План-конспект открытого урока по химии Тема урока: «Серная кислота». 9 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 4
город Краснодар





план-конспект открытого урока по химии

Тема урока: «Серная кислота».


9 класс




Подготовила учитель химии
МБОУ лицей № 4
Карабанова О. А.



Краснодар 2016 год
Тема урока « СЕРНАЯ КИСЛОТА».
Тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель:
изучить строение, свойства и применение серной кислоты,
совершенствовать навыки составления уравнений реакций и решения задач
способствовать экологическому воспитанию учащихся, развитию коммуникативных навыков.
Оборудование: проектор, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица «Схема генетической связи между классами неорганических соединений»,
Реактивы и посуда: для демонстрационного опыта - серная кислота концентрированная, сахарная пудра, стакан, стеклянная палочка,
для учащихся на парту: раствор хлорида бария, серная кислота разбавленная.
Ход урока.
Организационный этап–приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих, настрой учащихся на работу.
Этап проверки домашнего задания.
Тест - опрос домашнего задания по изученному материалу «Оксид серы(IY). Сернистая кислота» (смотри приложение 1). Демонстрация верных ответов через проектор
(слайд № 2)
Тест по теме "Сера и ее соединения"
Часть 1
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме серы:
1) 2, 6                         2) 2, 8, 8                                 3) 2, 8, 6                                 4) 2, 8, 8, 6
2. Сера - более сильный окислитель, чем:
1) фтор                       2)хлор                                    3) фосфор                              4) кислород
3. Степени окисления серы изменяются с +4 до 0 в группе веществ:
1)S,SO2, SO3                  2) H2SO4, SO2, H2S               3) Na2SO4, K2S, S                  4) SO2, K2SO3, S
4. И сернистый газ, и сернистая кислота будут реагировать со следующей парой веществ:
1) H2O , CO2                  2) NaOH, CaO                                  3) H2O, Cl2                                      4) H2S, O2
5. Для осуществления превращения H2S  SO2  SO3 K2SO3 нужно последовательноиспользовать:
1) воду, кислород, оксид калия                              3) кислород, воду, калий
2) кислород, кислород.гидроксид калия             4) воду, кислород, карбонат калия
6. В реакции, уравнение которой H2SO3 + Br2 + H2O= H2SO4 + HBr , сера
1) является восстановителем                                 3) является окислителем
2) понижает степень окисления                            4) не изменяет степень окисления
7. Для осуществления превращения S  H2S  SO2  CaSO3 нужно последовательно
 использовать:
1) водород, воду, оксид кальция                            3) водород, кислород, гидроксид кальция
2) водород, кислород,  кальций                             4) воду, воду, кальций
4) углерод, концентрированную серную кислоту , карбонат кальция
8. Через 160 г 10% раствора гидроксида натрия пропустили сернистый газ. Сколько грамм средней соли получится?
1) 28,4 г                     2) 25, 2 г                                3) 56,8 г                                 4) 50,4 г
Часть 2
1. Оксид серы(IV) вступает в реакцию с
1) водой         2) азотом        3) сероводородом     4) оксидом натрия    5) фосфорной кислотой
Ответ:________
2. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени
окисления атома окислителя.
Схема превращений
Изменение степени окисления атома окислителя

А) Cu + H2SO4 (конц) SO2 + CuSO4 + H2O
1) Э-2  Э+4

Б) H2S + FeCl3  FeCl2 + HCl + S
2) Э0  Э+4

B) S + HNO3(разбав.) NO + Н2 SO4
3) Э+6 Э+4

 
4) Э+3  Э+2

 
5) Э+5  Э+2

Ответ:
А
Б
В

 
 
 

3. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени окисления  атома восстановителя.
Схема превращений
Изменение степени окисления атома восстановителя

А) C + H2SO4(конц.) SO2 + CO2 +H2O
1) Э+4 Э+6

Б) P + H2SO4(конц.) SO2 + H3PO4 + H2O
2) Э0  Э-2

В) O2 + H2SO3  H2SO4
3) Э0  Э+5

 
4) Э0  Э+6

 
5) Э0  Э+4

Ответ:
А
Б
В

 
 
 

Ответы:

Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Целеполагание.
Учитель: Ребята, давайте попробуем определить: какое вещество мы будем сегодня изучать? Ответив на следующие вопросы, мы узнаем его. Итак:
-вещество является сильным электролитом
-изменяет окраску лакмуса на красную
-является двухосновной
-центральный атом находится в шестой группе главной подгруппе
-в данном соединении проявляет степень окисления +6.

