Программа элективного курса ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Тестовые задания по русскому языку (подготовка к ЕГЭ)» 10 класс



Краснодарский край


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
пгт Ильского МО Северский район



УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №1
от 31 августа 2012 года
Председатель педсовета
___________Рыбина Н.Н.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного учебного предмета

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Тестовые задания по русскому языку (подготовка к ЕГЭ)»




Ступень обучения (класс) 10 среднее полное (общее) образование


Количество часов 70 Уровень базовый


Учитель Зуева С.В.


Программа составлена на основе программы к учебнику «Русский язык 10 класс» (авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) – М.: «Русское слово», 2010




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проведение государственной итоговой аттестации за курс средней школы в форме единого государственного экзамена стало нормой. Поэтому очень важно подготовить обучающихся применять знания и умения по русскому языку при выполнении тестовых заданий, сформировать у обучающихся навык работы с тестовыми заданиями для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Всё это способствовало разработке данного элективного курса, который и был предложен учащимся 10 класса.
ЦЕЛЬ КУРСА:
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы.
ЗАДАЧИ КУРСА:
систематизировать и углубить знания учащихся по русскому языку,
совершенствовать умение учащихся выполнять тестовые задания по русскому языку,
снять страх перед новой формой государственной итоговой аттестации.
Программа элективного курса составлена на основе программы к учебнику «Русский язык 10 класс» (авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) – М.: «Русское слово», 2010. Материал, повторенный и закрепленный на уроках, контролируется на элективном курсе с помощью тестов. При этом используются как закрытые, так и открытые тесты, аналогичные части А и В в ЕГЭ.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Вводное занятие. Что такое тест? Разновидности тестовых заданий.
Понятие теста. Тестовые задания с выбором ответа, с кратким ответом. Знакомство с достоверной информацией о содержании ЕГЭ.
Олимпиадные задания школьного тура.
Знакомство с тестовыми заданиями, где кроме знания программы курса русского языка, нужно умение нетрадиционно, творчески мыслить и давать нестандартные решения предложенных заданий.
Лексика. Фразеология. Лексикография.
Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов в данном тексте. Лексические нормы русского языка. Правильное употребление слова в конкретном предложении, нахождение неверного определения предложенных слов. Употребление синонимов, антонимов, фразеологизмов.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Звук и буква. Определение количества звуков и букв в данных словах. Нахождение определенного звука в предложенных словах. Ударение. Орфоэпические нормы русского языка. Нахождение правильного варианта постановки ударения или выделения ударного гласного в предложенных словах.
Морфемика и словообразование.
Морфемный состав слова. Наличие или отсутствие конкретной морфемы в данных словах. Выбор ряда слов с определенным морфемным составом или образованных указанным способом. Нахождение пропущенного слова в словообразовательной цепочке, установление правильного порядка словообразовательной цепочки. Определение лишнего слова среди однокоренных.
Морфология и орфография
Орфография.
Знание орфограмм, применение которых не связано с определением принадлежности слова к конкретной части речи. Правописание приставок и корней. Употребление Ъ и Ь. Гласные после шипящих и Ц в корне.
Знание орфограмм, применение которых связано с определением принадлежности слова к конкретной части речи. Правописание суффиксов и окончаний. Гласные после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях. Слитные, дефисные и раздельные написания слов.
Части речи.
Имя существительное.
Правописание существительных. Нахождение ряда имён существительных с определенным признаком (например, несклоняемые сущ., сущ., имеющие в данной падежной форме указанное окончание).
Имя прилагательное.
Правописание прилагательных. Нахождение ряда имён прилагательных с определенным признаком (например, прилагательных, относящихся к качественным или с правильно образованной формой степени сравнения)
Имя числительное.
Правописание числительных. Нахождение ряда имён числительных с определенным признаком (например, все числительные правильно употреблены, все слова являются числительными).
Местоимение.
Определение разрядов местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Разграничение местоимений и омонимичных союзов. Правописание местоимений.
Глагол.
Правописание глаголов. Определение морфологических признаков глаголов, верное образование форм глаголов.
Причастие.
Образование и правописание причастий. Определение морфологических признаков причастий, правильное употребление причастного оборота в речи.
Деепричастие.
Образование и правописание деепричастий. Определение морфологических признаков деепричастий, правильное употребление деепричастного оборота в речи.
Наречие.
Правописание наречий.
Предлог.
Правописание предлогов.
Союз. Союзные слова.
Правописание союзов. Определение групп союзов. Нахождение союза в сложном предложении.
Частицы.
Правописание частиц.
Обобщающий тест.
Проведение тестирования и анализ результатов.
Итоговое занятие.
Рефлексия учащихся: качество выполнения тестов в начале и конце года. Реклама второй части курса «Тестовые задания по русскому языку» в 11 классе (Тесты по темам «Синтаксис и пунктуация», «Культура речи» и работа с частью С единого государственного экзамена).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Тема занятия
Коли
чество часов


