Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме Серная кислота и ее свойства

Технологическая карта урока химии
Учитель химии: Марыгина Е. А.
9 класс
Учебник: Рудзитис, Г. Е. Химия. Неорганическая химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. чреждений Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2013.
Тема: Серная кислота и ее свойства
Цель:
Закрепить и углубить теоретические знания школьников о химических свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Познакомить учащихся со свойствами серной кислоты общими с другими кислотами и специфическими.
Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций, записывать их в ионном и в окислительно-восстановительным виде.
Развивать умения сравнивать и анализировать свойств кислот при изучении свойств серной кислоты.
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД: определить последовательность действий для получения результата, наблюдать и делать необходимые выводы по наблюдениям во время проведения опытов, закрепить теоретические знания при выполнении химического эксперимента, выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли.
Познавательные УУД: научиться проводить химический эксперимент, используя теоретические знания, знать свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации и свойства конкретно серной кислоты.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, уметь представить результаты своих опытов.
Личностные УУД: осознание своей роли каждым участником группы, осознание своей роли в группе для достижения общей цели.
Лабораторный опыт проводится по группам (7 групп по 4 человека).
Оборудование: Таблица «Техника безопасности», реактивы, пробирки.

Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для достижения запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

Мотивация к учебной деятельности
Спрашивает о настроении к уроку.
Проверка домашнего задания.
Делятся своим настроением.


Л

Формулирование темы урока, постановка цели
Историческое название этого вещества – купоросное масло. Алхимими научились получать его из купоросов в Х веке (сульфаты), а в ХI – получали сжиганием серы в смеси с селитрой. Назовите это вещество.
Тема урока «Серная кислота».
Сформулируйте цель урока,
Ответ: Серная кислота










Записывают тему в тетрадях.
Формулируют цель: познакомиться со свойствами серной кислоты, ее получением и применением.

Умение формулировать и ставить цель.
Р

Этап усвоения новых знаний
Молекулярная формула серной кислоты


Решить цепочку превращений по получению серной кислоты



Учитель: Рассмотрим химические свойства серной кислоты.
Для того чтобы познакомится с химическими свойствами серной кислоты, нам необходимо вспомнить, какие электролиты называются кислотами с точки зрения ТЭД и какими общими химическими свойствами обладают кислоты.












Учитель: Давайте общие свойства кислот проверим на примере серной кислоты. Предлагаю вам по группам провести эксперимент.

Раздаёт карточки с заданием (по группам) – приложение 1, даёт каждой группе инструкцию по выполнению задания. 

Предлагает ученикам вспомнить правила по технике безопасности.
По ходу корректирует ответы учащихся, дополняет









Предлагает представить результаты.

А теперь составьте соответствующие уравнения реакций.

Учитель предлагает ещё раз обратиться к схеме и сделать вывод, что разбавленная серная кислота вступает в те же химические реакции, что и другие кислоты, то есть для неё характерны такие же свойства как для других кислот. Общие химические свойства H2SO4 определяются ионом H+.

Учитель говорит, что серная кислота обладает и специфическими свойствами и эти свойства зависят от концентрации кислоты.

Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент информационного типа и записать в тетрадь уравнение реакции.
C12H22O11 + H2SO4=12C + H2SO4 nH2O

Учитель демонстрирует видеоопыт: в пробирку наливают концентрированную серную кислоту и насыпают медные стружки, нагревают пробирку. Вопрос учителя: Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Называют
молекулярную формулу серной кислоты

Решают цепочку превращений по получению серной кислоты. Ученик демонстрирует у доски решение.




Ученики перечисляют свойства кислот. На интерактивной доске последовательно появляются примеры химических реакций, отражающих свойства растворов кислот, после того как их назвали учащиеся.
кислота ( диссоциирует
кислота ( изменяет окраску индикатора
кислота + металл по ряду активности
кислота + основание
кислота + основный оксид
кислота + соль (при выполнении условий для реакции ионного обмена).















Ученики вспоминают правила техники безопасности, предлагают свои варианты ответов.

Ученики работают в группе. Приступают к выполнению практического задания. Делают соответствующие записи в тетради: заполняют 1 и 2 колонки в таблице.

Ученики озвучивают результаты опытов.


Составляют уравнения реакции, делаю записи в тетрадь с проверкой у доски.
Делают выводы.
























Смотрят видеосюжет, делают записи в тетради.






Наблюдают выделение сернистого газа по запаху, делают вывод, что серная кислота реагирует с металлами, стоящими в ряду активности после водорода.

Записывают уравнение реакции и расставляют коэффициенты методом электронного баланса:
Cu + H2SO4 ( CuSO4 + SO2 + H2O
Cu 0 – 2е ( Cu +2 – восстановитель
S+6 + 2е ( S+4 - окислитель








S SO2 SO3 H2SO4










































Приложение 1
Умение составлять химические уравнения. Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе;
наблюдение самостоятельно проводимых опытов, химических реакций;
описание самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.

Р, П, К,Л

Закрепление новых знаний
Контролирует решение заданий на закрепление темы.
Учащиеся самостоятельно решают предложенные учителем задания по данной теме.
Расставить коэффициенты в уравнении методом электронного баланса
Ca + H2SO4 ( CaSO4 + H2S + H2O.

Умение составлять химические уравнения.
Р, П, К,Л

Рефлексия
Подводит итог урока. Предлагает ответить на вопрос: что было самым трудным при выполнении практической работы.
Отвечают на вопрос

Умение делать выводы, анализ своей работы, проводить рефлексию.

Р, Л

Информация о домашнем задании
Задает домашнее задание, инструктирует учащихся о его выполнении.
Заключительное слово учителя.

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по его выполнению.
П. 13, стр.38, упр. 2.

Л





















Приложение 1
Химические свойства серной кислоты. 9 класс
При выполнении эксперимента соблюдать технику безопасности.


Свойства, общие с другими кислотами.
Общие химические свойства H2SO4 определяются ионом H+.
Признак реакции
Уравнение реакции в молекулярной и ионной формах

Диссоциация и изменение окраски индикатора.




Взаимодействие с металлами





Взаимодействие с основаниями как растворимыми, так и нерастворимыми.



Взаимодействие серной кислоты с оксидами металлов.




Взаимодействие серной кислоты с солями.





При выполнении опыта с нерастворимыми основаниями сначала получите нерастворимое основание гидроксид меди (II).





15