Верно, тема урока – серная кислота.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут служить слова Д. И. Менделеева:
«Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота. Там, где техническая деятельность развита, там потребляется и много серной кислоты».
И сегодня мы с вами должны выяснить, почему такое значение имеет серная кислота, насколько справедливы слова Д. И. Менделеева.
Итак, что мы должны узнать о кислоте, чтобы решить эту проблему?
(Учащиеся вспоминают план изучения веществ):
1.Общую характеристику
2. Получение
3.Физические свойства
4.Химические свойства
5. Применение
Далее следует работа по группам. Каждая группа рассматривает и изучает свой вопрос, используя уже имеющиеся знания, учебник, дополнительную литературу, при необходимости прибегая к помощи учителя. Затем представитель от группы объясняет свой вопрос всему классу. Учащиеся заполняют соответствующую таблицу:
Общая характеристика

Получение

Физические
свойства

Химические
свойства


Применение


молекулярная
формула..

1 стадия

Агрегатное состояние..

1.Общие свойства для всех кислот:
а)
б)
в)
г)
д)
е)


структурная
формула..

2 стадия

Цвет.

2.Специфические свойства
1.
2.
3.
и т. д.


Мr

3 стадия.

Запах.

Качественная реакция на сульфат – ион (заполняют самостоятельно) приложение 2



C.О. серы


Плотность






Другое





Общая характеристика.
Учащиеся группы №1 должны привести молекулярную и структурную формулы серной кислоты, степень окисления центрального атома и относительную молекулярную массу.
2.Получение серной кислоты.
Учащиеся группы №2 должны изучить стадии получения серной кислоты:

1 стадия:-обжиг пирита
4FeS2 +11O2-----2 Fe 2 O3 + 8 SO2

2 cтадия: -окисление SO2 в SO3
2SO2 + O2 --- -2 SO3
3стадия: - поглощение оксида серы (YI) и образование серной кислоты. Поглощение производят самой серной кислотой во избежание сернокислотного тумана. Раствор оксида серы (YI) в серной кислоте называется олеум. Разбавляя олеум, получают кислоту нужной концентрации.
Дополнение учителя.
Серная кислота выпадает в составе так называемых «кислотных дождей», так как выбросы от работы предприятий и транспорта содержат сернистый газ. А как же сернистый газ в атмосфере образует серную кислоту?
Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос.
3.Физические свойства.
Учащиеся группы №3 дают характеристику: бесцветная, тяжелая, маслянистая жидкость.
Учитель демонстрирует концентрированную серную кислоту, доказывает гигроскопические свойства серной кислоты и выделение большого количества теплоты при взаимодействии с водой, с помощью демонстрационного опыта, обращает внимание учащихся на правила разбавления кислоты: кислоту вливать в воду, но не наоборот, обращает внимание учащихся на правила оказания первой помощи при химических ожогах.
4. Химические свойства.
а) Свойства, общие для всех кислот.
Учащиеся группы №4 обращаются к схеме генетической связи, согласно которой кислоты взаимодействуют с металлами, с оксидами металлов, с основаниями, с солями, составляют соответствующие примеры уравнений реакций.
После выступления группы №4 о химических свойствах, общих для всех кислот, следует работа учителя со всем классом.
б)Специфические свойства серной кислоты.
Работая по инструктивной карте, учащиеся проводят лабораторный опыт « качественная реакция на сульфат-ион».
Учитель обращает внимание учащихся на то, что при обычных условиях концентрированная серная кислота со многими металлами не взаимодействует, при нагревании взаимодействует почти со всеми металлами, исключая такие металлы как золото, платина. При этом выделяется не водород, а сернистый газ, сероводород или сера. Приводит примеры уравнений реакций взаимодействия концентрированной серной кислоты с различными по активности металлами:
Рассмотрим диаграмму степеней окисления серы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] слайд № 3
 


До -2 серу могут восстановить только очень активные металлы в ряду напряжений до алюминия включительно.
  Реакции будут идти вот так:  
8Li + 5H2SO4(конц.)  4Li2SO4 + 4H2O + H2S
 