Введение
3


Лексика. Фразеология. Лексикография
6


Фонетика. Графика. Орфоэпия
4


Морфемика и словообразование
8


Морфология и орфография – 42ч.



Орфография
11


Части речи 31ч.



Имя существительное
4


Имя прилагательное
4


Имя числительное
2


Местоимение
2


Глагол
2


Причастие
2


Деепричастие
2


Наречие
2


Слова категории состояния
2


Предлог
2


Союз. Союзные слова.
4


Частицы
3


Повторение
4


Обобщающий тест
2


Итоговое занятие.
1


ИТОГО
70 часов



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для оценки выполнения теста используется 5 балльная шкала.
Отметка «5» ставится, если правильно выполнено более 80% заданий.
Отметка «4» ставится, если правильно выполнено более 60% заданий.
Отметка «3» ставится, если правильно выполнено более 50% заданий.
Отметка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
В результате усвоения факультативного курса ученик должен:
знать/понимать
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
специфику тестовых заданий разных видов
уметь
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
выполнять тестовые задания разных типов;
успешно справлят
·ься с тестовыми заданиями типа части А и В единого государственного экзамена;
правильно понимать тестовое задание.
говорение и письмо
применять основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
использовать основные приемы информационной переработки письменного текста.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств.






ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
На занятиях используются тесты, взятые из следующих книг:
ЕГЭ 2012. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов /Авт.-сост. И.П.Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова. – М.: Эксмо, 2008. – 384с.
Пучкова Л.И. ЕГЭ 2012. Русский язык. Типовые тестовые задания /Л.И. Пучкова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен»,2012.- 111с. Допущено ФИПИ.

Литература, использованная при создании программы факультативного курса:
Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2010 года в преподавании русского языка в средней школе». Научный руководитель: Г.С. Ковалева, к. п. н., заместитель директора ФИПИ. Письмо подготовлено членом федеральной предметной комиссии по русскому языку, к.п.н. И.П.Цыбулько на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2010 года», размещенного на сайте ФИПИ ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).







СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 от «30»августа 2012г.
заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла
Руководитель МО
_________________


СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УВР
___________Сулейманова Н.Н.

«30» августа 2011г.












Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 2012 года


Краснодарский край


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
пгт Ильского МО Северский район





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного учебного предмета

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Тестовые задания по русскому языку (подготовка к ЕГЭ)»




Класс 10 Уровень базовый

Учитель Зуева С.В.


Количество часов: 70 часа; в неделю 2 часа.





Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида Зуевой С.В., утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 31 августа 2012 года


Календарно-тематическое планирование элективного учебного предмета ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Тестовые задания по русскому языку (подготовка к ЕГЭ)»в 10 классе на 2011-2012 учебный год.

Дата
Тема занятия
Тестовые задания ЕГЭ


план
факт



Введение 3 часа




Цели и задачи курса. Требования к занятиям





Что такое тест? Разновидности тестовых заданий.





