Конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему Обобщающее повторение. Орфография

11класс. Русский язык. Аблитарова Л.Э.
Тема: Обобщающее повторение. Орфография.
Цели урока: 1. обучающая : иметь представление об орфографии как разделе науки о языке; 2. развивающая: знать и применять правила написания орфограмм: «Безударные гласные в корне слова», «Непроверяемые безударные гласные», «Правописание приставок Пре-и При-», «Правописание НЕ с разными частями речи»,умеют решать логические задачи;
3. воспитательная: развивать эстетический вкус ,прививать интерес к искусству
Ход урока
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об орфографии и повторим некоторые виды изученных вами орфограмм
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
А что же такое орфография?
Верно, орфография – это раздел языкознания, изучающий правила написания слов.
3. Мотивация учебной деятельности обучающихся. А известно вам происхождение этого слова?
----Работать мы с вами сегодня будем в особых листах. У каждого из вас такой листок перед собой. Давайте запишем фамилию и имя и тему сегодняшнего урока.
Что же именно мы должны повторить? Давайте вспомним изученные ранее орфограммы.
---Какие орфограммы вы знаете?
(Ответы детей)
-----Посмотрите на экран перед вами группы слов с пропущенными буквами скажите, какие буквы вы вставите на место пропусков.
Д..ждливый, к..лонна, оч..рование
Г..родской, неув..даемая, б..лконный
Фак..л, стр..ла, м..ряк
В каждой группе есть лишнее слово, назовите его и запишите(колонна, балконный, факел)
4. По какому признаку вы решили, что оно лишнее?(все проверяемые дождливый – дождь, очаровании – чары, городской – город, неувядаемая – вянет, стрела – стрелы, моряк – море).
Давайте вспомним это правило.
Проверь ударением
Измени форму слова (паруса – парус)
Подбери родственное слово (спешить – спешка)
Непроверяемые
Вспомни происхождение слова, найди дальнего родственника (состязаться – тяжба; брошюра – брошь)
5. Закрепление. Сейчас вы посоревнуетесь между собой. На последней парте в каждом ряду лежит листочек, на котором вы должны будете вписать слова с проверяемыми гласными. Каждый человек пишет одно слово и передает впереди сидящему. Та группа, которая первой выполнит задание, получит дополнительные баллы. Но в первую очередь будет учитываться правильность.Итак, орфограмма «безударные гласные в корне слова»
6.Домашнее задание. 1. Составить сочинение о приставках
.2.Выписать 5предложений из стихов о Крыме с приставками на З-С-.



11класс. Русский язык.№87-88. Аблитарова Л.Э.


Тема : Правописание приставок ПРИ- ПРЕ-

Цели: обучающая : формировать умения находить слова с приставками ПРЕ- ПРИ-;
Развивающая: развитие внимания ,наблюдательности,расширение речевой компетентности учащихся;
Воспитательная: воспитание интереса к родному языку,изучаемому предмету..
Ход урока:

1..Оргмомент..
2.Актуализация опорных знаний.
Посмотрите на ваши рабочие листочки. В левом верхнем кружочке у вас есть слова с пропущенными буквами. Вставьте их и устно обоснуйте постановку той или иной буквы (слайд 5)
Пр..красный город Пр..морский пейзаж
Пр..скверная погода Старое пр..дание Пр..открыть окна

(слайд 6 )

приближение прилететь
присоединение пришить
= около, близко пришкольный
неполнота действия присесть
доведение действия до конца приручить, приучить
движение сверху вниз
придавить, прижать

= пере-
преграда
прервать
= очень
превкусный
преувеличить
превозносить






Закрепление. Распределительный диктант (в тетради):

Пр_забавный, пр_вилегия, пр_видение, пр_бывание в воде, пр_вратник, пр_ходящий успех, пр_лагать усилия, пр_сесть на диван, пр_городный поез, пр_увеличить опасность, пр_ехать в Пр_морье, пр_клоняться перед красотой, пр..старая книга.


Пре-
При-

Презабавный
пребывание в воде
преходящий успех
преувеличить опасность
преклоняться перед красотой
престарая книга
привилегия
привидение
привратник
прилагать усилия
присесть на диван
пригородный поезд
приехать в Приморье



Варианты проверки: самопроверка, взаимопроверка.(слайд 7)

Кто выполнил задание без единой ошибки?
Какие слова вызвали трудности?

