Выступление на педагогическом совете «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в интернате для детей с ОВЗ»


Выступление-защита по ПМ 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии, предлагаю вашему вниманию выступление по защите проекта по внеурочной деятельности. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
В рамках данного направления реализуется программа «Юный эколог».
Цель программы: формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать интерес к изучению природы родного края;   
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области;
- формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Развивающие:
- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
Воспитательные:
- развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;
- воспитать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине.
Формой проведения внеурочного занятия по данному направлению был кружок.
В рамках реализации программы «Юный Эколог» был проведен цикл внеурочных занятий: «Вода – источник жизни», «Различаем деревья по кроне», «Коллаж «Лесные жители», «Путешествие по экологической тропе», «О животных, которых не любят».
Рассмотрим содержание внеурочного занятия по теме: «Путешествие по экологической тропе».
Основное содержание мероприятия в полной мере соответствовало содержанию программы «Юный эколог» по экологическому направлению.
Цель: продолжить формирование экологической грамотности обучающихся.
Цель мероприятия достигнута.
Задачи:
Образовательная: обобщить знания учащихся об экологии, актуализировать знания о природном сообществе «лес»;
Развивающая: развивать воссоздающее и творческое воображение, мышление учащихся;
Воспитательная: воспитывать экологически грамотное поведение.
Основные задачи мероприятия реализованы.
Метапредметные результаты:
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (реализуется в ходе беседы).
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию (обучающие самостоятельно выявляли цель данного занятия).Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (при рассуждении с детьми над вопросом, как предотвратить уход зверей и птиц из леса).Личностные результаты: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Формы внеурочного мероприятия в полной мере соответствовали уровню воспитательного результата по общеобразовательному направлению внеурочной деятельности. Формы: фронтальная (при беседе с учащимися), групповая (при работе детей парами с карточками).
Были использованы следующие методы: словесные (беседа), практические (работа с карточками), наглядные (иллюстрации).
Задания, предлагаемые для выполнения школьникам, обладали практической направленностью.
На занятии я использовала демократический стиль общения. Соблюдала дозировку времени на каждом этапе. В течение всего занятия я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому обучающемуся возможность реализовать себя, (учащиеся высказывали свое мнение, предлагали свои методы решения проблемы).
По результату цикла занятий проведена диагностика по выявлению уровня экологической культуры обучающихся. Перечень вопросов представлен на слайде.
В результате диагностики были получены следующие результаты:

В ходе проведенного исследования было выявлено, что у большинства обучающихся у 16 человек (73%) – высокий уровень экологической культуры; У 6 обучающихся ( 27 %) – средний уровень экологической культуры.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при проектировании внеурочного занятия важно правильно использовать разнообразные методы, формы, приемы и средства обучения, а так же обращать внимание на учет возрастных особенностей, на индивидуальные и интеллектуальные способности обучающихся.
№ п/пВопросы Ответы и баллы
«Да» «Нет» По-разному
1 Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? 2 0 1
2 Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и  непривлекательные («некрасивые»)? 0 2 1
3 Всегда ли вы бережно относитесь к природе? 2 0 1
4 Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? 2 0 1
5 Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? 1 0 2
6 Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? 2 0 1
7 Любите ли вы читать описания природы в книгах? 2 0 1
8 Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? 1 2 0
9 Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? 0 2 1
10 Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? 2 0 1
11 Вы принимаете посильное участие в охране природы? 2 0 1
12 Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? 2 0 1
13 Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? 2 0 1
14 Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? 2 0 1
15 Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? 2 0 1
16 Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? 2 0 1
Фотоматериалы