Входящая диагностика. Выполнение дем. варианта теста ЕГЭ 2012 года Часть А


Лексика. Фразеология. Лексикография 6 часов




Лексика. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
А 11-А 30




Паронимы. Словарь паронимов рус. яз.
А 2




Выполнение тестовых заданий А 2. (разграничение паронимов)
А 2




Синонимы, антонимы. Нахождение их в худ. тексте.
А 30




Фразеологизмы. Значение фразеологизмов. Нахождение их в тексте.
А 30




Тестовые задания по теме «Лексика. Фразеология». Зачёт
А 2, А 11,
А 30

Фонетика. Графика. Орфоэпия 4 часа




Фонетика. Графика. Орфоэпия. Фонетика. Звуки и буквы. Истор. и позиц. чер.





Орфоэпич. нормы рус. яз. Орфоэпический минимум к ЕГЭ.
А1.




Тренинг по орфоэпии. А1.
А1.




Тренинг по орфоэпии. А1.


Морфемика и словообразование 8 часов




Основные единицы морфемики. Варианты морфем.





Морфемы словообразующие и формообразующие.





Тренинг. Состав слова.





Тренинг. Состав слова.





Способы словообразования.





Определение способа словообразования данных слов.





Тренинг. Морфемный разбор.





Тренинг. Словообразовательный разбор.


Морфология и орфография – 48 часов

Орфография 11 часов




Принципы русской орфографии. А12-А18.





Безударные и чередующиеся гласные корня.





Тренинг. А13.





Правописание приставок.





Тренинг А14.





Тренировочные упражнения, аналогичные заданиям А13,А14.





Проверочные тесты. А13,А14.





Контрольный тест. А13





Контрольный тест. А14.





Употребление прописных букв.





Правописание гласных после шипящих и ц.


Части речи - 37

Имя существительное 4 часа.




Правописание падежных окончаний имен сущ. во мн. числе в Им. и Род. п. А3.





Правописание падежных окончаний существительных.





Правописание суффиксов существительных. А16.





Правописание сложных имен существительных. А18.


Имя прилагательное 4 часа




Раз31.01ряды имён прилагательных А 10, В 2





Правописание суффиксов прилагательных. А 12, А 16





Правописание сложных прилагательных. А 18





Практикум по заданиям А12, А16, А18


Имя числительное 2 часа




Склонение имен числительных. А 3





Склонение имен числительных. А3


Местоимение 2 часа




Разряды местоимений. А 3, А 10,
В 2, В 7





Употребление местоимений. А 3, А 10, В 2, В 7


Глагол 2 часа




Правописание суффиксов и окончаний глагола. А 15, А 16





Правописание глаголов. А 15, А 16, А 17


Причастие 2 часа




Правописание Н и НН в причастиях.
А 12




Правописание причастий.
А 12, А 17, А 16

Деепричастие 2 часа




Употребление деепричастных оборотов.
А 4




Конструирование синонимичных предложений с дееприч. и причастными оборотами.
А 4, А 26

Наречие 2 часа




Наречие. Правописание суффиксов.
А18.




Правописание наречий.
А 18

Слова категории состояния 2 часа




Слова категории состояния. Их синтаксическая роль.
А 8




Слова категории состояния. Разграничение наречий и категории состояния.
А 8

Предлог 2 часа




Произво1дные предлоги. Их правописание
А 18




Правописание производных предлогов.
А 18

Союз. Союзные слова. 4часа




Сочинительные союзы.





Подчинительные союзы.





Разграничение союзов и союзных слов.





Союзные слова как члены предложения


Частицы 3 часа




Модальные частицы.





Правописание частиц.





Правописание частиц.


Повторение 4




Повторение. Языковые нормы.





Повторение. Морфемика, словообразование.





Повторение. Морфология





Повторение. Морфология.





Обобщающий тест. А 1-4,7-19





Обобщающий тест А 27-30, В1, 2, 8





Итоговое занятие.


ВСЕГО: 70 часов



Заголовок 2 Заголовок 3­ђ Заголовок 615