4Mg + 5H2SO4(конц.)  4MgSO4 + 4H2O + H2S
 
8Al + 15H2SO4(конц.) (t) 4Al2(SO4)3 + 12H2O + 3H2S
 
При взаимодействии H 2SO4(конц.) с  металлами в ряду напряжений после алюминия, но до железа, то есть с металлами со средней активностью сера восстанавливается до 0:
 
3Mn + 4H2SO4(конц.)  3MnSO4 + 4H2O + S
 
2Cr + 4H2SO4(конц.) (t) Cr2(SO4)3 + 4H2O + S
 
3Zn + 4H2SO4(конц.)  3ZnSO4 + 4H2O + S
 
Все остальные металлы, начиная с железа в ряду напряжений (включая те, что после водорода, кроме золота и платины, конечно), могут восстановить серу только до +4. Так как это малоактивные металлы:
 
2Fe + 6H2SO4(конц.) (t) Fe2(SO4)3 + 6H2O + 3SO2
 
(обратите внимание, что железо окисляется до +3, до максимально возможной, высшей степени окисления, так как оно имеет дело с сильным окислителем)
 
Cu + 2H2SO4(конц.)  CuSO4 + 2H2O + SO2
 
2Ag + 2H2SO4(конц.)  Ag2SO4 + 2H2O + SO2
 

слайд № 4
Обугливание органических веществ.
Демонстрационный опыт «Взаимодействие сахара с концентрированной серной кислотой».
Описание опыта «Обугливание сахара». Оборудование: стакан, стеклянная палочка.
Реактивы: концентрированная серная кислота, сахарная пудра, вода.
Ход работы:
Смешать 20 г сахарной пудры, 3 мл воды, 10 мл серной кислоты, оставить стеклянную палочку в стакане. Наблюдается обугливание массы и увеличение ее в объеме.
Качественная реакция на сульфат – ион (смотри приложение 2).
5.Сообщение учащегося группы №5 о применении серной кислоты. Учащийся доносит до сведения класса информацию о применении серной кислоты для обогащения руд, производства моющих средств, медикаментов, искусственного шелка, взрывчатых веществ, в качестве электролита в аккумуляторах, для получения красителей, очистки нефтепродуктов, производства минеральных удобрений, пластмасс.
Учитель: Итак, мы изучили серную кислоту и узнали об ее огромной роли в производстве.
Закрепление материала проведем в форме тестирования. Учитель предлагает учащимся разноуровневые тесты по вариантам после проведения физкультминутки (смотри приложение 3).
Вариант 1

Уровень А
1.Будет ли изменяться со временем масса открытого сосуда с концентрированной серной кислотой:
а)да, уменьшится из-за испарения серной кислоты
б)да, увеличится из-за поглощения водяных паров воздуха
в)не изменится
г)уменьшится, так как улетучится оксид серы (YI)

2. Какая из приведенных записей верна:
а)Fe + H 2 SO4 конц ----- Fe SO4 + H 2
б) Fe + H 2 SO4разб ----- Fe SO4 + H 2
в) Fe + 2H 2 SO4разб ----- Fe SO4 + SO2 +2 H 2 O
г) Fe + H 2 SO4 конц ----- Fe2( SO4) 3 + H 2

3. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли:
а) H 2 SO4 ---- SO3 + H 2 O
б) Cu +2 H 2 SO4 ----- Cu SO4 + SO2 +2 H 2 O
в) H 2 SO4 + ВаCl2 ---- Ва SO4 +2 HCl
г) H 2 SO4 + Na2 CO3---- Na2 SO4 + CO2 + H 2 O

Уровень В
4.Осуществить ряд превращений:
S---- SO2 ----- SO3 ----- H 2 SO4 ------ Cu SO4

Уровень С
5.Задача.
В лаборатории имеется 300 г 40%-ной серной кислоты. Как изменится концентрация кислоты при добавлении 100 г воды? В какой последовательности необходимо проводить работу?
Вариант 2
Уровень А
1.Имеются склянки с кислотами без надписей. Как определить серную кислоту?
а)прилить соль бария, выпадет белый осадок.
б)прилить нитрат серебра, выпадет белый осадок.
в)с помощью лакмуса
г)по запаху

2. Какая из приведенных записей верна:
а)Сu + H 2 SO4 конц ----- Cu SO4 + H 2
б) Cu+ H 2 SO4разб ----- Cu SO4 + H 2
в) Cu + 2H 2 SO4разб ----- Cu SO4 + SO2 +2 H 2 O
г) Cu + H 2 SO4 конц ----- Cu SO4 + SO2 +2 H 2 O

3. Все эти вещества взаимодействуют с серной кислотой:
а) Cl2, CaO, NaCl, Fe
б) CaO, NaCl, Fe(OH)3, Mg
в) CO2, CuO, Al, Fe(OH)2
г) Na2 CO3 , N2, KOH, Cu

Уровень В
4.Составить уравнения реакций взаимодействия разбавленной серной кислоты с алюминием, цинком, карбонатом натрия, оксидом кальция.