Давайте продолжим работу в тетрадях.
Подберите, пожалуйста, синонимы к словам:
Неряшливый человек (неряха)
Грубый, невоспитанный человек (невежа) (слайд 8)

Малообразованный человек (невежда)
Не населенный людьми, нежилой (необитаемый) (слайд 9)

Не такой как все, не похожий на обычное или привычное (необычный)
Питать ненависть к кому-чему-н; испытывать неприязнь или отвращение(ненавидеть) (слайд10)

Что же роднит эти слова (у всех есть приставка не- и все они пишутся слитно)
Почему же? Вспомните правило

(слайд11)
Не с глаголами пишется раздельно
Не заметил, не заметив, не был, не мог
Слитно, если слово не употребляется без не
Ненавидеть, негодовать, нездоровится,
Невзлюбить, недоумевать,
Неволить, неистовствовать, неймётся

(слайд 12)
Правописание не с существительными, прилагательными и наречиями на –о, -е
Раздельно
Есть противопоставление с союзом а
Не правда, а ложь
Не добрый, а злой
Не далеко, а близко
Есть слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда (слова с ни)
Она далеко не красавица
Вовсе не интересный
Ничуть не знакомый текст
Никому не
Слитно : слово не употребляется без не
Невежа
Невзрачный
Нелепо
Можно заменить синонимом
Это неправда = (ложь)
Неинтересный рассказ (скучный)
Негромко читал (тихо)
Рассказ неинтересен (кр. прил.)
Человек несчастлив

Обратимся к вашим рабочим листкам. Под цифрой 2 вы видите табличку с расставленными в ней цифрами. Я вам буду называть слова, а вы в соответствующих ячейках будете ставить + или - , в зависимости от того слитно или раздельнго с не пишется слово. Слитно +, раздельно -
ненависть,
нелепый,
недомогать
невзгоды
не пришел
не правда, а ложь
неряшливый
недолюбливать
непобедимый
не мог
не любишь
несдобровать
нерешительный
невидимка
неволя
А сейчас возьмите цветной карандаш и закрасьте те ячейки таблицы, в которых у вас плюсики.Что у вас получилось?
-----Чтобы перейти к следующей части нашего урока я попрошу вас выполнить несколько задачек (вспомним математику).
----Каждый пример вписывайте в соответствующую строку в облачке под цифрой 3.
(слайд 13)

Количество склонений у существительного умножьте на количество звуков в слове ел (3 х 3 = 9)
Из полученного числа отнимите количество спряжений у глаголов (9 – 2 = 7)
Полученное число умножьте на количество букв в слове Петербург (7 х 9 = 63)
Прибавьте к полученному числу количество богатырей дядьки Черномора ( 63 + 33 =96)
Конечную сумму отнимите от года рождения Пушкина (1799 – 96 =1703)

Вам о чем-нибудь говорит эта дата?
Верно – это год основания Санкт-Петербурга. А в какой день был подписан указ об основании города? (27 мая). Верно, и сейчас мы празднуем 27 мая день города.
А знакомо вам такое понятие как новый и старый стиль?
Так вот, по старому стилю день города отмечался 16 мая – то есть сегодня.
(слайд 14)

Запишите, пожалуйста, эту дату в ваш рабочий листок в строку под картинкой.
Итогом повторения орфографии станет выполнение самостоятельной работы. На рабочих листках под цифрой 4 есть текст об основании Петербурга. В нем пропущены буквы и знаки препинания. Ваша задача заполнить пропуски; решить орфографические и пунктуационные задачи.

Р..ждение Петербурга всегда к..залось чудом. У финнов сохр..нилась легенда о создании города. В ней говорится: "Много людей в старые годы пр..нимались строить город на Невском болоте но это никому (не)удавалось. Но вот пр..шел русский богатырь и придумал хитрое (не)бывалое дело. Взял он и ск..вал на руках целый город поставил его на болото. (Не) смогло оно тогда погл..тить богатырский город и держит его до сих пор".

Найдите слова на орфограмму «безударные гласные в корне (Рождение, казалось, сохранилась, сковал,поглотить).

слова с приставками пре- при- (Принимались, пришел).

не с разными частями речи (Не удавалось, небывалое, не смогло).

Есть ли предложения, в которых вы поставили знаки препинания?
Пунктуация:
Много людей в старые годы принимались строить город на Невском болоте, но это никому не удавалось.
Взял он и сковал на руках целый город, поставил его на болото.

А как вы думаете, кто такой этот русский богатырь? Конечно – Петр I.

5.Вы, наверное, заметили, что центральное место на ваших рабочих листах занимает главный символ Петербурга –« Медный всадник», и большая часть выполненных вами заданий так или иначе были связаны с темой Петербурга. А кто знает скульптора этого памятника?
А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшое слайд-шоу о Петербурге и послушать гимн Санкт-Петербурга в исполнении Олега Кваши. Вам надо выполнить небольшое последнее задание - на местах, которые остались у вас в листах свободными, написать слова ассоциации, которые возникнут у вас в голове при просмотре фильма. Эти слова помогут вам при выполнении домашнего задания.

6.Итог урока: Какие же орфограммы мы сегодня повторили?
Что такое орфография?
Назовите дату основания Петербурга?............

7.Домашнее задание: синквейн на тему « Петербург».








13PAGE 15


13PAGE 14115