составление плана. План.
Что такое орфография.
Что такое орфограмма.
Орфографическое правило.
Основные группы орфограмм.
Когда мы встречаемся с орфограммой? ( Когда правила написания не соответствуют правилам произношения.)
Составление рассказа по плану.
Попробуйте по данному плану составить рассказ об орфографии.
Приведите примеры и запишите такие же написания (2-3 примера). ПОДАЧА НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Введение понятий орфограмма-буква, орфограмма-пробел,
слитное и дефисное написание, написание строчных и заглавных букв.
Итак, посмотрите на эти строки Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут, и свобода Вас примет радостно у входа.
И братья меч вам отдадут.
С каким типом орфограмм связано написание слов? (орфограмма- буква)
В каких частях слова можно встретить орфограмму?
Какая часть слова содержит лексическое значение? Является смысловым центром?
Тема нашего урока- орфограмма-буква в корне слова.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
1. Из данных строчек стихотворения Пушкина выпишите слова с орфограммой корня и определите условия выбора этой орфограммы. (1 человек у доски).
С какими типами и видами орфограмм вы будете работать?
Вспомните алгоритм определения условий выбора орфограмм: тип орфограммы, часть слова, вид орфограммы, условия выбора.
Сгруппируйте слова по видам орфограмм и запишите их в таблицу.

ГЛАС
НЫЕ
СОГЛАСНЫЕ


безуд. гласн, проверяем.
безуд. гласн, непровер.

·°черед, гласн.
о-ё п/ш
и-ы
п/ц
парные звон.и глухие
Непроизносим. согласные


Продолжите собственными примерами или примерами слов из строчек Пушкина.
Какие графы остались незаполненными? Приведите по 1-2 примера на правописание слов с данной орфограммой.
ЗСП . Вы встретились со словом «орфография». В какой раздел таблицы нужно внести это слово и почему?
Какой это вид орфограммы?
Могли бы мы правильно определить вид орфограммы, не зная этимологии?
Приведите примеры слов, где история слова помогает понять его правописание.
Составьте с этими словами предложения по схеме
вариант
вариант
Что это за синтаксические конструкции? ( Запись и проверка).
Прочитайте это предложение со знаками препинания. Интонационно передайте эти знаки.
С каким типом орфограмм вы встретились при выполнении задания? С какими видами орфограмм?
Подумайте, с какими разделами науки о языке связана орфография? Докажите, приведите примеры.
Работа с текстом.
Учимся находить орфограмму в корне определённого типа и вида. Переходим к чтению текста.
Станционный смотритель. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бр..нивался? Кто в м..нуту гнева не требовал от них р..ковой книги, дабы вп..сать в оную св..ю бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправимость?
Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам. Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский. Не настоящая ли каторга? Покоя ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителя .Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а виноват смотритель.
Прочитайте текст про себя.
Из какого произведения этот отрывок? Автор?
В какую эпоху было написано это произведение? Докажите. На какой раздел будете опираться?
Определите тему данного отрывка, тип речи, стиль.
Подберите синонимы к выделенным словам, запишите их.
Какие синтаксические конструкции использует автор и почему?
Объясните написание слов в первом абзаце, пользуясь алгоритмом ( работа в парах), начиная так: это слово связано с написанием типа орфограмма-буква в корне слова, назвать вид орфограммы и условия выбора.
Что объединяет эту запись? В какой морфеме?
5. Выберите и запишите из строк стихотворения Пушкина слова с чередованием гласных. Запишите их в таблицу.
Чем отличаются слова с чередующимися гласными от слов с безударными гласными? ( Лексич. значение, вариант слова)
Приведите 2-3 своих примера. Заполните таблицу.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
-Чьи произведения звучали сегодня на уроке? Ваше отношение к поэзии Пушкина.( Запись в двух-трёх предложениях)
Какой тип речи поможет вам в этом?
Какие слова помогли выразить отношение к поэзии?
С какой орфограммой связано правописание этих слов?
Что нового узнали об орфографии на уроке?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Вспомнить правописания, изученные на уроке; записать строки стихотворения Пушкина, обозначить изученные орфограммы.

15