Уровень С
5.Задача
В лаборатории имеется 200 г 60%-ной серной кислоты. Сколько мл воды необходимо для получения 10%-ной? Как правильно повести разбавление серной кислоты?
Информация о домашнем задании.
Помимотрадиционного домашнего задания – выучить параграф, конспект, учащимся предлагается:
творческое – сочинить стих, рассказ, сказку по теме.(примеры см. приложения 4)
Также можно предложить учащимся найти ответ на такие вопросы как:
Почему кристаллогидрат сульфата натрия Na2SO4 *10H2O называется глауберовой солью? (Ответ смотриприложение 5).

4.Так же в качестве домашнего задания предлагается решение практико-ориентированных задач (смотриПриложение 6).
5. В качестве проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время можно предложить такие темы:
- Минеральные сульфатные воды и их влияние на здоровье человека.
- Использование и перспективы использование сульфатов (в промышленности, сельском хозяйстве, медицине ит.д.).
- Сульфаты в производстве моющих средств: вред и польза.
V. Подведение итогов учебного занятия.
а) Беседа с учащимися:
-что мы сегодня изучили?
-почему же Д. И. Менделеев такую роль отводил серной кислоте?
-почему серную кислоту еще называют «кровь химии», «хлеб химии»?
-была ли решена проблема, поставленная перед уроком?
б) оценивание работы учащихся, выставление отметок.
VI. Рефлексия.
Учащимся предлагается закончить одно из предложений:

На уроке самым интересным было
На этом уроке я научился (научилась)
Я считаю полезным
Самым скучным было
Теперь бы я хотел(а) узнать о











































ПРИЛОЖЕНИЯ











ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по теме "Сера и ее соединения"
Часть 1
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме серы:
1) 2, 6                         2) 2, 8, 8                                 3) 2, 8, 6                                 4) 2, 8, 8, 6
2. Сера - более сильный окислитель, чем:
1) фтор                       2)хлор                                    3) фосфор                              4) кислород
3. Степени окисления серы изменяются с +4 до 0 в группе веществ:
1)S,SO2, SO3                  2) H2SO4, SO2, H2S               3) Na2SO4, K2S, S                  4) SO2, K2SO3, S
4. И сернистый газ, и сернистая кислота будут реагировать со следующей парой веществ:
1) H2O , CO2                  2) NaOH, CaO                                  3) H2O, Cl2                                      4) H2S, O2
5. Для осуществления превращения H2S  SO2  SO3 K2SO3 нужно последовательно использовать:
1) воду, кислород, оксид калия                              3) кислород, воду, калий
2) кислород, кислород.гидроксид калия             4) воду, кислород, карбонат калия
6. В реакции, уравнение которой H2SO3 + Br2 + H2O= H2SO4 + HBr , сера
1) является восстановителем                                 3) является окислителем
2) понижает степень окисления                            4) не изменяет степень окисления
7. Для осуществления превращения S  H2S  SO2  CaSO3 нужно последовательно
 использовать:
1) водород, воду, оксид кальция                            3) водород, кислород, гидроксид кальция
2) водород, кислород,  кальций                             4) воду, воду, кальций
4) углерод, концентрированную серную кислоту , карбонат кальция
8. Через 160 г 10% раствора гидроксида натрия пропустили сернистый газ. Сколько грамм средней соли получится?
1) 28,4 г                     2) 25, 2 г                                3) 56,8 г                                 4) 50,4 г
Часть 2
1. Оксид серы(IV) вступает в реакцию с
1) водой         2) азотом        3) сероводородом     4) оксидом натрия    5) фосфорной кислотой
Ответ:________
2. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени
окисления атома окислителя.
Схема превращений
Изменение степени окисления атома окислителя

А) Cu + H2SO4 (конц) SO2 + CuSO4 + H2O
1) Э-2  Э+4

Б) H2S + FeCl3  FeCl2 + HCl + S
2) Э0  Э+4

B) S + HNO3(разбав.) NO + Н 2SO4
3) Э+6 Э+4

 
4) Э+3  Э+2

 
5) Э+5  Э+2

Ответ:
А
Б
В

 
 
 

3. Установите соответствие между схемой превращения и изменением степени окисления  атома восстановителя.
Схема превращений
Изменение степени окисления атома восстановителя

А) C + H2SO4(конц.) SO2 + CO2 +H2O
1) Э+4 Э+6

Б) P + H2SO4(конц.) SO2 + H3PO4 + H2O
2) Э0  Э-2

В) O2 + H2SO3  H2SO4
3) Э0  Э+5

 
4) Э0  Э+6

 
5) Э0  Э+4

Ответ:
А
Б
В

 
 
 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инструктивная карта для учащихся.
Лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфат-ион».
1.В пробирку прилейте 1-2 мл серной кислоты (при работе с кислотами соблюдайте особую осторожность!).
2.К серной кислоте прилейте раствор хлорида бария. Какие признаки химической реакции вы наблюдаете?
3.Составьте уравнение реакции в молекулярном, ионном (полном и сокращенном) видах. Какое условие протекания реакции обмена соблюдается?


Инструктивная карта для учащихся.
Лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфат-ион».
1.В пробирку прилейте 1-2 мл серной кислоты (при работе с кислотами соблюдайте особую осторожность!).
2.К серной кислоте прилейте раствор хлорида бария. Какие признаки химической реакции вы наблюдаете?
3.Составьте уравнение реакции в молекулярном, ионном (полном и сокращенном) видах. Какое условие протекания реакции обмена соблюдается?


Инструктивная карта для учащихся.
Лабораторный опыт «Качественная реакция на сульфат-ион».
1.В пробирку прилейте 1-2 мл серной кислоты (при работе с кислотами соблюдайте особую осторожность!).
2.К серной кислоте прилейте раствор хлорида бария. Какие признаки химической реакции вы наблюдаете?
3.Составьте уравнение реакции в молекулярном, ионном (полном и сокращенном) видах. Какое условие протекания реакции обмена соблюдается?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вариант 1

Уровень А

1.Будет ли изменяться со временем масса открытого сосуда с концентрированной серной кислотой:
а)да, уменьшится из-за испарения серной кислоты
б)да, увеличится из-за поглощения водяных паров воздуха
в)не изменится
г)уменьшится, так как улетучится оксид серы (YI)

2. Какая из приведенных записей верна:
а)Fe + H 2 SO4 конц ----- Fe SO4 + H 2
б) Fe + H 2 SO4разб ----- Fe SO4 + H 2
в) Fe + 2H 2 SO4разб ----- Fe SO4 + SO2 +2 H 2 O
г) Fe + H 2 SO4 конц ----- Fe2( SO4) 3 + H 2

3. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли:
а) H 2 SO4 ---- SO3 + H 2 O
б) Cu +2 H 2 SO4 ----- Cu SO4 + SO2 +2 H 2 O
в) H 2 SO4 + ВаCl2 ---- Ва SO4 +2 HCl
г) H 2 SO4 + Na2 CO3---- Na2 SO4 + CO2 + H 2 O

Уровень В

4.Осуществить ряд превращений:
S---- SO2 ----- SO3 ----- H 2 SO4 ------ Cu SO4

Уровень С

5.Задача.
В лаборатории имеется 300 г 40%-ной серной кислоты. Как изменится концентрация кислоты при добавлении 100 г воды? В какой последовательности необходимо проводить работу?










Вариант 2
Уровень А

1.Имеются склянки с кислотами без надписей. Как определить серную кислоту?
а)прилить соль бария, выпадет белый осадок.
б)прилить нитрат серебра, выпадет белый осадок.
в)с помощью лакмуса
г)по запаху

2. Какая из приведенных записей верна:
а)Сu + H 2 SO4 конц ----- Cu SO4 + H 2
б) Cu+ H 2 SO4разб ----- Cu SO4 + H 2
в) Cu + 2H 2 SO4разб ----- Cu SO4 + SO2 +2 H 2 O
г) Cu + H 2 SO4 конц ----- Cu SO4 + SO2 +2 H 2 O

3. Все эти вещества взаимодействуют с серной кислотой:
а) Cl2, CaO, NaCl, Fe
б) CaO, NaCl, Fe(OH)3, Mg
в) CO2, CuO, Al, Fe(OH)2
г) Na2 CO3 , N2, KOH, Cu

Уровень В

4.Составить уравнения реакций взаимодействия разбавленной серной кислоты с алюминием, цинком, карбонатом натрия, оксидом кальция.

Уровень С

5.Задача
В лаборатории имеется 200 г 60%-ной серной кислоты. Сколько мл воды необходимо для получения 10%-ной? Как правильно повести разбавление серной кислоты.












ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Описание опыта «обугливание сахара» в стихотворной форме:
Сахар, вода, кислота –
Магия эта проста.
Мы не будем долго мучиться
Скоро опыт наш получится!
Пахнет плохо, жжет он руки,
Ах какие это муки!
Хоть и химию мы учим,
Ваты сладкой не получим!
Криминальные новости.
Разыскивается особо опасная преступница по кличке Серная кислота. Ее приметы:
Тяжелая
Маслянистая
Нелетучая
Жидкость
Без цвета
При встрече с ней настоятельно рекомендуем соблюдать все меры предосторожности. Эта злодейка обходит стороной только золото и платину. На всех остальных, повстречавшихся на ее пути, она беспощадно набрасывается. Так, одной из жертв Серной кислоты оказалась бедная женщина из города Неорганики – Вода H 2 O. Она подверглась ужасным пыткам, которые сопровождались большим выделением теплоты. При этом Серная кислота от злости брызгалась во все стороны. Другой ее жертвой стал некто Сахар, он же агент С12Н22О11, из соседнего города Органики. Обугленные останки его были найдены в канаве за городом. Будьте бдительны!




ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Открытие глауберовой соли датировано зимой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года и непосредственно связано с перенесённой в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] году Глаубером болезнью  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в то время именуемого «венгерской лихорадкой». Вот как сам Глаубер описывал это:
Несколько оправившись от болезни, я прибыл в Неаполис (расположен на реке Вид в 25 км юго-восточнее Бонна). Там у меня снова начались приступы, и я должен был остаться в этом городе. Болезнь настолько ослабила мой желудок, что он не мог ни принимать, ни переваривать никакую еду. Местные жители посоветовали мне пойти к источнику, в часе ходьбы от города. Они сказали, что вода источника вернет мне аппетит. Следуя их совету, я взял с собой большой кусок хлеба; мне сказали, что должен буду весь его съесть, но я мало верил в то, что это мне как-то поможет. Придя к источнику, я намочил хлебный мякиш в воде и съел его причем с большим удовольствием, хотя перед этим не мог смотреть без отвращения на самые изысканные лакомства. Взяв оставшуюся от хлеба корку, я зачерпнул ею воды из источника и выпил её. Это настолько возбудило мой аппетит, что в конце концов я съел и «чашку» из хлеба, которой черпал воду. Домой я возвратился значительно окрепшим и поделился своими впечатлениями с соседями. Я чувствовал, что если буду и дальше лечиться этой водой, функции моего желудка полностью восстановятся. Я спросил, что это за вода. Мне сказали, что в ней содержится селитра, чему тогда, не будучи искушен в подобных вопросах, я поверил.
Глаубер заинтересовался химическим составом воды источника. В ходе одного из своих исследований Глаубер обнаружил, что кристаллы, выпавшие в осадок, оказались той самой «чудесной солью», с которой он познакомился в молодости. В результате одной реакцией Глаубер открыл и способ получения соляной кислоты, и синтеза сульфата натрия.
Глауберова соль употребляется в медицине давно, как сама по себе, так особенно составной частью различных слабительных вод и порошков. Применяется в терапии преимущественно с целью действия на кишечный канал и реже для общего действия на организм. Небольшие ее количества не оказывают заметного влияния на организм, повторные же приемы вызывают послабление кишечника и оказывают общее действие на организм (например, при употреблении ее, при надлежащей диете в режиме уменьшается тучность и т. п.). Отделение желчи, при употреблении соли, заметно усиливается . Употребляется при лечении желудочно-кишечных катаров, хронических запоров (преимущественно в форме минеральных вод Карлсбада, Мариенбада, Франценсбада, Тараспа и т. д.); при лечении язвы желудка, особенно в форме искусственной карлсбадской соли; в старину часто применялась при острых воспалительных и лихорадочных процессах, при гиперемии мозга, при брюшном тифе, при перемежающей лихорадке и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Примеры практико-ориентированных расчетных задач по теме.
1.Фосфорную кислоту для производства удобрений получают действием серной кислоты на ортофосфат кальция. Сколько кг 10 %-ного раствора серной кислоты необходимо для реакции с 10 кг ортофосфата кальция?
2.Соляную кислоту для консервирования кормов можно получить действием серной кислоты на хлорид натрия. Сколько кг соляной кислоты будет получено при взаимодействии 1 кг хлорида натрия и 5 кг 5%-ного раствора серной кислоты?
3.Для подкормки плодово-ягодных культур используют сульфат цинка, получаемый при взаимодействии цинковой стружки с разбавленной серной кислотой. Какую массу 5%-ного раствора серной кислоты необходимо взять для растворения 1 кг цинка? Какая масса сульфата цинка будет получена при этом?
4.При пропускании 2 л. воздуха через склянку с концентрированной серной кислотой масса ее увеличилась на 0,2 г. Вычислите массовую долю водяных паров в воздухе.

5. Какую массу (в тоннах) раствора серной кислоты с массовой долей 75% можно получить из 60 т пирита, содержащего FeS2, если производственные потери составляют 10 %?
6. Ваш папа решил сам поменять электролит в аккумуляторе. Ему необходимо получить 5 л электролита с содержанием серной кислоты 36%, имея в своем распоряжении 2л 80%-ной серной кислоты плотностью 1,27г/мл. Помогите папе выполнить расчеты.

7. Медный купорос – фунгицид, предназначенный для опрыскивания плодово-ягодных, декоративных деревьев и кустарников от парши и других болезней, а также для дезинфекции ран у плодовых, восполнения дефицита меди в почве, для борьбы с насекомыми - вредителями. К примеру, для некорневой подкормки вегетирующих растений доза составляет 1-2 г медного купороса на 10 л воды.
Рассчитайте массовую долю безводного сульфата меди (II) в полученном растворе.
Почему раствор необходимо готовит в стеклянной или пластиковой ёмкости, но не в железной? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
8. При рентгеноскопии врач получает снимок того или иного органа. Однако, на рентгеновском снимке четко отображаются только достаточно плотные образования (например, кости, суставы), а также органы, содержащие большое количество воздуха (например, легкие). Перечисленные органы обладают так называемой естественной контрастностью. Другие органы, такие как желудок и кишечник, кровеносные сосуды, выводящая система почек, можно увидеть на рентгеновском снимке только после их искусственного контрастирования, т.е. при введении в них специальных контрастных веществ, четко видимых на рентгеновских снимках. К примеру, в качестве контрастного вещества при рентгенологическом исследовании желудка и двенадцатиперстной кишки используют взвесь сульфата бария, которую готовят из расчета 100 г порошка на 80 мл воды.
Рассчитайте %-ное содержание сульфата бария в полученной взвеси.
9.Гипс CaSO4*2H2O при нагревании до 128 С теряет ѕ воды по массе, превращаясь в алебастр, или жженый гипс. Выведите его формулу.

Примеры практико-ориентированных качественных задач по теме.
1.В агрохимической лаборатории имеются две банки без этикеток с прозрачными растворами соляной и серной кислот. Как вы определите содержимое каждой банки? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах (полном и сокращенном).
2.Докажите опытным путем, что выданное вам вещество, применяемое для борьбы с вредителями плодово-ягодных культур, является сульфатом меди(II)? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах (полном и сокращенном).
3.Как опытным путем можно отличить два удобрения: сульфат калия и хлорид калия? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах (полном и сокращенном).
4.В вашем распоряжении имеются медь, цинк, сера, концентрированная серная кислота. Напишите три окислительно-восстановительные реакции для получения оксида серы (IY), который может использоваться для беления шерсти или хранения фруктов и овощей.
5.Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций получения разными способами сульфата марганца(II) и сульфата железа (II), являющихся микроудобрениями. [3]
6.Почему безводную серную кислоту можно перевозить в стальных цистернах? Можно ли таким же образом перевозить раствор серной кислоты?
окислительные свойства серной кислотыРисунок 2окислительные свойства серной кислотыокислительные свойства серной кислотыРисунок 1окислительные свойства серной кислоты15